КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. Дискуссионные вопросы
Дискуссионные вопросы Темы рефератов Темы докладов и сообщений План ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК Тема семинарского занятия «Психология малой группы»
1 Классификация групп в социальной психологии. 2 Малая группа и ее характеристики. 3 Механизмы групповой динамики. 4 Социометрическое измерение малой группы. 5 Лидер и стили лидерства. 1 Социально-психологические особенности учебной группы. 2 Руководство и лидерство как социально-психологическое явление. 3 Трудовой коллектив как объект и субъект управления. 4 Конфликт в трудовом коллективе. 1 Психология толпы. 2 Психология политики. 3 Лидер и стили руководства. 4 Управление персоналом (кадровый менеджмент). 5 Социально-психологический климат трудового коллектива сквозь призму эффективности его деятельности. 6 Психология коллективной деятельности. 1 Каким образом изменение социометрической позиции человека в группе может влиять на его социальную адаптацию? 2 Почему индивид может иметь различные социометрические статусы в различных группах? 3 Почему индивид может иметь один и тот же социометрический статус в различных группах? 4 Какие бывают стили руководства и какие из них эффективнее?
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ 1 На основании каких признаков в социальной психологии определяется малая группа? 2 Назовите основные разновидности малых групп. 3 Каковы основные стадии развития малой группы? 4 Чем коллектив отличается от всех иных видов малых групп? 5 Каковы отличительные признаки коллектива и этапы его развития? 6 Каким образом социометрическая методика определяет конкретное место каждого члена малой группы? В чем сущность социометрического статуса члена малой группы? 7 Назовите возможные социометрические статусы членов малой группы. 8 Чем позиция социометрической звезды отличается от позиции лидера? 9 Какие бывают стили руководства? 10 Как реализуются основные управленческие функции руководителем?
Краткий словарь основных понятий по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ» АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ – тип личности, характеризующийся предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верноподданничеством и высокомерием по отношению к нижестоящим. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ в принципе неустойчива и стремится к приобретению безопасности на основе социальной иерархии и тесной включенности в группу. АГРЕССИЯ –действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т. д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. В психологии Агрессия трактуется либо как результат внутренне присущей человеку агрессивности (психологизм), либо как результат фрустрации, либо как следствие недостаточной и неудачной социализации. АГРЕССИВНОСТЬ – тенденция к агрессии. АГРЕССИЯ ЗАМЕЩЕННАЯ – враждебные действия, направленные не на вызвавший агрессию объект, а на доступный и “разрешенный” объект. АГРЕССИЯ ЗАЩИТНАЯ – враждебные действия по отношению к другим лицам и группам с целью решить и ликвидировать собственные внутренние проблемы. АДАПТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ – вид социальной адаптации, который представляет собой включение работника в производственную среду и имеет в качестве основных сторон психофизиологическую, профессиональную и социально-психологическую адаптацию. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – 1.Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. 2. Включение человека или группы в новую социальную среду, во взаимодействии с которой появляются приспособительные и преобразовательные моменты. Акцентуация характера – чрезмерное развитие какой-то из черт характера. АФФЕКТЫ – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. Внимание –произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. ВОЛЯ – способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления). Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактное мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Гипноз включает в себя два понятия: особое состояние и методику введения в это состояние. Состояние гипноза характеризуется тем, что сознание человека временно сужается и резко сосредоточивается на содержании внушения. ЗРЕЛОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ –определенный уровень личностного развития индивида: результат социализации, в ходе которой он интернализирует (воспринимает) общественные ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества. ИМИДЖ (от англ. – образ, представление) – 1. Внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других. 2. Совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему. ИННОВАЦИЯ (от лат. – нововведение) – процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей), материальной или нематериальной культур в определенной социальной системе. Инстинкты – фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, присущая всем представителям данного вида. ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. – обращенный вовнутрь) – свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на внутренние нормы и независимость от внешних факторов (по К. Юнгу). ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. – смотреть вовнутрь) – метод исследования, основанный на самонаблюдении в процессе восприятия, мышления и т.д. ИНТУИЦИЯ – 1. Способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения, основанного на предшествующем опыте. 2. Чутье, проницательность. Коллектив – группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность, например, учебную, производственную, научную и т.п. Обладает свойствами социальной группы и социального института. Выделяются первичные коллективы – далее неделимые группы людей, находящихся в непосредственном общении и взаимодействии (бригады, школьные классы, студенческие группы и т.п.). Комплекс в теории психоанализа – бессознательные психические образования, складывающиеся на основе вытесненных в детстве переживаний и предопределяющие характер человека и его поведение (комплекс неполноценности. Эдипов комплекс). КОМПОЗИЦИЯ КОЛЛЕКТИВА – характеристика состава коллектива по социальным признакам (пол, возраст, семейное положение и т.п.) и психологическим свойствам его членов (тип темперамента, склонность к тем или иным видам деятельности – организаторской, исполнительской и т.д.). КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ – столкновение социальных субъектов (социальных групп, движений, их представителей), в которых выражается противоречивость их жизненных устремлений и несовпадение целей. Открытыми формами социальных конфликтов являются забастовки, межнациональные столкновения, гражданская война и др. Конфликт психологический – столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Конфликт внутриличностный – конфликт, участниками которого являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТНО-РОЛЕВОЙ – ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли. КОНФЛИКТ МЕЖРОЛЕВОЙ – ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью. ЛИБИДО (libido) – энергия сексуального влечения, эвристических переживаний, стремления к жизни. Относится ко всему, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие, человеколюбие, любовь к родителям и детям. Одно из важнейших понятий психоаналитического учения о влечениях к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос). ЛИДЕР – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личностного авторитета. ЛИДЕРСТВО – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. ЛИЧНОСТЬ – совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта. МАЛАЯ ГРУППА – объединение людей, численностью до 30 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении. медитация – специфическое психическое состояние сознания, при котором замедляется мысль и наступает релаксация, а также техника введения себя в такое состояние. Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. МОТИВ – внутреннее побуждение к деятельности, вызванное потребностями человека. НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, приводящее к возникновению психического контакта. ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта, основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Персонализм – философское учение о личности как первичной реальности и высшей духовной ценности. Основная задача – способствование духовному совершенствованию личности. ПОТРЕБНОСТЬ – состояние недостатка, ощущение нужды в чём-либо необходимом для жизни. Выделяются потребности физического существования, социального существования и социального развития. ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ – отражение социального статуса человека или группы в общественном сознании. ПСИХИКА – это “субъективный образ объективного мира”, системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опытом человечества через собственную активную деятельность. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как самоорганизующейся системы, как особой формы жизнедеятельности. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. – ослабление) –1. Процесс постепенного возвращения в состояние равновесия. 2. Общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий, типа аутогенной тренировки. Рефлексия – анализ собственного психического состояния, позволяющий разумно регулировать поведение и деятельность человека; формировать определенные отношения к окружающей действительности, к другим людям. СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация представляет собой противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего “Я”, к выработке оригинальных способов общения и деятельности. Социальная психология – научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. СТАТУС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – положение человека в системе межличностных отношений в коллективе. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – типичная для руководителя система способов, приёмов воздействия на подчиненных, подготовки, принятия и контроля выполнения управленческих решений. СТРЕСС – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Сублимация (сублимирование) – переключение энергии с сексуальных целей и влечений на другие социальные и культурные объекты, по Фрейду, – процесс переориентации либидо на иную, несексуальную, цель и нравственно одобряемую деятельность. ТИПЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА (основные): авторитарный (жесткие способы воздействия) – пресечение инициативы и обсуждения принимаемых решений подчиненными; демократический (коллегиальный) – поощрение инициативы подчиненных, привлечение их к подготовке, принятию и реализации решений; либеральный – невмешательство, пассивность, устранение от процесса руководства. Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – процесс установления связи между существующим состоянием системы и желательным, определяемым целями управления. Установка социальная – предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями. Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, возникающее вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласованности в работе обеспечивающих деятельность систем. ФРУСТРАЦИЯ (от лат. – самообман, неудача, тщетная надежда)– 1. Состояние психической дезорганизованности, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей, неуспеха в удовлетворении потребности, желания, и проявляющееся сочетанием подавленности с напряжением и тревогой. 2. Сама ситуация, обстоятельства, вызвавшие такое состояние. Характер – результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. ЦЕННОСТИ – объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.). Наука о ценностях – аксиология. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – разделяемые личностью социальные ценности, на достижение которых направляется активность человека. ЧУВСТВА – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Эмоции (от лат. – возбуждать, волновать) – переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. ЭМПАТИЯ – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Важная часть методов психологического консультирования (К. Роджерс). Эдипов комплекс – совокупность психологических процессов, которые, по Фрейду, формируются в результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и враждебности к отцу как «сопернику». В основе – древнегреческий миф об Эдипе, который женился на вдове убитого им царя и неожиданно узнал, что убитый был его отцом, а супругой стала его собственная мать. С помощью Эдипова комплекса психоанализ объясняет не только мотивацию поведения личности, но всю историю человеческой культуры.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |