Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический блок. Тема 1 Предмет педагогики




МОДУЛЬ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1 Предмет педагогики. Педагогика как единство воспитания и обучения

Из античной Греции ведет свое происхождение и тер­мин « педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как осо­бая наука педагогика впервые была вычленена из систе­мы философских знаний в начале XVII века. Педагогика изучает закономерности, принципы, содержа­ние, методы, формы образования, воспитания, обучения и особенности их взаимосвязи. Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образова­ния и обучения с самовоспитанием, самообразованием и са­мообучением и направленных на развитие человека. Педаго­гику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным, как перевести процесс воспитания в процесс самовоспитания. ОБЪЕКТ познания в педагогике – человек, развиваю­щийся в результате воспитательных отношений. Предмет пе­дагогики –воспитательные отношения, обеспечивающие раз­витие человека.

Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования лично­сти и их влияния на воспитание; определение целей воспитания; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания.

Основные категории педагогики: воспитание, развитие, образование, обучение.

Категория «воспитание» – определяющая в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком (социальном) смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, при­званную сформировать систему качеств личности, взгля­дов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкрет­ной воспитательной задачи (например, воспитание опреде­ленных черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитаниеэто целенаправленное форми­рование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (ум­ственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.). Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Человечество через воспитание обеспечивает развитие каждого человека. Развитиеэто объективный процесс внутреннего после­довательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить фи­зическое развитие, психическое развитие, социальное разви­тие, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и при­родных, управляемых и неуправляемых факторов.

Образованиеэто специально организованная система внеш­них условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществля­ется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготов­ленных педагогов. Все образовательные учреждения в госу­дарстве объединены в систему образования, посредством чего идет управление развитием человека. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трак­туют как процесс и результат усвоения человеком опыта поко­лений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. В процессе воспитания человека идет его развитие, уро­вень которого затем влияет на воспитание, изменяет его, превращая в процесс самовоспитания.

Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука решает несколько важных теоретических задач: выяснение закономерностей процесса воспитания, образования; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспита­ния, управления образовательными структурами; внедрение результатов исследований в практику преподавания; планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Практическое же воплощение теории лежит на образователь­ных учреждениях.

Систему педагогических наук образуют следующие науки: общая педагогика (исследует общие законы воспитания), история педагогики (изучает развитие педагогической мысли на протяже­нии времени, различные педагогические идеи и эпохи воспитания), сравнительная педагогика (изучает развитие в разных странах мира систем образования и занимается сопоставлением и нахождением свойств и отличий). Возрастная педагогика (изучает типы воспитания человека в зависимости от его возраста), специальная педагогика (занимается воспитанием людей с какими-либо отклонениями, а также методикой преподавания различных дисциплин).

В настоящее время педагогика располагает множеством разнообразных на­учных методов. Основными из них являются: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Педагогическое наблюдение применяется в любой исследовательской дея­тельности. Наблюдение – основной источник накопления фактов и сведе­ний. Педагогический эксперимент – это метод исследования, ориентирован­ный на подтверждение или отрицание каких-либо теоретических выкла­док опытным путем. В зависимости от имеющихся целей различают следу­ющие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий, контрольный, естественный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.