Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический блок. Вопросы для самопроверки




Вопросы для самопроверки

Темы рефератов

Темы докладов и сообщений

План

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Тема семинарского занятия «Основные этапы становления и развития педагогической науки»

1 Педагогические идеи античной эпохи.

2 Воспитание и обучение личности в эпоху средневековья.

3 Возрождение и идеал личности.

4 Становление педагогики как науки в XVII – XVIII веках.

5 Основные этапы развития отечественной педагогики.

Контрольные вопросы

1 Что изучает педагогика?

2 Каковы задачи педагогики?

3 Когда возникла наука о воспитании?

4 В чем исторический и классовый характер воспитания?

5 Охарактеризуйте систему педагогических наук.

1 Воспитание граждан в Древней Греции.

2 Семь рыцарских добродетелей – идеал феодального сословия эпохи средневековья.

3 "Великая дидактика" Яна Амоса Коменского

4 Педагогические идеи К.Д. Ушинского.

1 А.С. Макаренко – основоположник советской педагогики.

2 Ж.-Ж. Руссо о свободном воспитании.

3 В.А. Сухомлинский – выдающийся отечественный педагог.

4 История борьбы с неграмотностью в СССР и БССР в 20 – 30-е годы XX в.

5 Развитие системы образования в БССР в 20 – 30-х годах ХХ в.

Дискуссионные вопросы

1 Какими причинами было вызвано выделение педагогических идей в системе философских знаний эпохи античности?

2 Какими факторами обусловливалось изменение идеала личности в различные исторические эпохи?

3 Почему вплоть до XX века воспитание носило односторонний характер?

4 Что понимается в педагогике под "свободным воспитанием"?

Блок самоконтроля знаний студентами

1 Какие деятели мировой педагогики оставили заметный след в развитии теории педагогики?

2 В чем суть педагогических идей Яна Амоса Коменского?

3 Назовите основные идеи французских просветителей XVIII века о воспитании и развитии личности.

4 Что вы понимаете под термином "народная педагогика"? К.Д. Ушинский о народной школе в России.

5 А.С. Макаренко и его взгляды на воспитание личности в коллективе.

6 Когда педагогика выделилась в отдельную отрасль знания и с именем какого выдающегося педагога и философа было связано это событие?

Тема 3 Современное состояние образования

 

Современные образовательные процессы в Республике Беларусь. 90-е годы XX века характеризовались поиском национальной модели образования в Республике Беларусь, подъемом и совершенствованием белорусской средней и высшей школы в соответствии с современными образовательными процессами, происходящими в мире. Юридическим фундаментом для возрождения национальной программы образования явился закон «Об образовании в РБ», принятый 29 октября 1991 г. В концепции образования заложена преемственность всех учебных заведений, предусмотрен свободный доступ к любой ступени образования, многовариантность содержания и форм обучения. По приоритетным направлениям развития образования разработаны отдельные программы «Национальная школа», «Родной язык», «Талантливые дети», «Информатизация образования», «Сельская школа», «Дошкольное воспитание – защита детства». В настоящее время общеобразовательная школа состоит из трех ступеней: начальная школа (4 года), основная, или базовая (5 лет), старшая школа (2 года). Обучение начинается с 6 лет. На 3-й ступени обеспечивается завершение общеобразовательной подготовки учеников с помощью дифференцированного обучения. В апреле 1999 г. правительством Беларуси была утверждена Программа развития социальной системы образования до 2010 г. В ней предусматривается переход к обязательной 10-летней школе в качестве базовой. Учащиеся будут иметь возможность получать среднее образование в двух вариантах: или через 2 последних лицейских класса (11-й и 12-й), или через профессиональное образование, которое теперь осуществляется в профтехучилищах, техникумах, колледжах. Основные тенденции в развитии профессионального образования Белоруссии заключаются в том, что одновременно с получением профессиональной подготовки все в более широких масштабах учащиеся получают и полное среднее образование. В системе профтехобразования постепенно идет становление двух новых типов учебных заведений: профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. Начался процесс реформирования и высшей школы. Ряд институтов был преобразован в университеты и академии (тем самым было подчеркнуто значение гуманитарного блока знаний, важность научно-исследовательской работы в вузе), наряду с государственными развивается сеть негосударственных вузов. Значительно расширился перечень специальностей, получаемых выпускниками высшей школы (появились новые профессии в сфере государственного управления, экономики, бизнеса, юриспруденции и др.). Начался переход к многоуровневой системе образования, которая является атрибутом университетского образования. Во всех вузах расширяется количество часов по изучению истории Беларуси, белорусской культуры, вводятся вступительные экзамены по белорусскому языку, а в педагогических институтах на нем начали проводиться и государственные экзамены.

В условиях обновления технической базы производства, появления все более сложных и высоких наукоемких технологий становится жизненно необходимой интеграция высшего образования с наукой. Она осуществляется через все большее развитие в вузах научных исследований. Успех дальнейшего реформирования средней и высшей школы в РБ зависит от решения ряда задач, в частности: увеличения размеров финансирования образования хотя бы до 10% от национального дохода (как принято в Программе развития образования); разработки концепции и планов обеспечения высокого качества образования в условиях проведения рыночных реформ; разработки новых организационно-экономических механизмов взаимодействия экономики и образования; проведения мер на государственном уровне по созданию в обществе приоритета знаний.

Система образования и тенденции развития на рубеже XX – XXI веков в ведущих странах мира. Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров. Наиболее существенными особенностями и тенденциями развития образования в ведущих странах мира являются следующие:

1) расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ являются государственными;

2) возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета (в США 12% федерального бюджета выделяется на нужды образования);

3) расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие, что позволяет наиболее полно учитывать различные наклонности и способности учащихся;

4) разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся;

5) сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах;

6) преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования;

7) применение современных форм и методов обучения, связанных с активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся;

8) развитие материально-технической базы учебных заведений, оснащение их современной информационной техникой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.