КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретический блок. Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки Темы рефератов Темы докладов и сообщений План ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема семинарского занятия «Основные этапы становления и развития педагогической науки» 1 Педагогические идеи античной эпохи. 2 Воспитание и обучение личности в эпоху средневековья. 3 Возрождение и идеал личности. 4 Становление педагогики как науки в XVII – XVIII веках. 5 Основные этапы развития отечественной педагогики. Контрольные вопросы 1 Что изучает педагогика? 2 Каковы задачи педагогики? 3 Когда возникла наука о воспитании? 4 В чем исторический и классовый характер воспитания? 5 Охарактеризуйте систему педагогических наук. 1 Воспитание граждан в Древней Греции. 2 Семь рыцарских добродетелей – идеал феодального сословия эпохи средневековья. 3 "Великая дидактика" Яна Амоса Коменского 4 Педагогические идеи К.Д. Ушинского. 1 А.С. Макаренко – основоположник советской педагогики. 2 Ж.-Ж. Руссо о свободном воспитании. 3 В.А. Сухомлинский – выдающийся отечественный педагог. 4 История борьбы с неграмотностью в СССР и БССР в 20 – 30-е годы XX в. 5 Развитие системы образования в БССР в 20 – 30-х годах ХХ в. Дискуссионные вопросы 1 Какими причинами было вызвано выделение педагогических идей в системе философских знаний эпохи античности? 2 Какими факторами обусловливалось изменение идеала личности в различные исторические эпохи? 3 Почему вплоть до XX века воспитание носило односторонний характер? 4 Что понимается в педагогике под "свободным воспитанием"? Блок самоконтроля знаний студентами 1 Какие деятели мировой педагогики оставили заметный след в развитии теории педагогики? 2 В чем суть педагогических идей Яна Амоса Коменского? 3 Назовите основные идеи французских просветителей XVIII века о воспитании и развитии личности. 4 Что вы понимаете под термином "народная педагогика"? К.Д. Ушинский о народной школе в России. 5 А.С. Макаренко и его взгляды на воспитание личности в коллективе. 6 Когда педагогика выделилась в отдельную отрасль знания и с именем какого выдающегося педагога и философа было связано это событие? Тема 3 Современное состояние образования
Современные образовательные процессы в Республике Беларусь. 90-е годы XX века характеризовались поиском национальной модели образования в Республике Беларусь, подъемом и совершенствованием белорусской средней и высшей школы в соответствии с современными образовательными процессами, происходящими в мире. Юридическим фундаментом для возрождения национальной программы образования явился закон «Об образовании в РБ», принятый 29 октября 1991 г. В концепции образования заложена преемственность всех учебных заведений, предусмотрен свободный доступ к любой ступени образования, многовариантность содержания и форм обучения. По приоритетным направлениям развития образования разработаны отдельные программы «Национальная школа», «Родной язык», «Талантливые дети», «Информатизация образования», «Сельская школа», «Дошкольное воспитание – защита детства». В настоящее время общеобразовательная школа состоит из трех ступеней: начальная школа (4 года), основная, или базовая (5 лет), старшая школа (2 года). Обучение начинается с 6 лет. На 3-й ступени обеспечивается завершение общеобразовательной подготовки учеников с помощью дифференцированного обучения. В апреле 1999 г. правительством Беларуси была утверждена Программа развития социальной системы образования до 2010 г. В ней предусматривается переход к обязательной 10-летней школе в качестве базовой. Учащиеся будут иметь возможность получать среднее образование в двух вариантах: или через 2 последних лицейских класса (11-й и 12-й), или через профессиональное образование, которое теперь осуществляется в профтехучилищах, техникумах, колледжах. Основные тенденции в развитии профессионального образования Белоруссии заключаются в том, что одновременно с получением профессиональной подготовки все в более широких масштабах учащиеся получают и полное среднее образование. В системе профтехобразования постепенно идет становление двух новых типов учебных заведений: профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. Начался процесс реформирования и высшей школы. Ряд институтов был преобразован в университеты и академии (тем самым было подчеркнуто значение гуманитарного блока знаний, важность научно-исследовательской работы в вузе), наряду с государственными развивается сеть негосударственных вузов. Значительно расширился перечень специальностей, получаемых выпускниками высшей школы (появились новые профессии в сфере государственного управления, экономики, бизнеса, юриспруденции и др.). Начался переход к многоуровневой системе образования, которая является атрибутом университетского образования. Во всех вузах расширяется количество часов по изучению истории Беларуси, белорусской культуры, вводятся вступительные экзамены по белорусскому языку, а в педагогических институтах на нем начали проводиться и государственные экзамены. В условиях обновления технической базы производства, появления все более сложных и высоких наукоемких технологий становится жизненно необходимой интеграция высшего образования с наукой. Она осуществляется через все большее развитие в вузах научных исследований. Успех дальнейшего реформирования средней и высшей школы в РБ зависит от решения ряда задач, в частности: увеличения размеров финансирования образования хотя бы до 10% от национального дохода (как принято в Программе развития образования); разработки концепции и планов обеспечения высокого качества образования в условиях проведения рыночных реформ; разработки новых организационно-экономических механизмов взаимодействия экономики и образования; проведения мер на государственном уровне по созданию в обществе приоритета знаний. Система образования и тенденции развития на рубеже XX – XXI веков в ведущих странах мира. Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров. Наиболее существенными особенностями и тенденциями развития образования в ведущих странах мира являются следующие: 1) расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ являются государственными; 2) возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета (в США 12% федерального бюджета выделяется на нужды образования); 3) расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие, что позволяет наиболее полно учитывать различные наклонности и способности учащихся; 4) разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся; 5) сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах; 6) преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования; 7) применение современных форм и методов обучения, связанных с активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся; 8) развитие материально-технической базы учебных заведений, оснащение их современной информационной техникой.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |