КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М о д у л ь II воспитание и развитие личности. Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки Дискуссионные вопросы Темы рефератов Темы докладов и сообщений План ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема семинарского занятия «Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь и ведущих странах мира» 1 Современные образовательные процессы в Республике Беларусь. 2 Государственная система образования и воспитания молодежи в РБ. 3 Система образования и тенденции ее развития в ведущих странах мира на рубеже ХХ – ХХI веков.
Контрольные вопросы 1 Выделите основные периоды развития педагогической мысли. 2 Что сделал для педагогики Я.А. Коменский? Когда это было? 3 Кратко сформулируйте педагогические взгляды К.Д. Ушинского. 4 Кого из педагогов нашей страны вы знаете? Чем они прославились? 1 Основные направления реформы народного образования в РБ. 2 Система подготовки и переподготовки педагогических кадров в РБ. 3 Структура деятельности педагогических кадров. 4 Образовательные процессы в Российской Федерации на рубеже ХХ – ХХI веков. 1 Состояние и развитие высшего образования в США в современных условиях. 2 Подготовка и переподготовка инженерно-технических кадров в ФРГ. 3 Развитие высшего и среднего специального образования в современной Франции. 4 Основные тенденции развития образования в ведущих странах мира. 1 В чем особенности современной социокультурной ситуации в РБ? 2 Какими причинами вызвана необходимость реформирования народного образования в РБ? 3 Почему на рубеже ХХ – ХХI веков наблюдается кризис системы образования в современном мире? Каковы его проявления? Блок самоконтроля знаний студентами 1 В чем сущность проводимой в нашей стране реформы образования? 2 Как в Конституции РБ закреплено право граждан на получение образования? 3 Назовите структурные элементы системы образования в РБ. 4 В чем заключается деятельность педагогических кадров? 5 Назовите основные тенденции развития образования в ведущих странах мира в настоящее время. 6 Объясните, почему возрастает роль образования и воспитания в современном обществе? Тема 4 Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий. Становление личности происходит в процессе её социализации. Становление – понятие, которое отражает достижение ребенком такого уровня развития, когда он может самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром, производить относительно устойчивый ценностный выбор. Социализация – процесс формирования личности в конкретно-исторических социальных условиях, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В ходе этого процесса человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или в данной социальной группе.Факторы социализации: социализированность и воспитанность. Социализация представляет противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего “Я”, к выработке оригинальных способов общения и деятельности. Важнейшая задача социализации – превратить процесс воспитания в процесс самовоспитания. Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Потребность и способность к самовоспитанию есть показатели эффективности воспитания личности. Выделяют следующие составные части воспитания: умственное воспитание, физическое воспитание, трудовое и политехническое воспитание, нравственное и эмоциональное (эстетическое) воспитание. Основные методы обучения и воспитания: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский. Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что учащиеся получают знания в "готовом" виде – на лекциях, из литературы. Этот метод применяется для больших объемов информации. Однако, воспринимая и осмысливая факты и выводы, студенты остаются в рамках только репродуктивного мышления. Репродуктивный метод заключается в повторении учащимися некоторого образца, в выполнении задания по инструкциям, предписаниям, планам. Метод проблемного изложения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска. Затем, используя свой опыт, показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге – способ решения поставленной задачи. Этот метод, позволяющий студентам наблюдать за процессом исследования, широко применялся и применяется в настоящее время. Частично-поисковый, или эвристический, метод проявляется в активном поиске решения поставленной задачи. Задача ставится в процессе обучения или формулируется самостоятельно. Исследование происходит под контролем педагога либо на основе эвристических программ или указаний. Процесс мышления при использовании этого метода приобретает продуктивный характер, хотя и контролируется педагогом. Исследовательский метод требует основной базы знаний. Учащийся полностью независим, и процесс обучения постепенно перерастает в процесс исследования. Основные направления воспитания: нравственное, трудовое, патриотическое, эстетическое, физическое воспитание. Методами педагогического воздействия на личность являются упражнение и приучение. Упражнение занимает очень важное место в обучении, так как с его помощью формируются все навыки – и практические, и теоретические. Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной деятельности широко применяются в основном три вида упражнений: упражнения в полезной деятельности (суть их в том, чтобы воспитанник сам осознавал пользу от своих действий, чувствовал удовольствие и моральное удовлетворение); режимные упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс – режим; специальные упражнения имеют целью выработку и закрепление специальных умений и навыков. Сущность и функции стимулирования в педагогическом воздействии. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству, действию. Небольшое стимулирующее действие заложено уже в каждом из методов. Но есть методы, направленные исключительно на стимулирование учебной деятельности. Функции этих методов заключаются в усилении действия других методов. Методы, действие которых усиливается при помощи стимулирующих, называются основными. Методы стимулирования являются, таким образом, дополнительными. К ним относятся: метод соревнования; метод поощрения; метод наказаний. Стремление к первенству свойственно всем людям, а особенно молодежи. Это используется методом соревнования – важным методом стимулирования. Главная задача педагога при использовании этого метода – не дать соревнованию превратиться в жесткую конкуренцию. Метод соревнования должен быть основан на дружеских отношениях, не должна идти речь о победе любой ценой. Поощрение – еще один метод стимулирования. Он заключается в том, что ученик испытывает чувство удовлетворения от признания того подхода, того образа действий и того отношения к действию, которые избраны и реализуются им. Но самый главный эффект поощрения – возникновение у обучаемого острого желания вести себя так же (хорошо), чтобы как можно чаще испытывать это состояние психического комфорта. Однако поощрение не должно быть слишком частым. Это может привести к его обесцениванию: ученик будет ждать похвалы за малейшее достижение. Поощрение является очень эффективным методом работы с застенчивыми, неуверенными в себе учениками. Наказание – одиниз старейших методов воспитания. Раньше он считался очень эффективным, однако со временем подвергся переоценке. Наказанию придают меньшее значение, хотя и не отвергают вовсе. Наказание корректирует поведение ученика, заставляет его задуматься о том, что он сделал неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, психологического дискомфорта, стыда. Однако оно не должно причинять ему ни морального унижения,ни физического страдания. В процессе наказания ученик должен чувствовать, что его поведение вызывает отчуждение коллектива. Именно поэтому коллективные наказания считаются не слишком эффективными, так как они могут провоцировать определенную сплоченность людей на нездоровой основе. Педагогические требования к применению метода наказаний следующие: не наказывать за неумышленные поступки; не наказывать наспех, без достаточных оснований (лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного); сочетать наказание с другими методами воспитания (убеждение, приучение); строго соблюдать педагогический такт; опираться на понимание и поддержку общественного мнения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |