Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М о д у л ь II воспитание и развитие личности. Вопросы для самопроверки




Вопросы для самопроверки

Дискуссионные вопросы

Темы рефератов

Темы докладов и сообщений

План

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Тема семинарского занятия «Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь и ведущих странах мира»

1 Современные образовательные процессы в Республике Беларусь.

2 Государственная система образования и воспитания молодежи в РБ.

3 Система образования и тенденции ее развития в ведущих странах мира на рубеже ХХ – ХХI веков.

 

Контрольные вопросы

1 Выделите основные периоды развития педагогической мысли.

2 Что сделал для педагогики Я.А. Коменский? Когда это было?

3 Кратко сформулируйте педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

4 Кого из педагогов нашей страны вы знаете? Чем они просла­вились?

1 Основные направления реформы народного образования в РБ.

2 Система подготовки и переподготовки педагогических кадров в РБ.

3 Структура деятельности педагогических кадров.

4 Образовательные процессы в Российской Федерации на рубеже ХХ – ХХI веков.

1 Состояние и развитие высшего образования в США в современных условиях.

2 Подготовка и переподготовка инженерно-технических кадров в ФРГ.

3 Развитие высшего и среднего специального образования в современной Франции.

4 Основные тенденции развития образования в ведущих странах мира.

1 В чем особенности современной социокультурной ситуации в РБ?

2 Какими причинами вызвана необходимость реформирования народного образования в РБ?

3 Почему на рубеже ХХ – ХХI веков наблюдается кризис системы образования в современном мире? Каковы его проявления?

Блок самоконтроля знаний студентами

1 В чем сущность проводимой в нашей стране реформы образования?

2 Как в Конституции РБ закреплено право граждан на получение образования?

3 Назовите структурные элементы системы образования в РБ.

4 В чем заключается деятельность педагогических кадров?

5 Назовите основные тенденции развития образования в ведущих странах мира в настоящее время.

6 Объясните, почему возрастает роль образования и воспитания в современном обществе?


Тема 4 Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с по­мощью специально организованных педагогических воздействий. Становление личности происходит в процессе её социализации. Становление – понятие, которое отражает достижение ребенком такого уровня развития, когда он может самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром, производить относительно устойчивый ценностный выбор. Социализация – процесс формирования личности в конкретно-исторических соци­альных условиях, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В ходе этого процесса человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или в данной социаль­ной группе.Факторы социализации: социализированность и воспитанность. Социализация представляет противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего “Я”, к выработке оригинальных способов общения и деятельности. Важнейшая задача социализации – превратить процесс воспитания в процесс самовоспитания. Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение сво­ей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сло­жившимися идеалами и убеждениями. Потребность и способность к самовоспитанию есть показатели эффективности воспитания личности. Выделяют следующие составные части воспитания: умственное воспитание, физическое воспитание, трудовое и политехническое воспитание, нравственное и эмоциональное (эстетическое) воспитание.

Основные методы обучения и воспитания: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский. Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что учащиеся полу­чают знания в "готовом" виде – на лекциях, из литературы. Этот метод применяется для больших объемов информации. Однако, воспринимая и осмысливая факты и выводы, студенты остаются в рамках только репро­дуктивного мышления. Репродуктивный метод заключается в повторении учащимися некоторого образца, в выполнении задания по инструкциям, предписаниям, планам. Метод проблемного изложения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска. Затем, используя свой опыт, показывает систему доказательств (сравнивает точ­ки зрения, различные подходы) и в итоге – способ решения поставленной задачи. Этот метод, позволяющий студентам наблюдать за процессом ис­следования, широко применялся и применяется в настоящее время. Частично-поисковый, или эвристический, метод проявляется в активном поиске решения поставленной задачи. Задача ставится в процессе обучения или формулируется самостоятельно. Исследование происходит под конт­ролем педагога либо на основе эвристических программ или указаний. Процесс мышления при использовании этого метода приобретает про­дуктивный характер, хотя и контролируется педагогом. Исследовательский метод требует основной базы знаний. Учащийся полностью независим, и процесс обучения постепенно перерастает в процесс иссле­дования. Основные направления воспитания: нравственное, трудовое, патриотическое, эстетическое, физическое воспитание.

Методами педагогического воздействия на личность являются упражнение и приучение. Упражнение занимает очень важное место в обучении, так как с его помощью формируются все навыки – и практические, и теоретические. Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной деятельности широко применяются в основном три вида упражнений: упражнения в полезной деятельности (суть их в том, чтобы воспитанник сам осознавал пользу от своих действий, чувствовал удовольствие и моральное удовлетворение); режимные упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс – режим; специальные упражнения имеют целью выработку и закрепление специальных умений и навыков.

Сущность и функции стимулирования в педагогическом воздействии. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству, дей­ствию. Небольшое стимулирующее действие заложено уже в каждом из методов. Но есть методы, направленные исключительно на стимулирова­ние учебной деятельности. Функции этих методов заключаются в усиле­нии действия других методов. Методы, действие которых усиливается при помощи стимулирующих, называются основными. Методы стимулирова­ния являются, таким образом, дополнительными. К ним относятся: метод соревнования; метод поощрения; метод наказаний.

Стремление к первенству свойственно всем людям, а особенно молодежи. Это используется методом соревнования – важным методом стимулирования. Главная задача педагога при использовании этого метода – не дать сорев­нованию превратиться в жесткую конкуренцию. Метод соревнования дол­жен быть основан на дружеских отношениях, не должна идти речь о побе­де любой ценой. Поощрение – еще один метод стимулирования. Он заключается в том, что ученик испытывает чувство удовлетворения от признания того подхода, того образа действий и того отношения к действию, которые избраны и реа­лизуются им. Но самый главный эффект поощрения – возникновение у обучаемого ос­трого желания вести себя так же (хорошо), чтобы как можно чаще испы­тывать это состояние психического комфорта. Однако поощрение не должно быть слишком частым. Это может привести к его обесцениванию: ученик будет ждать похвалы за малейшее достижение. Поощрение является очень эффективным методом работы с застенчи­выми, неуверенными в себе учениками. Наказание – одиниз старейших методов воспитания. Раньше он считался очень эффективным, однако со временем подвергся переоценке. Наказанию придают меньшее значение, хотя и не отвергают вовсе. Наказание корректирует поведение ученика, заставляет его задуматься о том, что он сделал неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, психологического дискомфорта, стыда. Однако оно не должно причинять ему ни морального унижения,ни физического страдания. В процессе наказания ученик должен чувствовать, что его поведение вызывает отчуждение кол­лектива. Именно поэтому коллективные наказания считаются не слишком эффективными, так как они могут провоцировать определенную сплоченность людей на нездоровой основе. Педагогические требования к применению метода наказаний следующие: не наказывать за неумышленные поступки; не наказывать наспех, без достаточных оснований (лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного); сочетать наказание с другими методами воспитания (убеждение, приуче­ние); строго соблюдать педагогический такт; опираться на понимание и поддержку общественного мнения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.