Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический блок




Дискуссионные вопросы

Темы рефератов

Темы докладов и сообщений

План

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Семинарское занятие «Межличностные отношения и их проявления при взаимодействии и общении друг с другом»

 

1 Сущность межличностных отношений и их виды.

2 Уровни совместимости людей.

3 Механизмы межличностных отношений: симпатия и притяжение, совместимость и срабатываемость.

1 Межличностные отношения в супружеских парах.

2 Совместимость и срабатываемость в условиях совместной деятельности.

3 Возрастная динамика взаимоотношений детей и подростков.

1 Переживание как фактор социальной адаптации.

2 Межличностные отношения «педагог – учащиеся».

3 Социальные функции чувств.

1 Какова связь между межличностными отношениями и эмоциями?

2 В чем отличие совместимости и срабатываемости людей в процессе реализации совместной деятельности?

3 Как вы думаете, по каким поведенческим признакам можно определить тип переживаний человека на уровне наблюдения?

 

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ

 

Вопросы для самопроверки

1 Каковы основные виды межличностных отношений?

2 Назовите уровни совместимости людей.

3 Каковы условия возникновения симпатии и притяжения между людьми?

4 Любовь и дружба как проявления межличностных отношений.

 

Тема 7 Личность и малая группа

В социальной психологии выделяют следующие основные виды групп: большие и малые, реальные и условные, организованные и неорганизованные, коллективные и становящиеся. В малой группе проявляются основные социально-психологические механизмы взаимодействия людей. Ее основными характеристиками являются: 1) число ее членов (от 3 до 20 – 25 человек); 2) постоянные контакты каждого члена группы с другими; 3) наличие организованной структуры; 4) традиции и нормы поведения членов группы; 5) общие цели совместной деятельности. Этапами развития такой группы явлются: 1) образование группы; 2) становление группы как процесс создания в ней системы межличностных взаимоотношений, ее норм, правил, традиций; 3) превращение малой группы в коллектив единомышленников как высшей ступени ее развития. Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Коллектив характеризуется следующими основными чертами:

· члены коллектива устойчиво взаимодействуют. Это взаимодействие способствует прочности и стабильности существования коллектива;

· коллектив должен отличаться ярко выраженной однородностью состава;

· члены коллектива должны иметь относительно высокую сплоченность в связи с единством взглядов, установок, позиций;

· коллектив должен быть структурирован и организован;

· коллектив отличается открытостью, готовностью принять новых членов.

К основным механизмам функционирования малой группы относятся: групповое давление, групповая динамика, групповая сплоченность. Социально-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условий жизнедеятельности, стилем и уровнем управления, другими факторами.

Каждый член коллектива влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам социально-психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям.

Для определения положения отдельной личности в группе социальная психология использует, прежде всего, методы социометрического измерения. Они позволяют выяснить социальный статус каждого члена этой группе. Особая роль в малой группе принадлежит лидеру. Существует два типа лидеров – неформальный и формальный. Формальный лидер – это человек, власть которого определена административно. Неформальный лидер – это человек, который по собственной воле берет на себя некоторые обязательства, представляющие ему и кое-какую власть. Руководитель должен обладать рядом качеств, в число которых входят: волевые данные, профессиональное восприятие, обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность, контактность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.