Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа




СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПО ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСОВ

В целях повышения уровня психологических знаний студентов рекомендуется использовать в учебном процессе дополнительные спецкурсы по социальной психологии. На кафедре «Философия, история и политология» с этой целью были разработаны следующие спецкурсы:

1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Типовая и рабочая программы составлены доктором социологических наук, профессором кафедры «Философия, история и политология» О.С. Осиповой на основе обобщения опыта преподавания курса “Социальная психология” в МГУ, БГУ, БГПУ, Европейском университете (г. Минск) и других вузах России и Беларуси).

2 ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ(Рабочую программу составил доцент В.Л. Михаленко).

3 Основы делового общения и дипломатии (Рабочую программу составила ассистент Т.И. Сосновская).

Тема 1 Введение в социальную психологию

Социальная психология: предмет, задачи, место в системе научного знания. Пограничный характер социально-психологического знания. “Двойной” статус социальной психологии – одновременное существование в рамках социологического и психологического знания. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также социально-психологических характеристик самих групп.

Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное ее развитие в дореволюционный период в рамках социологии (М.М. Ковалевский, Л.И. Щедравицкий, Н.К. Михайловский). Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции (В.М. Бехтерев). Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии в послереволюционный период. Современные представления о предмете социальной психологии. Функции социальной психологии в обществе.

Возникновение и развитие социальной психологии как науки. Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. “Психология народов” (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), “психология масс” (Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон), теория “инстинктов социального поведения” Мак-Дугалла. Теоретическая и методологическая ограниченность первых социально-психологических теорий.

Обоснование философских предпосылок социально-психологического знания в рамках марксистской концепции, отсутствие в ней специальных социально-психологических теорий. Идеологическая ангажированность советской социальной психологии. Необходимость признания права исследователя ориентироваться на любую философию (в том числе и марксистскую) и недопустимость принятия наукой любого идеологического диктата.

Период экспериментального развития социальной психологии на Западе в XX веке. Формулирование основной программы экспериментальной социальной психологии в работах В. Меде и Ф. Олпорта. Социальные и теоретические причины переориентации социальной психологии с исследования больших общностей на исследование малых групп. Возрастание роли прикладного социально-психологического знания. Внедрение социальной психологии в систему производства (Э. Мейо), пропаганды (Г. Лассуэл) и других сфер общественной жизни. Акцент на прикладных исследованиях и утрата интереса к теоретическому знанию.

Основные современные теоретические концепции социальной психологии на Западе. Отсутствие четкости в определении “школ”, теоретический эклектицизм. Развитие течений необихевиоризма (А. Бандура, Н. Миллер, Д. Доллард), психоанализа (Э. Фромм, В. Байон, В. Шутц), выросшей на его основе гуманистической ориентации (А. Маслоу, К. Роджерс), интеракционистских теорий (Г. Мид), “когнитивных теорий” (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум).

Методологические проблемы социально-психологического исследования. Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования. Общая и частная (или специальная) методология. Социально-психологическая интерпретация принципа деятельности как пример частной методологии. Соотношение методологии и методики исследования. Два основных типа социально-психологических исследований: экспериментальные и корреляционные. Основные методы сбора эмпирической информации: наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, рейтинг, социометрия, эксперимент и т.д. Специфика эксперимента в социальной психологии. Проблема качества социально-психологической информации: устойчивость информации, обоснованность, надежность (валидность), точность, репрезентативность.

 


Тема 2 Проблема личности в социальной психологии

Специфика социально-психологической проблематики личности. Исследование личности в социологии и общей психологии. Особенности социально-психологического подхода: выявление того, каким образом, в каких конкретных группах и видах деятельности личность усваивает социальные влияния; каким образом, в каких конкретных группах и видах деятельности она реализует свою социальную сущность; каким образом личность преобразует социальные установки, социокультурный код общества.

Теоретические подходы к изучению личности в зарубежной социальной психологии. Я-концепция.

Личность в группе (в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий). Проблема социальной идентичности личности. Социально-психологическая характеристика личности: качества личности, проявляющиеся в совместной деятельности и общении. Коммуникативные свойства личности – умение общаться. Проблема когнитивной сложности личности и ее “когнитивного стиля”. Понятие “социально-перцептивной способности” личности. Место и роль социально-психологических качеств личности в оптимизации системы межличностных отношений в группе. Механизмы перцептивной защиты. Личность и проблема взаимодействия. Умение и готовность личности к совместным действиям. Эффективность деятельности личности.

Социально-психологические аспекты социализации личности. Взаимоотношение социальной психологии и генетической психологии в исследовании процесса социализации. Связь собственно социально-психологического подхода с исследованиями социализации в возрастной психологии. Понятие социализации в узком и широком смыслах. Основное содержание процесса социализации – включение индивида в систему общественных отношений через усвоение социального опыта и активного воспроизводства общественных отношений. Значение полемики Л.С. Выготского и Ж. Пиаже для научного понимания процесса социализации. Основные теории развития личности: психоаналитические теории (З. Фрейд, Э. Эриксон), когнитивные теории (стадии когнитивного развития Ж. Пиаже), теория нравственного развития ребенка (Л. Кольберг), бихевиористские теории, гуманистически ориентированные теории, теории деятельностного подхода. Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Соотношение понятий социализация, де- и ресоциализация. Механизмы и институты социализации. Формирование самосознания в процессе социализации. Значение социальных норм и социального контроля.

Самосознание и Я-концепция личности. Структура Я-концепции. Когнитивный компонент Я-концепции (образ Я – физический, психический, социальный). Три модальности образа Я. Эмоционально-оценочный компонент Я-концепции (самооценка, самоотношение). Уровень притязаний Я. Поведенческий компонент Я-концепции. Локус контроля (Дж. Роттер). Психологическая защита как преодоление диссонанса между непосредственным опытом и Я-концепцией. Функции Я-концепции. Методы исследования Я-концепции личности.

Социализация личности и проблема социальной установки. Понятие социальной установки. Важность изучения социальной установки личности для анализа детерминантов социального поведения и для изучения мотивации на социально-психологическом уровне. Различные подходы к изучению социальной установки в отечественной науке. Традиция исследования социальных установок – «аттитюдов» – в современной социальной психологии на Западе. Полемика вокруг понятия “аттитюд”. Необихевиористский и когнитивистский подходы к изучению социальных установок.

Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Функции социальной установки в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальной установки и реального поведения (эксперимент Лапьера).

Недостаточность понятия социальной установки для объяснения механизмов социального поведения. Иерархическая структура диспозиций личности. Создание диспозиционной концепции регуляции социального поведения и ее основное содержание (В.А. Ядов).

Проблема изменения социальных установок, ее теоретические и практические аспекты.

Социальная роль как способ поведения личности, определяемый ее местом в системе общественных отношений, и возможность приобретения ею “личностной” окраски (различные “стили” исполнения социальной роли).

Социально-психологические аспекты девиантного и асоциального поведения личности. Девиантное поведение как разновидность социально-ролевого поведения. Причины девиантного поведения личности. Социально-психологическое обоснование девиантного поведения. Социально-психологические особенности поведения девиантных групп созидательной и разрушительной направленности.

 

Тема 3 Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей

 

Понятие о межличностном взаимодействии. Межличностные отношения как реальность общественных отношений, как форма их проявления. Эмоциональная основа межличностных отношений. Традиция измерения межличностных отношений в западной социальной психологии.

Феноменология общения. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Единство общения и деятельности. Дискуссионный характер проблем о формах связи общения и деятельности. Различные точки зрения на структуру общения. Содержание, формы и механизмы общения. Основные аспекты процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная; их связь с характером совместной деятельности и характером отношений партнеров по общению.

Коммуникативный аспект общения: общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации в ходе ее “движения”; активная позиция партнеров в коммуникативном процессе. Проблема смысла при усвоении информации. Использование различных знаковых систем в коммуникативном процессе. Виды коммуникации. Средства общения (вербальные, невербальные) и их характеристика. Виды общения (массовое, межличностное). Виды межличностного общения (императивное, манипулятивное, монологическое, диалогическое общение). Потребности и функции общения. Способы психологического воздействия в процессе межличностного общения (подражание, заражение, убеждение, внушение). Техника и приемы общения. Активное слушание и его фазы (фаза поддержки, фаза комментирования). Виды обратной связи.

Общая методологическая проблема – проблема кода и декодификации как условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Связь коммуникативной стороны общения с деятельностью как исходный принцип решения проблемы кода.

Интерактивный аспект общения: общение как обмен действиями. Проблема взаимодействия (интеракции) людей в социальной психологии. Неоднозначное решение вопроса о соотношении интеракции и коммуникации. Влияние потребностей и социальных установок на процесс общения и взаимодействия. Основные стратегии взаимодействия и факторы, их определяющие. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса. Позиции личности в общении (Э. Берн, Т. Лири). Теории “диадического взаимодействия”: положительные и отрицательные стороны использования математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров (“дилемма узника”). Решение проблемы взаимодействия в “символическом интеракционизме”. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности в деятельностной парадигме социальной психологии. Психическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участников.

Перцептивный аспект общения: общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Роль социальной перцепции в процессе взаимопонимания. Историческое изменение понятия “социальная перцепция”. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Место межличностного восприятия в системе социально-перцептивных процессов. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними. Эстетическая привлекательность, экспрессия, оформление – трансляторы особенностей личности и ее состояния. Стереотипизация, идентификация и эмпатия – основные механизмы взаимопознания. Влияние эмоционального состояния, установок, социальной наблюдательности, опыта общения, рефлексии самооценки на познание людьми друг друга. Интерпретация причин поведения другого человека – феномен “каузальной атрибуции” (Г. Келли). Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен межличностной аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Проблема точности межличностного восприятия. Специфика решения этой проблемы в социальной психологии. Ошибки взаимовосприятия. Практические средства повышения точности межличностного восприятия.

Тема 4 Социальная психология массовой коммуникации

Сущность коммуникативного процесса. Массовая коммуникация – общение больших социальных групп. Специфика коммуникативного процесса в условиях массовой коммуникации. Информационная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Интерактивная сторона общения.

Основные функции массовой коммуникации. Социальная функция массовой коммуникации. Социально-психологическая функция массовой коммуникации. Четыре основных элемента осуществления процесса коммуникации.

Сущность коммуникативной политики. Различия манипулятивной и формирующей программы воздействия.

 

Тема 5 Психология больших социальных групп

Проблема группы в социальной психологии. Социология об объективных критериях различения социальных групп в обществе. Критика понимания “группы” в социальной психологии как простого собрания людей, например, в условиях лабораторного эксперимента. Исследование особенностей реальных социальных групп для понимания детерминации социального поведения личности как задача социальной психологии.

Методологическое значение принципа деятельности для исследования групп в социальной психологии. Группа как система деятельности и как субъект деятельности. Психологические характеристики коллективного субъекта деятельности.

Принципы исследования психологии больших социальных групп. Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация. Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Методологическое значение исследования психологии этих групп для понимания содержательной стороны ценностей и потребностей индивида. Временные, неорганизованные группы: толпы, аудитории, публика и т.д. Значение исследования психологии неорганизованных групп на современном этапе.

Особенности исследования психологии больших социальных групп: ограничение возможностей эксперимента, специфика наблюдения, использование аппарата статистики, включение логико-теоретических методов анализа. Тесная связь социальной психологии с социологией при исследовании психологии больших социальных групп.

Психология социальных классов. Понятие “социальный тип личности”. Структура классовой психологии: классовые потребности, классовые интересы. Проблема “социальных чувств” и “социального характера”. Специфика “психического настроя” классов в различные исторические эпохи. Особенности классового сознания различных классов на современном этапе общественного развития. Отражение изменений психологии классов в образе их жизни.

Психологические особенности этнических групп. Традиции их исследования в социальной психологии. Сущность понятия “национальное самосознание”. Зависимость осознания этнической принадлежности от социально-исторических условий существования этнической группы. Психология наций. Понятие “психологический склад нации” и “национальный характер”. Проблема этноцентризма. Понятие “этнического стереотипа”. Относительность и историчность национальной психологии. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального.

Стихийные группы и массовые движения. Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика. Специфика интерактивных и коммуникативных процессов в стихийных группах. Способы воздействия.

Заражение как способ группового воздействия. Основа заражения – бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Зависимость заражения от уровня развития самосознания личности. Историческая тенденция уменьшения роли заражения как способа воздействия. Феномен заражения в современных обществах. Явление паники, его исследование в социальной психологии.

Внушение, или суггестия, как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на невротическом восприятии информации. Условия эффективности внушения. Прикладное значение исследований социальной суггестии. Внушение и убеждение.

Подражание. Традиции исследования подражания в истории социальной психологии. Критика теории подражания Г. Тарда. Действительная роль подражания в историческом развитии человеческого общества в онтогенезе.

Социальные движения как специфический феномен массового поведения. Актуальность изучения психологии социальных движений в современных условиях. Взаимодействие стихийных и организованных групп в социальных движениях.

Общественное мнение как база социальных движений. Механизмы формирования общественного мнения. Возможность использования психологических средств воздействия при формировании общественного мнения. Методы социально-психологического исследования общественного мнения.

Специфика социально-психологических механизмов формирования общественного настроения. Роль средств массовой коммуникации при формировании общественного мнения и общественного настроения. Соотношение факторов сознательного воздействия на общественное мнение и общественное настроение и стихийных воздействий. Проблема “социально бессознательного” в социальной психологии. Механизмы присоединения людей к социальным движениям. Соотношение позиций большинства и меньшинства. Место социального меньшинства в процессе социальной эволюции. Проблема лидера в социальном движении.

 

Тема 6 Психология малых групп и коллективов

Малая группа как социально-психологический феномен. Место групповой психологии в социальной психологии. Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии ХХ века. Объективные условия возрастания значения малых групп в общественной жизни. Перенос акцента на исследование малых групп в западной социальной психологии в связи с общими методологическими установками и ориентациями на “точность” социально-психологического знания. Основные вехи истории изучения малых групп в социальной психологии. Сущность и содержание понятия “малая группа”. Полемика вокруг количественных характеристик малой группы. Нижний и верхний “пределы” малой группы. Зависимость решения вопроса о границах малой группы от интерпретации ее природы. Методологические принципы исследования группы А.С. Макаренко (деятельности, системности, развития). Классификация групп (первичные и вторичные, формальные и неформальные). Понятие “референтная” (эталонная) группа. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Малая группа как совокупность субъектов общения (“система систем”). Система личности как совокупность ее социальных ролей (И.С. Кон). Основные положения ролевой теории личности, сформулированные Р. Линтоном. Сущность понятий “ролевой конфликт”, “интеграция и дезинтеграция” ролевой структуры личности. Стиль ролевого поведения. Малая группа как коллективный субъект общения и деятельности.

Динамические процессы в малых группах. Понятие групповой динамики (К. Левин). Механизмы групповой динамики (М. Вудкок и Д. Фрэнсис). Основные элементы групповой динамики (цели, нормы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы). Конструкция поведения группы (разделение на клики, внутренняя гармония, дробление, идеальная группа).

Изучение динамики неформальной группы и ее использование в сфере управления. Групповая социометрия (“выбор”).

Разработка социальных технологий на базе концепции динамического равновесия между сплоченностью и напряженностью.

Тема 7 Основы психологии труда и инженерной психологии

 

Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Основные характеристики коллектива, его формирование и управление. Совместимость как процесс и как результат. Модели совместной деятельности. Связь между технологией трудового процесса и социально-психологическим климатом.

Мотивация совместной деятельности. Мотивация и регуляция поведения. Об активно-пассивном характере мотивации. Внешняя и внутренняя мотивация. Системный подход в анализе совместной деятельности (субъект – субъект – объект) и ведущие традиции в изучении мотивации: психоанализ (либидо как энергетический резервуар мотивации, виды либидозной энергии, формы организации, периодизация развития), бихевиоризм, гештальттеория (стимульно-поведенческая традиция изучения коллектива, его формирования и управления), концепция деятельности А.Н. Леонтьева.

Мышление руководителя и принятие решения. Критерии оценки эффективности руководства. Руководитель и его время. Психологические требования к менеджеру. Деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания и оценка деловых качеств подчиненных, деловые дискуссии, работа с деловой корреспонденцией.

Конфликт в трудовом коллективе и организационно-психологические методы его разрешения.

Классификация источников конфликта; изменения, происходящие в группе в результате разрешения конфликта. Три стадии развития социальной напряженности как процесса в рамках межгруппового общения. Условия преодоления и способы разрешения конфликтов. Социально-психологические факторы укрепления сплоченности и предотвращения конфликтов.

 

Тема 8 Социальная психология управления

Теоретические основы социальной психологии управления. Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в XX веке от “человеческого материала” к “самоценной личности”. Концепции “экономического человека”, “человеческих отношений”, “человеческих ресурсов”, “самоактуализирующейся личности”.

Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная.

Управленческие роли: руководитель; администратор; организатор; управленец. Функции и структура деятельности руководителя. Стили руководства. Социально-психологическое сценирование как особый вид деятельности руководителя. Значение теории бюрократии М.Вебера для социальной психологии управления. Механическая и организмическая модели организации. Сущность и социально-психические требования к административной деятельности. Социально-психологические аспекты планирования. Классические принципы административного управления (Тейлор, Файоль) и их социально-психологическая характеристика.

Социально-психологические особенности организационной деятельности. Происхождение термина “организация”. Типология организационных структур и форм.

Содержание управленческой деятельности. Понимание управления как совместной деятельности. Социально-психологическая характеристика базовых управленческих форм – коллективистской, рыночной, бюрократической, демократической и диалоговой. Коллективный и коллегиальный подходы к принятию управленческих решений. Особенности командного управления. Типология управленческих команд. Социально-психологические особенности управления в условиях кризиса.

Управление персоналом (кадровый менеджмент). Сущность управления персоналом. Основные функции в сфере управления персоналом. История становления деятельности по управлению персоналом. Основные причины и направления специализации кадровой работы.

Кадровая политика как составная часть политики организации. Понятия и основные этапы разработки кадровой политики. Направления и типы кадровой политики (открытая и закрытая кадровая политика). Факторы, определяющие выбор кадровой политики.

Кадровое программирование. Управленческий аудит. Оценка потребности в персонале. Формирование штата и его комплектование. Понятие карьеры. Планирование карьеры. Кадровые программы ликвидации организации. Адаптация и обучение персонала.

Тема 9 Социально-психологические аспекты семьи

Психологическая характеристика семьи как малой группы. Семья, ее роль, функции. Возрастная структура взаимоотношений в современной семье. Психология воспитания в семье. Межличностные отношения в семье. Законы супружеской совместимости. Слагаемые семейного благополучия. Психология предбрачных ухаживаний. Противоречия в социальной адаптации молодоженов и пути их устранения. Феноменология семейных конфликтов. Развод – семейная трагедия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.