Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграционные процессы в социуме 2 страница




Второй поход основан на вполне гуманной коммунистической идее достижения всеобщего равенства с предоставлением населению многочисленных социальных льгот в жилищной сфере, здравоохранении, образовании. Средствами достижения таких общественных отношений использованы огосударствление собственности на основе сплошной национализации и коллективизации, внедрение технологии плановой экономики и административно-командной системы управления, что предполагало вполне естественное противоборство основных классовых сил общества. Работодателем выступало только государство, которое объективно считается недостаточно эффективным собственником.

Основными результатами такого почти векового социального эксперимента в СССР являются снижение производительности труда из-за низкой личной заинтересованности работников, технологическое отставание от основных развитых стран мира с рыночной экономикой, огромные неоправданные человеческие жертвы от классового противостояния.

Под влиянием революционных потрясений на протяжении ХХ века сложился новый тип социально-трудовых отношений, наметилось сближение (конвергенция) подходов к социально-трудовым отношениям, основанный на отказе от конфронтации и переходе к социальному партнерству.

Краеугольным камнем общественных отношений является отношение людей к собственности. В основе рыночных отношений находится частная собственность, что предопределяет существенное социальное расслоение населения, объективно отражающее различия в природных способностях и общественной активности отдельных личностей. В силу социального расслоения населения неизбежно происходит разделение общества на собственников (работодателей) и наемных работников, тем самым в сфере экономики реализуется один из законов диалектики - естественное единство и борьба противоположностей как движущая сила общественного прогресса.

Одновременно возникают различия интересов основных социальных групп общества, которые могут привести как к конфронтации, так и к поиску компромисса.

Интересы наемных работниковкак создателей материальных и духовных ценностей заключаются в удовлетворении потребностей в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.

Основные интересы наемных работников включают следующие требования к собственникам (работодателям) как условия достижения требуемого уровня производительности труда и стабильности качества продукции, работ и услуг:

высокая оплата результатов труда в соответствии с вложенными трудовыми усилиями для достижения достаточного качества жизни самих работников и их семей;

безопасные условия труда, исключающие профессиональные заболевания, травмы и увечья, а также нормальные бытовые условия на производстве для сохранения длительной работоспособности;

социальные гарантии: стабильность рабочего места, защита от административного произвола, соблюдение действующего трудового законодательства, уверенность в завтрашнем дне, удовлетворенность трудом;

повышение профессионального уровня путем обучения и повышения квалификации, реализация личностного потенциала, профессиональный или служебный рост;

достаточный социальный статус: право на договорные отношения, участие в управлении, уважение к личности как к партнеру по трудовому процессу.

Требования наемных работников к собственникам (работодателям) чаще всего могут быть удовлетворены не в полной мере из-за объективного дефицита ресурсов, нежелания власти считаться с законными интересами трудящихся или завышения самих требований, Эти факторы становятся причинами конфликтных ситуаций в сфере труда или даже поводом к социальному взрыву.

Социальный взрыв как крайняя форма выражения противоречий между основными социальными группами общества приносит неисчислимые бедствия всему населению, независимо от социального положения. Поэтому с учетом результатов революционных потрясений общество постепенно выработало механизмы сглаживания противоречий основных социальных групп общества с учетом, прежде всего, интересов собственников (работодателей).

Интересы собственников (работодателей) как создателей рабочих мест направлены на получение конкурентного преимущества в жесткой рыночной конкурентной борьбе.

Основные интересы собственников (работодателей) сводятся к наращиванию своего благосостояния и получению устойчивого положения на рынке за счет использования современных достижений научно-технического прогресса, чему способствуют:

высокая производительность труда, минимальная численность работников, устойчивое качество продукции, услуг и товаров как условие достижения конкурентоспособности на рынке;

прибыльная рыночная деятельность в выгодных сегментах рынка целях наращивания личного благополучия, в том числе за счет экономии всех видов ресурсов;

развитие и расширение производства, обновление и наращивание основных фондов, сокращение сроков внедрения инновационных технологий;

квалифицированный и инициативный наемный персонал, компетентное руководство подразделений, непрерывное обучение и повышение квалификации кадров как условие сокращения издержек;

минимальные потери от противостояния с наемными работниками, личная безопасность и поддержка трудового коллектива при проявлении экономических проблем.

Противоречивость интересов основных социальных групп общества так же очевидна, как и необходимость их сближения в целях снижения уровня социальной напряженности в обществе. Наиболее радикальным шагом в выработке методов взаимовыгодного сотрудничества и устранения антагонизма основных социальных групп общества, обобщения и распределения передового опыта стран стало создание в 1919 году Международной организации труда (МОТ).

К этому времени сложилась объективная необходимость выработки нового метода формирования социально-трудовых отношений. Основными причинами поиска новых методов взаимодействия в сфере труда стали нерешенные политические, социальные и экономические проблемы.

Политические проблемы обусловлены революциями в России и ряде других европейских стран. В целях предотвращения разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

Социальные проблемы вызваны необходимостью изменений тяжелых и неприемлемых с общечеловеческих позиций условий труда и жизни трудящихся в результате жестокой эксплуатации. Их социальная защита практически отсутствовала, социальное развитие резко отставало от экономического, что тормозило общее развитие общества.

Экономические проблемы связаны состремлением отдельных стран к улучшению положения трудящихся. Это приводило к увеличению затрат и росту себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве, по крайней мере, развитых стран.

Международная организация труда предложила новый метод формирования социальных отношений - трипартизмкак трехстороннюю структуру, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях.

Принятие решений предполагает взаимный учет интересов и достижение общих соглашений, согласование различных противоположных интересов. Международная организация труда призвана оказывать постоянную помощь странам в развитии трипартизма, в работе организаций трудящихся и предпринимателей, в повышении их роли в решении трудовых проблем, в укреплении институтов и механизмов, необходимых для развития социального партнерства в сфере труда.

Внедрению социального партнерства (трипартизма) способствовали сформировавшиеся в начале ХХ века экономические, общественные, политические, правовые и поведенческие предпосылки снижения уровня антагонизма между социальными группами общества.

Экономические предпосылки – использование достижений научно-технического прогресса в развитых странах мира, позволивших повысить производительность общественного труда, достаточную для удовлетворения потребностей собственников, развития производства и достойной оплаты труда наемных работников.

Общественные предпосылки - формирование зрелого гражданского общества, способного нанять компетентную и честную администрацию, осуществлять действенный контроль над деятельностью законодательной и исполнительной ветвей власти.

Политические предпосылки – влияние мирового сообщества на унификацию трудового законодательства и локализацию социальных конфликтов, в том числе с использованием экономических санкций и международных миротворческих сил («голубых касок»).

Правовые предпосылки – активизация организованных движений по защите коренных интересов и законных прав основных социальных групп общества на основе компромиссных решений и долгосрочных обязательств.

Поведенческие предпосылки – угроза существенного взаимного материального и морального ущерба от противостояния и протестных действий со стороны фактических партнеров по трудовому процессу.

Необходимые предпосылки для внедрения социального партнерства (трипартизма) сложились в современной России только к началу ХХI века, поэтому Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой в 2001 году, впервые предусматривает раздел 2 «Социальное партнерство в сфере труда».

 

15.2. Сущность и субъекты социального партнерства

В основе социального партнерства лежит стремление к сближению интересов основных социальных групп общества с участием консолидирующих сил.

Сущность социального партнерства – это рациональный баланс основных интересов важнейших социальных групп общества на основе компромисса (согласия) при посреднической роли государства.

Субъекты социального партнерства:

а) профессиональные союзы - представители интересов наемных работников;

б) ассоциации собственников и предпринимателей - представители интересов собственников основных фондов;

в) государство, одновременно выступающее в трех основных ролях:

работодателя (в организациях бюджетной сферы);

законодателя на всех уровнях, устанавливающего “правила рыночной игры”;

арбитра, разрешающего социально-трудовые споры.

Основными принципами социального партнерства (трипартизма) являются:

1. Признание и обоюдный учет различия интересов двух важнейших социальных групп общества, приведение свободной рыночной хозяйственной деятельности.

2. Свобода создания профессиональных союзов и участие в ассоциациях независимо от организационно-правовой формы коллективной трудовой деятельности.

3. Взаимовыгодное сотрудничество относительно равноправных и самостоятельных партнеров трудового процесса на основе переговоров и долгосрочных обязательств.

4. Выполнение посреднической роли государством при возникновении разногласия и реализация правоохранительных функций при нарушении партнерами взаимных обязательств.

5. Определяющая роль гражданского общества и мирового сообщества в оценке поведения государства и основных социальных групп.

Задачи субъектов социального партнерства:

а) Профессиональных союзов:

воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов на основе гарантированной заработной платы, обеспечивающей прожиточный минимум;

объединение наемных работников по профессиональным признакам и формирование коллективных требований с учетом специфики отраслей и особенностей конкретной организации;

законотворческая инициатива и лоббирование интересов определенных слоев населения в законодательной и исполнительной власти;

обеспечение гарантированной занятости трудоспособного населения и сохранение рабочих мест;

недопущение административного произвола особенно при найме и увольнении работников по инициативе работодателя;

участие в правовом разрешении социально-трудовых конфликтов и споров, защита законных интересов наемных работников;

ведение переговоров с администрацией от имени работников отрасли или трудового коллектива;

воспитательные меры к нарушителям трудовой дисциплины или дача согласия на их увольнение по инициативе работодателя при исчерпании мер воздействия;

охрана труда, контроль техники безопасности на производстве, участие в коллективных органах по обеспечению безопасных условий трудовой деятельности;

обеспечение оплаты труда на установленном законом уровне прожиточного минимума;

предупреждение органов власти и администрации о возможности применения силовых акций и формирование ультимативных требований;

организация разрешенных протестных акций в пределах законных методов защиты прав наемных работников.

б) Ассоциаций предпринимателей (в России Союза промышленников и предпринимателей):

представление социальных интересов собственников основных фондов и защита законных прав на ведение свободной хозяйственной рыночной деятельности.

создание условий для реализации безопасной и успешной предпринимательской инициативы и обеспечения конкурентоспособности деятельности на рынке:

координация действий руководителей крупных производственных структур и представителей бизнеса в целях определения и уточнения общих задач, создание ассоциаций на региональных и территориальных уровнях;

участие в выборе направлений развития государственной экономической, технической и социальной политики, конкретных программ обновления (наращивания) производственной и социальной инфраструктуры;

организованное влияние на органы власти по совершенствованию экономической, налоговой и таможенной систем в интересах роста производительности труда, привлечению инвестиционного капитала в реальное производство;

взаимодействие с силовыми структурами и общественными организациями по защите производства от административного произвола и воздействия криминальных сообществ, обеспечению личной безопасности предпринимателей и неприкосновенности частной собственности;

ведение переговоров с представителями профсоюзов при выработке отраслевых (тарифных) соглашений и коллективных договоров администрации с трудовым коллективом;

выделение полномочных представителей в трехстороннюю комиссию по разрешению социально-трудовых споров и конфликтов на федеральном, региональных и муниципальных уровнях, подготовка предложений по предупреждению и локализации силовых акций;

международное сотрудничество с ассоциациями предпринимателей развитых стран мира в интересах изучения и освоения накопленного мирового опыта решения социальных проблем между собственниками и трудовыми коллективами.

в) Государства:

формирование привлекательного для рыночных отношений законодательства, создающего предпосылки к проявлению предпринимательской инициативы и ограничивающего узковедомственные интересы в ущерб другим слоям населения;

хозяйственная деятельность по выполнению социального заказа в бюджетных организациях в качестве работодателя, предоставление социальных услуг для всех категорий населения без получения прибыли, но с правом на льготы в налогообложении (государственные, коммерческие и негосударственные образовательные учреждения);

контроль соблюдения норм установленного законодательства гражданами и организациями всех форм собственности, применение законных санкций против нарушителей порядка, создание условий для производственной хозяйственной деятельности субъектов рынка;

эффективное использование налоговых поступлений для выполнения делегированных гражданами функций органов управления, включая защиту законных прав и свобод личности, организации и общества в целом;

создание, обновление и наращивание производственной и социальной инфраструктуры в интересах обеспечения деятельности всех субъектов рынка и социальной защиты населения;

подготовка квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с социальным заказом общества, создание условий для обучения и повышения квалификации специалистов на бюджетной или коммерческой основе;

посредничество при ведении переговоров между представителями основных социальных групп населения, предупреждение конфликтных ситуаций, сглаживание социальных противоречий;

выполнение арбитражных функций при отсутствии согласия между субъектами рынка, принуждение к соблюдению установленного законодательства.

В качестве консолидирующих сил в системе социального партнерства выступают общественные организации, основными задачами которых являются:

гарантии прав и свобод личности, организации и общества в целом, сопоставимые с уровнем мировых стандартов;

эффективный контроль над деятельностью органов законодательной и исполнительной власти;

расширение масштабов среднего класса как основы стабильного общественного развития;

формирование зрелого гражданского общества путем консолидации деятельности всех прогрессивных сил;

экологическая безопасность, экономия всех видов ресурсов.

 

15.3. Состояние социально-трудовой сферы в современной России

Рыночные отношения по своей внутренней сущности достаточно противоречивы, о чем наглядно свидетельствует опыт перехода России от плановой экономики к рыночной. Бесспорным является преимущество рыночных отношений, посредством которых в ведущих странах мира достигнут высокое качество жизни большинства населения. Однако эйфория от ожидания быстрых экономических и социальных достижений сразу же после объявления о переходе страны к рынку оказалась преждевременной.

Предоставление экономической свободы хозяйственной деятельности способствует высвобождению инициативы и творчества людей как гарантия быстрого достижения успехов. Однако одновременно рыночные отношения гарантируют быстрое процветание только части, преимущественно молодых работоспособных людей, обладающих необычными природными способностями или предпринимательской жилкой. Большинство граждан страны, особенно более пожилого возраста, оказались практически не готовы к предоставленной свободе хозяйственной деятельности, что послужило одной из основных причин неоправданно высокого социального расслоения населения.

Спад производства, высокий уровень безработицы и обесценивание имеющихся накоплений привели к тому, что более половины населения страны по своему имущественному положению оказались ниже уровня бедности. Объявленные многочисленные социальные льготы из-за трудного финансового состояния России оказались невыполнимыми. Замена социальных льгот денежными компенсациями не в полной мере обеспечивает достаточный уровень жизни социально незащищенных категорий людей. Таким образом, переход страны к рыночным отношениям объективно обусловил резкий рост объема работ по социальному обеспечению населения в России.

Наряду с объективными трудностями перехода страны к рыночным отношениям, которые частично имели место и в странах Восточной Европы, начали проявляться ряд субъективных факторов (Рис. 15.1), вытекающих из сложных и многочисленных проблем, прежде всего, в социально-трудовой сфере.

Во-первых, социально-трудовые отношения, даже в странах с самым демократическим законодательством, как показал исторический опыт в течение двадцатого столетия, не складываются автоматически, то есть сами по себе, а формируются в ходе активного и длительного противоборства основных социальных групп общества в силу существенного различия их интересов. Конечно, это противоборство должно протекать в рамках мирного процесса переговоров и взаимных уступок, добровольных долгосрочных обязательств и неукоснительного их выполнения под контролем органов власти и зрелого гражданского общества, то есть без социальных потрясений.

В современной России, несмотря на достаточно демократические законодательные акты, определяющие закономерности социально-трудовых отношений с учетом накопленного мирового опыта, пока в большинстве остаются нереализованными в виду существенного ослабления профсоюзного движения не только по сравнению с развитыми странами мира, но и советским периодом развития страны.

Субъективными причинами такого ослабления следует считать отсутствие признанных активных лидеров профсоюзного движения, а также недостаточно цивилизованный слой сформировавшихся собственников, большинство которых заинтересованы в достижении сиюминутных выгод и не заинтересованных в долгосрочных партнерских соглашениях с трудовыми коллективами. Работодатели, особенно собственники малых и средних предприятий, фактически всеми способами препятствуют созданию эффективных независимых профсоюзов.

Социально-трудовая сфера

Основные проблемы

Снижение активности профессио-нальных союзов. Низкий уровень оплаты труда наемных работников. Неоправданное социальное расслоение российского общества. Разобщенность общественных сил, отсутствие конструктивной оппозиции. Спекуляция на социалисти-ческих идеалах общественного развития.

Последствия проблем

Отсутствие права на законодатель-ную инициати-ву, МРОТ ниже прожиточного минимума. Низкая произво-дительность из-за слабой моти-вации к труду, избыточная численность персонала. Низкие темпы роста среднего класса как гаранта ста-бильности российского общества. Отсутствие зре-лого граждан-ского общества, недоверие насе-ления коррум-пированной власти. Живучесть революционных методов разви-тия общества, иждивенческих настроений ча-сти населения.

 

Рис. 15.1. Причинно-следственные связи состояния социально-трудовой сферы в современной России

Одними из наиболее весомых последствий такого положения являются отсутствие права российских профсоюзов на законодательную инициативу, в результате этого до настоящего времени имеет место законодательно установленный недопустимо низкий уровень размера минимальной оплаты труда (МРОТ), который в стране ниже прожиточного минимума, что противоречит оправдавшим себя международным нормам. Именно этот механизм, принимаемый в развитых странах мира под давлением профсоюзов, заставил работодателей снижать общую численность наемных работников и создавать условия для роста производительности общественного труда.

Во-вторых, до настоящего времени сохраняется традиционно низкий уровень заработной платы наемных работников как следствие ложного утверждения о возможности компенсации ограниченной оплаты труда многочисленными законодательно провозглашенными социальными льготами, большинство которых были фактически недоступны большинству населения. В то же время проведенная замена социальных льгот ограниченными денежными выплатами, что можно считать частично оправданным в условиях низкой производительности общественного труда, не смогла в полной мере создать условия для обеспечения достаточного качества жизни как трудоспособного, так и, особенно, нетрудоспособного населения страны.

Рыночные отношения направлены преимущественно на предоставление трудоспособному населению возможности своим интенсивным квалифицированным трудом заработать себе средства для достижения высокого качества жизни, одновременно пополняя бюджет страны до такой степени, который позволяет создать достойный уровень жизни тем слоям населения, которые еще или уже не могут самостоятельно обеспечить свои потребности.

Практически руководство страны признало нерациональность широкого спектра социальных льгот, которыми согласно законодательству обладало две трети населения страны. Однако после отмены массовых социальных льгот пока законодательно не внесены существенные изменения в систему оплаты труда. По-прежнему сохраняется ложная экономия на заработной плате, что приводит к избыточной численности персонала практически в каждой организации и низкой производительности общественного труда, которая по отдельным данным в 6 – 8 раз ниже по сравнению с развитыми странами мира.

Таким образом, в настоящее время сформировался специфический субъективный заколдованный круг социально-экономических проблем: взаимное негативное влияние низкой оплаты труда и низкой производительности общественного труда, лишающий эффективных стимулов населения России к вложению трудовых усилий и реализации неиспользованных резервов каждой личности. Предстоит с участием профсоюзов выработать механизм стимулирования трудовой активности населения, обеспечить рост производительности общественного труда и возможность трудоспособному населению своим трудом достигать высокого качества жизни, что давно стало основой социально-экономической политики развитых стран мира с рыночной экономикой.

В-третьих, в настоящее время сложилось неоправданное социальное расслоение российского общества из-за нерациональной системы разгосударствления собственности в период бесплатной приватизации с целью сокращения ее сроков и недостатков существующей налоговой политики государства.

В частности, в странах с высоким уровнем социальной защиты населения принята прогрессивная ставка подоходного налога и для высокооплачиваемых категорий работников достигает 30-40, а иногда и даже до 50 % заработной платы. Это создает условия для некоторого выравнивания уровня жизни различных слоев населения и накопления финансовых средств для эффективной социальной защиты нетрудоспособного населения. В России ставка подоходного налога пока сохраняется постоянной (плоской) - 13%, независимо от размеров оплаты труда различных категорий работников.

Такая, якобы «временная» мера была принята в связи с неспособностью органов власти эффективно собрать налоги в бюджет при более сложной системе налогообложения, что не является достаточно веской причиной ее сохранения в будущем. Так как процесс социального расслоения российского общества продолжает наращиваться, то это препятствует росту темпов формирования среднего класса и даже создает угрозу социальной стабильности общества.

Поэтому при активном участии профсоюзов потребуется скорректировать налоговую политику с учетом мирового опыта, тем самым законодательно ограничить условия дальнейшего социального расслоения и обеспечить сокращение разрыва в качестве жизни слоев населения, создать условия для повышения темпов роста численности среднего класса как гаранта стабильности российского общества.

В-четвертых, на состояние социально-трудовой сферы существенное негативное влияние оказывают разобщенность общественных сил в России, многочисленность политических партий и движений, продолжающаяся их конфронтация. Отсутствие конструктивной оппозиции действующей власти и зрелого гражданского общества проявляются в продолжающемся административном произволе по отношению к предпринимательству, массовой коррупции, что приводит к неоправданным экономическим и моральным потерям в обществе.

Уровень теневой экономики в России оценивается около 50 %, в то время как в развитых странах он находится в пределах не более 10 – 15 %, что свидетельствует об огромных потерях бюджетных средств и моральном разложении собственников (работодателей) при безучастности общества. В результате сформировалось устойчивое недоверие к коррумпированной власти из-за нецелевого и нерационального использования бюджетных средств, а также неоправданной экономии на социальной защите населения из-за обширного и неконтролируемого казнокрадства, что нередко подрывает веру населения в перспективности рыночных отношений.

Предпринимаются отдельные попытки влияния на законопослушность органов власти и искоренения массовой коррупции преимущественно правовыми и административными методами, то есть исправления поведения органов власти самими властными структурами. Следует полагать, что пока не создана зрелое гражданское общество, способное нанять компетентную и честную администрацию, а также эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной власти, а также не сформирована конструктивная оппозиция, способная предложить населению альтернативные методы влияния на власть, эти попытки будут недостаточно результативны.

В-пятых, продолжает иметь место спекуляция на социалистических идеалах и революционных методах общественного развития посредством национализации собственности и возврата к плановому регулированию экономических процессов. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективны и должны применяться постоянно косвенные меры государственного регулирования социально-экономических процессов, в том числе в налоговой, банковской и страховой деятельности, которые непосредственно влияют на активность предпринимательской деятельности и качество жизни населения.

В отдельных случаях, особенно при наступлении нестабильности социально-экономического развития могут применяться и отдельные меры прямого государственного регулирования экономики. Однако практически всегда государство выступает как один из наименее эффективных собственников, который способен лишь временно воздействовать на негативные процессы в экономике и социальной сфере.

В результате идеализации социалистической идеи в России по-прежнему проявляется инертность поведения части населения в использовании рыночных возможностей, а также живучесть иждивенческих настроений, что обусловливает завышенный объем социальной работы.

Глава 16. Международный механизм обеспечения

социального согласия

 

16.1. Международный кодекс труда

Мировой опыт развития общественных отношений характеризуется многочисленными социальными экспериментами, в результате которых лишь на некоторое время достигались интересы определенных лиц или слоев населения, чаще всего связанные с борьбой за обладание дополнительной территорией, собственностью, властью или правом диктовать другим странам и народам свои правила общественного устройства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.