Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграционные процессы в социуме 1 страница




Области интеграции Сущность процессов интеграции
Общественное развитие по идеологии многополярности мира. Создание «общества будущего» с приоритетом общечеловеческих ценностей и правом народов выбирать свой путь развития с учётом национальной истории и традиций.
Социально-экономическое развитие организации. Взаимосвязь мотивации работников, производительности труда в экономике и качества жизни населения, согласование индивидуальных, групповых и общественных интересов.
Единство специализации, кооперации и координации. Рост производительности труда, качества продукции и услуг за счет горизонтального и вертикального разделения труда, специализации и согласования действий подразделений и отдельных исполнителей.
Интеграция информационных систем. Формирование единой базы данных для выработки рациональных (оптимальных) решений, сокращения времени сбора информации и реакции управляющей системы на отклонения.
Комплексный характер управленческой деятельности. Сочетание централизации управления и делегирования полномочий, единоначалия и коллегиальности, привлечения работников к управлению, учёт их экономических и социальных интересов.
Гибкость структуры организации. Органическое соединение в единое целое разнородных ресурсов: техники, технологии, финансов, инноваций, материально-технического снабжения и человеческих ресурсов как основы потенциала фирмы.
Организационная культура. Целенаправленные процессы подбора, обучения, воспитания и оценки труда персонала, поддержание устоявшихся традиция и правил поведения, создание благоприятного психологического климата и имиджа фирмы.
Социальное партнерство. Сотрудничество органов власти различных уровней, экономически самостоятельных субъектов рынка, работодателей и работников.

 

Социально-экономическое развитие как область интеграции в социальном менеджменте представляет собой центральное звено, обеспечивающее согласование индивидуальных, групповых и общественных интересов. Так высокое качество жизни населения может иметь место только при высокой производительности труда, а мотивация к творческому плодотворному труду находится в прямой зависимости от возможностей по материальному стимулированию работников.

Преимущества рыночных отношений могут быть реализованы в полной мере только при органическом единстве разделения труда, специализации и координации действий подразделений и отдельных исполнителей. Горизонтальное и вертикальное разделение производственного и управленческого труда в сочетании с кооперацией являются естественным источником роста производительности труда, а также качества продукции и услуг.

Эффективность управленческой деятельности возрастает при создании единой базы данных с использованием современных технических средств сбора и обработки информации. Интеграция информационных систем призвана обеспечить сокращение времени сбора данных о состоянии организации, выработку рациональных (оптимальных) решений и своевременную реакцию управляющего (менеджера) на отклонения.

Совершенствование технологии управленческой деятельности основано на принципе комплексности и сочетании централизации управления и делегирования полномочий на нижние уровни, единоначалия и коллегиальности выработки рациональных (оптимальных) решений, привлечения работников к управлению, учёте их экономических и социальных интересов

Устойчивость функционирования организации в условиях рыночных отношений во многом зависит от гибкости её структуры. Многоаспектность состава организации при резких колебаниях рыночной конъюнктуры усложняет интеграцию в единое целое разнородных ресурсов, включая технику, технологию, финансы, инновации, материально-техническое снабжение и их органическую связь с человеческими ресурсами как основным компонентом потенциала фирмы.

Одной из наиболее сложных задач социального менеджмента следует считать формирование трудового потенциала коллектива и организационной культуры фирмы. Длительные целенаправленные процессы подбора, обучения и воспитания персонала, оценки результатов труда по строго определенным критериям, поддержания устоявшихся традиций, правил поведения внутри фирмы, с партнерами и клиентами определяют как внутренний морально-психологический климат, так и имидж (доброе имя) фирмы.

Длительный опыт совершенствования рыночных отношений в развитых странах мира свидетельствует о целесообразности расширения интеграционных процессов на основе социального партнёрства. Сущность социального партнёрства (Рис. 13.4) может рассматриваться на различных уровнях управления, но с единой позиции – создания эффективной "цепочки ценностей", направленной на потребителей продукции и услуг, на обеспечение качества жизни большинства населения.

Непосредственный контакт властных структур с хозяйствующими субъектами имеет место на муниципальном уровне. Следовательно, важнейшее значение приобретают партнёрские отношения муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию условий для расширения производства и занятости населения, совершенствованию.

социальной инфраструктуры проведению спонсорских и благотворительных акций.

Тенденция поиска оптимальной организационной структуры направлена на сочетание хозяйственной самостоятельности и создание альянсов в целях ведения совместной взаимовыгодной производственно-финансовой деятельности. Существует множество форм альянсов: корпорации, холдинги, консорциумы, конгломераты, картели, синдикаты, тресты.

 
 

1. Структуры власти различных уровней

Рис. 13.4. Система социального партнерства

Различная степень кооперации деятельности и влияния на принятие решений, распределение финансовых средств и прибыли, возможность концентрации усилий участников альянса на внедрении новейших технологий позволяют наращивать конкурентоспособность продукции и услуг на определенных рынках и противостоять другим конкурентам.

Социальное партнерство на уровне хозяйствующих субъектов связано с формированием климата взаимного доверия работодателей и работников в целях создания благоприятных условий труда, повышения его производительности, обеспечения высокого качества продукции и услуг, конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынке. Взаимосвязь всех компонентов партнерства в конечном счете проявляется в социальной ответственности любой организации перед потребителями (покупателями), работниками и перед обществом в целом.

Раздел 5. Социальные отношения в условиях рынка

 

Тема 14. Административное регулирование социальной ответственности субъектов рынка

 

14.1. Два подхода к ответственности в условиях рынка

Рыночное хозяйство, основанное на свободе предпринимательства и конкурентной борьбе, в экономически развитых и цивилизованных странах показало себя непревзойденным по эффективности механизма производства и распределения. Свобода предпринимательства обеспечивает возможность быстрой реакции на нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей продукции и услуг, а жесткая конкуренция способствует чувствительности хозяйствующих субъектов к внедрению достижений научно-технического прогресса, росту производительности труда и повышению качества жизни большинства населения.

Одновременно свобода предпринимательской инициативы неизбежно порождает социальное расслоение населения, особенно в период первичного накопления капитала. Поэтому реализация преимуществ рыночных отношений без ущерба для каждой конкретной личности на практике происходит не автоматически, а в результате активного государственного регулирования социально-экономических процессов. Основными методами такого регулирования в интересах формирования демократического правового социального государства являются:

постепенная выработка цивилизованного рыночного законодательства или «правил рыночной игры», одновременно обеспечивающих как благоприятные условия для эффективной производственной деятельности субъектов рынка, так и гарантированную социальную защиту населения;

внедрение признанного в международной практике механизма социального партнерства на основе социального компромисса (социального согласия) интересов основных социальных групп общества;

создание современной производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию провозглашенной социальной политики государства;

повседневный контроль органами исполнительной власти соблюдения установленного законодательства субъектами рынка и принятие оперативных мер по предотвращению или устранению нарушений, злоупотреблений и преступлений;

стимулирование социальной ответственности субъектов рынка и расширение благотворительной деятельности как организаций различных организационно-правовых форм, так и отдельных граждан;

способность зрелого гражданского общества избрать (нанять) и эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной власти.

Соблюдение общепринятых правил поведения на рынке органами законодательной и исполнительной власти, организациями различных сфер деятельности (бюджетных, коммерческих, некоммерческих), а также отдельной личностью становится непременным условием эффективного социально-экономического развития общества, функционирующего в условиях рыночных отношений.

Существуют две различные точки зрения на ответственность субъектов рынка. Согласно одной из них субъекты рынка считаются ответственным, когда их деятельность не приводит к нарушениям действующего законодательства и норм государственного регулирования экономики. Такую ответственность относят к юридической ответственности, а за допущенные отклонения и нарушения законодательства предусмотрены соответствующие санкции.

Согласно другой точке зрения, субъекты рынка в дополнение к ответственности экономического характера могут и обязаны дополнительно учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников и окружающую среду. Поэтому кроме достижения экономических интересов они должны также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем своих работников, потребителей и общества в целом. Сторонники этой точки зрения считают, что демонстрация высоких экономических показателей и добровольный вклад в решение социальных проблем позитивно отражается на положении субъектов рынка в общественном мнении и конкурентоспособности, хотя и связана с некоторыми дополнительными пожертвованиями.

Противоположные по своему характеру взгляды опираются на определенные аргументы. В пользу социальной ответственности субъектов рынка приводятся следующие аргументы:

формирование привлекательного образа субъекта рынка способствует получению высоких экономических показателей в долгосрочной перспективе, несмотря на краткосрочные издержки, связанные с определенными социальными действиями;

в обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия хозяйственной деятельности и снижается необходимость в жестком государственном регулировании социально-экономических процессов;

любая организация располагает значительными людскими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, часть которых следовало бы передать на социальные нужды работников и решения социальных проблем в обществе;

индивидуальные члены общества и организации своим поведением и социальной ответственностью должны укреплять моральные основы общества, способствующие соблюдению законности и саморегулированию.

Достаточно обоснованы и аргументы против дополнительной социальной ответственности субъектов рынка:

решение социальных проблем является функцией государственных и муниципальных учреждений и служб, которые функционируют на налоговые поступления и должны наиболее рационально использовать выделяемые на социальные нужды ресурсы;

наилучшим опытом решения социальных проблем обладают специалисты социальной сферы, так как неквалифицированное вмешательство недостаточно подготовленных людей приводит к неоправданным затратам;

средства, дополнительно направляемые на социальные нужды, являются для субъектов рынка издержками, которые, в конечном счете, переносятся на потребителей в виде повышения цен на продукцию, работы и услуги;

недостаточный уровень прозрачности расходования средств, выделяемых на социальные нужды, по сравнению с контролем экономических показателей хозяйственной деятельности.

Таким образом, ответственность субъектов рынка включает как юридическую ответственность, так и добровольную дополнительную социальную ответственность, ибо общественность ожидает от субъектов рынка не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.

Соотношение этих двух сторон ответственности субъектов рынка складывается непросто и противоречиво, особенно в период перехода к рыночным отношениям. Действуя в условиях свободной рыночной экономики, субъекты рынка должны опираться на общепризнанный этический фундамент, позволяющий согласовывать личные, групповые и общественные интересы.

Отсутствие такого морального саморегулирования приводит к необходимости усиления государственного контроля экономики, то есть там, где рынок этически недостаточно ориентирован, возникает потребность большего правового регулирования и наоборот.

Опыт показывает, что вместе с усилением мер государственного регулирования экономики резко снижается экономическая эффективность социально-экономического развития. И наоборот, административное регулирование приводит к повышению юридической ответственности субъектов рынка.

 

14.2. Юридическая ответственность субъектов рынка

В период недостаточно зрелых рыночных отношений («дикого капитализма») возникают сложные проблемы с юридической ответственностью. Марио Пьюзо – автор романа о мафии «Крестный отец» – как-то заметил: «В моих книгах я хотел провести параллель между преступниками и деловым миром, который, несомненно, не менее аморален, чем мафия». Известный романист не одинок в своих рассуждениях, ибо мнение об отсутствии нравственных основ, регулирующих деловые отношения в условиях рыночной экономики, получило довольно широкое распространение.

Недостаточная юридическая ответственность предпринимательской среды уровень коррупции чиновников взаимосвязаны. В частности имеющиеся нарушения законодательства

Действительно, поступки людей, которые занимаются экономикой в условиях коррумпированной власти, могут стать аморальными. Однако это присуще им не более, чем специалистам, работающим в любой другой области. Само же рыночное хозяйство, по своей сути не может быть аморальным при юридически ответственной законодательной и исполнительной власти.

В свою очередь (Рис. 14.1.), качество власти – это свидетельство степени зрелости гражданского общества.

В условиях демократического государственного устройства население обладает достаточно широкими возможностями влияния на процессы формирования и функционирования органов государственной власти:

избирать перспективно мыслящую законодательную власть, достойно представляющую интересы большинства населения;

Таблица 14.1.

Содержание ответственности субъектов рынка

а) юридическая ответственность субъектов рынка

Перед своими работниками Перед потребителями продукции и услуг Перед обществом в целом
1. Безопасные условия трудо-вой деятельности (санкции при травмах, увечьях, гибели работников). 2. Своевременная оплата труда (санкции за задержку выплаты заработной платы в виде штра-фа или судебного иска). 3. Нормальный морально-психологический климат в коллективе (санкции за физический и моральный ущерб). 1. Нормативное качество продукции, работ и услуг по результатам компе-тентной сертификации. 2. Соответствие качества обслуживания (уровня сервиса) требованиям установленного стандарта. 3. Цена продукции и услуг в пределах установленных ограничений (санкции при демпинговом уровне цен, лишение лицензии). 1. Прибыльное ведение деятель-ности (или проце-дура банкротства). 2. Полная уплата налогов в бюджет (штраф, судебные санкции). 3.Минимальный экологический ущерб (санкции за сверхнормативный уровень ущерба).

 

 

б) добровольная социальная ответственность

Перед своими работниками Перед потребителями продукции и услуг Перед обществом в целом
1. Благоприятные условия труда и быта, способствующие производительности работников 2. Непрерывное обучение и повышение квалификации, способствующее качеству. 3. Долгосрочный (пожизненный) найм основного состава фирмы (25-30 %). 1. Реализация товаров определенным слоям по сниженным (оптовым) ценам. 2. Участие в создании инфраструктуры территории. 3. Оказание помощи администрации ресурсами в кризисных ситуациях. 1. Спонсорство, благотворительность и меценатство. 2. Применение ресурсосберегающих технологий и вторичных ресурсов. 3. Использование экологически чистых технологий.

 

нанимать честную и профессиональную исполнительную власть, на деле обеспечивающую безопасность и качество жизни каждого человека, способную создать условия для эффективной экономической деятельности организации, добросовестно выполняющую социальные заказы в интересах всего общества в целом;

образовывать общественные организации для наблюдения и контроля за деятельность всех ветвей власти, а также защиты от произвола;

требовать независимой общественной экспертизы любого проекта, в той или иной мере способного оказать влияние на состояние окружающей природной среды или здоровье людей;

обсуждать в ходе всенародного референдума наиболее важные проблемы общественной жизни и государственной политики.

Рамочные границы юридической ответственности организации («правила рыночной игры»), по крайней мере официальные процедуры, устанавливает законодательная власть, главными функциями которой следует считать:

формирование законодательства, привлекательного для развития рыночной экономики;

определение мер государственного регулирования рыночных отношений;

выбор перспективных направлений экономической политики государства;

принятие нормативных актов, устанавливающих благоприятные условия и оплату труда, а также права потребителей;

установление санкций за нарушение общепринятых правил общественного порядка.

Качественное выполнение данных функций возможно лишь при наличии во власти профессиональных специалистов, лишенных политических амбиций и заинтересованных в поддержке отечественных товаропроизводителей, а также в росте качества жизни большинства населения.

Фактическая юридическая ответственность организации реализуется исполнительной властью, функциями которой являются:

создание и обновление производственной и социальной инфраструктуры, обеспечение условий для эффективного функционирования независимых от государства хозяйствующих субъектов рынка;

гарантия безопасности личности, частной собственности и общества в целом с эффективным использованием государством правоохранительных функций;

жесткий контроль соблюдения рыночного законодательства, применение законных санкций против нарушителей действующих правил рыночной хозяйственной деятельности;

осуществление научно-технических, социальных и экологических программ на средства налогоплательщиков как условие внедрения в практику современных достижений научно-технического прогресса;

разрешение имущественных, трудовых и судебных споров на правовой демократической основе для обеспечения стабильности общественного развития.

Необходимыми условиями эффективного функционирования исполнительной власти являются: твердая законодательная база, подконтрольность власти средствам массовой информации и общественности, независимость суда и его способность противостоять коррупции и мафиозным проявлениям.

Юридическая ответственность организации в условиях рыночных отношений проявляется в трех основных направления: по адресу своих работников, потребителей продукции и услуг, общества в целом.

Организация для своих работников должна обеспечить:

благоприятные условия трудовой деятельности, позволяющие в полной мере раскрыть потенциал каждой личности в интересах достижения высокой производительности общественного труда как гарантии благосостояния государства;

достойную оплату труда, соответствующую трудовому вкладу по количеству продукции и услуг как условие производительности труда и стабильности качества продукции, работ и услуг;

нормальный морально-психологический климат в каждом трудовом коллективе, способствующий согласованию индивидуальных и групповых интересов.

Проявление ответственности организации перед своими работниками основывается на ожиданиях от них высокой производительности труда, роста качества и конкурентоспособности продукции и услуг, увеличения прибыли, что свидетельствует об обоюдной экономической заинтересованности в партнерстве.

Ответственность организации перед потенциальными потребителями заключается в обеспечении:

качества продукции и услуг в соответствии с целым рядом специфических требований;

приемлемой цены, доступной для покупателей и выгодной для производства;

удовлетворения нужд, потребностей и запросов, в том числе и предупреждения будущих потребностей.

Ответственность организации перед обществом в целом достигается при трех основных условиях:

прибыльное ведение экономической деятельности и полная уплата налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

рациональное использование природных ресурсов и создание условий для их восстановления;

отсутствие или минимизация экологического вреда, сохранение окружающей природной среды.

Внешние аспекты ответственности организации перед потребителями и обществом в целом создают ей имидж (доброе имя) и позволяют занять доступную долю рынка.

Обычно под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам регулирования, определяющим, что можно, а чего не должна делать организация. Вместе с тем юридическая ответственность экономически выгодна организации, так как мотивирует работников на творческое отношение к труду и обеспечивает конкурентоспособность на рынке за счет открытости перед потребителями и общественностью.

Современная организация в условиях острой конкурентной борьбы становится заинтересованной не только в юридической, но и в добровольной социальной ответственности, что создает в перспективе условия для ее эффективной деятельности.

 

14.3. Добровольная социальная ответственность

Социальная ответственность, в отличие от юридической ответственности, подразумевает направление организацией своих ресурсов для решения социальных проблем общества. Концепция социальной ответственности бизнеса получила развитие в годы второй мировой войны, когда деловые круги и администрация стали проявлять взаимную заинтересованность в создании условий для экономического роста и социальной поддержки войск и населения стран антигитлеровской коалиции.

Яркими примерами социальной ответственности стали пожертвования на строительство танков и самолетов, поставки вооружения, техники и продовольствия по ленд-лизу, посылки на фронт, шефские концерты. Тенденция партнерства предпринимателей и властей в послевоенные годы не только сохранилась, но и заметно усилилась в связи с наступившим в 60-70 годы мировым энергетическим кризисом и острой необходимостью экономии природных ресурсов.

В конце XX века заметное влияние на ответственность бизнеса перед обществом оказывают нарастающие экологические проблемы, разрешение которых требует объединения усилий всех слоев населения и финансовых ресурсов всех стран.

Концепция социальной ответственности в современной трактовке заключается в том, что прибыльные организации должны жертвовать часть своей прибыли на благо общества. Следовательно, социально ответственной может считаться организация, которая помимо и сверх обеспечения эффективности деятельности, получения прибыли и не нарушения законов, участия в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману, направляет часть своих ресурсов по социальным каналам.

Общественные ожидания сводятся к направлению ресурсов и усилий организации на дополнительное улучшение социальной сферы для своих работников, для жителей территории, где функционирует основное производство, для всего общества. Распределение ресурсов зависит от возможностей организации, но социальная ответственность характерна как для крупных, так и малых организаций.

Работники организации смогут ощутить ее социальную ответственность путем гарантии занятости даже при снижении спроса на продукцию, когда администрация для сохранения основного состава временно соглашается на уменьшение прибыли или сокращение рабочего дня.

Многие организации направляют ресурсы и усилия на улучшение бытовых условий работников, предоставляя ведомственное жилье, оборудуя детские сады и лагеря для отдыха детей, строя санатории и профилактории, организуя рабочие столовые, обеспечивая рабочей одеждой.

Японские фирмы практикуют повышение квалификации работников путем обучения в рабочее и нерабочее время. Нередко фирмы направляют своих работников на учебу в вузы или на стажировку в зарубежные страны с оплатой расходов.

Активная производственная деятельность организации на определенной территории побуждает направлять часть ее ресурсов и усилий в интересах местного населения. Организация может принимать участие в создании социальной инфраструктуры территории в виде ведомственных поликлиник, дворцов культуры и клубов, стадионов и спортивных площадок.

Нередко организации оказывают помощь местной администрации ресурсами в частности, для реставрации исторических памятников, пополнения музеев и библиотек, озеленения территории, выделением транспортных средств при массовых общественных мероприятиях, а также мобилизацией людских и материально-технических ресурсов при ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Определенный вклад организации вносят в оздоровление среды обитания местного населения и материальной поддержки нуждающихся в социальной помощи. Примерами социального вклада организации могут быть промышленная переработка отходов производства и использование вторичных ресурсов, заготовка местной сельскохозяйственной продукции и ее реализация по доступным ценам, открытие центров фирменной торговли, ярмарок и выставок-продаж по льготным ценам.

Общественная значимость деятельности проявляется при внедрении организацией ресурсосберегающих технологий, новых материалов и видов энергии, позволяющих сохранить равновесие в окружающей природной среде. Ценность представляет инновационная деятельность в области экологии и охраны окружающей среды. Наиболее ярким примером социальной ответственности организации считается спонсорство и благотворительность.

Наличие мощных людских, материально-технических и финансовых ресурсов позволяет организации функционировать социально-ответственно, несмотря на некоторое сокращение прибыли и повышение цены за счет включения дополнительных затрат в себестоимость продукции. При этом необходимы контроль за целевым использованием выделяемых ресурсов и умение качественно решать социальные проблемы силами и средствами самой организации.

Глава 15. Социальное партнерство в сфере труда

 

15.1. Социальные предпосылки партнерских отношений

в сфере труда

Материальные и духовные ценности создаются в процессе общественного труда, в котором основные социальные группы общества представлены в виде собственников (работодателей) и наемных работников с достаточно противоречивыми интересами.

Эти социальные группы общества не могут обойтись друг без друга, обладают неодинаковыми функциями и несут различную степень ответственности за получаемые результаты труда, что определяет мотивацию к социально-экономическому развитию. От их рациональных взаимоотношений зависят не только темпы социально-экономического развития, но и социальные отношения на производстве и в обществе в целом.

Исторический анализ опыта социально-экономического развития различных стран мира в течение столетий свидетельствует о реализации двух противоположных подходов к построению социальных отношений, которые обусловили соответствующие экономические, социальные и научно-технические результаты.

Первый подход базируется на частном предпринимательстве в условиях рыночных отношений, что предполагает широкое использование частной собственности и предпринимательской инициативы. Таким образом, наемные работники преимущественно не являются собственниками (работодателями) и продают свою рабочую силу по рыночной стоимости.

Как показал исторический опыт, рыночные отношения пока оказались непревзойденными по экономической эффективности, однако их становление проходило непросто. В период первичного накопления капитала тяжелые условия труда и низкий жизненный уровень большинства населения приводили к многочисленным социальным конфликтам, что явилось причиной активного поиска альтернативного подхода к социальным отношениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.