КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности управления социальной работой 7 страницаВ социальной работе достаточно разработаны технологии оказания социальной помощи, социальной поддержки, отдельных социальных услуг и социального обслуживания определенных категорий населения. Однако с течением времени и роста оснащенности человека труда эти технологии дополняются и совершенствуются. Одними из основных способов повышения эффективности использования сил и средств являются: выбор рациональных организационных структур учреждений социальной защиты населения; применение комплексных мер оказания юридической, морально-психологической, материальной и финансовой помощи нуждающимся;
Способы повышения эффективности использования сил и средств
Рис. 10.1. Факторы социальной среды улучшение технического и технологического оснащения производственных подразделений, облегчающее труд социальных работников, повышающее качество социальных услуг и сокращающее время от получения заказа до выполнения технологических операций. Финансовые факторы оказывают самое непосредственное влияние на процесс и результаты реализации управленческих решений в связи с превышением потребностей в социальной помощи, социальной поддержке и социальном обслуживании определенных слоев населения выделяемым бюджетным ресурсам и хроническим дефицитов финансовых средств, выделяемых на социальные нужды в любом государстве. В социальной работе главная цель управленческих решений обеспечить рациональное расходование выделяемых средств, а также в поиске возможностей изыскания дополнительных материально-технических и финансовых средств для более полного удовлетворения социальных потребностей населения. В качестве дополнительных источников материально-технических и финансовых средств обычно используются пожертвования отечественных и зарубежных коммерческих компаний и отдельных физических лиц, средства благотворительных и религиозных организаций, специальных благотворительных и экологических фондов. В отдельных случаях могут использоваться результаты хозяйственной деятельности социальных учреждений, в частности от создания фруктовых садов, огородов или содержания домашних животных при домах социального обслуживания людей с ограниченными возможностями. Социальные факторы управленческих решений являются наиболее более сложными и трудно предсказуемыми, особенно в социальной работе из-за непредвиденного характера поведения отдельного человека и любой общности людей. В условиях рыночных отношений в социальной работе недопустимы недостаточное внимание к истинным нуждам людей и к иждивенческим настроениям, когда работоспособный человек не стремится обеспечить себя собственными силами, а предъявляет завышенные требования к органам власти или обществу в целом. Поэтому заявительный принцип оказания социальной помощи дополняется обязанностью руководства социальных учреждений проверять истинное семейное положение и материальное состояние потенциальных клиентов социальной работы и определять приоритеты оказания социальных услуг различным категориям населения. В частности, в социальные дома и дома престарелых принимаются в первую очередь одинокие люди, нуждающиеся в непрерывном уходе и благоприятной социальной среде. Квартиры граждан, переселяемых в социальные дома, как правило, передаются в муниципальную собственность, что также учитывается в расчетах при финансировании социальной работы. Социальные льготы по оплате за содержание в детских садах и питания школьников в общеобразовательных школах предоставляются детям малообеспеченных родителей на основании соответствующих справок о среднедушевом доходе в семье. Социальный работник должен обладать особыми качествами как личность, которая постоянно чувствует сострадание к людям, нуждающимся к помощи других людей, и готовность оказать бескорыстную помощь в трудной ситуации, нередко за счет собственного времени и даже своими средствами. В то же время необходимо учитывать особенность профессии, которая практически всегда является недостаточно оплачиваемой по сравнению с представителями бизнеса или реального производства. Поэтому черствые и корыстные люди должны считаться профессионально непригодными к социальной работе. Применительно к управленческим решениям социальные факторы могут изучаться и учитываться по трем основным направлениям: поведение отдельного работника и всего трудового коллектива при изменениях условий труда и его оплаты, особенно при корректировке или постановке новых целей организации, принятии решений инновационного характера; реакция потребителей на стандартизацию, модификацию или обновление предлагаемой организацией продукции, работ и услуг в условиях конкурентной среды на рынке и повышения требований к качеству товаров и уровню обслуживания; отношения административных органов и общественности к избранному организацией виду деятельности, потреблению ресурсов и влиянию на окружающую среду, вкладу организации в улучшение экологической обстановки и удовлетворение общественных нужд.
10.2. Сущность прогнозирования социальных последствий управленческих решений Сложность учета социальных факторов при принятии управленческих решений обусловлена, прежде всего, индивидуальными особенностями ведущих специалистов организации, основных потребителей продукции, работ и услуг, влиятельных представителей власти и общественности. Кроме того, сказывается взаимное влияние отдельных факторов друг на друга и на конечные результаты деятельности организации. Так, стремление к стабильности условий труда рано или поздно приводит к устареванию продукции и услуг, а обновление товаров всегда многократно увеличивает нагрузку на трудовой коллектив. Игнорирование требований власти и общественности чревато санкциями, а чрезмерное усердие в повышении качества продукции и уровня сервиса ведет к неоправданным затратам, росту себестоимости и потере конкурентоспособности организации на рынке. Учет социальных факторов обычно осуществляется опосредовано путем сравнения между собой нескольких основных стратегий развития организации и определения конечных результатов ее предполагаемой деятельности. При этом учитываются в комплексе производственно-технологические, экономические и социальные факторы. Социальные последствия вариантов управленческих решений по ограниченному числу стратегий могут оцениваться не только качественно, но и количественно, преимущественно в виде дополнительных затрат на решение возникающих социальных проблем. Достигаемые преимущества за счет разрешения социально-экономических ситуаций обычно проявляются в конечных результатах деятельности, качестве и конкурентоспособности продукции и услуг, росте объемов реализации товаров на рынке, поддержании имиджа организации и росте потенциала трудового коллектива. Социально-экономические проблемы (Рис. 10.2.) в зависимости от стратегии и вариантов управленческих решений можно разграничить по основным социальным факторам. Так, на поведение трудового коллектива существенное влияние могут оказать возникающие социально-экономические проблемы, связанные с новыми инновационными решениями, в том числе: избыток специалистов традиционных устаревающих профессий и дефицит работников принципиально новых направлений при существенном обновлении технологических процессов или освоении дополнительных сегментов рынка; массовое сокращение численности персонала при ликвидации нерентабельных производств или закупках новейшего высокопроизводительного оборудования; неравномерная занятость мужского и женского населения ввиду узкой специализации производства и градообразующего принципа его размещения на ограниченной территории; недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной сферой в расчете на временное использование местных ресурсов; высокий уровень профессиональной заболеваемости и травматизма из-за недооценки бытовых условий труда и техники безопасности. Реакция покупателей на предлагаемые организацией продукцию и услуги также может создавать социально-экономические проблемы, связанные с объемами сбыта и своевременностью оплаты труда работников. К ним следует отнести: снижение спроса на продукцию и услуги организации в связи с активизацией деятельности основных конкурентов или появлением на рынке товаров-заменителей (субститутов) с аналогичным качеством, но по значительно меньшей цене;
Рис. 10.2. Сущность социально-экономического прогнозирования
рост претензий потребителей к качеству приобретенных товаров, необходимость из замены, ремонта или гарантийного обслуживания; недоступность товаров для потенциальных покупателей из-за слаборазветвленной или неудовлетворительно работающей сбытовой сети организации; частые жалобы на низкое качество обслуживания покупателей, узкий перечень оказываемых услуг и недостаточный уровень сервиса; проявление интереса потенциальных покупателей к товарам повышенной сложности, улучшенного качества и изготавливаемых по индивидуальным заказам. Благоприятное отношение представителей органов власти и общественности к деятельности организации нередко служат барометром ее будущего положения на рынке и нарастающих социально-экономических проблем. Имидж завоевывается долго и трудно, а теряется быстро и легко, поэтому руководству организации необходимо заранее видеть признаки опасностей и угроз, в числе которых могут быть: неоднократные нарушения налогового законодательства, повлекшие значительные штрафные санкции и предупреждения о прекращении разрешенных видов деятельности; партнерские деловые связи с организациями, к которым имеются существенные претензии государственных органов, общественных организаций и частных лиц; предельно допустимые вредные выбросы, стоки и излучения, создающие неблагоприятное экологическое воздействие на окружающую среду; расточительное использование природных и энергетических ресурсов, обусловливающих социально-экономические проблемы для местного населения и вред природной среде; уклонение от участия в общественно значимых спонсорских и благотворительных действиях на основной территории производственной и хозяйственной деятельности.
10.3. Методы социально-экономического прогнозирования Сравнение вариантов управленческих решений чаще всего основывается на преимуществах и недостатках проектируемых производственных результатов деятельности, в то время как социально-экономические проблемы преимущественно скрыты, проявляются поздно и нередко требуется применение разнообразных специальных методов своевременного прогнозирования социальных последствий. Основные методы социального прогнозирования (Рис. 10.3) можно условно разделить на обязательные по существующему законодательству и инициативные со стороны заинтересованной организации. Ведущей тенденцией социального прогнозирования в условиях рыночных отношений и активной конкурентной борьбы является сокращение административного регулирования хозяйственной деятельности субъектов рынка и переход к саморегулированию на основе принципов социального партнерства. Основными методами обязательного (административного) социального прогнозирования результатов деятельности организации на рынке и регулирования хозяйственной технологии работ являются: проверка соответствия персонала, оборудования, помещений и технологии работ при лицензировании видов деятельности организации, аттестации и аккредитации; независимая экологическая экспертиза управленческих решений, способных оказать воздействие на условия жизни населения и окружающую среду, в том числе и принимаемых законодательных актов; экспериментальная проверка технологий и продукции на опытных участках, сертификация качества товаров в соответствии с установленными стандартами и нормами; разработка перспективных планов социально-экономического развития территорий, согласование управленческих решений с выделяемыми ресурсами и проектами, административный контроль соблюдения интересов местного населения;
Рис. 10.3. Методы прогнозирования социально-экономических последствий управленческих решений. местные или общероссийские референдумы по наиболее сложным и противоречивым проектам, затрагивающим экономические, правовые и социальные аспекты развития территорий. Инициативные методы социального прогнозирования наиболее разнообразны в связи со спецификой видов деятельности организаций, состава трудового коллектива, условий размещения и технологического оснащения производства. В любом случае общепринятыми методами социального прогнозирования считаются: опрос мнения ведущих специалистов или всего трудового коллектива о стратегиях развития организации, вариантах управленческих решений и возможных социально-экономических последствиях; обобщения отечественного или зарубежного опыта решения аналогичных социально-экономических проблем с учетом особенностей российской действительности и специфики деятельности организации; изучение откликов прессы работниками службы связей с общественностью, анализ результатов выставок, ярмарок, распродаж, встреч с потребителями товаров, презентаций и экскурсий по предприятию; итоги самостоятельной оценки (самооценки) деятельности организации и ее основных подразделений, выявление перспектив совершенствования структуры, технологии, оснащения и условий труда; проведение прикладных социологических исследований по наиболее сложным проблемам развития организации и направлениям решения комплексных социально-экономических задач. Результаты прогнозирования оказывают определенное влияние на выбор вариантов управленческих решений, а также позволяют руководству заблаговременно предусмотреть меры по локализации, смягчению или устранению негативных социально-экономических последствий. В качестве основных мер по стабилизации поведения работников и всего трудового коллектива могут предусматриваться: переподготовка специалистов для работы по новым технологиям как силами самой организации, так и путем обучения в специализированных учебных заведениях или направления на стажировку за рубеж; создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников, освоение: новых сегментов рынка, взаимодействие со службой занятости по трудоустройству увольняемых при массовом сокращении; комплексное размещение специализированных производств, обеспечивающих максимально полное использование трудовых ресурсов территории, независимо от пола и возраста; учреждающее развитие объектов социальной сферы при развертывании производств на территории или же применение вахтового методы работы при временном освоении природных ресурсов в регионах с неблагоприятными условиями для постоянного проживания семей; забота о создании нормальных бытовых условий на производстве, обеспечивающих долговременную работоспособность персонала и исключение травматизма. Устойчивое положение на рынке, удержание постоянных покупателей и расширение организации в занимаемых сегментах способны обеспечить: своевременная модификация существующих или разработка новых товаров, отвечающих потребностям и запросам потенциальных потребителей, а также соответствующих современному уровню научно-технического прогресса; непрерывное повышение качества продукции и услуг, создание необходимой сети гарантийного обслуживания и ремонта изделий, замена бракованных изделий по первому требованию покупателей; расширение сбытовой сети, заключение дилерских договорных отношений, создание филиалов или дочерних компаний на территориях с постоянным и значительным спросом на товары; развертывание фирменной торговли за счет создания собственной сети магазинов с высоким качеством обслуживания и требуемым перечнем услуг; освоение производства по индивидуальным заказам потребителей за счет поддержания резерва производственных мощностей и быстрой переналадки оборудования для выпуска продукции высокого качества и повышенной сложности в соответствии с рыночным спросом. Поддержание имиджа организации на рынке предполагает последовательную работу руководства организации с представителями административных органов и широкой общественностью в направлениях: устранение допущенных нарушений законодательства и проведение превентивных мер по их профилактике в целях сокращения штрафных санкций и завоевания доверия властей и общественности; строгий отбор деловых партнеров с учетом не только их положения на рынке, но и общественной репутации, поддержание долговременных договорных отношений с проверенными фирмами; вложения финансовых средств в освоение экологически чистых технологий производства, строительство очистных сооружений и монтаж современного малогабаритного очистного оборудования; переход к ресурсосберегающим технологиям, сокращение отходов производства за счет использования вторичных ресурсов и глубокой переработки сырья; активизация спонсорской и благотворительной деятельности в общественно значимых сферах, участие в озеленении и обустройстве территории, поддержание деловых взаимовыгодных контактов с представителями власти и общественных организаций. Действительность мер руководства по прогнозированию социальных последствий управленческих решений и устранению возможных негативных социально-экономических явлений повышается при активной работе специалиста по связям с общественностью, который заблаговременно выявляет слабые стороны организации и помогает найти нужные компромиссы между разумными, но необходимыми затратами и требуемыми результатами деятельности коллектива. Раздел 4. Администрирование в социальной работе
Глава 11. Управленческие (административные) решения в социальной работе
11.1. Процесс выработки решения Каждый человек ежедневно принимает множество различных решений, нередко не задумываясь о закономерностях процесса его выработки, отчего часто ошибается и обычно признает свои ошибки лишь с некоторым опозданием. Сложнее всего обстоят последствия решений, которые уже не представляется исправить. Поэтому технология выработки и принятия рациональных (оптимальных) решений важна, однако приходит к людям лишь с накоплением знаний и жизненного опыта. Народная поговорка «семь раз отмерь, потом отрежь» всегда справедлива, однако дело не только в количестве сравнений вариантов выбора, но также в умении определить уровень сложности жизненной проблемы и оценить степень риска от возможных последствий вариантов решений. Руководитель любого звена по роду своей профессиональной деятельности связан с необходимостью непрерывной цепи принятия управленческих (административных) решений, которые затрагивает не только его личные интересы, но определяют также общественно полезные результаты коллективного труда или напрасные усилия людей. Наряду с правом принятия решений руководитель обязан своевременно принимать решения и в полной мере отвечать за их последствия. Конечно, на практике важность различных управленческих (административных) решений сравнительно неодинакова, поэтому не все принимаемые решения можно отнести к сложным и общественно значимым явлениям. Существуют как минимум три условия принадлежности решений к числу управленческих (административных): наличие ситуации выбора между несколькими примерно равноценными альтернативами действий; обязательность исполнения управляющих воздействий теми лицами или подразделениями, на которые решения направлены; достаточность ресурсов для реализации принятого решения. Если не соблюдается первое условие, когда сравниваются заведомо хороший и плохой варианты действий, то руководитель лишь изображает свою власть, а по существу его действия заведомо предопределены, так как продиктованы не зависящими от него обстоятельствами. Второе условие означает игру в руководителя, так как реально управляющие воздействия на исполнителей оказывает кто-то другой, как правило, неформальный лидер. Третье условие – это повод к дискредитации не только личности недостаточно компетентного руководителя, но всей системы власти, раздающей невыполнимые обещания. Необходимость выработки и принятия управленческих (административных) решений объективно обусловлена появлением проблемной ситуации, сущность которой состоит в расхождении между плановым (желаемым) состоянием и действительным положением дел в любой сфере. При этом общая закономерность состоит в том, что чем раньше предугадано или уже распознано возникновение проблемной ситуации, тем меньше усилий и расхода ресурсов потребуется для разрешения возникшего противоречия. И наоборот: даже самое несложное противоречие не может быть успешно разрешено, если время неоправданно упущено из-за того, что долго определяется лицо, которое должно взять на себя ответственность за принятие решения. Признаки возникновения и определения сложности проблемной ситуации определяются на основе прямой и обратной связи субъекта и объекта управления. Знание результатов контроля и сравнение реального состояния управляемых процессов с плановыми показателями, а также своевременный прогноз их изменений по времени обеспечивают необходимой информацией для своевременной выработки управляющих воздействий. На практике обычно встречаются две негативные информационные ситуации: дефицит информации или деятельность в условиях неопределенности, объективно создающей трудности в выработке единственно правильного решения; избыток информации или деятельность в условиях информационного шума, когда трудно отыскать данные, имеющие прямое отношение к проблемной ситуации. В зависимости от уровня информационной обеспеченности, интуиции и опыта руководящего состава процесс разработки управленческих решений сталкивается с двумя противоречивыми требованиями: своевременность реакции на изменение управляемых параметров; качество управленческого (административного) решения. Так достаточно обоснованные и абсолютно правильные решения, но принятые с опозданием сопряжены с трудноразрешимыми запущенными социально-экономическими проблемами. С другой стороны поспешные и недостаточно обоснованные решения чаще всего весьма расточительны и приводят к необходимости внесения неоднократных уточнений. Процесс разработки и принятия решений основывается на кибернетическом подходе к управлению как непрерывном цикле, включающем последовательно повторяющиеся элементы: сбор, обобщение и обработку информации состояния управляемой системы, сравнение ее с плановыми (прогнозируемыми) показателями; определение степени сложности проблемной ситуации, уровня должностного лица, компетентного в принятии управленческого (административного) решения; выработка вариантов управленческих (административных) воздействий, способных сохранить (восстановить) состояние показателей управляемой системы в требуемых пределах; принятие решений лицом, уполномоченным принимать решения (ЛПР) в данной проблемной ситуации, и доведение задач исполнителям; контроль состояния управляемой системы. Процесс выработки и принятия управленческих (административных) решений существенно различается в зависимости от степени сложности проблемной ситуации, возможных социально-экономических последствий реализации решений и уровня риска. Сложность проблемной ситуации оказывает влияние на сущность и технологию принятия решения, состав должностных лиц, допущенных к принятию решения, а также на требования к их квалификации. Различают четыре основных типа проблемных ситуаций (Рис.11.1) по степени их последовательного усложнения: отклонения от установленных стандартов (норм); селективный выбор рационального варианта действий; нарушение равновесия «организация – среда»; неожиданная сложная инновационная проблема. Первые две типа проблемных ситуации считаются простыми и наиболее частыми, а для их разрешения достаточно принятия административного решения. Две последующие проблемные ситуации являются настолько сложными, что для их разрешения требуется принятие управленческого решения, использование резерва сил и средств с разрешения или участия высшего руководства. а) Рабочие отклонения от установленных стандартов (норм) на практике происходят наиболее часто, так как точное следование управляемой системы установленным параметрам обычно является лишь редкой случайностью, а рабочие отклонения - обычными явлениями. Воздействия на рабочие отклонения состояния управляемого объекта считаются рутинным явлениями, требующими своевременного вмешательства и неукоснительного выполнения запрограммированной стандартной процедуры согласно заранее разработанной инструкции.
Характеристика действий по разрешению ситуации
Уровень принимаемого решения
Субъект воздействия
Рис. 11.1. Типы проблемных ситуаций Следовательно, технология административного вмешательства в разрешение этой проблемной ситуации достаточно проста и не связана с необходимостью высокого уровня профессиональной подготовки исполнителя процедуры. Такие действия обычно успешно выполняет оператор, действующий согласно детальной должностной инструкции, или автоматическое техническое устройство типа автопилота с запрограммированной реакцией на рабочие отклонения. Административное решение для разрешения такой проблемной ситуации эффективно, если в распоряжении дежурного администратора или диспетчера с соответствующей подготовкой находится достаточное количество сил и средств, а также полномочий по их рациональному использованию. б) Селективный выбор рационального варианта действий предполагает разрешение проблемной ситуации путем проведения комплекса административных мероприятий: разработка полного перечня альтернативных вариантов действий, способных устранить отклонения управляемой системы от планового состояния; выбор лучшей альтернативы по определенному критерию (критериям) эффективности с учетом ограничений, обусловленных внешней и внутренней средой; перераспределение сил и средств между участками работ, постановка новых или уточненных задач исполнителям. Рациональное решение считается лучшим из нескольких рассматриваемых вариантов, оптимальное решение – самое лучшее из всех возможных вариантов, что обычно является следствием моделирования и математического доказательства оптимальности по выбранному критерию эффективности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |