Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности управления социальной работой 7 страница




В социальной работе достаточно разработаны технологии оказания социальной помощи, социальной поддержки, отдельных социальных услуг и социального обслуживания определенных категорий населения. Однако с течением времени и роста оснащенности человека труда эти технологии дополняются и совершенствуются.

Одними из основных способов повышения эффективности использования сил и средств являются:

выбор рациональных организационных структур учреждений социальной защиты населения;

применение комплексных мер оказания юридической, морально-психологической, материальной и финансовой помощи нуждающимся;

 

  Факторы социальной среды  
Производственно-технологические: Финансовые: Социальные:
технологии оказания социальной помощи, социальной поддержки, отдельных социальных услуг и социального обслуживания определен-ных категорий населения; рост оснащенности труда, внедрение новых технологий оказания социальных услуг. превышение потребнос-тей в социальной помощи, социальной поддержке и социальном обслуживании определенных слоев насе-ления выделяемым бюджет-ным ресурсам: хронический дефицит финансовых средств, выделяемых на социальные нужды. непредвиденный харак-тера поведения отдельного человека и любой общности людей; противоречие между вниманием к истинным нуждам людей и к иждивен-ческим настроениям; завышенные требова-ния к органам власти или к обществу в целом.
         

Способы повышения эффективности использования сил и средств

выбор рациональных организационных структур учреждений социальной защиты населения; применение комплек-сных мер оказания юри-дической, морально-психологической, матери-альной и финансовой помощи нуждающимся; улучшение техни-ческого и технологического оснащения производст-венных подразделений. рациональное расхо-дование выделяемых средств, а также в поиск возможностей изыскания дополнительных средств; сбор пожертвований отечественных и зарубежных коммерческих компаний и отдельных физических лиц; использование резуль-татов хозяйственной деятельности социальных учреждений. заявительный принцип оказания социальной помощи; проверка истинного семейное положение и материальное состояние потенциальных клиентов; определение приори-тетов оказания социальных услуг различным катего-риям населения; особые качества социального работника как личности.

 

Рис. 10.1. Факторы социальной среды

улучшение технического и технологического оснащения производственных подразделений, облегчающее труд социальных работников, повышающее качество социальных услуг и сокращающее время от получения заказа до выполнения технологических операций.

Финансовые факторы оказывают самое непосредственное влияние на процесс и результаты реализации управленческих решений в связи с превышением потребностей в социальной помощи, социальной поддержке и социальном обслуживании определенных слоев населения выделяемым бюджетным ресурсам и хроническим дефицитов финансовых средств, выделяемых на социальные нужды в любом государстве.

В социальной работе главная цель управленческих решений обеспечить рациональное расходование выделяемых средств, а также в поиске возможностей изыскания дополнительных материально-технических и финансовых средств для более полного удовлетворения социальных потребностей населения.

В качестве дополнительных источников материально-технических и финансовых средств обычно используются пожертвования отечественных и зарубежных коммерческих компаний и отдельных физических лиц, средства благотворительных и религиозных организаций, специальных благотворительных и экологических фондов.

В отдельных случаях могут использоваться результаты хозяйственной деятельности социальных учреждений, в частности от создания фруктовых садов, огородов или содержания домашних животных при домах социального обслуживания людей с ограниченными возможностями.

Социальные факторы управленческих решений являются наиболее более сложными и трудно предсказуемыми, особенно в социальной работе из-за непредвиденного характера поведения отдельного человека и любой общности людей.

В условиях рыночных отношений в социальной работе недопустимы недостаточное внимание к истинным нуждам людей и к иждивенческим настроениям, когда работоспособный человек не стремится обеспечить себя собственными силами, а предъявляет завышенные требования к органам власти или обществу в целом.

Поэтому заявительный принцип оказания социальной помощи дополняется обязанностью руководства социальных учреждений проверять истинное семейное положение и материальное состояние потенциальных клиентов социальной работы и определять приоритеты оказания социальных услуг различным категориям населения.

В частности, в социальные дома и дома престарелых принимаются в первую очередь одинокие люди, нуждающиеся в непрерывном уходе и благоприятной социальной среде. Квартиры граждан, переселяемых в социальные дома, как правило, передаются в муниципальную собственность, что также учитывается в расчетах при финансировании социальной работы.

Социальные льготы по оплате за содержание в детских садах и питания школьников в общеобразовательных школах предоставляются детям малообеспеченных родителей на основании соответствующих справок о среднедушевом доходе в семье.

Социальный работник должен обладать особыми качествами как личность, которая постоянно чувствует сострадание к людям, нуждающимся к помощи других людей, и готовность оказать бескорыстную помощь в трудной ситуации, нередко за счет собственного времени и даже своими средствами.

В то же время необходимо учитывать особенность профессии, которая практически всегда является недостаточно оплачиваемой по сравнению с представителями бизнеса или реального производства. Поэтому черствые и корыстные люди должны считаться профессионально непригодными к социальной работе.

Применительно к управленческим решениям социальные факторы могут изучаться и учитываться по трем основным направлениям:

поведение отдельного работника и всего трудового коллектива при изменениях условий труда и его оплаты, особенно при корректировке или постановке новых целей организации, принятии решений инновационного характера;

реакция потребителей на стандартизацию, модификацию или обновление предлагаемой организацией продукции, работ и услуг в условиях конкурентной среды на рынке и повышения требований к качеству товаров и уровню обслуживания;

отношения административных органов и общественности к избранному организацией виду деятельности, потреблению ресурсов и влиянию на окружающую среду, вкладу организации в улучшение экологической обстановки и удовлетворение общественных нужд.

 

10.2. Сущность прогнозирования социальных последствий управленческих решений

Сложность учета социальных факторов при принятии управленческих решений обусловлена, прежде всего, индивидуальными особенностями ведущих специалистов организации, основных потребителей продукции, работ и услуг, влиятельных представителей власти и общественности. Кроме того, сказывается взаимное влияние отдельных факторов друг на друга и на конечные результаты деятельности организации.

Так, стремление к стабильности условий труда рано или поздно приводит к устареванию продукции и услуг, а обновление товаров всегда многократно увеличивает нагрузку на трудовой коллектив. Игнорирование требований власти и общественности чревато санкциями, а чрезмерное усердие в повышении качества продукции и уровня сервиса ведет к неоправданным затратам, росту себестоимости и потере конкурентоспособности организации на рынке.

Учет социальных факторов обычно осуществляется опосредовано путем сравнения между собой нескольких основных стратегий развития организации и определения конечных результатов ее предполагаемой деятельности. При этом учитываются в комплексе производственно-технологические, экономические и социальные факторы.

Социальные последствия вариантов управленческих решений по ограниченному числу стратегий могут оцениваться не только качественно, но и количественно, преимущественно в виде дополнительных затрат на решение возникающих социальных проблем. Достигаемые преимущества за счет разрешения социально-экономических ситуаций обычно проявляются в конечных результатах деятельности, качестве и конкурентоспособности продукции и услуг, росте объемов реализации товаров на рынке, поддержании имиджа организации и росте потенциала трудового коллектива.

Социально-экономические проблемы (Рис. 10.2.) в зависимости от стратегии и вариантов управленческих решений можно разграничить по основным социальным факторам. Так, на поведение трудового коллектива существенное влияние могут оказать возникающие социально-экономические проблемы, связанные с новыми инновационными решениями, в том числе:

избыток специалистов традиционных устаревающих профессий и дефицит работников принципиально новых направлений при существенном обновлении технологических процессов или освоении дополнительных сегментов рынка;

массовое сокращение численности персонала при ликвидации нерентабельных производств или закупках новейшего высокопроизводительного оборудования;

неравномерная занятость мужского и женского населения ввиду узкой специализации производства и градообразующего принципа его размещения на ограниченной территории;

недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной сферой в расчете на временное использование местных ресурсов;

высокий уровень профессиональной заболеваемости и травматизма из-за недооценки бытовых условий труда и техники безопасности.

Реакция покупателей на предлагаемые организацией продукцию и услуги также может создавать социально-экономические проблемы, связанные с объемами сбыта и своевременностью оплаты труда работников. К ним следует отнести:

снижение спроса на продукцию и услуги организации в связи с активизацией деятельности основных конкурентов или появлением на рынке товаров-заменителей (субститутов) с аналогичным качеством, но по значительно меньшей цене;

 

 

 


Рис. 10.2. Сущность социально-экономического прогнозирования

 

рост претензий потребителей к качеству приобретенных товаров, необходимость из замены, ремонта или гарантийного обслуживания;

недоступность товаров для потенциальных покупателей из-за слаборазветвленной или неудовлетворительно работающей сбытовой сети организации;

частые жалобы на низкое качество обслуживания покупателей, узкий перечень оказываемых услуг и недостаточный уровень сервиса;

проявление интереса потенциальных покупателей к товарам повышенной сложности, улучшенного качества и изготавливаемых по индивидуальным заказам.

Благоприятное отношение представителей органов власти и общественности к деятельности организации нередко служат барометром ее будущего положения на рынке и нарастающих социально-экономических проблем. Имидж завоевывается долго и трудно, а теряется быстро и легко, поэтому руководству организации необходимо заранее видеть признаки опасностей и угроз, в числе которых могут быть:

неоднократные нарушения налогового законодательства, повлекшие значительные штрафные санкции и предупреждения о прекращении разрешенных видов деятельности;

партнерские деловые связи с организациями, к которым имеются существенные претензии государственных органов, общественных организаций и частных лиц;

предельно допустимые вредные выбросы, стоки и излучения, создающие неблагоприятное экологическое воздействие на окружающую среду;

расточительное использование природных и энергетических ресурсов, обусловливающих социально-экономические проблемы для местного населения и вред природной среде;

уклонение от участия в общественно значимых спонсорских и благотворительных действиях на основной территории производственной и хозяйственной деятельности.

 

10.3. Методы социально-экономического прогнозирования

Сравнение вариантов управленческих решений чаще всего основывается на преимуществах и недостатках проектируемых производственных результатов деятельности, в то время как социально-экономические проблемы преимущественно скрыты, проявляются поздно и нередко требуется применение разнообразных специальных методов своевременного прогнозирования социальных последствий.

Основные методы социального прогнозирования (Рис. 10.3) можно условно разделить на обязательные по существующему законодательству и инициативные со стороны заинтересованной организации. Ведущей тенденцией социального прогнозирования в условиях рыночных отношений и активной конкурентной борьбы является сокращение административного регулирования хозяйственной деятельности субъектов рынка и переход к саморегулированию на основе принципов социального партнерства.

Основными методами обязательного (административного) социального прогнозирования результатов деятельности организации на рынке и регулирования хозяйственной технологии работ являются:

проверка соответствия персонала, оборудования, помещений и технологии работ при лицензировании видов деятельности организации, аттестации и аккредитации;

независимая экологическая экспертиза управленческих решений, способных оказать воздействие на условия жизни населения и окружающую среду, в том числе и принимаемых законодательных актов;

экспериментальная проверка технологий и продукции на опытных участках, сертификация качества товаров в соответствии с установленными стандартами и нормами;

разработка перспективных планов социально-экономического развития территорий, согласование управленческих решений с выделяемыми ресурсами и проектами, административный контроль соблюдения интересов местного населения;

 

 


Рис. 10.3. Методы прогнозирования социально-экономических последствий управленческих решений.

местные или общероссийские референдумы по наиболее сложным и противоречивым проектам, затрагивающим экономические, правовые и социальные аспекты развития территорий.

Инициативные методы социального прогнозирования наиболее разнообразны в связи со спецификой видов деятельности организаций, состава трудового коллектива, условий размещения и технологического оснащения производства. В любом случае общепринятыми методами социального прогнозирования считаются:

опрос мнения ведущих специалистов или всего трудового коллектива о стратегиях развития организации, вариантах управленческих решений и возможных социально-экономических последствиях;

обобщения отечественного или зарубежного опыта решения аналогичных социально-экономических проблем с учетом особенностей российской действительности и специфики деятельности организации;

изучение откликов прессы работниками службы связей с общественностью, анализ результатов выставок, ярмарок, распродаж, встреч с потребителями товаров, презентаций и экскурсий по предприятию;

итоги самостоятельной оценки (самооценки) деятельности организации и ее основных подразделений, выявление перспектив совершенствования структуры, технологии, оснащения и условий труда;

проведение прикладных социологических исследований по наиболее сложным проблемам развития организации и направлениям решения комплексных социально-экономических задач.

Результаты прогнозирования оказывают определенное влияние на выбор вариантов управленческих решений, а также позволяют руководству заблаговременно предусмотреть меры по локализации, смягчению или устранению негативных социально-экономических последствий. В качестве основных мер по стабилизации поведения работников и всего трудового коллектива могут предусматриваться:

переподготовка специалистов для работы по новым технологиям как силами самой организации, так и путем обучения в специализированных учебных заведениях или направления на стажировку за рубеж;

создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников, освоение: новых сегментов рынка, взаимодействие со службой занятости по трудоустройству увольняемых при массовом сокращении;

комплексное размещение специализированных производств, обеспечивающих максимально полное использование трудовых ресурсов территории, независимо от пола и возраста;

учреждающее развитие объектов социальной сферы при развертывании производств на территории или же применение вахтового методы работы при временном освоении природных ресурсов в регионах с неблагоприятными условиями для постоянного проживания семей;

забота о создании нормальных бытовых условий на производстве, обеспечивающих долговременную работоспособность персонала и исключение травматизма.

Устойчивое положение на рынке, удержание постоянных покупателей и расширение организации в занимаемых сегментах способны обеспечить:

своевременная модификация существующих или разработка новых товаров, отвечающих потребностям и запросам потенциальных потребителей, а также соответствующих современному уровню научно-технического прогресса;

непрерывное повышение качества продукции и услуг, создание необходимой сети гарантийного обслуживания и ремонта изделий, замена бракованных изделий по первому требованию покупателей;

расширение сбытовой сети, заключение дилерских договорных отношений, создание филиалов или дочерних компаний на территориях с постоянным и значительным спросом на товары;

развертывание фирменной торговли за счет создания собственной сети магазинов с высоким качеством обслуживания и требуемым перечнем услуг;

освоение производства по индивидуальным заказам потребителей за счет поддержания резерва производственных мощностей и быстрой переналадки оборудования для выпуска продукции высокого качества и повышенной сложности в соответствии с рыночным спросом.

Поддержание имиджа организации на рынке предполагает последовательную работу руководства организации с представителями административных органов и широкой общественностью в направлениях:

устранение допущенных нарушений законодательства и проведение превентивных мер по их профилактике в целях сокращения штрафных санкций и завоевания доверия властей и общественности;

строгий отбор деловых партнеров с учетом не только их положения на рынке, но и общественной репутации, поддержание долговременных договорных отношений с проверенными фирмами;

вложения финансовых средств в освоение экологически чистых технологий производства, строительство очистных сооружений и монтаж современного малогабаритного очистного оборудования;

переход к ресурсосберегающим технологиям, сокращение отходов производства за счет использования вторичных ресурсов и глубокой переработки сырья;

активизация спонсорской и благотворительной деятельности в общественно значимых сферах, участие в озеленении и обустройстве территории, поддержание деловых взаимовыгодных контактов с представителями власти и общественных организаций.

Действительность мер руководства по прогнозированию социальных последствий управленческих решений и устранению возможных негативных социально-экономических явлений повышается при активной работе специалиста по связям с общественностью, который заблаговременно выявляет слабые стороны организации и помогает найти нужные компромиссы между разумными, но необходимыми затратами и требуемыми результатами деятельности коллектива.

Раздел 4. Администрирование в социальной работе

 

Глава 11. Управленческие (административные) решения в социальной работе

 

11.1. Процесс выработки решения

Каждый человек ежедневно принимает множество различных решений, нередко не задумываясь о закономерностях процесса его выработки, отчего часто ошибается и обычно признает свои ошибки лишь с некоторым опозданием. Сложнее всего обстоят последствия решений, которые уже не представляется исправить. Поэтому технология выработки и принятия рациональных (оптимальных) решений важна, однако приходит к людям лишь с накоплением знаний и жизненного опыта. Народная поговорка «семь раз отмерь, потом отрежь» всегда справедлива, однако дело не только в количестве сравнений вариантов выбора, но также в умении определить уровень сложности жизненной проблемы и оценить степень риска от возможных последствий вариантов решений.

Руководитель любого звена по роду своей профессиональной деятельности связан с необходимостью непрерывной цепи принятия управленческих (административных) решений, которые затрагивает не только его личные интересы, но определяют также общественно полезные результаты коллективного труда или напрасные усилия людей. Наряду с правом принятия решений руководитель обязан своевременно принимать решения и в полной мере отвечать за их последствия.

Конечно, на практике важность различных управленческих (административных) решений сравнительно неодинакова, поэтому не все принимаемые решения можно отнести к сложным и общественно значимым явлениям. Существуют как минимум три условия принадлежности решений к числу управленческих (административных):

наличие ситуации выбора между несколькими примерно равноценными альтернативами действий;

обязательность исполнения управляющих воздействий теми лицами или подразделениями, на которые решения направлены;

достаточность ресурсов для реализации принятого решения.

Если не соблюдается первое условие, когда сравниваются заведомо хороший и плохой варианты действий, то руководитель лишь изображает свою власть, а по существу его действия заведомо предопределены, так как продиктованы не зависящими от него обстоятельствами. Второе условие означает игру в руководителя, так как реально управляющие воздействия на исполнителей оказывает кто-то другой, как правило, неформальный лидер. Третье условие – это повод к дискредитации не только личности недостаточно компетентного руководителя, но всей системы власти, раздающей невыполнимые обещания.

Необходимость выработки и принятия управленческих (административных) решений объективно обусловлена появлением проблемной ситуации, сущность которой состоит в расхождении между плановым (желаемым) состоянием и действительным положением дел в любой сфере.

При этом общая закономерность состоит в том, что чем раньше предугадано или уже распознано возникновение проблемной ситуации, тем меньше усилий и расхода ресурсов потребуется для разрешения возникшего противоречия. И наоборот: даже самое несложное противоречие не может быть успешно разрешено, если время неоправданно упущено из-за того, что долго определяется лицо, которое должно взять на себя ответственность за принятие решения.

Признаки возникновения и определения сложности проблемной ситуации определяются на основе прямой и обратной связи субъекта и объекта управления. Знание результатов контроля и сравнение реального состояния управляемых процессов с плановыми показателями, а также своевременный прогноз их изменений по времени обеспечивают необходимой информацией для своевременной выработки управляющих воздействий.

На практике обычно встречаются две негативные информационные ситуации: дефицит информации или деятельность в условиях неопределенности, объективно создающей трудности в выработке единственно правильного решения; избыток информации или деятельность в условиях информационного шума, когда трудно отыскать данные, имеющие прямое отношение к проблемной ситуации.

В зависимости от уровня информационной обеспеченности, интуиции и опыта руководящего состава процесс разработки управленческих решений сталкивается с двумя противоречивыми требованиями: своевременность реакции на изменение управляемых параметров; качество управленческого (административного) решения. Так достаточно обоснованные и абсолютно правильные решения, но принятые с опозданием сопряжены с трудноразрешимыми запущенными социально-экономическими проблемами. С другой стороны поспешные и недостаточно обоснованные решения чаще всего весьма расточительны и приводят к необходимости внесения неоднократных уточнений.

Процесс разработки и принятия решений основывается на кибернетическом подходе к управлению как непрерывном цикле, включающем последовательно повторяющиеся элементы:

сбор, обобщение и обработку информации состояния управляемой системы, сравнение ее с плановыми (прогнозируемыми) показателями;

определение степени сложности проблемной ситуации, уровня должностного лица, компетентного в принятии управленческого (административного) решения;

выработка вариантов управленческих (административных) воздействий, способных сохранить (восстановить) состояние показателей управляемой системы в требуемых пределах;

принятие решений лицом, уполномоченным принимать решения (ЛПР) в данной проблемной ситуации, и доведение задач исполнителям;

контроль состояния управляемой системы.

Процесс выработки и принятия управленческих (административных) решений существенно различается в зависимости от степени сложности проблемной ситуации, возможных социально-экономических последствий реализации решений и уровня риска. Сложность проблемной ситуации оказывает влияние на сущность и технологию принятия решения, состав должностных лиц, допущенных к принятию решения, а также на требования к их квалификации.

Различают четыре основных типа проблемных ситуаций (Рис.11.1) по степени их последовательного усложнения: отклонения от установленных стандартов (норм); селективный выбор рационального варианта действий; нарушение равновесия «организация – среда»; неожиданная сложная инновационная проблема.

Первые две типа проблемных ситуации считаются простыми и наиболее частыми, а для их разрешения достаточно принятия административного решения. Две последующие проблемные ситуации являются настолько сложными, что для их разрешения требуется принятие управленческого решения, использование резерва сил и средств с разрешения или участия высшего руководства.

а) Рабочие отклонения от установленных стандартов (норм) на практике происходят наиболее часто, так как точное следование управляемой системы установленным параметрам обычно является лишь редкой случайностью, а рабочие отклонения - обычными явлениями. Воздействия на рабочие отклонения состояния управляемого объекта считаются рутинным явлениями, требующими своевременного вмешательства и неукоснительного выполнения запрограммированной стандартной процедуры согласно заранее разработанной инструкции.

 

  Проблемная ситуация  
Рабочие отклонения от установленных стандартов (норм) Селективный выбор рационального варианта действий Нарушение равновесия «организация – среда» Неожиданная сложная инновационная проблема
           

Характеристика действий по разрешению ситуации

Своевременное начало стандартной процедуры действий согласно детальной разработанной инструкции. Определение перечня альтернатив, выбор лучшей из них, уточнение или постановка новых задач исполнителям. Восстановление нарушенного равновесия с использованием централизованного резерва сил и средств. Выработка принципиально нового решения, способного предупредить или ослабить негативные последствия.

Уровень принимаемого решения

Административное решение Управленческое решение

Субъект воздействия

Оператор, автоматическое техническое устройство. Дежурный администратор (диспетчер). Руководитель подразделения или организации. Мозговой штурм группы специалистов и экспертов.

 

Рис. 11.1. Типы проблемных ситуаций

Следовательно, технология административного вмешательства в разрешение этой проблемной ситуации достаточно проста и не связана с необходимостью высокого уровня профессиональной подготовки исполнителя процедуры. Такие действия обычно успешно выполняет оператор, действующий согласно детальной должностной инструкции, или автоматическое техническое устройство типа автопилота с запрограммированной реакцией на рабочие отклонения.

Административное решение для разрешения такой проблемной ситуации эффективно, если в распоряжении дежурного администратора или диспетчера с соответствующей подготовкой находится достаточное количество сил и средств, а также полномочий по их рациональному использованию.

б) Селективный выбор рационального варианта действий предполагает разрешение проблемной ситуации путем проведения комплекса административных мероприятий:

разработка полного перечня альтернативных вариантов действий, способных устранить отклонения управляемой системы от планового состояния;

выбор лучшей альтернативы по определенному критерию (критериям) эффективности с учетом ограничений, обусловленных внешней и внутренней средой;

перераспределение сил и средств между участками работ, постановка новых или уточненных задач исполнителям.

Рациональное решение считается лучшим из нескольких рассматриваемых вариантов, оптимальное решение – самое лучшее из всех возможных вариантов, что обычно является следствием моделирования и математического доказательства оптимальности по выбранному критерию эффективности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.