КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности управления социальной работой 5 страница
Главными факторами внутренней среды социальной организации, определяющими ее сильные и слабые профессиональные стороны, следует считать: компетентность руководящего состава, уровень квалификации социальных работников и специалистов по социальной работе; техническая и технологическая оснащенность, обеспеченность производственными и административными помещениями; моральный климат в трудовом коллективе, способность преодолевать трудности при внедрении новых технологий социального обслуживания проблемных клиентов социальной работы; материальные ресурсы организации и их соответствие стоящим перед ней задачам по оказанию социальных услуг населению. Руководство достигает целей организации через усилия и старания других людей, следовательно, люди являются центральным фактором в любой организации, особенно социальной. Существует три основных аспекта влияния человеческого фактора в организации: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя как лидера и его влияние на поведение других людей. Основные факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности сотрудников социальной организации, включают: способности - различия способностей обусловлены наследственностью (интеллект, физические данные), а также накопленным опытом. Организация всегда пытается использовать различия в способностях при решении вопроса, какую должность, и какую работу будет выполнять конкретный работник; предрасположенность или одаренность тесно связана со способностями. Предрасположенность - это потенциал человека в выполнении какой-либо определенной работы. Сочетание врожденных качеств, приобретенного опыта и предрасположенности составляет профессионализм, который человек постепенно приобретает в определенной области труда. Предрасположенность в определенной области обычно облегчает приобретение способности эффективно выполнять конкретную деятельность; потребности - внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо или стремление выполнять общественно значимые функции, не считаясь с необычайно высокими физическими и моральными нагрузками, свойственными выполнению обязанностей по оказанию социальной помощи другим людям; ожидания - социальные работники и специалисты по социальной работе формируют ожидания относительно результатов своего труда преимущественно не столько в росте материального вознаграждения, а в виде искренней признательности отдельных людей или групп после их выхода из трудной жизненной ситуации; отношение - социальные установки к профессии социального работника или специалиста по социальной работе основываются не столько на отношениях «нравится» или «не нравится», а на установках «нужности» профессии людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации (аналогично профессии врача или педагога); ценности - это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо, что плохо. Это какие-либо материальные или духовные блага, которые тому или иному человеку либо человеческому сообществу представляются очень значимыми и потому в высокой степени желательны для получения, сохранения, реализации и т.д. Стремление к таким благам формирует у социальных субъектов то, что в социологии называется ценностными ориентациями, которые детерминируют (определяют) их деятельность. Инструментом сравнения альтернатив деятельности социальной организации в условиях рыночных отношений, может стать СВОТ-анализ внешней и внутренней среды организации, который предполагает выявление преимуществ и недостатков сравниваемых вариантов. При этом считается, что внешняя среда создает определенные рыночные возможности или рыночные угрозы. В то же время по отношению к конкретным вариантам деятельности социальной организация может иметь внутренние сильные или слабые стороны. Таким образом, формируется матрица (Рис. 7.2), позволяющая оценить и найти реальные способы использовать рыночные возможности и сильные стороны организации. Одновременно следует учитывать рыночные угрозы и принимать меры по усилению слабых сторон организации.
Рис. 7.2. Матрица СВОТ-анализа внешней и внутренней среды организации На основе анализа внешней среды и обследования сильных и слабых сторон организации руководство определяет стратегию организации производственной деятельности. На выбор стратегии производственной деятельности оказывают влияние следующие основные факторы: привлекательность рыночных возможностей при сохранении допустимой степени риска, которая обычно ограничивается высшим руководством; значимость рыночных угроз и возможность их устранения или ослабления организаторскими действиями руководства с помощью имеющихся ресурсов; наличие сильных внутренних сторон организации, которые вселяют надежду на оптимистический вариант развития событий; комплекс мер по усилению слабых сторон организации за счет использования имеющихся резервов; знание прошлых стратегий, которые себя оправдали в своей или другой организации и могут быть примером для будущего развития; фактор времени, который может способствовать успеху или стать причиной неудачи организации. Перед организацией обычно стоят четыре возможные основные стратегические альтернативы: ограниченный рост – применяется в бюджетных организациях с отработанной технологией производственной деятельности, когда новые задачи ставятся в зависимости от достигнутого; это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий; рост – применяется в динамично развивающихся сферах с изменяющимися технологиями, когда предусматривается ежегодное повышение уровня по сравнению с показателей предыдущего года; сокращение – стратегия обычно вынужденная и ее руководители выбирают редко в одном из трех вариантов: ликвидация нерентабельных подразделений; отсечение лишнего путем сокращения некоторых подразделений; сокращение или переориентация организацией части своей деятельности; интеграция – объединение с другой организацией для укрепления общего потенциала.
7.3. Программно-целевой подход в социальной работе В социальной работе чаще всего применяется программно-целевое планирование и управление производственной деятельностью. При этом выделяют два этапа работы: разработки целевой программы и управление процессом реализации программы. Целевая социальная программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющих определенное содержание и направленных на достижение конечной цели. Социальные программы – один из видов программ социально-экономического развития, которые носят экономический, производственный, научно-технический или организационно-управленческий характер, часть программ могут быть комплексными. По уровню разработки и реализации программы бывают президентскими, федеральными, региональными, местными, а также - предприятий. С учетом фактора времени эти программы могут быть долгосрочными (5-7 лет), среднесрочными (3-5 лет), краткосрочными (1-3 года), текущими или оперативными (до 1 года). Содержание программно-целевого подхода можно представить в следующем виде: цель программы (что должно быть достигнуто в итоге); составные цели, задачи, перечень мероприятий – что требуется сделать для достижения конечной цели); ресурсное обеспечение – информационное, материальное, финансовое, трудовое (какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы); временная характеристика программы – на какой период времени рассчитана программа; организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер и взаимодействие между ними (каков механизм организации управления реализацией программы); учетный, отчетный и контрольный механизм или механизм обратной связи (как отслеживается и оценивается выполнение программы); коррективы содержания и механизмов реализации программы – какие изменения следует внести в содержание и реализацию программы; подведение итогов, окончание и закрытие программы (как, и насколько выполнена программа). Реализация целевой социальной программы, являющейся стратегическим видением направления дальнейшего развития социальной работы, предполагает разработку тактики, политики, определенных процедур и правил, формирование соответствующего бюджета. Тактика – включает разработку и реализацию тактических планов в развитие стратегии на уровне руководителей среднего звена; результаты реализации тактических планов появляются быстро и соотносятся с конкретными действиями (результаты стратегии могут появиться через несколько лет). Тактической целью социальной работы на данном этапе является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения с учетом возможностей экономики (поскольку в настоящее время реализуется адресная социальная политика). Политика – представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется руководителями высшего уровня на длительный период времени. Например, политика предоставления равных возможностей трудоустройства для женщин; неразглашение коммерческих тайн организации. Процедуры – описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Если ситуация при принятии решения повторяется, то руководство применяет испытанный временем способ действий, и для этого вырабатывает стандартизированные указания. По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение. Например, процедура назначения трудовой пенсии по старости. Правила – составляются тогда, когда руководство ограничивает действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами. То есть правило определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они разработаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедура рассчитана на ситуацию, в которой имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий. Иногда возникают конфликты, вызванные нежеланием работников выполнять установленные правила и процедуры. Для того чтобы избежать конфликтной ситуации, руководителю необходимо информировать подчиненных о целях правил, объяснять, почему необходимо выполнять работу именно так, как предписано правилами или процедурами, а также осуществлять организаторские функции, нередко связанные с принуждением. Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, представленных количественно. Программно-целевой подход в социальной работе не отрицает необходимости целенаправленной управленческой деятельности руководства по отношению к исполнителям целевой социальной программы. Управление по целям представляет собой процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов: выработка четких и кратких формулировок целей; разработка реальных планов их достижения; систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов; корректирующие меры для достижения запланированных результатов. Выработка целей включает последовательную детализацию способов достижения результатов, которые предусмотрены целевой социальной программой. После того, как разработаны долгосрочные и краткосрочные цели для организации, руководители формулируют эти цели для работников следующего уровня по нисходящей линии. Руководители должны поддерживать работников в следующих областях: получение необходимой информации; распределение ресурсов; уточнение полномочий и ответственности; горизонтальная и вертикальная координация действий. На втором этапе управления по целям определяются основные задачи участников программы и меры, необходимые для достижения целей, устанавливаются взаимосвязи между основными видами деятельности. Для этого уточняются роли и взаимоотношения, осуществляется делегирование соответствующих полномочий; оцениваются затраты времени для каждой основной операции; определяются ресурсы, необходимые для каждой операции; проводится проверка сроков и корректировка планов действий. После истечения установленного периода времени определяется степень достижения целей целевой социальной программы, выявляются проблемы и помехи, определяются причины проблем, распределяются вознаграждения за эффективную работу. Если цели целевой социальной программы не достигнуты или достигнуты лишь частично, то руководство устанавливает причины и принимает решение о мерах по продолжению или корректировке целей программы. Оценка степени достижения целей программы проводится сравнением результатов работы по ответам на следующие вопросы: является ли целевая социальная программа внутренне совместимой с возможностями организации? предполагает ли программа допустимую степень риска? обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации программы? учитывает ли программа рыночные возможности и угрозы? является ли программа лучшим способом применения ресурсов организации? Применяются количественные критерии оценки: рост объема социальных услуг, снижение уровня затрат, а также качественные показатели: способность привлечь компетентных руководителей и квалифицированных специалистов, полнота использования потенциальных возможностей организации. Руководство также должно выяснить, способствует ли структура организации достижению целей социальной программы. Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в концепции социальной работы и программно-целевой модели управления социальной работой. Каждый социальный работник может участвовать в разработке и реализации целевых социальных программ, отражающих сущность государственной социальной политики. Раздел 3. Управление и менеджмент в социальной работе
Глава 8. Сущность деятельности и функции руководителя социальной организации
8.1. Особенности деятельности организации в бюджетной и коммерческой сфере Коллективный характер общественного труда с учетом разделения и специализации трудовых операций оказал революционное воздействие на рост производительности человека. Одновременно резко возросли возможности внедрения достижений научно-технического прогресса в реальное производство и социальную сферу, повысилось значение организаторской и управленческой деятельности. Сущность управленческой деятельности обычно понимается как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Управление - это наука и искусство, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Широкое распространение получила точка зрения, что существует универсальный и применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять руководитель. Управленческая деятельность включает процессы планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Питер Друкер предлагает иное определение: управление – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. Руководители любой организации выполняют определенные функции, но это не значит, что они заняты выполнением одной и той же работы. Управленческая деятельность, функции руководителей и степень их ответственности подразделяются посредством горизонтального и вертикального разделения управленческого труда, в результате формируются различные уровни управления. Особый отпечаток на управленческую деятельность оказали рыночные отношения, которые в современной России все глубже проникают не только в производственную сферу, но и в социальную работу. Социально-экономические преимущества ведения рыночной хозяйственной деятельности уже давно не подлежат никакому сомнению, о чем свидетельствуют уровень экономически развитых стран мира и достигнутое в них высокое качество жизни населения. Процесс рыночных преобразований в России также постепенно набирает темпы, хотя экономические и социальные достижения пока еще весьма скромные. В то же время во многом еще сохраняется бюджетная сфера, особенно в государственном и муниципальном управлении, оказании многих социальных услуг населению, в том числе образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных, культурных, осуществления социальной помощи и поддержки людям. К концу первого десятилетия ХХI века в бюджетной сфере работает треть работоспособного населения России. С переходом России к рыночным отношениям, что по времени совпадает с 80 – 90 годами ХХ века, наряду с давно известным понятием «управление» на практике стал широко применяться термин «менеджмент». Сегодня понятия «управление» и «менеджмент» известны практически каждому образованному человеку и воспринимаются специалистами нередко как синонимы. С таким положением трудно согласиться, так как существуют принципиальные различия условий деятельности организации в условиях плановой и рыночной экономики, различные функции руководителя бюджетной и коммерческой организации, а также степень их ответственности за результаты производственной деятельности. Условия деятельности организации бюджетной сферы (Таблица 8.1.) характеризуются высоким уровнем определенности выполняемых задач и выделяемых ресурсов. Основной функцией руководителя является управление силами и средствами организации в целях выполнения заданного плана при выделенных ресурсах. Для этого бюджетной организации по подчиненности устанавливается задание в виде плана выпуска определенной продукции по номенклатуре и перечень оказываемых услуг. Одновременно создаются все основные условия для успешной производственной деятельности в виде нарядов на поставки необходимого сырья, материалов и комплектующих изделий, перечня хозяйственных партнеров для обеспечения деятельности и разнарядок на выдачу (отпуск) готовой продукции потребителям по ассортименту и срокам. Устанавливаются централизованные цены за продукцию и услуги, определяется уровень рентабельности, выделяются соответствующие бюджетные финансовые ресурсы для обеспечения текущей производственной деятельности и капитальные вложения для дальнейшего развития. Следовательно, организация бюджетной сферы может выполнять только те задачи, которые определены ее штатным предназначением. Так социальной организации определяется территория обслуживания, где живет определенная численность населения, а также перечень оказываемых им социальных услуг, которые являются ее функциональным предназначением. Выделяются также соответствующие материально-технические и финансовые ресурсы на текущую деятельность и капитальные вложения на дальнейшее развитие. Соответственно руководитель бюджетной организации отвечает за своевременное и качественное выполнение поставленных задач при рациональном использовании выделенных ресурсов. Риск управленческой деятельности сводится к потере выполняемой должности, конечно при условии соблюдения действующего законодательства. Таблица 8.1. Особенности деятельности организации в различных сферах
Создаваемые условия деятельности располагают руководителя бюджетной организации к стабильности технологии работы и состава трудового коллектива, исключения принятия рисковых управленческих решений, характерных для рыночных отношений. Вместе с тем в последние десятилетия руководители бюджетных организаций все больше ощущают проникновение элементов рыночных отношений в их управленческую деятельность. Во-первых, в условиях достаточно развитой системы рыночных услуг вместо планового снабжения всем необходимым для производственной деятельности руководителям организаций предоставляются бюджетные финансовые средства в целях самостоятельной закупки сырья, материалов и комплектующих изделий. При этом устанавливаются ограничения в виде организации тендера между не менее тремя поставщиками услуг в целях выбора лучших товаров по приемлемой цене. Во-вторых, наряду с выполнение заданного объема работ организациям бюджетной сферы разрешено оказывать платные услуги потребителям (населению или организациям) с использованием имеющего оборудования и специалистов. При этом также устанавливаются два ограничения. Платные услуги разрешено оказывать без ущерба для основной деятельности, а получаемые доходы от них расходуются под контролем старшей инстанции управления, в том числе часть отчисляется в ее распоряжение, другая используется для обновления оснащения и стимулирования труда персонала. В-третьих, была предпринята попытка перечислять бюджетные финансовые средства через коммерческие банки, от которой вскоре пришлось срочно отказаться в виду многочисленных фактов мошенничества. В настоящее время создана система казначейств, предназначенных для доведения выделенных бюджетных финансовых средств до организаций бюджетной сферы. В-четвертых, руководители бюджетных организаций принимают участие в отборе потребителей услуг, особенно социальных услуг. В частности, решения о снижении оплаты за содержание детей в муниципальных детских садах и предоставлении бесплатного питания в школах принимают их руководители на основе предоставления справок о среднедушевом доходе семьи, а частичное возмещение затрат возложены на муниципальные органы управления образованием. В-пятых, осуществляются эксперименты по «завоеванию» руководителями организаций бюджетной сферы потребителей своих услуг. В частности, бюджетное финансирование средних образовательных школ и больниц планируется перевести на расчеты по численности учащихся или больных с учетом имеющего уровня имиджа среди населения по качеству предоставляемых образовательных или лечебных услуг. Фактически придется «создавать» потребителей своих услуг. Организации коммерческой сферы поставлены в совершенно другие условия производственной деятельности, прежде всего, на основе предоставленной свободы выбора наиболее выгодных видов и масштабов деятельности. Поэтому коммерческая организация в своих уставных документах стремится предусмотреть как минимум три вида деятельности, чтобы иметь возможность выжить при изменении конъюнктуры рынка. Практически изменился принцип: если бюджетная организация может выполнять то, что ей разрешено, то коммерческая организация может выполнять то, что не запрещено законом. В настоящее время в России запрещены три вида деятельности: незаконный оборот наркотиков, свободная торговля оружием и проституция. При необходимости для реализации права заниматься определенными видами деятельности нужно получить лицензию от соответствующих органов власти. Так как государство не вмешивается в хозяйственную деятельность независимых субъектов рынка, то им потребовалось самостоятельно решать ряд взаимосвязанных проблем: изучать рыночный спрос и предложение, выбирать наиболее выгодные способы вложения собственных финансовых средств в условиях конъюнктуры рынка, что является предметом специальной рыночной науки и практики – маркетинга; вести поиск источников получения сырья, материалов и комплектующих изделий, а в условиях свободы внешних экономических связей использовать любые, в том числе зарубежные источники снабжения; заключать взаимовыгодные горизонтальные хозяйственные связи с любыми хозяйственными партнерами на договорной основе; изучать требования потребителей к продукции, работам и услугам, предупреждать их нужды, потребности и запросы с учетом свободной реализации товаров на рынке; вырабатывать рациональную ценовую политику рыночного спроса и предложения при реализации продукции и оказания услуг потребителям в условиях конкурентной среды. Рыночная свобода коммерческой организации сочетается с высокой степенью ее ответственности за результаты деятельности в виду возможности развития только за счет собственных средств либо при неудачном исходе конкурентной борьбы закономерно следует процедура неплатежеспособности (банкротства). В конечном счете, меняется даже цель деятельности, когда вместо выполнения установленного плана руководство коммерческой организации должно стремиться к получению максимальной прибыли, что способствует проявлению инициативы, находчивости и творчества, внедрению современных достижений научно-технического прогресса, без которых устоять на конкурентном рынке трудно. Различия условий деятельности выгодны для предприимчивых руководителей, способных самостоятельно найти свободную рыночную нишу и реализовать возможности развития, а также устранить или ослабить рыночные угрозы.
8.2. Понятия «управление» и «менеджмент» Между понятиями «управление» и «менеджмент» достаточно много общих качеств, так как оба понятия имеют одинаковую природу влияния на процесс функционирования различных систем и связаны с выполнением управленческих функций. Вместе с тем, имеются многочисленные различия, обусловленные сферами применения управленческих функций. Управление успешно применяется в различных сферах, в том числе: в технических системах как регулирование режима их функционирования, в частности управление автомобилем со стороны водителя или действия автоматического устройства для самолета типа автопилота; в природных процессах как формирование живых существ с заранее определенными свойствами, например, выращивание элитных пород животных путем их целевого скрещивания или селекция новых сортов растений; в информационных системах как целенаправленное влияние на процесс восприятия и мышления отдельного человека или групп людей, например, агитация или пропаганда в целях создания имиджа организации или выдвижения на определенный пост какой-либо личности; в военных системах как руководство действиями подразделений, соединений и объединений, решающих задачи локального или глобального масштаба; в экономических системах, организованных по плановому принципу ведения хозяйственной деятельности, то есть управление деятельностью бюджетных организаций. Следовательно, управление - это достаточно широкое понятие, которое, кроме экономической сферы, охватывает и другие многочисленные аспекты управленческого воздействия, в том числе в технических, природных, информационных и военных системах. Менеджмент появился как отражение особенностей управленческих процессов в условиях экономических рыночных отношений, получил распространенное применение в развитых странах, накопил столетнюю историю развития в виде нескольких научных школ: школы научного управления, административной школы, школы человеческих отношений, школы поведенческих наук, школы количественных методов. Все научные школы рассматривают менеджмент как управленческую деятельность только в социально-экономической сфере; в организации как совокупности профессиональных людских ресурсов; в организации, функционирующей в условиях рыночных отношений. Обобщая накопленный опыт управленческой деятельности под понятием «менеджмент» следует понимать управление социально-экономическими процессами в организации, действующей в условиях рыночных отношений при свободе выбора видов и масштабов деятельности, поставщиков, партнеров и потребителей, цены продукции, работ и услуг, а также ответственности за результаты деятельности, вплоть до банкротства. Существуют и ряд частных представлений о понятии «менеджмент», которые дополняют и конкретизируют отдельные стороны управленческой деятельности. Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это область человеческого знания, помогающая осуществить эту функцию. Менеджмент в обобщенном понятии понимается как определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению организацией, действующей в рыночных условиях.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |