Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности управления социальной работой 5 страница




Главными факторами внутренней среды социальной организации, определяющими ее сильные и слабые профессиональные стороны, следует считать:

компетентность руководящего состава, уровень квалификации социальных работников и специалистов по социальной работе;

техническая и технологическая оснащенность, обеспеченность производственными и административными помещениями;

моральный климат в трудовом коллективе, способность преодолевать трудности при внедрении новых технологий социального обслуживания проблемных клиентов социальной работы;

материальные ресурсы организации и их соответствие стоящим перед ней задачам по оказанию социальных услуг населению.

Руководство достигает целей организации через усилия и старания других людей, следовательно, люди являются центральным фактором в любой организации, особенно социальной. Существует три основных аспекта влияния человеческого фактора в организации: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя как лидера и его влияние на поведение других людей.

Основные факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности сотрудников социальной организации, включают:

способности - различия способностей обусловлены наследственностью (интеллект, физические данные), а также накопленным опытом. Организация всегда пытается использовать различия в способностях при решении вопроса, какую должность, и какую работу будет выполнять конкретный работник;

предрасположенность или одаренность тесно связана со способностями. Предрасположенность - это потенциал человека в выполнении какой-либо определенной работы. Сочетание врожденных качеств, приобретенного опыта и предрасположенности составляет профессионализм, который человек постепенно приобретает в определенной области труда. Предрасположенность в определенной области обычно облегчает приобретение способности эффективно выполнять конкретную деятельность;

потребности - внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо или стремление выполнять общественно значимые функции, не считаясь с необычайно высокими физическими и моральными нагрузками, свойственными выполнению обязанностей по оказанию социальной помощи другим людям;

ожидания - социальные работники и специалисты по социальной работе формируют ожидания относительно результатов своего труда преимущественно не столько в росте материального вознаграждения, а в виде искренней признательности отдельных людей или групп после их выхода из трудной жизненной ситуации;

отношение - социальные установки к профессии социального работника или специалиста по социальной работе основываются не столько на отношениях «нравится» или «не нравится», а на установках «нужности» профессии людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации (аналогично профессии врача или педагога);

ценности - это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо, что плохо. Это какие-либо материальные или духовные блага, которые тому или иному человеку либо человеческому сообществу представляются очень значимыми и потому в высокой степени желательны для получения, сохранения, реализации и т.д. Стремление к таким благам формирует у социальных субъектов то, что в социологии называется ценностными ориентациями, которые детерминируют (определяют) их деятельность.

Инструментом сравнения альтернатив деятельности социальной организации в условиях рыночных отношений, может стать СВОТ-анализ внешней и внутренней среды организации, который предполагает выявление преимуществ и недостатков сравниваемых вариантов. При этом считается, что внешняя среда создает определенные рыночные возможности или рыночные угрозы.

В то же время по отношению к конкретным вариантам деятельности социальной организация может иметь внутренние сильные или слабые стороны. Таким образом, формируется матрица (Рис. 7.2), позволяющая оценить и найти реальные способы использовать рыночные возможности и сильные стороны организации. Одновременно следует учитывать рыночные угрозы и принимать меры по усилению слабых сторон организации.

СИВ СИУ
СЛВ СЛУ

 

Рис. 7.2. Матрица СВОТ-анализа внешней и внутренней среды организации

На основе анализа внешней среды и обследования сильных и слабых сторон организации руководство определяет стратегию организации производственной деятельности. На выбор стратегии производственной деятельности оказывают влияние следующие основные факторы:

привлекательность рыночных возможностей при сохранении допустимой степени риска, которая обычно ограничивается высшим руководством;

значимость рыночных угроз и возможность их устранения или ослабления организаторскими действиями руководства с помощью имеющихся ресурсов;

наличие сильных внутренних сторон организации, которые вселяют надежду на оптимистический вариант развития событий;

комплекс мер по усилению слабых сторон организации за счет использования имеющихся резервов;

знание прошлых стратегий, которые себя оправдали в своей или другой организации и могут быть примером для будущего развития;

фактор времени, который может способствовать успеху или стать причиной неудачи организации.

Перед организацией обычно стоят четыре возможные основные стратегические альтернативы:

ограниченный рост – применяется в бюджетных организациях с отработанной технологией производственной деятельности, когда новые задачи ставятся в зависимости от достигнутого; это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий;

рост – применяется в динамично развивающихся сферах с изменяющимися технологиями, когда предусматривается ежегодное повышение уровня по сравнению с показателей предыдущего года;

сокращение – стратегия обычно вынужденная и ее руководители выбирают редко в одном из трех вариантов: ликвидация нерентабельных подразделений; отсечение лишнего путем сокращения некоторых подразделений; сокращение или переориентация организацией части своей деятельности;

интеграция – объединение с другой организацией для укрепления общего потенциала.

 

7.3. Программно-целевой подход в социальной работе

В социальной работе чаще всего применяется программно-целевое планирование и управление производственной деятельностью. При этом выделяют два этапа работы: разработки целевой программы и управление процессом реализации программы.

Целевая социальная программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющих определенное содержание и направленных на достижение конечной цели. Социальные программы – один из видов программ социально-экономического развития, которые носят экономический, производственный, научно-технический или организационно-управленческий характер, часть программ могут быть комплексными.

По уровню разработки и реализации программы бывают президентскими, федеральными, региональными, местными, а также - предприятий. С учетом фактора времени эти программы могут быть долгосрочными (5-7 лет), среднесрочными (3-5 лет), краткосрочными (1-3 года), текущими или оперативными (до 1 года).

Содержание программно-целевого подхода можно представить в следующем виде:

цель программы (что должно быть достигнуто в итоге);

составные цели, задачи, перечень мероприятий – что требуется сделать для достижения конечной цели);

ресурсное обеспечение – информационное, материальное, финансовое, трудовое (какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы);

временная характеристика программы – на какой период времени рассчитана программа;

организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер и взаимодействие между ними (каков механизм организации управления реализацией программы);

учетный, отчетный и контрольный механизм или механизм обратной связи (как отслеживается и оценивается выполнение программы);

коррективы содержания и механизмов реализации программы – какие изменения следует внести в содержание и реализацию программы;

подведение итогов, окончание и закрытие программы (как, и насколько выполнена программа).

Реализация целевой социальной программы, являющейся стратегическим видением направления дальнейшего развития социальной работы, предполагает разработку тактики, политики, определенных процедур и правил, формирование соответствующего бюджета.

Тактика – включает разработку и реализацию тактических планов в развитие стратегии на уровне руководителей среднего звена; результаты реализации тактических планов появляются быстро и соотносятся с конкретными действиями (результаты стратегии могут появиться через несколько лет).

Тактической целью социальной работы на данном этапе является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения с учетом возможностей экономики (поскольку в настоящее время реализуется адресная социальная политика).

Политика – представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется руководителями высшего уровня на длительный период времени. Например, политика предоставления равных возможностей трудоустройства для женщин; неразглашение коммерческих тайн организации.

Процедуры – описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Если ситуация при принятии решения повторяется, то руководство применяет испытанный временем способ действий, и для этого вырабатывает стандартизированные указания. По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение. Например, процедура назначения трудовой пенсии по старости.

Правила – составляются тогда, когда руководство ограничивает действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами. То есть правило определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они разработаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедура рассчитана на ситуацию, в которой имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

Иногда возникают конфликты, вызванные нежеланием работников выполнять установленные правила и процедуры. Для того чтобы избежать конфликтной ситуации, руководителю необходимо информировать подчиненных о целях правил, объяснять, почему необходимо выполнять работу именно так, как предписано правилами или процедурами, а также осуществлять организаторские функции, нередко связанные с принуждением.

Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, представленных количественно.

Программно-целевой подход в социальной работе не отрицает необходимости целенаправленной управленческой деятельности руководства по отношению к исполнителям целевой социальной программы. Управление по целям представляет собой процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов: выработка четких и кратких формулировок целей; разработка реальных планов их достижения; систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов; корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

Выработка целей включает последовательную детализацию способов достижения результатов, которые предусмотрены целевой социальной программой. После того, как разработаны долгосрочные и краткосрочные цели для организации, руководители формулируют эти цели для работников следующего уровня по нисходящей линии. Руководители должны поддерживать работников в следующих областях: получение необходимой информации; распределение ресурсов; уточнение полномочий и ответственности; горизонтальная и вертикальная координация действий.

На втором этапе управления по целям определяются основные задачи участников программы и меры, необходимые для достижения целей, устанавливаются взаимосвязи между основными видами деятельности. Для этого уточняются роли и взаимоотношения, осуществляется делегирование соответствующих полномочий; оцениваются затраты времени для каждой основной операции; определяются ресурсы, необходимые для каждой операции; проводится проверка сроков и корректировка планов действий.

После истечения установленного периода времени определяется степень достижения целей целевой социальной программы, выявляются проблемы и помехи, определяются причины проблем, распределяются вознаграждения за эффективную работу.

Если цели целевой социальной программы не достигнуты или достигнуты лишь частично, то руководство устанавливает причины и принимает решение о мерах по продолжению или корректировке целей программы. Оценка степени достижения целей программы проводится сравнением результатов работы по ответам на следующие вопросы:

является ли целевая социальная программа внутренне совместимой с возможностями организации?

предполагает ли программа допустимую степень риска?

обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации программы?

учитывает ли программа рыночные возможности и угрозы?

является ли программа лучшим способом применения ресурсов организации?

Применяются количественные критерии оценки: рост объема социальных услуг, снижение уровня затрат, а также качественные показатели: способность привлечь компетентных руководителей и квалифицированных специалистов, полнота использования потенциальных возможностей организации.

Руководство также должно выяснить, способствует ли структура организации достижению целей социальной программы. Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в концепции социальной работы и программно-целевой модели управления социальной работой. Каждый социальный работник может участвовать в разработке и реализации целевых социальных программ, отражающих сущность государственной социальной политики.

Раздел 3. Управление и менеджмент в социальной работе

 

Глава 8. Сущность деятельности и функции руководителя социальной организации

 

8.1. Особенности деятельности организации в бюджетной и коммерческой сфере

Коллективный характер общественного труда с учетом разделения и специализации трудовых операций оказал революционное воздействие на рост производительности человека. Одновременно резко возросли возможности внедрения достижений научно-технического прогресса в реальное производство и социальную сферу, повысилось значение организаторской и управленческой деятельности.

Сущность управленческой деятельности обычно понимается как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Управление - это наука и искусство, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Широкое распространение получила точка зрения, что существует универсальный и применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять руководитель. Управленческая деятельность включает процессы планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Питер Друкер предлагает иное определение: управление – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.

Руководители любой организации выполняют определенные функции, но это не значит, что они заняты выполнением одной и той же работы. Управленческая деятельность, функции руководителей и степень их ответственности подразделяются посредством горизонтального и вертикального разделения управленческого труда, в результате формируются различные уровни управления. Особый отпечаток на управленческую деятельность оказали рыночные отношения, которые в современной России все глубже проникают не только в производственную сферу, но и в социальную работу.

Социально-экономические преимущества ведения рыночной хозяйственной деятельности уже давно не подлежат никакому сомнению, о чем свидетельствуют уровень экономически развитых стран мира и достигнутое в них высокое качество жизни населения. Процесс рыночных преобразований в России также постепенно набирает темпы, хотя экономические и социальные достижения пока еще весьма скромные.

В то же время во многом еще сохраняется бюджетная сфера, особенно в государственном и муниципальном управлении, оказании многих социальных услуг населению, в том числе образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных, культурных, осуществления социальной помощи и поддержки людям. К концу первого десятилетия ХХI века в бюджетной сфере работает треть работоспособного населения России.

С переходом России к рыночным отношениям, что по времени совпадает с 80 – 90 годами ХХ века, наряду с давно известным понятием «управление» на практике стал широко применяться термин «менеджмент».

Сегодня понятия «управление» и «менеджмент» известны практически каждому образованному человеку и воспринимаются специалистами нередко как синонимы. С таким положением трудно согласиться, так как существуют принципиальные различия условий деятельности организации в условиях плановой и рыночной экономики, различные функции руководителя бюджетной и коммерческой организации, а также степень их ответственности за результаты производственной деятельности.

Условия деятельности организации бюджетной сферы (Таблица 8.1.) характеризуются высоким уровнем определенности выполняемых задач и выделяемых ресурсов. Основной функцией руководителя является управление силами и средствами организации в целях выполнения заданного плана при выделенных ресурсах. Для этого бюджетной организации по подчиненности устанавливается задание в виде плана выпуска определенной продукции по номенклатуре и перечень оказываемых услуг.

Одновременно создаются все основные условия для успешной производственной деятельности в виде нарядов на поставки необходимого сырья, материалов и комплектующих изделий, перечня хозяйственных партнеров для обеспечения деятельности и разнарядок на выдачу (отпуск) готовой продукции потребителям по ассортименту и срокам. Устанавливаются централизованные цены за продукцию и услуги, определяется уровень рентабельности, выделяются соответствующие бюджетные финансовые ресурсы для обеспечения текущей производственной деятельности и капитальные вложения для дальнейшего развития.

Следовательно, организация бюджетной сферы может выполнять только те задачи, которые определены ее штатным предназначением. Так социальной организации определяется территория обслуживания, где живет определенная численность населения, а также перечень оказываемых им социальных услуг, которые являются ее функциональным предназначением. Выделяются также соответствующие материально-технические и финансовые ресурсы на текущую деятельность и капитальные вложения на дальнейшее развитие.

Соответственно руководитель бюджетной организации отвечает за своевременное и качественное выполнение поставленных задач при рациональном использовании выделенных ресурсов. Риск управленческой деятельности сводится к потере выполняемой должности, конечно при условии соблюдения действующего законодательства.

Таблица 8.1.

Особенности деятельности организации в различных сферах

Бюджетная сфера Коммерческая сфера
а) условия деятельности
1. План выпуска продукции по номенклатуре и перечень оказываемых услуг потребителям. 1. Свободный выбор видов и масштабов деятельности (лицензия – при необходимости).
2. Наряды на поставки необходимого сырья, материалов и комплектующих изделий. 2. Любые источники получения сырья, материалов и комплектующих изделий, в том числе и за рубежом.
3. Разнарядки на поставки (отпуск) готовой продукции потребителям по ассортименту и срокам. 3. Свободная реализация продукции и оказание услуг потребителям в условиях конкурентной среды.
4. Перечень хозяйственных партнеров для обеспечения деятельности. 4. Любые договорные горизонтальные хозяйственные связи.
5. Централизованные цены на продукцию и услуги, уровень рентабельности. 5. Свободная цена продукции и услуг в соответствии с рыночным спросом и предложением.
6. Бюджетные финансовые средства на текущую деятельность, капитальные вложения на дальнейшее развитие. 6. Развитие предприятия (фирмы) за счет собственных ресурсов или банкротство.
б) цель деятельности
Выполнение заданного плана при выделенных ресурсах. Получение максимальной прибыли.
в) основные функции руководителя
Управление Менеджмент

 

Создаваемые условия деятельности располагают руководителя бюджетной организации к стабильности технологии работы и состава трудового коллектива, исключения принятия рисковых управленческих решений, характерных для рыночных отношений.

Вместе с тем в последние десятилетия руководители бюджетных организаций все больше ощущают проникновение элементов рыночных отношений в их управленческую деятельность.

Во-первых, в условиях достаточно развитой системы рыночных услуг вместо планового снабжения всем необходимым для производственной деятельности руководителям организаций предоставляются бюджетные финансовые средства в целях самостоятельной закупки сырья, материалов и комплектующих изделий. При этом устанавливаются ограничения в виде организации тендера между не менее тремя поставщиками услуг в целях выбора лучших товаров по приемлемой цене.

Во-вторых, наряду с выполнение заданного объема работ организациям бюджетной сферы разрешено оказывать платные услуги потребителям (населению или организациям) с использованием имеющего оборудования и специалистов. При этом также устанавливаются два ограничения. Платные услуги разрешено оказывать без ущерба для основной деятельности, а получаемые доходы от них расходуются под контролем старшей инстанции управления, в том числе часть отчисляется в ее распоряжение, другая используется для обновления оснащения и стимулирования труда персонала.

В-третьих, была предпринята попытка перечислять бюджетные финансовые средства через коммерческие банки, от которой вскоре пришлось срочно отказаться в виду многочисленных фактов мошенничества. В настоящее время создана система казначейств, предназначенных для доведения выделенных бюджетных финансовых средств до организаций бюджетной сферы.

В-четвертых, руководители бюджетных организаций принимают участие в отборе потребителей услуг, особенно социальных услуг. В частности, решения о снижении оплаты за содержание детей в муниципальных детских садах и предоставлении бесплатного питания в школах принимают их руководители на основе предоставления справок о среднедушевом доходе семьи, а частичное возмещение затрат возложены на муниципальные органы управления образованием.

В-пятых, осуществляются эксперименты по «завоеванию» руководителями организаций бюджетной сферы потребителей своих услуг. В частности, бюджетное финансирование средних образовательных школ и больниц планируется перевести на расчеты по численности учащихся или больных с учетом имеющего уровня имиджа среди населения по качеству предоставляемых образовательных или лечебных услуг. Фактически придется «создавать» потребителей своих услуг.

Организации коммерческой сферы поставлены в совершенно другие условия производственной деятельности, прежде всего, на основе предоставленной свободы выбора наиболее выгодных видов и масштабов деятельности. Поэтому коммерческая организация в своих уставных документах стремится предусмотреть как минимум три вида деятельности, чтобы иметь возможность выжить при изменении конъюнктуры рынка.

Практически изменился принцип: если бюджетная организация может выполнять то, что ей разрешено, то коммерческая организация может выполнять то, что не запрещено законом. В настоящее время в России запрещены три вида деятельности: незаконный оборот наркотиков, свободная торговля оружием и проституция. При необходимости для реализации права заниматься определенными видами деятельности нужно получить лицензию от соответствующих органов власти.

Так как государство не вмешивается в хозяйственную деятельность независимых субъектов рынка, то им потребовалось самостоятельно решать ряд взаимосвязанных проблем:

изучать рыночный спрос и предложение, выбирать наиболее выгодные способы вложения собственных финансовых средств в условиях конъюнктуры рынка, что является предметом специальной рыночной науки и практики – маркетинга;

вести поиск источников получения сырья, материалов и комплектующих изделий, а в условиях свободы внешних экономических связей использовать любые, в том числе зарубежные источники снабжения;

заключать взаимовыгодные горизонтальные хозяйственные связи с любыми хозяйственными партнерами на договорной основе;

изучать требования потребителей к продукции, работам и услугам, предупреждать их нужды, потребности и запросы с учетом свободной реализации товаров на рынке;

вырабатывать рациональную ценовую политику рыночного спроса и предложения при реализации продукции и оказания услуг потребителям в условиях конкурентной среды.

Рыночная свобода коммерческой организации сочетается с высокой степенью ее ответственности за результаты деятельности в виду возможности развития только за счет собственных средств либо при неудачном исходе конкурентной борьбы закономерно следует процедура неплатежеспособности (банкротства).

В конечном счете, меняется даже цель деятельности, когда вместо выполнения установленного плана руководство коммерческой организации должно стремиться к получению максимальной прибыли, что способствует проявлению инициативы, находчивости и творчества, внедрению современных достижений научно-технического прогресса, без которых устоять на конкурентном рынке трудно.

Различия условий деятельности выгодны для предприимчивых руководителей, способных самостоятельно найти свободную рыночную нишу и реализовать возможности развития, а также устранить или ослабить рыночные угрозы.

 

8.2. Понятия «управление» и «менеджмент»

Между понятиями «управление» и «менеджмент» достаточно много общих качеств, так как оба понятия имеют одинаковую природу влияния на процесс функционирования различных систем и связаны с выполнением управленческих функций. Вместе с тем, имеются многочисленные различия, обусловленные сферами применения управленческих функций.

Управление успешно применяется в различных сферах, в том числе:

в технических системах как регулирование режима их функционирования, в частности управление автомобилем со стороны водителя или действия автоматического устройства для самолета типа автопилота;

в природных процессах как формирование живых существ с заранее определенными свойствами, например, выращивание элитных пород животных путем их целевого скрещивания или селекция новых сортов растений;

в информационных системах как целенаправленное влияние на процесс восприятия и мышления отдельного человека или групп людей, например, агитация или пропаганда в целях создания имиджа организации или выдвижения на определенный пост какой-либо личности;

в военных системах как руководство действиями подразделений, соединений и объединений, решающих задачи локального или глобального масштаба;

в экономических системах, организованных по плановому принципу ведения хозяйственной деятельности, то есть управление деятельностью бюджетных организаций.

Следовательно, управление - это достаточно широкое понятие, которое, кроме экономической сферы, охватывает и другие многочисленные аспекты управленческого воздействия, в том числе в технических, природных, информационных и военных системах.

Менеджмент появился как отражение особенностей управленческих процессов в условиях экономических рыночных отношений, получил распространенное применение в развитых странах, накопил столетнюю историю развития в виде нескольких научных школ: школы научного управления, административной школы, школы человеческих отношений, школы поведенческих наук, школы количественных методов.

Все научные школы рассматривают менеджмент как управленческую деятельность только в социально-экономической сфере; в организации как совокупности профессиональных людских ресурсов; в организации, функционирующей в условиях рыночных отношений.

Обобщая накопленный опыт управленческой деятельности под понятием «менеджмент» следует понимать управление социально-экономическими процессами в организации, действующей в условиях рыночных отношений при свободе выбора видов и масштабов деятельности, поставщиков, партнеров и потребителей, цены продукции, работ и услуг, а также ответственности за результаты деятельности, вплоть до банкротства.

Существуют и ряд частных представлений о понятии «менеджмент», которые дополняют и конкретизируют отдельные стороны управленческой деятельности.

Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент – это область человеческого знания, помогающая осуществить эту функцию.

Менеджмент в обобщенном понятии понимается как определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению организацией, действующей в рыночных условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.