Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности управления социальной работой 1 страница




Социальная работа, как элемент социального управления и специфическая система, представляет собой весьма сложное образование, так как в ней имеются остатки советского прошлого, основы накопленного передового зарубежного опыта, к которому хотелось бы приближаться.

Одновременно постепенно формируются зачатки будущего, связанного с внедрением в социальную работу рыночных экономических и социальных отношений. Соотношение этих трех основных факторов представляет собой основу для развития теории и практики управления социальной работой с учетом формирования и обобщения научных закономерностей.

Отметим, что многие объективные законы и закономерности управления социальной работой в современных российских условиях пока неизвестны. Первая попытка обобщить научные закономерности управления социальным учреждением предпринята Д.В. Зайцевым[22] и может служить отправным пунктом их дальнейшего развития.

Основные закономерности управление социальной работой как обобщение отечественного и зарубежного опыта (Таблица 3.1) связаны с особенностями структуры социальных потребностей граждан (населения), возможностей социальной инфраструктуры и способностью руководства социальных служб (учреждений) повысить эффективность использования сил и средств.

Во-первых, несомненно, действует наличие внутренних противоречий в социальной работе, так как социальные потребности граждан (населения) постоянно превышают возможности социальной инфраструктуры, развитие которой определяется темпами социально-экономического развития.

Таблица 3.1.

Закономерности управления социальной работой

Закономерность Сущность Практические рекомендации
1. Наличие внутренних противоречий в социальной работе.   2. Зависимость от уровня социально-экономического развития общества. 3. Маркетинговый подход к управлению социальной работой.   4. Рациональное сочетание бесплатных и платных социальных услуг. 5. Учет общественного мнения о качестве социальных услуг.     6. Распределение функций и степени ответственности.   7.Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении.   8. Комплексность управляющих воздействий.     9. Доверие к подчиненным при умеренном контроле. 10. Опора на «положительное». Несоответствие социальных потребностей граждан (населения) реальным возможностям инфраструктуры. Постепенное улучшение социальных стандартов социальной защиты и качества жизни населения. Предварительное обследование социальных потребностей и состояния нуждающихся в социальных услугах. Учет материального положения клиентов из обеспеченных слоев населения.   Обновление оснащения социальных учреждений уровень межведомственного взаимодействия.   Создание иерархической струк-туры управления и документиро-вание функций (должностных обязанностей). Коллегиальная выработка вариантов решений с участием руководителей подразделений.     Представление руководителем интересов трудового коллектива, получателей социальных услуг, общества и государства.   Особенности психолого-эмоционального напряжения при оказании социальных услуг. Формирование сплоченного коллектива на основе проявления терпимости, уважения и взаимопомощи. Управленческий выбор лучшего (оптимального) варианта решения.   Нежелательность прямого копирования опыта развитых стран мира.   Выработка очередности предоставления социальной помощи и поддержки.   Эффективное использование ресурсов без ущерба для основной деятельности. Внедрение современных технологий, рост качества социальных услуг и профессионализма руководства. Разграничение функций по управлению и админи-стрированию в социальной работе. Принятие лучшего решения руководителем с его личной ответственностью за результаты деятельности. Выполнение руководителем ролей педагога, воспитателя, методиста, координатора, дипломата и арбитра. Женский стиль руководства: доброта, строгость, мягкость и воля. Умножение способностей сотрудников, помощь в работе, внушение и убеждение, личный пример руководителя.

 

В условиях дефицита материально-технических и финансовых ресурсов, выделяемых на социальные нужды, от руководства социальной работой требуется осуществлять управленческий выбор лучшего (оптимального) варианта решения для удовлетворения первоочередных и наиболее общественно значимых социальных потребностей.

В целях достижения поставленных целей в социальной работе в соответствии с провозглашенной социальной политикой руководство социальных служб (учреждений) вынуждено также проявлять активность в поиске дополнительных источников ресурсов на социальные нужды.

Во-вторых, проявляется зависимость социальной работы от уровня социально-экономического развития общества. Установленные в настоящее время стандарты социальной защиты и качества жизни российского населения пока весьма далеки от международных норм, но их постепенное улучшение вполне закономерно в соответствии с результатами развития общества.

Однако прямое копирование опыта экономически развитых стран мира, каким бы привлекательным он ни был, нежелательно в виду того, что при дефиците ресурсов провозгласить желаемое несложно, а реальность может показать жестокую правду, Поэтому при управлении социальной работой необходимо следовать закономерности «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».[23]

В-третьих, рыночные отношения побуждают к применению маркетингового подхода к управлению социальной работой, когда перед принятием управленческого решения проводится предварительное обследование реальных социальных потребностей и состояния каждого конкретного нуждающегося в социальных услугах. В действительности это непросто и нередко применяются ссылки на вмешательство в «личную жизнь» человека.

Однако социальное расслоение российского общества стало общеизвестным фактом, поэтому при принятии управленческого решения объективно необходима выработка очередности предоставления социальной помощи и поддержки с учетом того, что социальные льготы готовы получать те, кто в них фактически не нуждается.

В-четвертых, международная и отечественная рыночная практика свидетельствуют о закономерности рационального сочетания бесплатных и платных социальных услуг различным категориям населения. Учет материального положения клиентов из обеспеченных слоев населения и оказание им платных социальных услуг более высокого качества в определенной мере соответствует их желаниям.

Вместе с тем, получаемые дополнительные доходы социальными учреждениями без права получения прибыли и без ущерба для основной деятельности могут расходоваться на улучшение оснащения и оплату труда персонала, что может способствовать росту эффективности управления социальной работой. Неполная загрузка оборудования и неполная занятость персонала в социальной работе могут быть компенсированы платными социальными услугами, так как это уже широко реализовано в учреждениях здравоохранения и образования.

В социальной работе применение платных социальных услуг пока только начинается, известен лишь положительный опыт создания частных домов для престарелых людей[24], и детских домов семейного типа с возмещением расходов государством (муниципалитетом) по нормативам для бюджетных учреждений.

В-пятых, публичный характер социальной работы обусловил закономерность учета общественного мнения о качестве социальной защиты как одного из показателей качества жизни населения. При этом оценивается не только обновление оснащения социальных учреждений, но и уровень межведомственного взаимодействия руководства социальных служб (учреждений).

Задачами управления социальной работой становятся внедрение современных социальных технологий, рост качества социальных услуг на основе профессионализма руководства социальных служб (учреждений) по организации делового взаимодействия с другими ведомствами и рационального использования выделяемых ресурсов на социальные нужды.

В-шестых, закономерным условием высокого качества управления социальной работой является четкое распределение функций и степени ответственности за участки работ. Для этого создается иерархическая система управления социальной работой документированием функций подразделений и должностных обязанностей.

Разграничение функций управления и администрирования в социальной работе обусловлено широким спектром должностных обязанностей руководителя и не менее трудоемкой работой по текущему регулированию деятельности социальных учреждений. При этом за руководителей остаются принципиальные вопросы распределения ресурсов и поиска дополнительных источников финансирования, а также организации межведомственного взаимодействия.

В-седьмых, эффективность управления социальной работой оценивается как степенью рациональности использования материально-технических, человеческих и финансовых ресурсов, а также ответственностью за результаты деятельности. Накопленный опыт управления свидетельствует о необходимости и закономерности сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении.

На первый взгляд в таком сочетании видится противоречие, однако разумное сочетание позволяет находить наилучшие варианты организации социальной работы за счет коллегиальности при выработке решения с привлечением руководителей подразделений и опытных специалистов. С другой стороны функция выбора и принятия единственного решения из всех предлагаемых вариантов принадлежит руководителю социального учреждения с единоличной ответственностью за результаты деятельности.

В-восьмых, закономерностью управления социальной работой следует признать множество ролей руководителя социального учреждения, который не только управляющий, но одновременно призван представлять интересы своего трудового коллектива, получателей социальных услуг, общества и государства.

Множественность ролей руководителя исходит из необходимости подбора компетентных работников, их обучения и воспитания в роли педагога, методиста по применению современных социальных технологий, дипломата при взаимодействии с органами власти, координатора при межведомственном взаимодействии с другими организациями, арбитра при разрешении конфликтных ситуаций.

В-девятых, закономерным следует признать особый социально-психологический климат в социальных учреждениях, основанный на доверии к подчиненным при умеренном административном контроле. Истоками доверия выступают жертвенный характер работников при выполнении социальной работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, высокий уровень психолого-эмоциональной нагрузки при достаточно умеренной оплате труда. В социальных учреждениях России работают фактически 80 % женщин.[25]

Соответственно и руководителями социальных учреждений, чаще всего, являются женщины, что можно считать закономерным, учитывая специфику нуждающихся в социальных услугах (дети, женщины, пенсионеры, старики, инвалиды). Женский стиль руководства понимается как сочетание доброты и строгости, деловитости и спокойствия, требовательности, мягкости и воли.[26]

В-десятых, специфика управления социальной работой отражается на закономерности применения опоры на «положительное». Формирование сплоченного трудового коллектива (команды) возможно на основе проявления терпимости к другим людям, уважения, взаимопомощи, учета уровня образования профессиональных умений, типа темперамента и психологических черт.

Умножение способностей совместно работающих сотрудников, их стремление оказывать помощь в работе, должны дополняться применением руководителем рациональных способов влияния на подчиненных, включая внушение и убеждение, личный пример руководителя.

Глава 4. Система социального обеспечения населения России

 

4.1. Взаимосвязь социальной политики и социального обеспечения населения

Социальное обеспечение населения строится в соответствии с принятой в стране социальной политикой. Основу конституционного строя Российской Федерации составляет государственная социальная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Главная цель социальной политики демократического социального государства состоит в создании благоприятных условий жизни, эффективной рыночной производственной деятельности и благоприятной среды обитания для каждого конкретного человека, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни и всемерное развитие его физических и духовных способностей.

Среда обитания человека – это довольно емкое понятие, включающее в себя, прежде всего, обеспечение занятости трудоспособного населения и равных возможностей в реализации своего потенциала каждым человеком как способа достижения достойного качества жизни. При этом социальная сфера должна гарантировать нормальные условия труда, достойную оплату труда, обеспечение населения комфортным жильем, благополучную экологическую обстановку, здоровую пищу, доступ к образованию и культурным ценностям, охрану здоровья, сохранность частной собственности.

Такое представление о среде обитания человека является идеальным, к которому стремится каждое цивилизованное государство. В настоящее время еще не существует настолько богатого государства, которое смогло бы предоставить каждому человеку в полной мере благоприятные условия для его существования. [27]

Современная Россия пока достаточно далека от идеального устройства общественной жизни, в том числе и от качества социального обеспечения населения. Однако провозглашенная социальная политика страны дает основание полагать, что приоритеты ее социально-экономического развития вполне соответствуют оправдавшей международной практике.

Социальная работа является важной составной частью социальной политики. Государство, стремящееся войти в ряды высокоразвитых стран мира, обязательно проводит сильную социальную политику, направленную на воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов, успешное решение текущих социальных проблем и создание условий для эффективного социально-экономического развития на далекую перспективу.

Реализация социальной политики государства предполагает, прежде всего, на основе высокопроизводительного труда основной трудоспособной части населения накопить достаточные материально-технические и финансовые средства для формирования современной социальной сферы.

Как показал мировой опыт, такая задача может быть успешно решена только при реализации политики социального партнерства (трипартизма) в сфере труда, которая основывается на соблюдении рационального баланса интересов основных социальных групп общества: наемных работников и собственников (работодателей) при посреднической роли государства.

В свою очередь, государство гарантирует надежное социальное обеспечение тех категорий граждан страны, которые еще или уже не могут самостоятельно обеспечить себе достойное качество жизни. Кроме того, в соответствии с международным опытом государственная социальная политика в условиях рыночных отношений должна обеспечить надежные социальные гарантии трудоспособным категориям населения, по тем или причинам попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальные услуги нуждающимся гражданам осуществляются преимущественно путем адресной социальной помощи и поддержки. Тем самым государство гарантирует определенный уровень благоприятной среды обитания человека.

Следовательно, структура социальной политики современного цивилизованного государства предполагает (Рис. 4.1) два основных направления, создающих условия для надежного социального обеспечения населения:

социальное партнерство в сфере труда (трипартизм) как условие социального согласия и высокой производительности общественного труда;

создание благоприятной среды обитания человека, которая становится также условием социальной стабильности в обществе и условием реализации потенциала каждого человека.

  Основные направления государственной социальной политики  
Социальное партнерство в сфере труда (трипартизм). Создание благоприятной среды обитания человека.
       

 

Рис. 4.1. Структура государственной социальной политики

Такая структура государственной социальной политики направлена на обеспечение условий высокопроизводительного общественного труда, без чего невозможно достичь благосостояния общества, выделить достаточные ресурсы на формирование социальной сферы и создать предпосылки для надежного социального обеспечения населения.

Взаимосвязь социальной политики и социального обеспечения населения проявляется в необходимости выделения достаточных ресурсов на социальный нужды и организации эффективного их использования (Рис. 4.2), что в свою очередь реализуется также в двух основных направлениях:

накопление достаточных материально-технических и финансовых средств, необходимых для надежного социального обеспечения населения;

создание современной социальной сферы и эффективное использование средств, выделенных государством на социальное обеспечение.

  Система социального обеспечения населения  
Накопление материально-технических и финансовых средств, необходимых для надежного социального обеспечения населения. Создание современной социальной сферы и эффективное использование средств, выделенных государством на социальное обеспечение.
Обеспечение юридической и социальной ответственности бизнеса. Расширение масштабов и качества предпринимательства в социальной сфере. Формирование и эффективное использование ресурсов социальной сферы. Оказание адресной социальной помощи и поддержки слоям и категориям населения.
             

 

Рис. 4.2. Структура социального обеспечения населения

Рыночные отношения признаны пока наиболее эффективным способом социально-экономических отношений. Однако это их качество проявляется не автоматически, а реализуется при условии активной регулирующей роли государства. Экономическая свобода должна сочетаться с обеспечением юридической и социальной ответственности независимых от государства субъектов рынка.

Одновременно рыночные отношения в последние десятилетия стали проникать и с социальную сферу, что приводит к необходимости расширения масштабов и качества предпринимательства в социальной сфере и обеспечения тем самым оказания более высокого уровня социальных услуг населению.

Наличие достаточных материально-технических и финансовых ресурсов, выделяемых государством на социальные нужды, является лишь необходимым условием для надежного социального обеспечения населения в соответствии с провозглашенной социальной политикой. Реализация поставленных задач находится в зависимости от рациональности структуры социальной сферы и подготовленности персонала оказать качественные адресные социальные услуги нуждающимся гражданам в соответствии с принятым законодательством.

Программы социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов разрабатываются и реализуются на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, оказывающих решающее влияние на воспроизводство и эффективное использование квалифицированных трудовых ресурсов страны, решаются на уровне органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. [28]

Конкретные задачи по оказанию социальных услуг определенным слоям населения в соответствии с законодательством реализуются учреждениями социальной сферы.

Социальная политика представляет собой систему мер, проводимых государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, в целях достижения социальных целей и социально-экономических результатов, повышения общественного благосостояния, улучшения качества жизни населения и обеспечения социально-политической стабильности, социального партнерства в сфере труда и социальной ответственности субъектов рынка.

Основными направлениями социальной политики современных цивилизованных стран (Рис. 4.3), функционирующих в условиях рыночных отношений являются:

политика доходов населения (повышение жизненного уровня и благосостояния граждан, снижение бедности и социального неравенства);

политика в сфере труда и трудовых отношений (обеспечение занятости трудоспособного населения, рост оплаты труда, социальное страхование);

социальная поддержка и социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (социальные гарантии, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание);

развитие отраслей социальной сферы (развитие охраны здоровья, образования, науки, культуры, массовой физической культуры и спорта);

обеспечение экологического равновесия в окружающей природной среде, экономия всех видов ресурсов;

развитие и обновление современной производственной и социальной инфраструктуры (жилья, транспорта, дорог, связи, бытового обслуживания);

рациональная миграционная политика (трудовая миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом).

 

  Государственная социальная политика (основа конституционного строя)  
Доходы и благосостояние населения. Сфера труда и трудовых отношений. Социальная поддержка и защита населения. Развитие отраслей социальной сферы. Экологи-ческое равновесие в природе. Инфра-струк-тура. Трудовая мигра-ция.
  Система социального обеспечения населения  
Социальная помощь. Социальная поддержка. Социальная защита населения. Социальные услуги. Социальное обслуживание.
Социальная сфера как материальная основа реализации социального обеспечения
                           

 

Рис. 4.3. Структура социального обеспечения населения

Главная цель государственной социальной политики современной России – повышение благосостояния населения, ликвидация или снижение бедности. Соответственно определены значения показателей, принятые в развитых странах и отвечающие пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.

Достижение принятых показателей и конечные результаты по каждому направлению социальной политики в значительной степени зависят от сбалансированности экономической, финансовой и социальной направленности развития страны, от темпов социально-экономического развития и их выравнивания по отдельным регионам, расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней.

Таким образом, социальная политика современных цивилизованных государств базируется, прежде всего, на налаживание таких социально-трудовых отношений, которые обеспечивают благоприятные условия для эффективного труда и формирование национального благосостояния населения в целом.

В тоже время социальная политика должна представлять собой социальный инструмент, смягчающий негативные последствия рыночного индивидуализма и социального неравенства через систему перераспределения доходов для достижения социальной справедливости и социального партнерства основных социальных слоев населения. [29]

 

4.2. Содержание процесса социального обеспечения населения

Реализация принятой государственной социальной политики возлагается на систему социального обеспечения населения. Возможности системы социального обеспечения населения, в свою очередь, в полной мере зависят от уровня развития материального производства и финансового состояния страны. Возможно, поэтому не лишены основания споры и первичности или вторичности по отношению друг к другу государственной социальной политики и экономики. [30]

Представляет значительный интерес позиция известного русского социолога П.А.Сорокина о значении социальной политики как вида общественной деятельности, нацеленной на потенциально опасные слои – нетрудоспособных, маргиналов, деклассированные элементы. Он утверждал, что задачей социальной политики является обеспечить низшим слоям населения минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей и благосостояния через систему государственной помощи и общественной благотворительности, чтобы оградить обеспеченные классы от распространения девиантного поведения как реакции на неудовлетворенность базовых потребностей и возможной неконтролируемой ярости. [31]

По определению И.М.Лавриненко: «Социальная политика – это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей». [32]

Признается, что в основе реализации социальной политики находится развитая социальная сфера, а социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Однако именно социальная сфера является частью жизнедеятельности общества и выполняет функцию социального воспроизводства населения, в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Государственное социальное обеспечение – это регулируемая государством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, предоставлению медицинской и социальной помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом, за счет специально предназначенных для этого средств фондов обязательного социального страхования и бюджетных ассигнований и в установленном законом порядке. [33]

Анализ конституционных норм (статьи 7 и 39 Конституции РФ) позволяет выделить следующие компоненты системы государственного социального обеспечения: формы и виды; финансовые источники; нормативные правовые акты; органы социального обеспечения.

Под формами социального обеспечения понимаются способы удовлетворения потребностей населения, предоставляемых гражданам в двух основных видах: в денежной форме – пенсии, пособия, компенсационные выплаты; в натуральной форме – социальные услуги, социальная помощь предоставлением жилья, одежды, предметов обихода.

Формы социального обеспечения рассматриваются также как три вида социального страхования: обязательное социальное страхование; страхование с использованием ассигнований из государственного бюджета; смешанное добровольное страхование.

Виды социального обеспечения представляют собой государственные пенсии, социальные пособия, компенсации, социальные услуги, социальную медицинскую помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества.

Финансовые источники социального обеспечения – это страховые взносы, единый социальный налог, ассигнования из государственного бюджета, то есть средства обязательного социального страхования и бюджетные средства, выделяемые на социальное обеспечение.

Органами социального обеспечения являются органы обязательного социального страхования и органы государственной власти, органы муниципальных образований, негосударственные органы и общественные организации.

Общую государственную систему социального обеспечения можно представить в виде (Рис. 4.4) совокупности относительно самостоятельных элементов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи, так как они выполняют общие функции и подчинены главной цели – благосостоянию граждан:

пенсионная система;

социальные пособия и компенсационные выплаты;

социальное обслуживание и социальные услуги;

социальная охрана здоровья граждан;

государственная социальна помощь;

социальные льготы и преимущества.

 

  Система государственного социального обеспечения  
Система пенсионного обеспечения. Социальные пособия и компенсации. Социальное обслуживание и услуги. Социальная охрана здоровья. Социальная помощь. Социальные льготы и преимущества.
               

 

Рис. 4.4. Элементы системы социального обеспечения

Действующая в России государственная система социальных пособий и компенсационных выплат регулируются в основном Федеральным законом «О государственных пособиях граждан, имеющих детей». В частности система социальных пособий предусматривает:

пособие по временной нетрудоспособности;

пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

пособие по беременности и родам;

пособие при рождении ребенка;

пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.