КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности управления социальной работой 10 страница
13.1. Государство в условиях рыночных отношений Рыночные механизмы организации хозяйственной деятельности показали свою бесспорную экономическую эффективность на примере экономически развитых стран мира. Не случайно в современном мире только две страны по-прежнему в той или иной мере сохранили плановую систему хозяйствования и ощущают экономические трудности в своем социально-экономическом развитии. Остальные страны мира в тех или иных формах применяют рыночные механизмы хозяйствования, которые в существенной мере способствуют раскрепощению инициативы каждого человека, стимулируют повышение его творческой активности, позволяют достигать высокого качества жизни большинства населения, одновременно препятствуют иждивенческим настроениям. Рыночные преобразования в нашей стране направлены на расширение процессов приватизации и предоставление свободы предпринимательства экономическим субъектам. Разгосударствление экономики преследует цель способствовать гибкости производства и экономическому росту, повышению национального богатства и улучшению качества жизни большинства населения. Результаты проведенных аналогичных реформ в странах с развитой рыночной экономикой позволяют надеяться на реальность таких целей и правильность выбора способов и средств их достижения. Вместе с тем недопустима идеализация системы рыночных отношений, которые не действуют автоматически. По сравнению с социалистической идеей они также являются достаточно жесткими для населения, особенно в период первичного накопления капитала. К тому же переход к рыночным отношениям связан с психологическими трудностями для граждан среднего и пожилого возраста, которым приходится мириться с надеждой только на собственные силы при недостаточных ресурсах для социальной защиты населения на уровне экономически развитых стран мира.
В этих условиях следует по-новому осмыслить экономическую роль государства, которое ранее достаточно безосновательно обещало населению «светлое будущее», но не нашло действенных механизмов реализации этой в общем-то благородной цели. Предстоит также четко определить источники формирования финансовых средств, необходимых для реализации задач государственной социальной политики, направления развития социальной сферы в интересах социальной защиты работоспособного населения страны и оказания социальных услуг для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реформирование экономики и общественных отношений оказывает определенное влияние на задачи государства по созданию условий для эффективной хозяйственной деятельности и реализации социальной политики. Экономическое и социальное развитие страны в условиях рыночных отношений во многом зависит от рациональности сочетания самостоятельности хозяйствующих субъектов и регулирующих усилий государства. Реально в мировой практике сложились три основные концепции участия государства в экономической жизни. Либеральная или радикальная концепция придерживается требования ухода государства из экономики в расчете на рациональное действие «невидимой руки рынка», автоматически формирующей заинтересованность населения в активизации своих усилий для создания высокого качества своей жизни. Чикагская экономическая школа Мильтона Фридмана реализовала свою концепцию в капитализме американского типа и обобщила его практические результаты, которые дают основание полагать, что при продолжительном периоде развития рыночных отношений создаются условия для формирования устойчивого социально-экономического развития страны и возможности быстрого обогащения за счет собственного интенсивного труда при минимальных государственных социальных гарантиях.
Концепция социального рыночного хозяйства предполагает необходимость активного регулирования рыночных отношений государством, которое, не вмешиваясь в дела частных фирм, должно проводить социально направленную политику при равноправном развитии различных форм собственности. Фрейнбургская экономическая школа (ФРГ) реализовала свою концепцию в ФРГ, Австралии и Швейцарии, успешно продолжает использовать основные положения в Венгрии, Чехии, Словакии и Польше. Результаты ее внедрения позволили обеспечить в более короткие сроки как высокие темпы социально-экономического прогресса, так и высокую социальную защищенность человека. Концепция пострыночной экономики основывается на развитии и обогащении смешанной экономики, разнообразии государственной, частной и коллективной формы собственности, подтверждается преимущественной структурой капитала в странах Запада, где уже в настоящее время преобладает (около 80 %) акционерный капитал, нередко с участием государства. В определенной мере такая концепция является компромиссной, так как рационально сочетает преимущества проявления предпринимательской инициативы с ограничением индивидуалистических интересов, наиболее гибко реагирует на сохранение социального согласия в обществе путем прямого или косвенного участия государства в экономической жизни. Независимо от добровольно выбранной той или иной степени участия в экономической жизни государство обязано выполнять делегированные ему населением централизованные функции (Рис. 13.1), к которым относятся: надежная оборона страны; обеспечение внутренней безопасности населения; реализация взаимовыгодных связей с внешним миром; развитие и обновление производственной и социальной инфраструктуры; эффективная социальная защита населения; функционирование судебно-правовой системы.
Рис. 13.1. Регулирование рыночных отношений Реализация этих основных и некоторых других функций государства в условиях рынка осуществляется за счет налоговых поступлений от субъектов хозяйствования, что налагает на государство определенные задачи по регулированию экономических отношений, которое может включать как прямые, так и косвенные меры. Согласно современным тенденциям к созданию смешанной рыночной экономики прямое участие государства в экономической жизни предполагает сохранение части предприятий в наиболее важных для общества сферах в государственной или муниципальной собственности, а также участие в акционерной собственности. Практически все учреждения, реализующие задачи социальной работы, находятся в государственной или муниципальной собственности. Однако в процесс их функционирования в той или иной мере начинают проникать элементы рыночных отношений. Косвенные меры регулирования рыночных отношений включают, прежде всего, реализацию государственной протекционистской политики по защите отечественных товаропроизводителей, особенно участвующих в создании продукции повседневного спроса для населения и оказании социальных услуг. Стимулированию развития отечественного производства способствуют также целенаправленная государственная кредитная и налоговая политика, точечные государственные инвестиции в наиболее важные для экономики страны сферы производства, выработка эффективных мер по защите экономических интересов страны, включая и банкротство убыточных предприятий.
Анализ основных задач государства в условиях рыночных отношений свидетельствует о двух основных направлениях его организаторских и регулирующих усилий. Во-первых, это формирование условий для эффективной свободной хозяйственной деятельности независимых от государства субъектов рынка, способствующих накоплению достаточных материально-технических и финансовых ресурсов для решения общегосударственных задач. Во-вторых, это реализация делегированных населением государству функций по обеспечению законности и порядка, надежной социальной защите трудоспособного населения, а также тех слоев граждан, которые еще или уже не могут обеспечить себе достойный уровень жизни собственным трудом. Следует подчеркнуть, что государство в условиях рыночных отношений (Рис. 13.2) ориентировано, прежде всего, на эффективное регулирование социально-трудовых отношений, так как коммерческие организации создают рабочие места, производят продукцию и услуги для удовлетворения потребностей населения. Мировая практика показала, что основными средствами эффективного регулирования государством социально-трудовых отношений в организациях коммерческой сферы становятся следование принципам социального партнерства в сфере труда, а также обеспечение юридической и социальной ответственности субъектов рынка. Бюджетные организации также создают рабочие места и показывают пример социально-трудовых отношений для организаций коммерческой сферы, на средства налогоплательщиков выполняют определенный социальный заказ в целях обеспечения социальной защищенности граждан, соблюдения законности и конституционного порядка в стране.
.
Рис 13.2. Государство в системе рыночных отношений
Таким образом, одними из важнейших функций государства в условиях рыночных отношений являются обеспечение необходимых условий для эффективной производственной деятельности организаций любой организационно-правовой формы, а также создание благоприятной среды обитания человека. Для этого государство должно сформировать, развивать и обновлять производственную и социальную инфраструктуру в соответствии с изменяющимися требованиями к техническому и технологическому оснащению производства, которая способна удовлетворять растущие экономические и культурные потребности и запросы населения. Эффективное социально-экономическое развитие страны на основе предоставления рыночной свободы субъектам хозяйствования и четкого исполнения регулирующих функций государства в сфере экономики становится необходимым условием надежной социальной защиты населения страны.
13.2. Состав и характеристика производственной и социальной инфраструктуры Централизованные силы и средства общего пользования, доступные для организаций любой организационно-правовой формы, относятся к производственной и социальной инфраструктуре (Рис. 13.3), выполняющей специфические функции в условиях рыночных отношений. Степень развития инфраструктуры нередко свидетельствует о способности государства использовать преимущества рыночных экономических отношений и обеспечить достойную среду обитания человека.
Рис. 13.3. Элементы инфраструктуры рынка Производственная инфраструктура коллективного пользования создается на средства налогоплательщиков и призвана обеспечить коммуникации хозяйствующих субъектов. Основные средства коммуникаций составляют: кредитно-финансовая система, обслуживающая финансовые потоки между организациями независимо от их организационно-правовой формы; системы связи и телекоммуникаций, обеспечивающие информационные потоки по изучению спроса на продукцию и услуги для населения, формированию предложений по их удовлетворению, а также создающие условия для поддержания устойчивых социальных связей в обществе; транспортная система, включающая железные и автомобильные дороги, трубопроводы и порты (пути сообщения), а также транспортные средства общего пользования для обслуживания общественно необходимых пассажирских и грузовых потоков; энергетические системы, в том числе источники энергии и линии передачи ее потребителям промышленного и бытового назначения. Социальная инфраструктура – это группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных удовлетворять потребности людей, гарантировать им необходимый уровень и качество жизни в соответствии с принципами демократического правового социального государства, обеспечить воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер народного хозяйства. Функции социальной инфраструктуры выполняют многочисленные общественные институты: жилищно-коммунальное хозяйство; система школьного, профессионального и высшего образования; система здравоохранения; розничная торговля; общественное питание; бытовое обслуживание населения; физкультура и спорт; учреждения науки и научного обслуживания; учреждения культуры. Разделение инфраструктуры на производственную и социальную весьма условно, так как ее услугами пользуются как организации, так и население. Нередко крупные производственные структуры создают собственные институты ведомственного социального обслуживания. Социальные услуги таких учреждений, как правило, более высокого качества по сравнению с общественными учреждениями. Однако такие учреждения нередко становятся источниками излишних или нерациональных затрат и причиной роста себестоимости, потери конкурентоспособности их продукции и услуг. Рыночные отношения всё более активно вторгаются в социальную сферу, охватывая практически все виды деятельности. Приоритетное место в процессе приватизации заняли розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, что обеспечило конкурентную среду, повышение качества услуг при доступности цен на основе равновесия спроса и предложения. Продолжается процесс формирования рыночных отношений в сферах здравоохранения и образования, преимущественно путём сочетания гарантированных государством и дополнительных платных социальных услуг более высокого качества. Неоправданно долго сдерживается радикальная реформа жилищно-коммунальной сферы, которая длительное время остаётся наиболее затратной отраслью с непредсказуемыми перспективами развития. Сущность накопившихся проблем в жилищно-коммунальной сфере заключается в ряде негативных факторов: старение жилищного фонда и сокращение объемов нового жилищного строительства; отсталые технологии формирования, содержание и восстановления коммунального хозяйства, подверженного частым аварийным повреждениям; сложные экологические последствия ввиду массового сброса неочищенных бытовых вод в источники пресной воды и накопление бытового мусора; продолжающиеся огромные государственные расходы на дотации по оплате жилищно-коммунальных услуг населению в виду отсутствия баз данных для адресной социальной помощи низкооплачиваемым категориям. Качественное выполнение государством делегированных ему функций, включая развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также социальную защиту, связано с бюджетными ассигнованиями, которых хронически не хватает. Подключение рыночных механизмов для накопления средств на социальные нужды и экономное их расходование лишь в некоторой степени снимают остроту проблемы дефицита средств. Состояние экономики и социальной сферы в настоящее время неустойчивое. Остро ощущается необходимость в государственном регулировании рыночных отношений, что может способствовать росту производства и реальной заработной платы, налоговых поступлений в бюджет, обновлению производственной и социальной инфраструктуры. Государственное регулирование рыночных отношений имеет широкий спектр эффективных возможностей влияния на состояние экономического развития. К ним, прежде всего, относятся: стимулирование роста производства в наиболее перспективных отраслях целенаправленной точечной кредитно-денежной политикой; защита отечественных товаропроизводителей, проведение протекционистских мер экономической и таможенной политики; рост реальной заработной платы и платежеспособного спроса, занятости трудоспособного населения, в том числе за счет привлечения на общественные работы; проведение процедуры ускоренного банкротства неплатежеспособных и убыточных предприятий, введение внешнего управления для их финансового оздоровления; контроль за сверхприбылями дифференцированной налоговой политикой и реализацией антимонопольного законодательства. Усилие роли государства по формированию современной рыночной инфраструктуры может заключаться также в долгосрочных мерах по подготовке квалифицированных кадров рыночного профиля, включая менеджеров среднего и высшего звена управления. Эффективность подготовки менеджеров международного уровня зависит от сближения технологии работы управленцев российских и зарубежных фирм, разработки и реализации совместных проектов, стажировки специалистов за рубежом. Подготовка достаточного количества менеджеров современной ориентации в рыночной конъюнктуре создает стартовые условия для целенаправленной структурной реформы и оздоровления экономики, обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг на отечественном, а затем и на зарубежном рынке. Возрождение производства должно сочетаться с энергичными мерами в масштабе государства по поддержанию стабильности национальной валюты, продолжению осторожной и вдумчивой приватизации государственной собственности с получением каждым членом общества значительной ее части в целях создания среднего класса.
13.3. Интеграционные процессы в современном социуме Свобода предпринимательства в сочетании с мощной и современной производственной и социальной инфраструктурой обеспечивают рыночным отношениям существенные преимущества за счет возможности согласования индивидуальных, групповых и общественных интересов. Вместе с тем разделение и специализация труда, гибкость организационных структур и децентрализация управления обостряют проблему координации. В комплексе функций менеджмента координация рассматривается как связующая и непрерывная задача процесса достижения цели организации. Сложность такой задачи обусловила переход к интеграции составляющих деятельности организации и необходимость научного обоснования методов и практической реализации механизмов объединения всех функциональных частей в единое целое. Сущность интеграции заключается в объединении усилий разнородных функционально взаимосвязанных подсистем, элементов и процессов для достижения целей организации. Анализ опыта развитых стран мира показывает, что использование преимуществ разделение труда и специализации возможно только при эффективной интеграции экономической, технологической, организационной, информационной, социальной и культурной составляющих деятельности. Новая черта современных рыночных отношений и специфика менеджмента проявляются в самостоятельности и эффективности развития каждой подсистемы в отдельности при обеспечении «стыков» и связности действий организации в целом. Коренным образом интеграционные процессы охватывают, прежде всего, экономическое и социальное развитие. При всех противоречивых тенденциях идеализации прибыли или равенства людей, что в начале XX века было свойственно радикальной капиталистической и социалистической идее, в настоящее время превалирует стремление к конвергенции, то есть к сближению позиций, отказу от биполярности в политике. Течение интеграции по существу не предполагает навязывание обществу какой-либо одной универсальной схемы, пусть даже очевидно оправдавшей себя на практике в конкретных условиях. На этих позициях держится идеология многополярности мира как права народов выбирать свой путь развития с учетом национальной истории и традиций. Интеграционные процессы в глобальном мировом масштабе (Таблица 13.1) направлены на создание «общества будущего» с приоритетом общечеловеческих ценностей, таких как честность, социальная справедливость и возможность полной реализации потенциала каждой личности для создания общественных благ, признание права на свободу выбора пути общественного развития и неприменение насилия. Интеграционные процессы охватывают, прежде всего, область законотворчества, реальность принимаемых нормативных актов и их воплощение в практику. Партнерство законодательной и исполнительной власти заключается в формировании привлекательных для рыночных отношений законов ("правил игры") и жестоком контроле за их соблюдением как гарантия стабильности развития общества в интересах качества жизни населения. Материальные ценности создаются преимущественно на региональном и местном уровне, поэтому условия для заинтересованности в более полной реализации их экономического потенциала формируются путем рационального разграничения полномочий и делегирования минимально необходимых функций центральным органам власти. Таблица 13.1.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |