Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I.3. Общенаучный уровень методологического анализа педагогических конфликтов





Данный уровень методологии педагогической конфликтологии учителю целесообразно рассматривать с позиции общей теории систем, а также синергических позиций и предполагает выявление общенаучных принципов организации, планирования и управления научным исследованием (при изучении явления педагогического конфликта, применяемых большей частью научных дисциплин).

Таким образом, общенаучный уровень методологического анализа явления педагогического конфликта учителями целесообразно рассматривать с позиции системного подхода, принимая во внимание положения синергетической парадигмы.

Системный подход (А.Я. Анцупов, А.И. Дмитриев, В.В. Дружинин, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов, В.Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев, В.В. Павлов, А.И. Шипилов и др.) ориентирует учителя на целостное рассмотрение явления педагогического конфликта как системы, имеющее определенное строение, свои законы функционирования и развития.

В результате, в самом общем смысле явление педагогического конфликта как системапредставляет собой упорядоченную целостность, имеющую определенную структуру.

В настоящее время классификация систем осуществляется по различным признакам.

По степени сложности все системы подразделяются на простые, сложные и метасистемы. Поэтому учителя должны знать, что педагогический конфликт – это сложная система, состоящая из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов.

По типу связей между элементами (компонентами) все системы делят на детерминированные и вероятностные (стохастические). Учителя должны знать, что педагогический конфликт как система носит детерминированно-вероятностный характер, обусловленный как объективными, так и субъективными причинами.

По типу элементов системы делят на материальные и абстрактные. Педагогический конфликт является материальной системой, реально существующей.

По характеру процессов, имеющих место в системах, их подразделяют на динамические и статические. Учителя должны рассматривать педагогический конфликт как динамическую систему, состояние которой меняется с течением времени.

По принципу взаимодействия с внешней средой системы делятся на закрытые (замкнутые) и открытые (незамкнутые). Учителя должны знать, что реальный педагогический конфликт носит открытый характер, где в процессе взаимодействия с внешней средой он развивается.

И, наконец, по составу элементов и основному назначению системы можно подразделить на экономические, технические, биологические, социальные.

Таким образом, педагогический конфликт – социально обусловленное явление, связанное с функционированием и развитием социальной системы, субъекты которой вступают в определенные социальные отношения, в соответствии со своими целями, интересами, мотивами, потребностями, установками, позициями и т.д. В этой связи, учителями при всём разнообразии типов и видов педагогических конфликтов целесообразно рассматривать в самом общем виде как социально-психологическую систему.



Ведущими принципами системного подхода в изучении явления педагогического конфликта являются принцип целостности, принцип структурности, принцип иерархичности, принцип множественности описания системы.

Принцип целостности предполагает рассмотрение будущими учителями педагогического конфликта как системы, для которой характерна принципиальная несводимость свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента от его места, функции и т.д. внутри целого. Поэтому процесс разрешения педагогического конфликта педагогу необходимо рассматривать с позиции целостности самого явления.

Принцип структурности предполагает возможность описания учителями явления педагогического конфликта как системы через установление ее структуры, т.е. сети взаимосвязей и отношений системы, обусловленности поведения системы, поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры.

Следовательно, процесс разрешения педагогического конфликта педагоги должны осуществлять на основании системного анализа его структуры.

Принцип взаимосвязанностисистемы и среды (принцип внешнего дополнения) направлен на изучение учителями процесса взаимодействия явления педагогического конфликта как системы со средой, при котором система формирует и проявляет свои свойства, являясь при этом активным компонентом взаимодействия.

В этой связи при разрешении педагогического конфликта педагоги должны обязательно учитывать процесс его взаимодействия с внешней средой.

Принцип иерархичностиориентирует учителя на изучение явления педагогического конфликта как системы, где каждый компонент может, в свою очередь, рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы конфликтов.

Поэтому при разрешении педагогического конфликта педагоги должны учитывать его иерархическое строение.

Принцип множественностиописания каждой системы предполагает, что в силу принципиальной сложности каждого педагогического конфликта как системы его адекватное изучение будущими учителями требует описания множества различных вариантов возникновения, развития и разрешения педагогического конфликта.

Поэтому в процессе разрешения педагогических конфликтов педагоги должны использовать различные варианты его описания.

Таким образом, ведущими положениями системного подхода при изучении явления педагогического конфликта учителями являются:

– рассмотрение изучаемого явления как системы, состоящей из ограниченного множества взаимодействующих элементов;

– определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними;

– определение функций системы, ее места и роли среди других систем;

– выявление внешних связей системы, выделение из них главных;

– обнаружение закономерностей и тенденции развития системы.

Инструментом системного подхода является системный анализ, представляющий собой совокупность методов и приемов для освоения сложных объектов, в которые входят методы моделирования, декомпозиции, эвристические методы, графические и др.

Метод моделированияпредполагает построение учителями модели изучаемого явления педагогического конфликта. Модель, несмотря на свою многозначность, в основе своей сводится к условному образу (изображению, схеме, описанию) некоторого объекта (явления конфликта) или системы объектов.

Метод декомпозициипредполагает, что в процессе изучения явления педагогического конфликта как системы учителя последовательно осуществляют членение системы на блоки, далее раскладывают блоки на части и, наконец, на последнем этапе декомпозиции происходит разложение этих частей на элементы или единицы педагогического конфликта.

Эвристические методыпредполагают собственную разработку плана, стратегии или использования учителями уже имеющихся эвристических сведений (вопросов, примеров), эвристических предписаний, рекомендаций (советов, аналогий), облегчающих процесс изучения явления педагогичес­кого конфликта и сокращающих число возможных вариантов ответов на вопрос по данной проблеме.

В настоящее время выделяют четыре ведущих аспекта системного анализа педагогических явлений: морфологический, структурный, функциональный, генетический.

Морфологический (компонентный) аспект системного анализанаправлен на определение учителями пространственно-временных и содержательных границ исследования педагогических конфликтов как системы, выделение подсистемы её элементов. Таким образом, учителя должны знать и уметь анализировать морфологию реального педагогического конфликта.

Структурный аспект системного анализапредполагает выделение будущими учителями внутренней организации педагогического конфликта и определение способа, выявление характера основных связей и отношений между элементами, подструктурами и конфликтом в целом. В этой связи учителя должны знать и уметь анализировать структуру реального педагогического конфликта.

Функциональный аспект системного анализаориентирует учителя на изучение механизма внутреннего функционирования педагогического конфликта, внутреннего функционального взаимодействия его элементов и взаимодействие с внешней средой.

Отсюда, учителя должны знать и уметь анализировать внешние проявления свойств педагогического конфликта «в системе отношений того социума или психики, в которых конфликт развивается, а также выявление характера воздействия одних элементов и подструктур конфликта на другие» [17. С. 136].

Генетический аспект системного анализапредусматривает возмож­ность проследить учителем происхождение педагогического кон­фликта, процесс его формирования и развития. Следовательно, учителя должны знать и уметь анализировать движущие силы возникновения педагогического конфликта, его динамику, определение его причин, а также обусловленности конфликтов факторами макро и микросреды, субъективными факторами и т.д.

А.Я. Анцуповым, А.И. Шипиловым [17] выделен ещё ряд существенных аспектов системного анализа педагогических конфликтов учителями. К ним мы относим следующие: информационный, междисциплинарный, ситуационный аспекты, а также аспект содержательного описания явления конфликта.

Информационный аспектсистемного анализа заключается в выявлении учителями роли информации и её функции в изучении процесса возникновения, развития и завершения педагогического конфликта. Поэтому учителя должны знать и уметь анализировать «закономерности информационного обмена между основными подструктурами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов и других участников конфликта, основных факторов, влияющих на полноту и объективность информационных моделей конфликтной ситуации у её субъектов [17. С. 136].

Междисциплинарный аспектсистемного анализа является одним из ведущих при изучении явления педагогического конфликта учителями и требует максимально полного использования знаний, полученных в различных науках с целью формирования целостного представления о данном явлении.

Таким образом, учителя должны знать и уметь анализировать необходимые данные о реальном педагогическом конфликте с точки зрения различных наук (различных аспектов его проявления, раскрываемых в рамках различных наук).

Ситуационный аспектсистемного анализа предполагает изучение явления педагогического конфликта учителями на основе анализа конфликтной ситуации, позволяющей систематизировать, обобщать, стандартизировать и накапливать информацию в виде базы данных (банка данных) о реальных педагогических конфликтах.

В результате, учителя должны знать и уметь применять алгоритм ситуационного анализа в конкретной конфликтной ситуации.

Аспект содержательного описанияявления педагогического конфликта с позиции системного анализа означает, что учителя, изучая явление педагогического конфликта, будут руководствоваться общей системной схемой его описания в рамках нескольких взаимосвязанных групп: генезиса, структуры, динамики, функции, типологии.

Следовательно, учителя должны уметь применять на практике системно-содержательное описание явления педагогического конфликта.

Конфликт, будучи открытой системой, требует рассмотрения процесса его внутреннего развития с позиции синергетического подхода.

Синергетика (от греч. synergos – совместно действующий) как современ­ная теория совместного действия фокусирует внимание на таких понятиях как «самоорганизация», «стихийно-спонтанный структурогенез», «нелинейность», «флуктуации», «энтропия», «открытая система» и т.п.

Познание явления педагогического конфликта учителями с позиции синергетической теории предполагает его рассмотрение как открытой, нелинейной (неоднозначной) системы для которой неравновесность и нестабильность – естественное состояние. Важными свойствами данной системы является многовариативность и неопределенность путей её развития в зависимости от множества влияющих факторов и условий.

Педагогический конфликт – это сложная система со слабо предсказуемым поведением. Никакое сколь угодно подробное знание морфологии (устройства) не дает возможности в полной мере определить её функции (поведение), и, наоборот, знание функции не определяет морфологии.

Научное познание педагогического конфликта требует аппарата емкого, охватывающего многомерность, неоднозначность и слабопредсказуемость процессов, различную информированность сторон и рефлексии, координирующую сенсорную и психическую информацию на основе тонких методов квалиметрии, учитывающего слабопредсказуемость ситуации и способность сторон оперативно изменять цели, отсюда возникает необходимость его синергетического рассмотрения.

В этой связи педагогу нельзя навязывать способ поведения и разрешения педагогического конфликта оппоненту, особенно ребенку. Необходимо выбирать и стимулировать один из заложенных в конкретных условиях вариантов, ориентироваться «на несильные, но совпадающие с возможным вариантом воздействия» (резонансные) [106. С. 46], что было бы согласовано с его внутренними свойствами.

Таким образом, свойства педагогического конфликта как открытой системы «определяются происходящими в них процессами, так что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным в случае отсутствия последнего» [173. С. 352].

В результате общенаучный уровень методологического анализа явления педагогического конфликта учителю целесообразно рассматривать с позиции системного подхода, принимая во внимание ведущие положения синергетического подхода.

Методологический инструментарий системного подхода включает следующие принципы: целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, множественности описания системы. Ведущим инструментом системного подхода является системный анализ, включающий следующие методы: моделирования, декомпозиции, эвристические, графические методы и др.

Ведущими аспектами системного анализа являются морфологический, структурный, функциональный, генетический, а также, учитывая специфичность объекта познания, требуют отдельного рассмотрения информационный, ситуационный аспекты и аспект содержательного описания явления педагогического конфликта.

Общенаучный уровень методологического анализа явления педагогического конфликта будущими учителями направлен на раскрытие системного аспекта, предполагающего изучение его свойств как системного объекта с позиции общей теории систем и синергетического аспекта, отражающего процессы, происходящие в нем как в нелинейной, открытой системе с позиции синергетики.

Ключевым понятием общенаучного уровня в рамках системного аспекта является понятие «система». Явление педагогического конфликта как системы характеризуется рядом ведущих признаков, а именно: выступает сложной, открытой, социальной, динамичной системой, носящей детерминированно-вероятностный характер.

Ведущими понятиями общенаучного уровня в рамках синергетического аспекта являются понятия: «самоорганизация», «нелинейность», «стихийно-спонтанный структурогенез», «флуктуация», «энтропия», «гетерогенность», объединенных центральным понятием «открытая система», обладающая способностью к самоорганизации, характеризующаяся нестабильностью и неравновесностью как ее естественное состояние, предполагающая многовариативность и неопределенность путей развития педагогического конфликта в зависимости от влияния различных факторов и условий.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем сущность системного подхода к познанию явления педагогического конфликта?

2. Перечислите основные принципы системного подхода к познанию явления педагогического конфликта.

3. Раскройте содержание основных аспектов системного анализа явления педагогического конфликта.

4. Установите взаимосвязь между системным и синергетическим подходами к изучению явления педагогического конфликта. Ответ обоснуйте.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

3. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Таханов. – М., 2005. – 208 с.

5. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

 





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.