КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II.2. Структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса
Учителю в процессе изучения содержания и особенностей педагогических конфликтов недостаточно знать его сущностную характеристику. Ему необходимо изучить структуру конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса и на этой основе перейти к осмыслению видов педагогических конфликтов, причин их возникновения, а также их возрастной периодизации. Под структурой конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса школы следует понимать упорядоченную, целостную конструкцию, обладающую относительной определенностью и специфичностью каждой из подструктур и её элементов, отражающую реальные структурные связи между участниками конфликтных взаимодействий в педагогическом процессе школы. Общая структура конфликтных взаимодействий представлена тремя ведущими подструктурами: педагогический коллектив, ученический коллектив, коллектив родителей (см. рис. 2). Первая подструктура (ПС1) имеет, в свою очередь, две подструктуры: подструктура конфликтных взаимодействий администрации (ПС1.1) и подструктура конфликтных взаимодействий педагогов (ПС1.2). Каждая из этих подструктур отражает структурные связи конфликтных взаимодействий как между субъектами каждой из подструктур (внутренние связи), так и конфликтные взаимодействия данных субъектов с субъектами других подструктур (внешние связи).
Вторая подструктура (ПС2) представлена ученическим коллективом и также отражает как структурные связи внутри подструктуры, так и внешние связи с другими подструктурами. Третья подструктура (ПС3) также с другими подструктурами отражает внешние и внутренние структурные связи. Общая структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса для всех ее подструктур представлена тремя видами конфликтных взаимодействий по направленности: организационно-деятельностными, нормативно-поведенческими, индивидуально-типологическими, взаимосвязанными между собой. Каждый из видов конфликтных взаимодействий по направленности представлен четырьмя видами конфликтных взаимодействий по субъектам для всех подструктур общей структуры: внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми, межгрупповыми. Каждый вид конфликтных взаимодействий по субъектам представлен соответствующими конфликтными диадами для всех подструктур, где внутриличностные конфликтные взаимодействия представлены одной диадой, межличностные – четырьмя диадами, внутригрупповые – двумя диадами, межгрупповые – тремя диадами для всех подсистем. Каждая диада отражает внутренние или внешние структурные связи отдельно взятой подструктуры и представлена соответственно либо конфликтными взаимодействиями субъектов одной подструктуры, либо их конфликтными взаимодействиями с субъектами других подструктур. Например: ПС1, ПС1.1 диада: администратор – администратор (внутренняя структурная связь); диада: администратор – ученик (внешняя структурная связь). В каждой диаде, отражающей внешние структурные связи отдельно взятой подструктуры, на первом месте стоит её ведущий субъект, который и является инициатором (подсистем) конфликтного взаимодействия. Поэтому данные диады, имеющие одних и тех же субъектов для различных подструктур, следует рассматривать как различные. Например: в ПС2 в диаде «педагог – родитель» инициатором конфликтного взаимодействия является педагог, а в ПС3 в диаде «родитель – педагог» инициатором конфликтного взаимодействия является родитель. Структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса школы, представленная тремя ведущими подструктурами через их внутренние и внешние структурные связи конфликтных взаимодействий в рамках определенных конфликтных диад, отражает структуру конфликтного пространства педагогического процесса школы. Контрольные вопросы и задания: 1. Перечислите ведущие подсистемы конфликтного пространства педагогического процесса школы. 2. Охарактеризуйте содержание конфликтных взаимодействий по направленности и по субъектам. 3. Выделите ведущие диады каждой из подсистем конфликтного пространства педагогического процесса школы. 4. Разработайте структуру конфликтного пространства педагогического процесса школы. Рекомендуемая литература: 1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с. 2. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с. 3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с. 4. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с. II.3. Содержание и особенности педагогических конфликтов Процесс изучения содержания и особенностей педагогических конфликтов в условиях школы будущему педагогу целесообразно в дальнейшем построить через поэтапный анализ основных видов педагогических конфликтов и их причин, а также возрастной периодизации педагогических конфликтов и на этой основе перейти к осмыслению их специфических особенностей. Выделяют три основных вида педагогических конфликтов, исходя из их сущностной характеристики, а именно: организационно-деятельностные, нормативно-поведенческие, педагогические конфликты отношений. Организационно-деятельностные педагогические конфликты связаны с обострением педагогических противоречий в деятельностной сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом специфики их деятельности и выступают как реакция на создание препятствий в достижении цели и задач этой деятельности, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов. Нормативно-поведенческие педагогические конфликты связаны с обострением педагогических противоречий в поведенческой сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом их регламентированных прав и обязанностей и выступают как реакция на их несоблюдение, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов. Педагогические конфликты отношений связаны с обострением педагогических противоречий во внутренней сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом их педагогических взаимоотношений и выступают как реакция на их непринятие, несоблюдение, подавление, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов. Отличительной особенностью всех перечисленных видов педагогических конфликтов является их взаимосвязь и взаимообусловленность. Так, например, начавшийся организационно-деятельностный педагогический конфликт, может сопровождаться нарушением взаимосвязей нормативно-поведенческого характера и перерасти в конфликт педагогических отношений. Причины педагогических конфликтов. Знание будущим педагогом действительных причин педагогических конфликтов должно способствовать выбору адекватной стратегии и тактики их конструктивного разрешения. К внешним (общим) причинам педагогических конфликтов, которые характерны для всех субъектов педагогического процесса, следует отнести социальные, соматические, физические, психофизиологические, психологические, нормативно-правовые, морально-этические, общепедагогические. К внутренним причинам педагогических конфликтов те, которые являются специфическими для каждой из выделенных нами подструктур: «администрация», «педагоги», «учащиеся», «родители»; в них выделить нарушение взаимосвязей организационно-деятельностного и нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений между ведущими субъектами педагогического взаимодействия. Классификация причин педагогических конфликтов представлена в таблице 3. Таблица 3 Классификация причин педагогических конфликтов
Возрастная периодизация педагогических конфликтов в школе. Для каждого школьного возраста существует специальная социальная ситуация развития, т.е. определённое соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности ребенка. Поэтому взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для детей одного школьного возраста. Следовательно, содержание педагогических конфликтов должно изменяться в разные возрастные периоды психологического развития обучаемых. В младшем школьном возрасте доминируют педагогические конфликты неосознанного нарушения учеником правил поведения, обусловленные сменой видов деятельности (игровой на учебную), переходящие в организационно-деятельностные педагогические конфликты по поводу учебной деятельности. В средних классах школы достаточно часто встречаются все виды педагогических конфликтов: нормативно-поведенческого и организационно-деятельностного характера, а также педагогические конфликты отношений. Они обусловлены закономерностями психического развития подростка, с одной стороны, и отсутствием адекватного педагогического взаимодействия между учащимися и другими субъектами в педагогическом процессе школы, которое, к окончанию средних классов школы, достигает критической точки, с другой стороны. В старшем школьном возрасте доминируют единичные, но сложные и затяжные конфликты педагогических отношений, связанные с нарушением педагогически целесообразных взаимоотношений между ведущими субъектами педагогического процесса. Можно выделить ряд особенностей педагогических конфликтов в педагогической диаде «учитель – ученик». Первая особенность. Педагогический конфликт в диаде «учитель – ученик» проявляется в обострении педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между учителем и учеником, обусловленном отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них и различным субъективным пониманием способов их достижения в реальном педагогическом процессе, сопровождающемся нарушением взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений. Вторая особенность. Педагогические конфликты в диаде «учитель-ученик» имеют двойное личностно-предметное опосредование. Учитель конфликтует с учащимися «напрямую» («субъект-субъект» - субъектное взаимодействие) и через свой учебный предмет («субъект-предмет» - предметное взаимодействие). Третья особенность. Различный социальный статус участников педагогического конфликта формирует разную степень ответственности за его разрешение. Выполняя различные социальные роли, субъекты педагогического взаимодействия имеют разную степень ответственности в педагогическом конфликте. Профессиональный статус учителя обязывает его реагировать на поступки формирующейся личности ученика профессионально и взять на себя инициативу в разрешении педагогического конфликта с учеником, учитывая его интересы, мотивы, потребности, ценности. Четвертая особенность. Степень конфликтности между субъектами в диаде «учитель-ученик» определяется «различными по параметру согласованности внутренних (отношенческие) и внешних (поведенческие) составляющих педагогического взаимодействия» [144]. Положительная согласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия учителя характеризуется наименьшей степенью конфликтности в диаде «учитель-ученик». Отрицательная согласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия учителя способствует наивысшей степени конфликтности в диаде «учитель-ученик». Рассогласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия также приводит к повышению степени конфликтности в диаде «учитель-ученик». Пятая особенность. Существует определенная зависимость педагогического конфликта от возрастно-половых и индивидуально-психологических характеристик субъектов педагогического взаимодействия в диаде «учитель-ученик». Содержание и направленность педагогических конфликтов в диаде «учитель-ученик» изменяется в разные возрастные периоды, причём определённому школьному возрасту свойственно доминирование определённого вида педагогического конфликта. Динамика возрастного уровня конфликтности определяется закономерностями психического развития школьника (внешний фактор), с одной стороны, и особенностями педагогического взаимодействия в ПД «учитель-ученик» (внутренний фактор), с другой стороны. Психологические различия полов в диаде «учитель-ученик» (учитель: мужчина, женщина; ученик: девочка, мальчик) также влияют на выбор стратегии и тактики поведения субъектов педагогического взаимодействия в педагогическом конфликте. Содержательная модель изучения педагогических конфликтов учителями представлена в таблице 2 (приложение 2). Контрольные вопросы и задания: 1. Дайте характеристику основных видов педагогических конфликтов. 2. Перечислите основные причины педагогических конфликтов. 3. Проанализируйте содержание педагогических конфликтов в различных школьных возрастах. 4. Выделите основные особенности педагогических конфликтов в диаде «учитель-ученик». Рекомендуемая литература: 1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с. 2. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с. 3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с. 4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с. 5. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.
Глава III. Технологические основы конструктивного разрешения педагогических конфликтов
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |