Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.3. Технологические основания разрешения педагогических конфликтов 1 страница




Разработать универсальную технологию разрешения педагогического конфликта не представляется возможным, так как его разрешение обусловлено:

– конкретными факторами, условиями, причинами его возникновения и протекания;

– видами педагогического конфликта и направленностью его разрешения;

– индивидуальными особенностями личностей конфликтующих субъектов, их статусом;

– целями, интересами, мотивами, потребностями, ценностями, требованиями конфликтующих субъектов;

– индивидуальностью позиций и стилей поведения конфликтующих субъектов.

Поэтому, целесообразно говорить только об общих технологических основаниях разрешения педагогического конфликта, их слагаемых, алгоритме их построения, отражающих технологический цикл разрешения педагогического конфликта.

Что же касается внутреннего содержания самой технологии разрешения педагогического конфликта, то она должна носить индивидуальный характер и быть обусловлена индивидуальностью самой личности разработчика, его профессионально-личностной позицией, отраженной в соответствующем индивидуальном стиле поведения.

Ведущая роль в разрешении педагогического конфликта принадлежит учителю как главному организатору педагогического взаимодействия с учащимися. Его профессиональный статус обязывает взять на себя ответственность и инициативу в разрешении педагогического конфликта на основе взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований как своих собственных, так и конфликтующего субъекта.

Таким образом, учителя должны овладеть общими технологическими основаниями и на этой основе разрешения педагогического конфликта, чтобы впоследствии уметь разрабатывать соответствующие технологии с учетом особенностей своей личности и условий возникновения конкретной конфликтологической ситуации, апробировать и совершенствовать их в реальной педагогической деятельности.

Под технологией разрешения педагогического конфликта в диаде «учитель-ученик» в самом общем смысле следует понимать взаимосвязанное строго научное проектирование и точное воспроизведение учителем системы педагогических действий, ориентированных на организацию продуктивного педагогического взаимодействия с учеником в педагогическом конфликте, способствующего конструктивному разрешению, гармонизации и установлению между ними педагогически целесообразных взаимоотношений.

Технологическая модель разрешения педагогического конфликта, представленная в схеме 2, включает три взаимосвязанных этапа, последовательно сменяющих друг друга: этап конструирования, этап реализации, этап оценки результатов.

Первый этап включает: осознание педагогической задачи, педагогическое прогнозирование, педагогическое проектирование, на основе которых составляется технологическая карта конструирования процесса разрешения педагогического конфликта.

Осознание педагогической задачи заключается в адекватном восприятии возникшего педагогического конфликта учителем и создания положительной установки на его конструктивное разрешение и на возобновление педагогически целесообразных взаимоотношений с учеником.

Осознание педагогической задачи учителем осуществляется посредством педагогического анализа возникшего педагогического конфликта: вида конфликта, различных факторов и групп условий, причин его возникновения и протекания; выделения объекта, предмета педагогического конфликта, конфликтующих субъектов: вовлеченных, провоцирующих, заинтересованных; анализа конфликтной ситуации и инцидента; осмысления целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований как своих собственных, так и ученика; адекватная оценка своей позиции и стиля поведения, а также позиции и поведения ученика в педагогическом конфликте. Педагогический анализ должен проводиться на основе педагогической рефлексии и педагогической идентификации.

 

Схема 2

Технологическая модель разрешения педагогического конфликта (РПК)

На основе педагогического анализа ставится педагогический диагноз, в котором дается итоговая оценка общего содержания возникшего педагогического конфликта и заключение о собственном психологическом, психофизиологическом, физическом состоянии и действиях, а также заключения о состояниях и действиях ученика в педагогическом конфликте.

После постановки педагогического диагноза должен осуществляться перевод педагогической задачи в коммуникативную задачу как задачу, направленную на организацию продуктивного педагогического взаимодействия с учеником в педагогическом конфликте с целью его конструктивного разрешения.

Для эффективного решения коммуникативной задачи учителю необходимо осуществить педагогическое прогнозирование процесса разрешения педагогического конфликта.

Педагогическое прогнозирование необходимо рассматривать в двух аспектах: проблемном и поисковом.

Проблемное прогнозирование должно быть направлено на определение будущего состояния педагогического взаимодействия с учеником в процессе разрешения педагогического конфликта, его негативных и позитивных последствий как для себя, так и для ученика. В этой связи поисковое прогнозирование нацелено на поиск эффективных вариантов разрешения педагогического конфликта. Проблемное и поисковое прогнозирование должно осуществляться посредством педагогического моделирования.

Педагогическое прогнозирование должно способствовать выделению конструктивных критериев разрешения педагогического конфликта с учетом образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований как своих собственных, так и ученика.

Педагогическое прогнозирование должно способствовать эффективному педагогическому проектированию процессаразрешения педагогического конфликта.

Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом, социально-психологическом оформлении замысла реализации целостного решения коммуникативной задачи на конструктивное разрешение педагогического конфликта.

В результате педагогическое проектирование предполагает выдвижение учителем педагогической идеи, обоснование педагогического замысла, отраженных в соответствующем плане разрешения педагогического конфликта. Для реализации разработанного плана осуществляется выработка стратегии и тактики разрешения конфликта на основе выбора форм педагогического взаимодействия и методов его разрешения.

В результате последовательного конструирования должна быть разработана соответствующая технологическая карта реализации данного этапа разрешения педагогического конфликта.

Второй этап разрешения педагогического конфликта связан с непосредственной реализацией разработанного конструкта.

Второй этап предполагает решение коммуникативной задачи учителем через реализацию разработанного плана, ориентированного на конструктивное разрешение педагогического конфликта, отраженного в технологической карте реализации процесса разрешения педагогического конфликта. Для реализации намеченного плана необходимо создать необходимые условия для организации непосредственного продуктивного взаимодействия с учеником в педагогическом конфликте.

С этой целью учителем осуществляется коммуникативная атака на основе использования соответствующих педагогических техник вербального и невербального общения. Эффективная реализация коммуникативной атаки должна способствовать установлению психологического контакта учителя с учеником на основе педагогической эмпатии, способствующей передаче информации и ее положительному восприятию учеником, осознанию необходимости и созданию обстановки педагогического поиска вариантов конструктивного разрешения педагогического конфликта учителем.

В результате должна быть установлена эмоциональная, положительная, обратная связь между учителем и учеником в педагогическом конфликте, способствующая снижению педагогической напряженности и сближению их позиций и адекватности поведения в процессе его разрешения.

После установления психологического контакта с учеником учителю целесообразно перейти к реализации разработанной стратегии разрешения педагогического конфликта. При переходе реализации разработанной стратегии важно отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале продуктивного педагогического взаимодействия с учеником. Для того, чтобы данная стратегия способствовала снятию педагогической напряженности, необходимо придать ей конструктивно-развивающуюся направленность.

Конструктивно-развивающая направленность стратегии разрешения педагогического конфликта характеризуется личностно-ориентированным подходом учителя к ученику в педагогическом конфликте и выражается в положительной согласованности внутренней (отношение) и внешней (поведение) составляющих педагогического взаимодействия учителя с учеником.

Внутренняя составляющая стратегии характеризуется установлением субъект-субъектных отношений между учителем и учеником и отражает адекватную педагогическую позицию учителя на процесс разрешения педагогического конфликта с учетом целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований как своих собственных, так и ученика в педагогическом конфликте.

Внешняя составляющая стратегии проявляется в позитивных педагогических поступках-воздействиях учителя и адекватных поступках-ответах ученика на основе конструктивных тактических действий учителя посредством диалогических форм педагогического взаимодействия с учеником через вербальные и невербальные средства педагогического общения и отражает конструктивную направленность индивидуально-педагогического стиля поведения учителя по отношению к ученику в процессе разрешения педагогического конфликта.

Единство и положительная согласованность внешней и внутренней составляющей конструктивно-развивающей направленности стратегии разрешения педагогического конфликта учителя способствует его конструктивному разрешению, преодолению назревших педагогических противоречий, гармонизации и дальнейшему развитию педагогически целесообразных взаимоотношений между учителем и учеником в педагогическом процессе.

В процессе реализации разработанной стратегии учителю необходимо осуществлять анализ и самоконтроль каждого тактического действия с учетом ответных реакций со стороны ученика, с учетом изменившихся условий протекания процесса разрешения педагогического конфликта. При необходимости производить коррекцию своих тактических действий, возвращаясь к обсуждению, выдвижению новых аргументов, сокращению запрещающих педагогических требований и расширению позитивно-ориентировочных.

Результатом реализации данного этапа должно стать завершение педагогического конфликта и возобновление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учеником.

Третий этап предполагает оценку эффективности разрешения педагогического конфликта учителя посредством системного анализа, обобщения и итоговой оценки результатов, на основе которых составляется технологическая карта мониторинга результативности разрешения педагогического конфликта.

Системный анализ результатов разрешения педагогического конфликта учителем предполагает анализ эффективности решения поставленной коммуникативной задачи и адекватности поставленного педагогического диагноза, анализ результативности педагогического прогнозирования, анализ эффективности разработанного педагогического проекта, анализ эффективности выбранной стратегии разрешения педагогического конфликта и ошибок, допущенных при ее реализации, анализ адекватности выбранных форм и методов разрешения педагогического конфликта при реализации тактических действий.

На основе системного анализа осуществляется обобщение результатов разрешения педагогического конфликта в соответствии с поставленной целью учителя в нем, дается итоговая оценка его разрешения в соответствии с существующими критериями, позволяющими дать итоговое заключение о результативности его разрешения.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «технология разрешения педагогического конфликта».

2. Разработайте технологическую модель разрешения педагогического конфликта.

3. Раскройте содержание основных циклов процесса разрешения педагогического конфликта.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

2. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

3. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

4. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 1995. – 171 с.

5. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.

 


 

Заключение

 


 

Словарь базовых терминов

Методология педагогической конфликтологии представляет собой совокупность теоретических положений об исходных основаниях, принципах, формах, способах научно-познавательной деятельности по получению достоверного научного знания о педагогических конфликтах с целью его практического применения для предвидения (предупреждения) и преодоления (разрешения) педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности.

Педагогическая конфликтология – это отрасль научных знаний о природе, причинах, видах педагогических конфликтов, динамике возникновения и формах их развития, способах их предупреждения и конструктивного разрешения.

Педагогический конфликт представляет собой форму проявления назревших и обострившихся педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, обусловленного отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них, нуждающегося в своем конструктивном разрешении для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между ними.

Конструктивное разрешение педагогического конфликта представляет собой целенаправленный поэтапный процесс преодоления назревшего и обострившегося педагогического противоречия посред­ством прекращения противодействия и организации продуктивного педагогического взаимодействия конфликтующих субъектов, направленного на устранение причин его возникновения, приводящего к установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между ними.

Стратегия разрешения педагогического конфликта представляет собой план действий, основную линию поведения субъекта педагогического конфликта направленную на его разрешение и достижение определенной цели в нем.

Тактика разрешения педагогического конфликта представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия и приемов педагогического воздействия, выступающих основным средством реализации стратегии его разрешения.

Педагогическая позиция учителя в педагогическом конфликте, характеризует социальную направлен­ность и профессиональные установки личности учителя, проявля­ющихся в его оценочных суждениях, его отношении к возникшему педагогическому конфликту, определяющих содержание и особенности его стиля поведения в процессе педагогического взаимодействия с конфликтующим субъектом.

Индивидуально-педагогический стиль поведения учителя в педагогическом конфликте отражается в относительно устойчивой совокупности педагогических действий, характеризующих реализуемую стратегию и тактику его поведения по отношению к конфликтующему субъекту, обусловленных индивидуальными особенностями личности учителя и их проявлением в условиях конкретной конфликтной ситуации, направленных на разрешение педагогического конфликта.

Метод разрешения педагогического конфликта представляет собой способ педагогического взаимодействия субъектов в педагогическом конфликте, либо способ педагогического воздействия на конфликтующего субъекта с целью его разрешения.

Технология разрешения педагогического конфликта в диаде «учитель-ученик» представляет собой взаимосвязанное строго научное проектирование и точное воспроизведение учителем системы педагогических действий, ориентированных на организацию продуктивного педагогического взаимодействия с учеником в педагогическом конфликте, способствующего конструктивному разрешению, гармонизации и установлению между ними педагогически целесообразных взаимоотношений.

 


 

Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.

2. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 48 с.

3. Акимова Е.Е. Педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 1999. – 21 с.

4. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1998. – 43 с.

5. Алексеев П.В. Диалектический материализм (общие теоретические принципы): учеб. пособие / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Высш. школа, 1991. – 335 с.

6. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика: учеб. пособие для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Высш. школа, 1991. – 382 с.

7. Алексеева А.Т. К вопросу об условиях возникновения конфликтных ситуаций // Сборник трудов МОИП им. Крупской. – М., 1973. – 140 с.

8. Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12, Социально-политические исследования. – 1991. – № 6. – С.64-74.

9. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. — Казань: Фирма СКАМ, 1992. - 142 с.

10. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высшая школа, 1981. – 240 с.

11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – ч I. – Казань, 1996. – 567 с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – ч II. – Казань, 1998. – 318 с.

13. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений/ И.П. Андриади. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

14. Аникина М.А. Проявление характера образовательного конфликтного взаимодействия в тематических рисунках детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Красноярск, 2000. – 24 с.

15. Анненкова О.О. Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2002. – 25 с.

16. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, Баклановский. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

17. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

18. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

19. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 201 с.

20. Ашхагуа Э.Р. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся: автореф. дис.... канд. пед. наук. – М., 1991. – 16 с.

21. Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. — Минск: ТетраСтистемс, 2000. — 464 с.

22. Багмет К.В. Конфликт в педагогической деятельности: учеб.-метод. пособие для работников общеобразоват. учреждений / К.В. Багмет. – М.: ФОН, 1998. – 156 с.

23. Базелюк В.В. Историография проблемы познания конфликтов в школе России с позиции подготовки будущего учителя: монография. — М.: Компания Спутник+, 2002. – 125 с.

24. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

25. Базелюк В.В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1996.

26. Базелюк В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – 169 с.

27. Базелюк В.В. Теория и технология конфликтологической подготовки будущего учителя / В.В. Базелюк. – М.: МГПУ, 2005. – 236 с.

28. Балакина Л.Л. Педагогические приёмы организации диалога на уроке: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2000. – 22 с.

29. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 183 с.

30. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога / С.В. Баныкина. – Астрахань, 1997. – 169 с.

31. Баныкина С.В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук – М., 1997. – 20 с.

32. Басилюк Р.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Р.Е. Басилюк. – М., 1984. – 174 с.

33. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»): дис. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 180 с.

34. Батчаева А.Х-М. Подготовка педагога к разрешению конфликтных ситуаций в группе учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань, 1993. – 22 с.

35. Баччино-Астрада А. Права и обязанности медицинского персонала в вооруженных конфликтах: (руководство) / А. Баччино-Астрада. – М.: Междунар. комитет Красного креста, 1995. – 80 с.

36. Белин В.Л. Сущность понятия «педагогическая культура». Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Ткаченко Е.В. – Вып. 2. – Екатеринбург, 1996. – С.275-284.

37. Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности / В.В. Белич. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991. – 144 с.

38. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. – Челябинск: ОАО Юж-Урал, 2004. – 176 с.

39. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

40. Белкин А.С. Педагогическая конфликтология / Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. – Екатеринбург: Глаголь, 1995. – 96 с.

41. Белкин А.С. О проблеме повышения профессиональной компетентности работников на современном этапе развития образования. Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ/ А.С. Белкин, С.Л. Фоменко. – №25. – 2004. – С.14-20.

42. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр Педагогический поиск, 2003. – 256 с.

43. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

44. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода/ И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 271 с.

45. Бодалев А.А. Психологические трудности общения и их преодоление / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Педагогика, 1992. – № 5-6. – С.65-70

46. Болтунова Г.М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук. – М., 1991. – 16 с.

47. Большакова З.М. Теоретические основы становления профессионально-педагогической деятельности: монография. – Челябинск: Факел, ЧГПУ, 1998. – 292 с.

48. Большая советская энциклопедия / Под ред. Прохорова А.М. – М.: Советская энциклопедия. — 1978. – Т.28. – 615 с.

49. Бондаренко А.А. Решение конфликтных ситуаций в педагогическом общении: Республиканские межведомственные научные сборники. Психология. Выпуск № 3. Психология воспитания школьников / А.А. Бондаренко. – Минск: Нар.света, 1982. – С.91-98.

50. Бондаренко Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 24 с.

51. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 299 с.

52. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – 2-е изд. – Новосибирск: Наука, 1989. – 186 с.

53. Буралчук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие / Л.Ф. Буралчук, Е.Ю. Коржова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.

54. Бухарова Г.Д. Понятие «задача в психологии, общей и частных дидактиках». Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. статей / Под ред. Ткаченко Е.В. – Вып. 1. – Екатеринбург, 1995. – С.97-107.

55. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

56. Васильев Э.Д. Диагностика конфликтов учителей со старшеклассниками как условие их разрешения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2004. – 24 с.

57. Введение в специальность / Под ред. А.И.Рувинского. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.

58. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч./ Под общ. ред. Фролова И.Т. – М.: Политиздат, 1989. – Ч.2. – 639 с.

59. Вдовина С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2000. – 21 с.

60. Вебер А. Большой толковый психологический словарь / А. Вебер. – Т. 2. П-Я. – М.: Вече-АСТ, 2000. — 560 с.

61. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 204 с.

62. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник / Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. – М.: Инфра-М, 2002. – 240 с.

63. Выготский Л.С. Проблема сознания. // Собр. соч. в 6 т.т. – Т 1. – М.: Педагогика, 1982. — 487 с.

64. Галагузова Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: монография. – М., 2001. – 250 с.

65. Геращенко И. Педагогическая конфликтология// Учитель. — 2000. – №2. – С.64-68.

66. Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. – М.: МПСИ Флинта, 1998. — 432 с.

67. Гожев К.М. Антрополого-образовательная детерминация социального конфликта: автореф. дис. … канд. пед. наук. 09.00.11. РГПУ.

68. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.

69. Горб В.Г. Методология и теория педагогического мониторинга в вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2005. – 53 с.

70. Горбачёва Н.А. Подготовка учителей к развивающему педагогическому взаимодействию с учащимися в образовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Коломна, 2000. — 22 с.

71. Горбунова М.Ю. Конфликтология: конспект лекций / М.Ю. Горбунова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 256 с.

72. Гордеева Н.Н. Индивидуализация практической подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности: монография. – М.: Издат. центр Академии профессионального образования, 2001. – 193 с.

73. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / Л.Ю. Гордин. – М.: Педагогика, 1971. – 200 с.

74. Горелова Д.В. Формирование у будущих учителей профессионально-педагогической готовности к диагностике и разрешению конфликтных ситуаций в ученической среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1998. – 19 с.

75. Граилина Л.П. Психологический анализ конфликтов и конфликтных ситуаций в среднем школьном возрасте и психокоррекционная работа по их устранению. Сб. Теоретические и прикладные проблемы социально-психологической и медико-педагогической службы / Л.П. Граилина. — Краснодар, 1993. – С. 47-56.

76. Грачева В.И. Введение в педагогическую конфликтологию: учеб. пособие / В.И. Грачева. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2004. – 210 с.

77. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук.

78. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.

79. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 1995. – 171 с.

80. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для системы доп. проф. образования для студентов вузов / М.Т. Громкова. – М.: Юнити: Юнити-Дана, 2003. – 69 с.

81. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: Академия, ЭКМОС, 2000. — 320 с.

82. Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие / О.Н. Громова. – М.: ГАУ им. С.Орджоникидзе, 1993. – 42 с.

83. Громыко Г.Л. Общая теория статистики / Г.Л. Громыко. – М.: Инфра-М, 1999. – 139 с.

84. Гурков И.Б. Проблемы теории конфликта в современной научной литературе // Известия АН СССР. Серия экономическая. – 1991. – № 1. – С.131-142.

85. Гурьева Н.А. Подготовка будущего учителя начальных классов к разрешению педагогических конфликтов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Елец, 2001. – 20 с.

86. Давыденко Т.М. Теория и практика рефлексивного управления школой: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М.: НИИТО и ПОР, 1996. — 36 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.