Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие первое. I. Выделите характеристики, соответствующие понятиям «феномен» и «явление»:




ТЕМА VII

ТЕСТЫ

I. Выделите характеристики, соответствующие понятиям «феномен» и «явление»:

1. открытость;

2. связь с сущностью;

3. динамичность;

4. самообнаружение;

5. чувственно данное;

6. самостоятельное;

7. психическое состояние;

8. видимость;

9. первичное, ни к чему не сводимое.

II. Какие три характеристики не присущи сознанию как феномену?

1. целостность;

2. интенциональность;

3. разделенность на элементы;

4. разнородность модусов;

5. континуальность;

6. статичность;

7. смыслообразование.

III. «Дерево может сгореть, распасться на составляющие его химические элементы. Но… этого восприятия сгореть не может, поскольку по необходимости принадлежит его сути». Какое понятие должно быть поставлено на место многоточия?

1. явление;

2. эйдос;

3. цвет;

4. структура;

5. время.

IV. При настраивании оркестра «возникает музыкальный беспорядок, хаос надежд, некое первичное состояние; но эта живая невнятица таит в себе нечто более универсальное, чем все возможные симфонии, ибо она содержит их в своей смеси. Она – некое одновременное присутствие всех будущностей». Иллюстрацией какого понятия может быть приведенная цитата?

1. явление;

2. сущность;

3. феномен;

4. смысл;

5. интерсубъективность;

6. пространство.

ПОЗНАНИЕ (4 часа)

1. Феномен знания в контексте жизнедеятельности человека. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и агностицизм.

2. Формы познания. Сенсуализм и рационализм как основные варианты решения проблемы природы познания. Диалектика чувственного и рационального в познании.

3. Познание как деятельность социально-исторического субъекта. Роль практики в процессе познания. Проблема истины: основные подходы к решению.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – Т. 3. – C. 1-4.

Мир философии. Книга для чтения. – Часть I. С.485-491 (Бэкон), 491-493 (Локк), 493-495 (Гоббс), 508-510 (Кант), 554-562, 639-640 (Соловьев); 621 (Декарт); 622-627 (Лейбниц); 648-656 (Рассел); 657-658 (Поппер).

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Гл. 2. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 21. – С. 282-284.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Алексеев П. В.Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1991. – Гл. II-V, VIII.

Ильин В. В. Теория познания. Введение / В. В. Ильин. – М., 1993.

Никаноров С. П. Социальные формы постижения бытия / С. П. Никаноров // Вопросы философии. – 1994. – № 6.

Руткевич М. Н. Диалектика и теория познания / М. Н. Руткевич, И. Я. Лойфман. – М., 1994. – Гл. VI. § 2,3; VII-IX.

Фейнберг Е. Л. Эволюция методологии в XX веке / Е. Л. Фейнберг // Вопросы философии – 1995. – №7.

 

 

1.1. Феномен знания в контексте жизнедеятельности человека. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и агностицизм.

Цель данной темы – уяснение широкого круга вопросов, относящихся к проблемам сущности познавательного отношения человека к миру, механизма и форм его реализации, способов оценки результатов постижения реальности.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выявления основных форм активности человека: поведения, деятельности и коммуникации. Деятельность, являющаяся ядром активности человека, направлена на преобразование ситуаций, обстоятельств, внешнего мира в соответствии с целями и намерениями человека; она имеет адаптивно-адаптирующий характер. Естественно, что она нуждается в надежных средствах ориентации в мире, инструментах предвидения результатов и способов преобразования мира, с тем, чтобы выбирать наиболее целесообразные и эффективные формы и технологии. Этим и определяется фундаментальный статус знания во всем многообразии его форм и видов, его эволюция от простейших наблюдений, рецептов, индуктивных обобщений до научных теорий, обращающихся к сущностям вещей и процессов и способных объяснить с единых позиций огромное многообразие явлений. Поскольку деятельность человека носит исторический характер, что выражается в изменениях не только форм и способов преобразования мира, но и масштаба воздействия на действительность, постольку и изменяющееся вместе с деятельностью знание срастается с нравственными нормами, эстетическими представлениями, дополняется содержанием религиозных заповедей.

Выявите характеристики статуса знания в культуре, способов связи с такими формами духовного творчества, как миф, религия, искусство, нравственность и оценки последних в античности, в Новое время и в условиях кризиса современной техногенной цивилизации.

Познание как феномен духовной жизни пронизывает все сферы бытия человека в мире. Выделите основные виды знания: естественнонаучное, техническое, социально-гуманитарное. Сравните естественнонаучное и социально-гуманитарное познание по таким параметрам, как объект познания, достоверность знания, применяемые методы, степень теоретизации.

Рассмотрев первую часть вопроса, можно перейти к уяснению двух основных, оппозиционно настроенных друг к другу позиций по основному гносеологическому вопросу: познаваем ли мир? Содержание предшествующего материала базируется на идее принципиальной познаваемости мира, отсутствии онтологических и гносеологических границ у познания. Выявите корни, питающие позицию гносеологического оптимизма и побуждающие философов заявлять о принципиальной познаваемости мира, раскройте роль успеха предметно-преобразующей деятельности в обосновании этой позиции.

Дайте характеристику агностицизма, уясните, в силу каких причин, предпосылок онтологического, гносеологического, социального, коммуникационного, психологического характера философ становится приверженцем позиции гносеологического пессимизма. Обратившись к анализу современного познания, которое характеризуется безусловным ростом в сравнении со временем возникновения агностицизма (XVIII век), постарайтесь ответить на вопрос: исчезла ли основа для воспроизводства агностицизма? является ли сегодня агностицизм фактом истории философии или возможны его современные модификации?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.