Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание как деятельность социально-исторического субъекта




Сенсуализм и рационализм как основные варианты решения проблемы природы познания. Диалектика чувственного и рационального в познании.

Формы познания.

Содержание второго вопроса связано с рассмотрением форм познания, или познавательных способностей человека как субъекта познания. К их числу относятся чувственное (чувственно-сенситивное) и рациональное (абстрактно-мысленное) отражение действительности. Выделите основные виды чувственного познания: ощущение, восприятие, представление, уясните роль предметной деятельности, социальных отношений в воздействии на органы чувств. Выявите разницу в подходе к человеческой чувственности между Л. Фейербахом: «У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности…» и К. Марксом: «… чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, – короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.), – одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, - возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории». Объясните, почему глаз орла, физиологически более совершенный, чем глаз человека, видит меньше последнего.

Дайте характеристику основных форм рационального (абстрактно-мысленного) познания: понятия, суждения, умозаключения. Уясните роль предметно-преобразующей деятельности человека в возникновении и развитии абстрактно-мысленного постижения действительности. Уже первые трудовые действия человека требовали от него выдвижения целей и более или менее четкого осознания последовательности будущих операций. Человек встал перед необходимостью предварительного мысленного схватывания существенных моментов предметных ситуаций, отражения их внутренней природы, существенных связей, что привело к развитию способности абстрагировать одни признаки вещей от других и относительно свободно оперировать представлениями о таких признаках и отношениях.

 

Обратитесь к анализу сенсуализма и рационализма как основных гносеологических позиций, сформировавшихся в Новое время и претендующих на решение вопроса о природе познавательного процесса. Сенсуализм представляли Локк, Гоббс, Беркли, Юм и др., рационализм – Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Гегель и др. Первые считали главными формами познания чувственно-сенситивные формы, пытались свести все содержание познания к данным, полученным органами чувств. Основной тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах».

Представители рационализма, наоборот, обособляли абстрактное мышление от чувственно-сенситивной способности человека, рассматривали результаты чувственного отражения как несовершенные, обеспечивающие лишь вероятностное знание, а результаты абстрактного мышления – как обладающие атрибутом всеобщности, необходимости, имеющие истинный характер.

Раскройте слабые стороны сенсуализма: созерцательность и вырастающие из нее парадоксы, связанные с процессом образования понятий; вырастающий из созерцательности индуктивизм и неспособность объяснить общезначимый характер знания; выдвижение на роль критерия истины индивидуально-личностного опыта.

Охарактеризуйте слабые стороны рационализма: признание врожденного характера понятий и неспособность объяснить эволюцию знания; неспособность объяснить с позиций дедуктивизма истинность исходного базиса дедуктивного вывода – аксиом, постулатов, основоположений; неспособность обосновать всеобщий характер рациональной интуиции в качестве критерия истины.

Уясните общность, родство сенсуализма и рационализма в понимании сущности познавательной способности человека: для обеих позиций она представляет собой изначальную данность человека.

Для сенсуализма субъект познания – природное тело, в силу устройства познавательного аппарата способное познавать внешние объекты. Образ вначале возникает на основе чувственного познания, а затем подвергается обработке со стороны рациональной способности.

Для рационализма субъект изначально наделен способностью рационального познания, в его разуме заключены все необходимые импульсы для осуществления познавательного акта, придания формы его результатам, определения его отношения к истине.

Историческая дилемма «либо чувства, либо абстрактное мышление» снимается в диалектике чувственно-сенситивного и абстрактно-мысленного отражения действительности. Обратитесь к диалектике чувственного и рационального и покажите, как рациональное в виде научных гипотез, эстетических, нравственных, политических постулатов воздействует на чувственное познание; как чувственное познание воздействует на абстрактно-мысленные формы постижения (понятия, теории и т. п.).

Синтез двух познавательных способностей был осуществлен благодаря обращению к практике, к иному пониманию сущности субъекта познания, достигнутому в диалектико-материалистической философии.

Рассмотрение третьего вопроса следует начать с уяснения различий основных позиций в понимании субъекта познания: субъект познания как психологический субъект – в этом случае знание трактуется как субъективно переживаемое индивидом; субъект познания как трансцендентальный субъект (И. Кант) – общезначимость и объективность знания истолковывается как результат наличия у субъекта познания априорных форм чувственного созерцания и рассудка; субъект познания – социально-историческое существо, побуждаемое к познанию своей погруженностью в практику и осуществляющее познание посредством обусловленных конкретно-исторической практикой форм и методов. Данное понимание субъекта познания принадлежит диалектико-материалистической философии Маркса.

Для своего существования человек должен потреблять природу, «жить природой». Он выстраивает из природных предметов такие комплексы, которые способны удовлетворять его потребности. Тем самым как субъект, так и объект познания формируются в процессе материально-практической деятельности по преобразованию окружающего мира. Субъектом познания человек выступает не просто как носитель определенных биологических и психических способностей, а как общественное существо, как личность, усвоившая и вобравшая в себя достижения цивилизации и культуры, накопленные обществом к определенному моменту своего развития. Тогда и под объектом познания понимается не любой предмет природы, а предмет, включенный в сферу деятельности человека: такой фрагмент реальности, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в деятельность субъекта, который становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта.

Выявите формы активности субъекта в процессе познания, начиная от постановки целей и задач познания и завершая выбором способов практического воплощения результатов познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.