КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример. Пациент: «Я пью водку потому, что все пьют»
Пациент: «Я пью водку потому, что все пьют». Медработник: «Пьют действительно многие, но алкоголь все переносят по-разному. Точно так же, как по-разному люди переносят те или иные медикаментозные средства. Одни принимают максимальные дозы антибиотиков, а другим достаточно одной инъекции пенициллина, чтобы вызвать анафилактический шок. По-видимому, вы относитесь к категории людей с индивидуальной непереносимостью алкоголя и вам нельзя пить». Проводится разъяснительная терапия в форме беседы в обстановке неторопливости, спокойствия, доверительного отношения. Очень важны для медсестры такие навыки, как умение слушать, умение отражать чувства больного, давать обратную связь (высказывать, как ты воспринимаешь пациента). Слушая пациента, нельзя перебивать его, а надо осторожно направлять ход его мыслей. Поза должна быть внимательная, наклоненная к собеседнику, взгляд прямой, в глаза. (Человек, который не контактирует глазами, вызывает опасение в разных грехах: скрытен, неуверен, чего-то боится т. д. Но избыточный контакт глаз провоцирует собеседника на агрессивные эмоции.) Необходимо периодически кивать головой, произносить междометия: «ну-ну», «так», «угу», к приемам активного слушания относятся: · Переспрашивание: - Он сказал, что я плохо воспитываю сына. - Он так и сказал? - Да. Я заплакала и ушла. - И Вы сразу ушли?
— Меня беспокоят головные боли. — Вас беспокоят головные боли. — Да, и голова болит по утрам, вероятно из-за того, что в г неудобной позе. Но это бывает в течение недели перед менструацией. — Голова у вас болит по утрам, в течение недели перед менструацией.
— Мой отец умер отрока легких, и я боюсь, что это может произойти со мной. — У вас язва желудка, и вы боитесь, что она переродится в рак.
— У меня болят суставы. — Какие суставы у вас болят, мелкие или крупные? — На пальцах рук и ног. Пальцы опухли, не сгибаются. Это началось после того, как я температурил. — Скажите, пожалуйста, из-за чего у вас была температура? — Я болел ангиной.
— Меня беспокоят боли в желудке. Мне 60 лет. В таком же возрасте умер мой отец от рака. — Правильно ли я вас понял, что вы обеспокоены тем, есть ли у вас рак желудка? Беседуя с пациентом, необходимо научиться выдерживать паузу. Молчание придает беседе более полный и глубокий смысл. Медработник должен уметь отражать чувства больного. Можно спрашивать о тех чувствах, которые появились у пациента при рассказе о каких-то событиях: «Что вы почувствовали?»; «Что вы ощутили?» и т. д. Или помогать собеседнику выражать чувства: «Мне кажется, Вы чувствуете раздражение?»; «Похоже, вы чувствуете гнев...». Или: «вы сердитесь, когда ваш муж...»; «вы недовольны соседкой по палате...»; «вы радуетесь, когда ваш сын...». В разъяснительной терапии большое значение придаете умению давать обратную связь. Это умение состоит в том, что говорить надо о поступках, о поведении человека, а о личности. Нельзя говорить: «Какой вы неряха», — надо: «Вы уронили ватку». Необходимо приводить больше фактов, меньше давать оценок, не делать намеков, обобщений; использовать технику «Я - сообщение». Это не должна быть агрессия или явление Претен3ий. Это только свободное выражение чувств. И обязательно следует учитывать эмоциональное состояние собеседника. Если он растерян или взвинчен, говорить о его неправильном поведении бесполезно и даже вредно. «Когда вы мне это говорите, то я чувствую...», «Когда я узнаю, что больные обсуждают меня за моей спиной, то я чувствую….». Очень тонкого поведения требует техника конфронтации, когда медработник обращает внимание пациента на противоречие между его мыслями, чувствами, словами и поведением. К ней можно прибегать, когда есть хороший контакт с собеседником, доверие. Но если беседа заходит в тупик, то можно использовать обороты: «Могли бы вы мне объяснить...; «Если я не ошибаюсь...». Неискренность в беседе медсестра улавливает по следующим признакам:
Пациенты часто считают, что причина их психологического дискомфорта лежит во внешнем мире. Следовательно, надо вести беседу таким образом, чтобы научить пациентов брать ответственность за решение проблемы на себя. Пример. П.: «Наше государство не хочет заботиться о больных стариках». М. р.: «Возможно. А как вы лично заботитесь о своем здоровье? Что для этого делаете?». Пациента не надо одобрять или критиковать, его следует принимать таким, какой он есть, с безоценочной установкой, поэтому медсестре необходимо развивать способность к эмпатии – сопереживанию. Эмпатию надо отличать от эмоциональной идентификации (уподобления себя с другим), так как можно утратить способность профессионально работать и тогда уже будет нужна психологическая помощь самой медсестре. Каждый рабочий день медсестра сталкивается с горем, страданием, муками больных их родственников, и это может деформировать ее сделать ее либо черствой, либо вызвать психосоматические заболевания от эмоциональной перегрузки. Поэтому необходимо проводить профилактику «профессионального выгорания». А что же делать, если пациент вызывает у медработника неприязнь или даже агрессию? В таком случае необходимо тщательно проанализировать свои чувства и честно признаться, что идентичные качества имеют место в собственной личности. Ведь, прежде всего мы видим в окружающих те свойства, которые развиты в нас самих. Завершая беседу, медсестра часто дает советы пациенту. Давать их надо только при просьбе больного, так как навязанный совет обычно не выполняется. Если совет не принимается, то начинаются психологические игры типа: «Да, но...»; «Конечно, только...».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |