Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример. Пациент: «Я пью водку потому, что все пьют»




Пациент: «Я пью водку потому, что все пьют».

Медработник: «Пьют действительно многие, но алкоголь все пере­носят по-разному. Точно так же, как по-разному люди переносят те или иные медикаментозные средства. Одни принимают максимальные дозы антибиотиков, а другим достаточно одной инъекции пеницилли­на, чтобы вызвать анафилактический шок. По-видимому, вы относи­тесь к категории людей с индивидуальной непереносимостью алкоголя и вам нельзя пить».

Проводится разъяснительная терапия в форме беседы в обстановке неторопливости, спокойствия, доверительного от­ношения. Очень важны для медсестры такие навыки, как умение слушать, умение отражать чувства больного, давать обратную связь (высказывать, как ты воспринимаешь паци­ента).

Слушая пациента, нельзя перебивать его, а надо осто­рожно направлять ход его мыслей. Поза должна быть внимательная, наклоненная к собеседнику, взгляд прямой, в глаза. (Человек, который не контактирует глазами, вызывает опасение в разных грехах: скрытен, неуверен, чего-то боится т. д. Но избыточный контакт глаз провоцирует собеседника на агрессивные эмоции.) Необходимо периодически кивать головой, произносить междометия: «ну-ну», «так», «угу», к приемам активного слушания относятся:

· Переспрашивание:

- Он сказал, что я плохо воспитываю сына.

- Он так и сказал?

- Да. Я заплакала и ушла.

- И Вы сразу ушли?

  • Пересказ отдельных фраз словами пациента:

— Меня беспокоят головные боли.

— Вас беспокоят головные боли.

— Да, и голова болит по утрам, вероятно из-за того, что в г неудобной позе. Но это бывает в течение недели перед менструацией.

— Голова у вас болит по утрам, в течение недели перед менструацией.

  • Пересказ своими словами, выделяя значимые слова пациента:

— Мой отец умер отрока легких, и я боюсь, что это может произойти со мной.

— У вас язва желудка, и вы боитесь, что она переродится в рак.

  • Уточняющие вопросы для дополнения или разъясне­ния рассказа:

— У меня болят суставы.

— Какие суставы у вас болят, мелкие или крупные?

— На пальцах рук и ног. Пальцы опухли, не сгибаются. Это началось после того, как я температурил.

— Скажите, пожалуйста, из-за чего у вас была температура?

— Я болел ангиной.

  • Дальнейшее развитие мысли собеседника, проговаривание подтекста:

— Меня беспокоят боли в желудке. Мне 60 лет. В таком же возрасте умер мой отец от рака.

— Правильно ли я вас понял, что вы обеспокоены тем, есть ли у вас рак желудка?

Беседуя с пациентом, необходимо научиться выдержи­вать паузу. Молчание придает беседе более полный и глубо­кий смысл.

Медработник должен уметь отражать чувства бо­льного. Можно спрашивать о тех чувствах, которые появи­лись у пациента при рассказе о каких-то событиях: «Что вы почувствовали?»; «Что вы ощутили?» и т. д. Или помогать собеседнику выражать чувства: «Мне кажется, Вы чувствуете раздражение?»; «Похоже, вы чувствуете гнев...». Или: «вы сердитесь, когда ваш муж...»; «вы недовольны соседкой по палате...»; «вы радуетесь, когда ваш сын...».

В разъяснительной терапии большое значение придаете умению давать обратную связь. Это умение состоит в том, что говорить надо о поступках, о поведении человека, а о личности.

Нельзя говорить: «Какой вы неряха», — надо: «Вы уронили ватку».

Необходимо приводить больше фактов, меньше давать оценок, не делать намеков, обобщений; использовать технику

«Я - сообщение». Это не должна быть агрессия или явление Претен3ий. Это только свободное выражение чувств. И обязательно следует учитывать эмоциональное состояние собеседника. Если он растерян или взвинчен, говорить о его неправильном поведении бесполезно и даже вредно.

«Когда вы мне это говорите, то я чувствую...», «Когда я узнаю, что больные обсуждают меня за моей спиной, то я чувствую….».

Очень тонкого поведения требует техника конфронта­ции, когда медработник обращает внимание пациента на проти­воречие между его мыслями, чувствами, словами и поведе­нием. К ней можно прибегать, когда есть хороший контакт с собеседником, доверие. Но если беседа заходит в тупик, то можно использовать обороты: «Могли бы вы мне объяс­нить...; «Если я не ошибаюсь...». Неискренность в беседе медсестра улавливает по следующим признакам:

  • опускание глаз, отведение взгляда в сторону;
  • длительная пауза между вопросом и ответом;
  • несоответствие между мимикой и речью (говорит «да» и отрица­тельно качает головой);
  • несоответствие вегетативной реакции вербальному ответу (собе­седник говорит, что тема его не волнует, но при этом краснеет или бледнеет).

Пациенты часто считают, что причина их психологиче­ского дискомфорта лежит во внешнем мире. Следовательно, надо вести беседу таким образом, чтобы научить пациентов брать ответственность за решение проблемы на себя.

Пример. П.: «Наше государство не хочет заботиться о больных стариках».

М. р.: «Возможно. А как вы лично заботитесь о своем здоровье? Что для этого делаете?».

Пациента не надо одобрять или критиковать, его следует принимать таким, какой он есть, с безоценочной установ­кой, поэтому медсестре необходимо развивать способность к эмпатии – сопереживанию. Эмпатию надо отличать от эмоциональной идентификации (уподобления себя с другим), так как можно утратить способность профессионально работать и тогда уже будет нужна психологическая помощь самой медсестре. Каждый рабочий день медсестра сталкивается с горем, страданием, муками больных их родственников, и это может деформировать ее сделать ее либо черствой, либо вызвать психосоматические заболевания от эмоциональной перегрузки. Поэтому необходимо проводить профилактику «профессионального выгорания».

А что же делать, если пациент вызывает у медработника неприязнь или даже агрессию? В таком случае необходимо тщательно проанализировать свои чувства и честно призна­ться, что идентичные качества имеют место в собственной личности. Ведь, прежде всего мы видим в окружающих те свойства, которые развиты в нас самих.

Завершая беседу, медсестра часто дает советы пациенту. Давать их надо только при просьбе больного, так как навя­занный совет обычно не выполняется. Если совет не прини­мается, то начинаются психологические игры типа: «Да, но...»; «Конечно, только...».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.