Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На тему № 11: «Тяжелые, неизлечимые заболевания и смерть»




Психодрама.

Для осознания своего неадаптивного поведения пациенту бывает недостаточно беседы, дискуссии, убеждения. И тогда медсестра может использовать отдельные приемы психодрамы. Конечно, полностью, по всем правилам этот эффективный вид психотерапии проводит специалист-психотерапевт, но, повторя­ем, отдельные технические приемы может применять медсестра.

Создателем психодрамы является Якоб Леви Морено. Во время групповой психотерапии у некоторых пациентов появ­лялось желание не только рассказать о своих проблемах, но и показать, что делали обидчики, когда оскорбляли их, де­монстрировали отдельные их позы и жесты. Тогда группа расступалась и предоставляла пространство для показа сцен из жизни рассказчика, который мог привлечь других участ­ников в качестве партнеров для «игры».

Так произошло спонтанное превращение групповой пси­хотерапии в психодраму. И Морено соорудил сцену, где разыгрывались «жизненные спектакли» участников групповой психотерапии. Примеры из профессиональной практики медсестры.

Пример. Семейная медицинская сестра пришла на патронаж в одну из квартир и попала в момент эмоционально-напряженной ссоры между матерью и семнадцатилетней дочерью. Члены семьи попытались привлечь медсестру в качестве судьи их спора. Та согласилась, но с условием, что все члены семьи выполнят некоторые ее требования, медсестра попросила хозяйку дома повторить движения, позу, мимику, слова дочери, а затем, наоборот, дочь должна была скопировать мать.

После чего ссора вспыхнула с новой силой, так как каждый пытался показать, что он так не говорил, не делал, что его неправильно поняли. Тогда медсестра попросила хозяйку проиграть роль «желаемой доче­ри», т. е. показать и сказать то, что она хотела бы увидеть и услышать от дочери, а затем поменяться ролями. И уже после этих сцен наступи­ло обоюдное раскаяние, слезы и примирение.

Морено считал замену ролей движущей силой психодрамы. Часто больше всего учишься тогда, когда играешь чужую роль. В приведенном примере каждый участник психодрамы понял, какую боль он причиняет близкому человеку, и тогда легче сменить свою непримиримую позицию на понимание.

 

 

Методическая разработка практического занятия для студентов

 

На занятии должны быть закреплены и усвоены:

Знания:

Терминальный период болезни, психологический уход за умирающим. Этапы психического процесса смерти. Эвтаназия.

Умения:

Оперировать основными понятиями темы. Анализировать деонтологические аспекты темы.

Оценка за работу на занятии складывается из оценки по теории за устные ответы и оценки за самостоятельную работу.

План занятия

Контрольные вопросы:

1. Как представления о смерти зависят от возраста человека?

2. Дать определение танатофобии. Рассказать о видах реакций на опасную близость смерти.

3. Рассказать о характере психологической защиты пред страхом смерти у пациентов, их родственников, медработников.

4. Охарактеризовать стадии процесса умирания по Э. Кюблер-Росс.

5. Охарактеризовать тактику медработника с больными в терминальной стадии.

6. Рассказать о правилах поведения с умирающим.

7. Охарактеризовать тактику работы с родственниками умирающего.

8. Дать определение эвтаназии. Охарактеризовать пассивную и активную эвтаназию.

9. Рассказать об особенностях переживания в ситуации траура, горя, общей тактике мед работника.

10. Назвать причины реакции горя, утраты.

11. Рассказать о стадиях «нормального» горя и их проявлениях.

12. Рассказать о психологической помощи в зависимости от стадии горя.

13. Охарактеризовать тактику поведения медперсонала по отношению к лицам, переживающим горе.

Самостоятельная работа с дополнительным материалом.

Индивидуально устно изучить дополнительный материал по теме.

Решение ситуационных задач.

Определить последовательность стадий процесса умирания, ответить письменно, аргументировать ответ.

Оценка за работу на занятии складывается из оценки по теории за устные ответы и оценки за решение ситуационных задач.

Домашнее задание.

Подготовка к итоговому занятию:

- для учащихся специальности «Сестринское дело» повторить темы - Социопсихосоматика здоровья, Профессиональные качества медицинского работника, Общение с пациентом, Психология проведения сестринских манипуляций, Внутренняя картина болезни, Психогении и ятрогении, Психопрофилактика болезней, Тяжелые, неизлечимые заболевания и смерть;

- для учащихся специальностей «Медико-профилактическое дело» и «Лабораторная диагностика» повторить темы – Введение в социальную психологию, Конфликты и пути их разрешения, Агрессия, Альтруизм, Психология общения в диаде, Внутригрупповое общение, Семья как малая группа, Переговоры, дискуссии, споры, Психологические особенности овладения профессией, Социопсихосоматика здоровья, Профессиональные качества медицинского работника, Общение с пациентом, Психология проведения сестринских манипуляций, Внутренняя картина болезни, Психогении и ятрогении, Психопрофилактика болезней, Тяжелые, неизлечимые заболевания и смерть.

 

Дидактический материал для самостоятельной работы студентов

по теме № 11 «Тяжелые, неизлечимые заболевания и смерть»

 

Люди неодинаково ведут себя в час смерти. Есть люди, которые, как и при жизни страдают от страха смерти, другие охвачены безразличием. У некоторых может наблюдаться хорошее расположение духа, они ведут себя так, как будто ничего не случилось. Может наблюдаться состояние эйфории и даже экстаза.

Пример: А.П. Чехов, который был врачом. Находясь в предсмертном состоянии писатель, болевший туберкулезом легких, в состоянии оптимистического возбуждения, неправильно оценив происходящее с ним, заявил, что с кашлем к нему возвращается здоровье.

Больной может узнать о приближении к смерти из разных источников, по различным симптомам. Основанием может быть ухудшение объективного состояния, патологические ощущения, поведение окружающих. Интересны связанные со смертью фантазии, сны, в которых она проявляется по-разному. Почвой для них могут служить соматические факторы, патологические процессы в организме.

Пример: Тяжело больная, страдающая раком женщина, не желает примириться с мыслью о смерти. С ухудшением состояния больной смерть все ближе. Это можно проследить, сравнив сны больной в последовательности их возникновения. Вот первый сон, связанный с операцией в брюшной полости «…В комнате было много мужчин, все они были в синих костюмах, недобрые, хотели меня куда-то увести и напоить коктейлем. Твоя сестра прогнала их (мужчины-люди в операционной, коктейль – наркотическая смесь). Состояние тяжело больной продолжает ухудшаться, за ней ухаживает женщина. Второй сон больной: «завернутая в простыню, я раскачиваюсь над какой-то дырой. Простыню держала она. И я молила ее: «не отпускай, не дай мне упасть в дыру». Близость смерти все страшнее даже во сне: «Положили в ящик, это и я и не я. Потом какие-то мужчины уносят ящик». «Не позволяйте им унести его!» - добавляет умирающая.

Смерть – последний камень в здании личности. Многие исследователи указывают на органичность связи между жизнью и смертью. Другое дело, если смерть настигает человека при трагических обстоятельствах, молодым, не сделавшим чего-то. Всем известны выражения что умирающий «дожидается» кого-то или чего-то, не может умереть до тех пор, пока не последует то, чего он ждал.

Пример: Актриса-пенсионерка, страдающая кардиальной декомпенсацией давно бы ушла из жизни, если бы не предстоящее празднование юбилея ее деятельности, лишь только ожидание поддерживало в ней жизнь. Она надеялась, что в этот день к ней вернется былая слава, газеты посветят статьи. Ожидания оправдались, в тот день ее действительно навестили старые друзья, в газетах появились небольшие заметки. После этого актриса тихо скончалась.

68-летний больной, культурный человек, повторно попал в больницу при обострении сердечного заболевания. И хотя он прекрасно сознавал, какая судьба ему предначертана, все же соблюдал все назначения врача, вел себя так, как будто все в порядке. Был весел, шутил. Ему хотелось, чтобы его жена, которая самоотверженно ухаживала за ним, отдохнула, а поэтому отправился в санаторий, который был довольно далеко. В дороге наступила тяжелая недостаточность дыхания. В санатории состояние продолжало ухудшаться, приближалась кончина. Больной задыхался, страдал, но дождался приехавших из далека жену и дочь, после чего спокойно встретил смерть.

Психические факторы не только могут отсрочить смерть, но и приблизить ее. Если эти факторы проявляются как первичные причины заболевания, то обычно говорят о смерти в результате психического потрясения. Например –нарушение табу у нецивилизованных людей.

Пример: Венгерский писатель рассказывает историю придворного шута Гонеллы, которого отдали под суд за то, что он напугал герцога. Бедного шута приговорили к казни. Его привели к месту казни, завязали глаза и положили голову на плаху. По приказу герцога палач ударил по шее приговоренного не мечом, а вылил ушат холодной воды. Бедный шут был так напуган, что в тот момент, когда вода коснулась шеи умер.

Еще один пример смерти от психического потрясения – смерть мужчины, закрытом в вагоне-холодильнике. Когда утром открыли вагон, нашли его замерзшим насмерть. В ходе расследования

выяснилось, что холодильник не был включен. Несчастный человек скончался при всех симптомах смерти от холода, которые возникли лишь на основе представлений и переживаний, связанных с такой смертью.

 

Процесс тяжелого, смертельного заболевания, мир переживаний страдающего, умирающего человека гениально описан Л.Н. Толстым в рассказе «Смерть Ивана Ильича».

 

Иван Ильич Головин, 45-летний член Судебной палаты, упал и стукнулся боком о ручку рамы. После этого появились боли в левом боку. Самыми разными путями он противился сознанию того, что с ним действительно что то неладно, но боли не исчезали, и он в конце концов вынужден был обратиться к врачу. Но и это не принесло облегчения, боли усиливались, больной ездил от врача к врачу.

Болезнь захватила его целиком, он копался в книгах, сравнивал свое заболевание с болезнями других, строил самые разные фантазии на основе поставленных ему диагнозов. Он пытается «усилием воображения поймать эту» блуждающую почку, о которой говорил врач и «остановить, укрепить ее». Он ждет чуда и от приема лекарств: лежа на боку, он прислушивается к тому, «как благотворно действует лекарство и как оно уничтожает боль …» Но, конечно, разочаровывается и в этом. «Раз знакомая дама рассказала про исцеление иконами» Иван Ильич застал себя на том, что внимательно слушал и проверял действительность факта. Этот случай испугал его. «Неужели я так умственно ослабел?» - сказал он себе. Он пробует искать спасения в работе, но не помогает даже его большой опыт, «и товарищи и подчиненные с удивлением и огорчением увидели, что он, такой блестящий, тонкий судья, путался, делал ошибки». Избавиться от боли было невозможно, «она проникала через все, и ничто не могло заслонить ее».

Жена – отношения с которой полны напряжения и трений – его самого обвиняет во всем «Отношение Прасковьи Федоровны было такое к болезни мужа, что в болезни этой виноват Иван Ильич»…Вначале, отрицая наличие заболевания, отказываясь признать его, но не имея возможности избавиться от боли, Иван Ильич становиться раздражительным, причиняет много неприятностей окружающим. Позднее само окружающие не принимают во внимание его болезнь, ведут себя, словно все в порядке. Однако постепенно Илья Ильич признает, что «не в слепой кишке, не в почке дело, а в жизни и …смерти». С прогрессированием процесса он ищет убежища в прошлом – все чаще возвращается к впечатлениям детских лет, пред ним всплывают воспоминания прошлого. Глядя на сафьян дивана он вспоминает о сафьяновом портфеле отца, разорванном в детстве, о наказаниях, о пирожках, которые принесла мать. Толстой матерински изображает многочисленные проявления регрессии личности во время заболевания в том числе и воспоминания детских лет, желание больного чтобы с ним нянчились, чтобы его пожалели как ребенка. Буфетный мужик Герасим – единственный кто испытывает к нему чувство, подобное жалости, самоотверженно ухаживает за барином и это единственное утешения для больного. Боль и страдания нарастают: «Все то же. То капля надежды блеснет, то взбушуется море отчаяния, и все боль, все боль, все тоска и все одно и тоже…» Больного мучают ужасные сны: «ему казалось, что его с болью суют в какой то узкий черный мешок и глубокий все дальше просовывают и не могут просунуть. И это ужасное для него дело совершается со страданием. И он и боится, и хочет провалиться туда, и борется и помогает. И вдруг он оборвался, и упал, и очнулся». Агония длится три дня, три дня он не переставая кричит от мук. Он чувствует, насколько в тягость окружающим, жалеет их, и своими последними словами выражает эту жалость. В конце концов побеждает смерть, страдалец сдается. Гениальный писатель выражает это удивительной оговоркой умирающего: «Он хотел сказать «прости», но сказал «пропусти»…

 

специальность «Сестринское дело»

 

Список вопросов для подготовки к итоговому занятию.

 

- Определение медицинской психологии, общая и частная медицинская психология.

- Предмет медицинской психологии, методы исследования в медицинской психологии.

- Здоровье, его телесная, психическая и социальная составляющие.

- Определение и критерии психического здоровья.

- Личностные черты среднего мед. работника.

- Классификация типов среднего мед. персонала (И. Харди) по характеристике

их деятельности, профессиональное развитие специалиста.

- Общение и его специфика в медицинской среде.

- Понятия боли, страха, тревоги.

- Психологическая и соматическая стороны переживания страха и тревоги.

- Виды страха, боли.

- Деонтологическая тактика медработника в психологически «сложных» ситуациях в медицине.

- Тактика работы с больными, испытывающими боль.

- Понятие психогении, ятрогении, ятропатии, соррогении, их классификация, источники происхождения.

- Психогигиена, понятие, разделы и вопросы.

- Психопрофилактика, понятие, уровни, проблемы.

- Психотерапия, понятие, виды, методы.

- Терминальный период болезни, этапы психического процесса умирания.

- Эвтаназия, понятие, виды.

 

специальности: «Медико-профилактическое дело», «Лабораторная диагностика»

 

Список вопросов для подготовки к итоговому занятию.

 

- Определение социальной психологии, предмет, задачи, методы.

- Понятие социализации личности, стадии, институты.

- Конфликты, понятие, типология, динамика, структура, способы разрешения.

- Агрессия и альтруизм, понятия, проявление, виды агрессии по Бассу.

- Межличностные отношения, понятия, типология.

- Семья и брак, понятия, функции семьи, этапы жизненного цикла, типы семейного воспитания, стрессоры.

- Деловое общение, понятие, формы, специфика.

- Психология профессиональной деятельности.

- Определение медицинской психологии, общая и частная медицинская психология.

- Предмет медицинской психологии, методы исследования в медицинской психологии.

- Здоровье, его телесная, психическая и социальная составляющие.

- Определение и критерии психического здоровья.

- Личностные черты среднего мед. работника.

- Классификация типов среднего мед. персонала (И. Харди) по характеристике

их деятельности, профессиональное развитие специалиста.

- Общение и его специфика в медицинской среде.

- Понятия боли, страха, тревоги.

- Психологическая и соматическая стороны переживания страха и тревоги.

- Виды страха, боли.

- Деонтологическая тактика медработника в психологически «сложных» ситуациях в медицине.

- Тактика работы с больными, испытывающими боль.

- Понятие психогении, ятрогении, ятропатии, соррогении, их классификация, источники происхождения.

- Психогигиена, понятие, разделы и вопросы.

- Психопрофилактика, понятие, уровни, проблемы.

- Психотерапия, понятие, виды, методы.

- Терминальный период болезни, этапы психического процесса умирания.

- Эвтаназия, понятие, виды.

 

специальность «Сестринское дело»

Методическая разработка итогового занятия для студентов.

 

На занятии должны быть закреплены и систематизированы:

Знания:

Медицинская психология: предмет, задачи, отрасли. Понятие и составляющие здоровья человека, критерии психического здоровья. Типы медработников среднего звена по И.Харди. Особенности общения медработника и пациента. Коммуникативная компетентность, эмпатия. Психологические особенности переживания страха, боли, тревоги, вегетативные проявления страха и боли. Ятрогении, соррогении, ятропатии, их классификация, причины. Психогигиена, понятие, разделы и вопросы. Психопрофилактика, понятие, уровни, проблемы. Психотерапия, понятие, виды, методы. Терминальный период болезни, этапы психического процесса умирания. Эвтаназия, понятие, виды.

Умения:

Оперировать основными понятиями и знаниями по теме.

План работы.

Проведение контрольной работы.

Контрольная работа проводится в форме тестирования, тестовые задания по трем вариантам.

При выполнении теста руководствоваться заданием. Тестирование проводится письменно или в компьютерном классе в тестовой оболочке.

Проверка контрольной работы, выставление итоговых оценок.

 

специальности: «Медико-профилактическое дело», «Лабораторная диагностика»

Методическая разработка итогового занятия для студентов.

 

На занятии должны быть закреплены и систематизированы:

Знания:

Определение социальной психологии, предмет, задачи, методы. Понятие социализации личности, стадии, институты. Конфликты, понятие, типология, динамика, структура, способы разрешения. Агрессия и альтруизм, понятия, проявление, виды агрессии по Бассу. Межличностные отношения, понятия, типология. Семья и брак, понятия, функции семьи, этапы жизненного цикла, типы семейного воспитания, стрессоры.

Деловое общение, понятие, формы, специфика. Психология профессиональной деятельности.

Медицинская психология: предмет, задачи, отрасли. Понятие и составляющие здоровья человека, критерии психического здоровья. Типы медработников среднего звена по И.Харди. Особенности общения медработника и пациента. Коммуникативная компетентность, эмпатия. Психологические особенности переживания страха, боли, тревоги, вегетативные проявления страха и боли. Ятрогении, соррогении, ятропатии, их классификация, причины. Психогигиена, понятие, разделы и вопросы. Психопрофилактика, понятие, уровни, проблемы. Психотерапия, понятие, виды, методы. Терминальный период болезни, этапы психического процесса умирания. Эвтаназия, понятие, виды.

Умения:

Оперировать основными понятиями и знаниями по темам.

План работы.

Проведение зачета.

Зачет проводится в форме тестирования, тестовые задания по трем вариантам.

При выполнении теста руководствоваться заданием. Тестирование проводится письменно или в компьютерном классе в тестовой оболочке.

Проверка результатов тестирования, выставление итоговых оценок.

 

 

Рекомендуемая литература.

Основная литература.

1. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений Р-н-Д.,2003;

2. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.- Р-н-Д., 2003;

3. Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. - Р-н-Д, 2002;

Дополнительная литература.

1. Гройсман А.Л. Медицинская психология.- М., 1998;

2. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983.

3. Кречмер Э. Медицинская психология.. СпБ., 1999

4. Медицинская психология./ Под ред. Ф.М. Гайдука.- Мн., 2001;

5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. –М., 1999

6. Перес Ловелле Р., Кудрявцева Н.В. Психологические основы деятельности врача.М., 1999;

7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М, 1992;

8. Саймонтон К, Мэтьюс- Саймонтон С, Крейтон Д. Как снова стать здоровым. М., 1995.

9. Стресс жизни: сборник.СПб., 1994;

10. Творогова Н Д., Психология. М., 1998;

11. Фаст Дж. Язык тела, М., 1997;

12. Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1988.

13. Шрайнер К. Как снять стресс. М., 1993;

14. Эйдемиллер А.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999;

15. Творогова Н.Д. Серия статей в журнале «Сестринское дело», № 1, 1977- № 4, 2001;

16. Сестринское дело.1999-2003г.г.,

17. Медицинская помощь.1998-2003 г.г.;

18. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник.- М., 2004;

19. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений / Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П.-СПб., 2005;

20. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов/ Н.Д. Лакосина, И.И.Сергеев, О.Ф. Панкова.-М., 2005;

21. Психология для медицинских специальностей. / Н.Н. Петрова.- М., 2006.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.