КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллектуальные технологии и системыВ органах власти лавины информации создают руководителям постоянную перегрузку, вызывают стрессы. В этих условиях от информационных технологий требуется нечто большее, чем быть оргтехникой и средством связи. Напрашивается желание найти новые способы эффективного решения возникающих проблем. Для этого есть пока одно направление-интеллектуализация информационных технологий. Весь спектр типов задач, решаемых с помощью информационных технологий, лежит в пределах от структурированных задач до неструктурированных. Большую группу в этой совокупности составляют слабо структурированные задачи, решение которых связано с определением количественных и качественных переменных. Данное обстоятельство привело к необходимости создания программных средств, основанных как на традиционных методах алгоритмической обработки данных, так и на методах создания и использования баз знаний. Такими АС являются экспертные системы и системы поддержки принятия решений. ЭС и СППР в той или иной мере основаны на использовании знаний экспертов. ЭС являются практической реализацией методов и идей искусственного интеллекта. Искусственный интеллект представляет собой набор техник программирования, заставляющий ПК действовать подобно человеку, например, общаться на естественном языке при постановке медицинского диагноза. Вместо последовательного программирования с заранее создаваемыми программами искусственный интеллект предполагает динамическое формирование программы из накопленных в памяти ПК фактов, навыков и правил, которые машина применяет в конкретной ситуации. ЭС предназначены для моделирования или имитации поведения опытных специалистов при решении задач по какому-либо узкому вопросу в определенной предметной области. ЭС призваны оказывать помощь специалистам, когда их собственных знаний, опыта и интуиции недостаточно для самостоятельного решения возникающих проблем. ЭС представляют машинные программы, решающие задачи примерно так же, как решает их эксперт в реальной обстановке. Как правило, ЭС представляет возможность использования не только эвристических знаний, но и традиционной алгоритмической обработки данных с помощью готовых пакетов прикладных программ. СППР предназначены для оказания помощи пользователям в неструктурированных или слабо структурированных ситуациях выбора. Такие АС выступают в роли помощника, который позволяет расширить способности человека, но не заменяет его мнение или систему предпочтений. СППР является человеко-машинной АС, используемой для поддержки действий в ситуациях выбора, когда невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему представления и реализации всего процесса оценки и выбора альтернатив. В составе СППР, как правило, имеются база данных, средства общения с пользователем и широкий набор методов и моделей математического программирования, статистического анализа, теории игр, теории принятия решений, а также эвристических методов, обеспечивающих адаптивность системы и обучение. Большинство СППР работает с числовыми данными, аналитическими моделями и решает проблемы, которые предварительно описываются на языке таких моделей. СППР призваны помочь человеку в решении стоящей перед ним проблемы, а ЭС–заменить человека при решении проблемы. Основу ЭС составляет база знаний, хранящая множество фактов и набор правил, полученных от экспертов и из специальной литературы. База знаний отличается от базы данных тем, что если в базе данных единицы информации представляют собой не связанные друг с другом сведения, формулы, теоремы, аксиомы, то в базе знаний те же элементы уже связаны как между собой, так и с понятиями внешнего мира, определенными соотношениями и сами содержат в себе эти отношения. Основные компоненты ЭС: подсистема приобретения знаний; база знаний; машина вывода; доска объявлений (рабочая память); интерфейс пользователя; подсистема объяснения; подсистема совершенствования вывода и “очищения” знаний. Подсистема приобретения знаний обеспечивает сбор, передачу и преобразование опыта решения проблем из некоторых источников знаний в компьютерные программы при их создании или расширении. База знаний содержит два основных элемента: факты (данные) из предметной области и правила, которые управляют использованием фактов при решении проблем. Информация базы знаний преобразуется в компьютерную программу в процессе представления знаний. Машина вывода–компьютерная программа, управляющая использованием системных знаний. Состоит из интерпретатора, который выполняет выбранную повестку, применяя соответствующие правила из базы знаний, и планировщика, который управляет процессом выполнения повестки, оценивая эффект применения различных правил с точки зрения приоритетов или других критериев. Доска объявлений - область рабочей памяти, выделенной для описания текущей проблемы и для записи промежуточных результатов. В нее записываются текущая гипотеза и управляющая информация: план – какая стратегия выбрана для решения проблемы; повестка–потенциальные действия, ожидающие выполнения; решения–гипотезы и альтернативные способы действий, сгенерированные системой. Интерфейс пользователя обеспечивает общение между пользователем и ПК (с помощью естественного языка, графики, многооконных меню и т.п.). Подсистема объяснения обеспечивает проверку соответствия выводов их посылкам и объясняет поведение ЭС, интерактивно отвечая на вопросы типа: “Как было получено некоторое заключение?”, “Почему некоторая альтернатива была отвергнута?”, “Каков план получения решения?”. Подсистема совершенствования вывода и “очищения” знаний обеспечивает анализ экспертами своей собственной работы, опыта, знания и улучшает их. В процессе решения задачи ЭС проводит двухсторонний диалог с пользователем, запрашивая его о фактах, касающихся конкретного случая. После получения ответов ЭС пытается получить заключение. Эта попытка осуществляется машиной вывода, решающей, какая стратегия эвристического поиска должна быть использована для определения порядка применения к данной проблеме знаний из базы знаний. Пользователь может запросить объяснение поведения ЭС и ее заключений. Качество вывода определяется методом, выбранным для представления знаний, объемом базы знаний и мощностью машины вывода. Интеллектуальные информационные технологии в органах власти только начинают осваиваться. Интеллектуальные информационные технологии применяются для биржевого прогнозирования, определения риска страхования и кредитования, поиска финансовых мошенников, экспертизы в медицине, поиска полезных ископаемых и пр. По некоторым оценкам, мировой коммерческий рынок программных продуктов измеряется 180 миллиардами долларов. Рынок интеллектуальных информационных технологий к 2005 году достигнет 40 миллиардов долларов. Развитие сферы применения ИАС, интеллектуальных информационных технологий отечественного производства в органах власти сдерживается следующими факторами: отсутствием завершенных программных продуктов для поддержки аналитической деятельности, соответствующих требованиям промышленного программного изделия; навязчивым внедрением зарубежными фирмами своих программных интеллектуальных систем, которые плохо адаптируются к отечественному опыту государственного руководства и информационному обеспечению органов управления; отсутствием отечественных профилей стандартов с требованиями к интеллектуальным информационным технологиям; отсутствием нормативно-правовых документов, определяющих статус системных аналитиков, которые осуществляют в органах власти применение интеллектуальных информационных технологий для обеспечения их практической деятельности. В целях повышения эффективности информационно-аналитической деятельности органов государственной власти, а также развития российской индустрии интеллектуальных информационных технологий было бы целесообразно направить действия разработчиков и заказчиков на объединение усилий по организации разработки и внедрения отечественных информационно-аналитических систем органов государственной власти на единых принципах. Например, при Государственном комитете по связи и информатизации ввести центр научно-методического обеспечения и экспертизы работ по информационно-аналитическим технологиям поддержки принятия решений в органах государственной власти. Информационно-технологические нововведения в государственном управлении имеюткомплексный характер, связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности. Глава 5. Основные принципы построения региональных и
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |