Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности органов управления регионов




Информационно-аналитическое обеспечение

Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение задачам разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов-залог успешного решения (при рациональном использовании) проблемы в целом.

Информационно-технологические нововведения в государственном управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности. В связи с этим возникает необходимость решения следующих проблем:

изменение предметной области информатизации;

определение направлений информатизации;

обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия решений органами управления регионов;

обеспечение условий для создания российских информационных систем;

создание новых организационно-правовых схем формирования информационных ресурсов;

организация информационных центров для создания баз данных общего пользования и оказания консультационных и других услуг гражданам и организациям;

использование современных геоинформационных систем, корпоративных систем электронного документооборота, развитие Internet/Intranet-технологий в государственном и муниципальном управлении;

понимание руководителями всех уровней государственной важности информатизации для общества.

1. Изменение предметной области информатизации

На сегодняшний день объектами внимания территориальных органов управления являются:

хозяйствующие субъекты различных ведомств и форм собственности, в том числе субъекты, имущество которых принадлежит округу;

региональные ресурсы: финансовые, трудовые, товарные, природные;

окружающая среда;

население округа.

К каждому из этих объектов органы управления применяют два вида воздействия: руководят (распоряжаются), либо координируют (создают условия).

Процессы, обеспечивающие реорганизацию системы хозяйствования и новые требования, предъявляемые со стороны юридических и физических лиц к информации, зарождаемой на территории, существенным образом должны изменить и изменили ролевые функции всех участвующих в этом процессе и, в первую очередь, органов управления. На первый план выдвинулись функции управления имуществом, ресурсами, социальной сферой. Немалое значение приобретают функции, связанные с развитием предпринимательской и коммерческой деятельности и ряд других, ранее не присущих централизованной системе управления. С другой стороны, с точки зрения налогообложения, формирования бюджета и бюджетной политики, немаловажное значение имеют и взаимоотношения органов территориального управления с хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

В связи с этим изменилась и предметная область информатизации территориального уровня, которая должна включать:

информатизацию законодательной и исполнительной власти как представителей коллективного собственника на территории и юридического лица, ответственного за установление цивилизованного порядка в отношениях между всеми собственниками на территории и поддержание устойчивого функционирования узаконенного механизма хозяйствования;

информационную поддержку деятельности хозяйствующих субъектов региона в части обеспечения информацией всех видов их деятельности;

информатизацию процессов управления социальной сферой;

информатизацию процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды в части обеспечения информацией органов территориального управления для оценки состояния природных ресурсов и воспроизводства жизненной (природной) среды населения.

Кроме этого в качестве отдельного объекта территориального управления следует выделить объект "Создание и обеспечение эффективного функционирования региональной инфраструктуры информатики" как совершенно новой отрасли региона, воспроизводящей и потребляющей информационные ресурсы управления.

С учетом сложившейся структуры управления регионом каждая из выделенных предметных областей информатизации должна рассматриваться по трем уровням:

информатизация управления регионом в целом (государственное управление);

информатизация управления городом (городским хозяйством) окружного значения (местное самоуправление);

информатизация управления административно-территориальной единицей региона.

Состав и содержание конкретных проектов информатизации на каждом уровне существенно зависит от принятой в регионе схемы делегирования полномочий каждому из органов управления.

Дальнейшая декомпозиция каждого из элементов первого уровня на подуровни должна производиться исходя из принятой системы классификации хозяйства региона и структуры раздела "Информатизация регионов России" ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

 

2. Определение направлений информатизации

При описании и детализации концепции информатизации должны использоваться направления, поднаправления и проекты информатизации, такие как:

· Информационная поддержка деятельности хозяйствующих субъектов края:

жилищно-коммунального комплекса;

транспортного комплекса;

топливно-энергетического комплекса;

лесного комплекса;

комитета по экономике и прогнозированию;

комитета по финансам и налоговой политике;

комитета по транспорту и связи;

управления внешнеэкономических и межрегиональных связей;

управления жилищно-коммунального хозяйства.

· Информатизация процессов управления социальной сферой:

социального обеспечения населения и социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

обеспечения мониторинга состояния межнациональных отношений в регионе;

деятельности региональных центров занятости и миграции населения;

здравоохранения населения региона;

образования и профессионально-технического обучения;

агентства по информационному обслуживанию населения.

· Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды:

системы экологического мониторинга региона;

управления земельными ресурсами региона;

управления воздушной средой;

управления природными ресурсами (недрами);

управления флорой и фауной.

· Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти:

учрежденческой деятельности аппарата органов власти и управления региона;

экономической и финансово-кредитной деятельности правительства региона;

процессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

региональной статистики для поддержки решений по управлению регионом;

приватизации и управления имуществом;

мониторинга общественного мнения населения региона;

внешнеэкономической деятельности правительства региона;

органов местного самоуправления;

правоохранительных, налоговых и других структур территориально-отраслевого подчинения.

Конечно, каждое из поднаправлений может уточняться, разбиваться на более мелкие "Первичные элементы информатизации". Необходимость таких изменений должна определяться руководящим (координирующим) органом программы информатизации при проведении конкурса по конкретным проектам.

3. Обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия решений органами управления регионов

Решение проблем информационно-аналитической поддержки принятия решений имеет государственное значение, что оказывает влияние на положение дел в стране, в регионе, в городе или деревне. Не секрет, что в нашей стране любое действие или их совокупность, касающиеся государственной или муниципальной структуры, юридического или физического лица, определяются указом, распоряжением, постановлением, приказом, указанием, предписанием какого-либо органа власти или уполномоченного чиновника. Все это-управленческие решения, и от них зависят (в большом и малом) судьбы тех, кого они касаются, а касаются они фактически всех и каждого. Поэтому цена каждого такого решения слишком высока.

Иногда, мы часто удивляемся, почему решения, принимаемые в органах государственной власти и других инстанциях, не основаны на конструктивном подходе, не опираются на знание конкретной ситуации, порой настолько оторваны от реалий, что заранее обречены на бесперспективность.

В то же время можно констатировать, что современное развитие науки и технологий позволяет выйти на качественно новый уровень поддержки и обеспечения принятия ответственных государственных решений, используя высокоэффективные методы, приемы и способы, основанные на теории принятия решений и информационных и коммуникационных технологиях, которые стремительно развиваются. Было бы непростительно терять время и не использовать те преимущества, которые они предоставляют.

Функционирование органов государственной власти субъекта РФ должно быть направлено на обеспечение достойного уровня жизни населения региона на основе соблюдения и развития принципов демократии, соблюдения прав и свобод человека. Это-такое ведение административной, законодательной, судебной, хозяйственной деятельности, когда осуществляются:

непрерывный рост жизненного уровня населения;

создание условий, обеспечивающих заботу о последующих поколениях;

сохранение среды обитания.

Миссия органов государственной власти сводится к выработке и реализации социальной, экономической, финансовой и экологической политики, обобщению результатов деятельности и сверке их на соответствие поставленным целям.

Цели деятельности органов государственной власти должны конкретизироваться на основе декларированных обязательств перед полномочными представителями населения региона и выражаться с помощью ясных и понятных для всех показателей.

Содержание деятельности органов государственной власти сводится к следующим действиям:

подготовка проектов стратегических решений и стратегических планов (программ) по социально-экономическому развитию региона;

осуществление оперативного управления социально-экономическим развитием региона;

оценка общественно-политической ситуации в регионе и воздействие на ее развитие с целью стабилизации;

организация мониторинга социально-экономического развития региона.

Это стержневые цели, задачи и функции органов государственной власти. Их реализация должна осуществляться при поддержке всеми доступными средствами и, прежде всего, средствами новых информационных технологий.

Анализ целей, задач и функций органов государственной власти регионального уровня показывает, что их деятельность может быть классифицирована как система организационного управления, где доминирующими являются решения экономического, финансового и нормативно-правового характеров. Менее существенны, но пока активно используются меры административного воздействия и принуждения, меры морально-этического плана. По Конституции РФ органы государственной власти не имеют права административного вмешательства в хозяйственную деятельность промышленных и коммерческих структур. Это заставляет органы государственной власти искать новые формы и методы регулирования их деятельности, учета при подготовке и принятии управленческих решений.

Обобщение мирового и отечественного опыта, теоретических исследований показывает, что организационное управление может осуществляться на основе примерно двухсот технологий, каждая из которых имеет свои преимущества в той или иной проблемной ситуации и свою предельную эффективность. Решающее слово в повышении эффективности работы органов государственной власти остается за поддерживающими их деятельность информационными технологиями.

Однако анализ практики деятельности исполнительных, законодательных (не говоря о судебных) органов государственной власти показывает, что в настоящее время возможности современных информационных технологий в них используются не более чем на 10-15%. Фактически поддержка руководства органов государственной власти информационными технологиями осуществляется посредством повышения информированности советников и секретарей-референтов. Технологии играют пока вспомогательную роль, поскольку, как правило, поддерживают рутинные операции по формированию записок и справок установленного образца. Они крайне недостаточно обеспечивают аналитическую составляющую деятельности руководства органов государственной власти.

Потребности в анализе у руководства государственных структур значительны. Эти потребности можно свести к совокупности следующих важных творческих подзадач:

анализ существа проблем, факторов, причинно-следственных связей, частных вопросов, например, анализ сложившейся ситуации в регионе, ее оценка в виде возможных категорий угроз для экономики, социальной сферы субъекта РФ, перспектив развития региона и т.п.;

содержательная формулировка проблем, подлежащих решению;

прогнозирование существенно значимых событий во внешней обстановке, способных оказать влияние на развитие субъекта РФ;

прогнозирование возможных последствий реализации вариантов проектов управленческих решений;

выработка рекомендаций по достижению желаемых результатов (альтернатив решений органов государственной власти);

выработка компромисса при наличии нескольких конкурентоспособных альтернатив действий органов государственной власти, с противоречивыми оценками по разным критериям.

Попытки описания аналитической деятельности в виде какой-то строго регулярной процедуры, включающей определенную последовательность указанных задач (фрагментов), воспринимается большинством руководства органов государственной власти как чрезмерно жесткие и неуклюжие попытки вмешательства в их святая святых. Поэтому поддержка аналитической работы должна настраиваться на потребности и индивидуальные особенности руководителя. К тому же сотрудники структур власти работают в тесном взаимодействии, подчиняясь определенной дисциплине и иерархии интересов и намерений. Все это необходимо учитывать при разработке и внедрении информационных технологий, нацеленных на поддержку аналитической работы руководства органов государственной власти.

Существуют причины неэффективности подготовки и принятия управленческих решений.

Одной из главных причин является отсутствие грамотного методического обеспечения разработки, внедрения и использования информационных технологий в органах государственной власти, начиная с вербальных постановок задач поддержки аналитической деятельности, вида и источников исходных данных, разработки дружественного пользовательского интерфейса, до применения математических средств, "системных рекомендаций" по информационно-аналитической поддержке управленческих решений.

Второй главной причиной, сдерживающей эффективное использование информационных технологий в органах государственной власти, является несовершенство, а, по сути, неполнота и недостоверность исходных данных, доступных органам государственной власти. Существующая статистика не отвечает потребностям неадминистративного организационного управления развитием страны и регионов-субъектов РФ. В частности, в ней вообще не отражаются некоторые жизненно важные стороны обеспечения населения, являющиеся обычно объектом контроля органов власти в передовых странах с рыночной экономикой (например, нематериальные услуги населению, экологическая обстановка, оценки разных сторон жизни населения и т.д.). В статистической информации не согласованы между собой форматы и размерности показателей разных разделов, подразделов статистических форм отчетности. Например, одни представлены в абсолютной форме с определенной размерностью, другие в процентах к прошлому (иногда базовому) году и т.д. В статистике не отражаются или вовсе не учитываются цели и задачи управления.

В результате практически невозможно отследить реакцию объекта управления (социально-экономической сферы региона) на управленческие воздействия органов государственной власти или интерпретировать данные статистики в интересах управления.

Третьей причиной являются попытки авторов "интеллектуальных" средств поддержки свести всю аналитическую работу лиц, готовящих или принимающих решения в органах государственной власти, к тому формализму (или методу), который заложен в предлагаемой ими единственной технологии. Между тем, известно, что принятие управленческих решений и организационное управление в целом являются слабо формализуемым процессом. Свести его к одному формализму нельзя, каким бы привлекательным он ни был. Только совокупность нескольких методов и реализующих их средств, воспринимаемых и понимаемых пользователем на основе своего интеллекта, может дать положительный результат. По сути, весь арсенал средств поддержки принятия решений состоит из "оболочек", содержательное наполнение которых (даже при желании) с трудом воспринимается руководством органов государственной власти. Поэтому им приходится прибегать к помощи специалистов, одинаково хорошо знающих и предметную область деятельности органов государственной власти, и математические средства. Таких специалистов-системных аналитиков-найти непросто и, кроме того, нужно учитывать и доверительный характер отношений между партнерами при решении государственных задач.

Следует также отметить еще одно важное обстоятельство: средства поддержки аналитической деятельности оказываются технологически трудно сопрягаемыми с базами данных, используемыми в органах государственной власти.

На кафедре информатизации структур государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ разработаны теоретические основы создания и эксплуатации систем информационно-аналитической поддержки принятия решений в органах государственной власти (АИС ОГВ).

В числе важнейших принципов создания и использования АИС следует выделить следующие:

1. Сжатие информации для уровня первых лиц;

2. Непосредственное воздействие высших должностных лиц на технологию функционирования АИС;

3. Связность данных разного уровня агрегации и обобщения;

4. Ведение подготовки и согласования проектов решения на разных уровнях должностной иерархии лиц, готовящих решение, по свойственной данному уровню иерархии совокупности показателей.

Первый из указанных принципов выполняется, если первое лицо и его команда в органах государственной власти при оценке решений и их последствий может обойтись 5-10 обобщенными показателями.

Второй принцип предлагает интерактивное "вживание" первых лиц в технологии поддержки собственной профессиональной деятельности по принятию решений. Для этого технологии должны быть гибкими, с переменной структурой, параметрически настраиваемыми.

Третий принцип выполняется, если обеспечивается однозначное соответствие между обобщенными и детализированными показателями, используемыми в ходе подготовки и принятия управленческих решений.

Четвертый принцип предполагает существование согласованного уровня предельного сжатия данных, свойственного каждому уровню иерархии должностей в органах государственной власти, и культуру подготовки решений, при которой любое должностное лицо должно иметь возможность вести обоснование проекта на том языке, какой установился на этом уровне должностных отношений.

Реализация перечисленных принципов требует большого искусства от отечественных разработчиков АИС, которые должны создаваться непосредственно под информационные и функциональные потребности пользователей. Особо тщательной проработке должен подвергаться уровень взаимодействия пользователя с системой поддержки-пользовательским интерфейсом.

Было бы полезным при разработке и использовании информационно-аналитических систем, предназначенных для применения в государственных структурах, иметь свод норм и правил, примерно таких, каковыми давно пользуются в строительстве, своего рода

СНиПов для АИС ОГВ, определяющих соответствие разработок требованиям поддержки профессиональной деятельности специалистов в органах государственной власти.

В первом приближении концепция таких АИС ОГВ разработана.

Можно отметить ее следующие основные положения:

АИС ОГВ должна поддерживать миссию органов государственной власти на конкретном временном этапе;

внедрение АИС ОГВ должно обеспечивать "прорыв" в приоритетных направлениях развития "предметной" области;

АИС ОГВ должна строиться с использованием новейших достижений науки и практики, т.е. быть "ноу-хау";

подсистемы, средства, информационные ресурсы АИС ОГВ должны быть открытыми и доступными широкому кругу заинтересованных лиц, естественно, что при этом должны обеспечиваться требования по информационной безопасности;

функционирование АИС ОГВ должно осуществляться в правовом поле, т.е. должны соблюдаться действующие законы, обеспечиваться права собственности на информационные ресурсы, соблюдаться многие другие правовые отношения между субъектами единого информационного пространства региона.

Такая концепция будет способствовать повышению уровня разработок информационно-аналитических систем органов государственной власти, а главное, создаст предпосылки для согласованных действий пользователей, заказчиков, разработчиков и обслуживающего персонала, обеспечивающего сопровождение и поддержку подобных систем.

Проиллюстрировать приведенные подходы и положения применительно к региональному уровню органов государственной власти можно на примере разработанной системы показателей оценки "качества жизни" населения субъекта РФ (или уровня развития региона). Первым лицам-главе администрации, председателю законодательного органа власти субъекта Федерации и их административным структурам-предоставляется возможность выбора системы оценок состояния и перспектив развития субъекта Федерации и входящих в его структуру муниципальных образований.

Для оценки стратегических решений могут быть выбраны следующие интегральные показатели:

степень достижения стратегических целей в демографической политике;

уровень обеспечения принятого стандарта материального благополучия населения;

состояние экологической безопасности;

уровень социальной комфортности населения, проживающего на подведомственной территории;

уровень самодостаточности развития экономики и хозяйства субъекта РФ.

Для оперативного управления могут использоваться следующие оценки:

степень отклонения интегральных показателей от заданных значений достижения целей развития, устанавливаемых стратегическими решениями;

сроки ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального уровня или затраты определенных ресурсов на ликвидацию последствий и локализацию чрезвычайных ситуаций соответствующего масштаба и т.п.

4. Обеспечение условий для создания российских информационных систем

Каждый субъект управления снизу доверху (гражданин, семья, предприятие, город и т.д.) должен быть заинтересован в услугах органов власти. Важно, чтобы у каждого субъекта управления, во-первых, была мотивация оплаты услуг органов власти (налоги) и, во-вторых, чтобы он доверял этому органу. Необходимыми информационными условиями достижения такого состояния являются:

исчерпывающее информирование граждан о полезных для них правилах (нормах, законах), открытость для граждан государственных информационных ресурсов, наличие стандартов государственных услуг;

явное ощущение гражданами возможности контроля за распределением национального богатства, бюджета, налоговых отчислений, а также-влияния на развитие государства, участия в управлении, принятии государственных решений.

Очевидно, что для выполнения перечисленных условий необходим предельно высокий уровень обеспечения взаимной информированностью граждан и чиновников, а значит - понимания взаимных действий. В устойчиво развивающемся обществе власть и население должны быть взаимно информационно открыты и взаимопроникнуты доверием.

5. Создание новых организационно-правовых схем формирования информационных ресурсов

Как известно, информационные ресурсы признаются объектами отношений государства, юридических и физических лиц и защищаются законом наряду с другими ресурсами. От их состояния зависят экономика и безопасность государства, организаций, граждан, их развитию в современном мире уделяется значительное внимание. Сегодня безграничные информационные ресурсы мирового информационного пространства стали доступны людям во всех уголках планеты с помощью глобальной компьютерной сети Интернет. Россия активно подключается к использованию новых информационных технологий. Однако создание и использование большинства информационных ресурсов в государстве было ориентировано на решение задач, разработанных еще в эпоху проектирования автоматизированных систем управления, в которых главное внимание уделялось централизованному сбору огромного количества отчетных, плановых, учетных данных и контролю над выполнением планов в соответствии с существовавшей организационно-правовой системой, что вело к несогласованности информации различных систем управления. Теоретическим идеалом была система оптимального функционирования экономики, основанная на экономико-математических моделях межотраслевого баланса и статистических методах.

К существенным недостаткам в организации решения рассматриваемых задач следует отнести информационную разобщенность органов государственной власти, почти не использующих информационные технологии, связанные с глобальными компьютерными сетями типа Интернет и современными системами управления базами данных.

С помощью новых информационных технологий, основанных на использовании локальных и глобальных компьютерных сетей, современных систем управления базами данных и математических пакетов можно организовать решение перечисленных задач на общегосударственном уровне, связав отдельные ведомства в единую общегосударственную систему. Такой подход позволит направить деятельность органов государственной власти на выполнение именно тех функций, для которых они и были созданы. В частности, представляется возможным и целесообразным организовывать информационные центры для оказания консультационных услуг гражданам и организациям, проведения коллективных обсуждений и принятия решений.

6. Организация информационных центров для создания баз данных общего пользования и оказания консультационных и других услуг гражданам и организациям

6.1. Информационные центры могут быть созданы при органах местного самоуправления, внебюджетных фондах (пенсионном, медицинского и социального страхования, занятости населения), различных инспекциях (налоговых, торговых, санитарно-эпидемиологических и т.п.) и других органах власти, владеющих информационными ресурсами государства. Их основные функции должны быть связаны с решением задач социального обеспечения (во внебюджетных фондах), поддержкой предпринимательства и деятельности юридических лиц различной формы (в налоговых инспекциях) и т.п.

6.2. Основным компонентом информационной инфраструктуры региона должна являться система баз данных общего пользования, охватывающая коллективные и общедоступные базы данных.

Система баз данных общего пользования должна представлять собой совокупность взаимодействующих баз данных, объединенных общей телекоммуникационной программно-технической средой обработки и обмена информацией и функционирующих в соответствии с определенными технологическими, экономическими и правовыми нормами. Таким образом, система баз данных общего пользования должна содержать общественно полезную и социально значимую часть информационного ресурса территории, доступную для массового пользования.

Система региональных баз данных общего пользования должна создаваться на основе следующих основных принципов:

система баз данных общего пользования представляет собой определенным образом организованную совокупность баз данных, формируемых в рамках автоматизированных информационных систем различных предприятий и организаций для решения, в первую очередь, их собственных задач;

организации, создающие отдельные базы данных, входящие в систему баз данных общего пользования, обладают законодательно защищенными правами собственности на информацию;

в систему баз данных общего пользования включаются базы данных, представляющие интерес не только для создавшей ее организации, но и для многих пользователей, т.е. базы данных общего ("межотраслевого") пользования;

включение базы данных (или ее части) в систему баз данных общего пользования означает необходимость соблюдения определенных правил описания данных при обмене, обеспечения ответов на запросы пользователей при наличии санкционированного доступа и при условии использования единого языка запросов, соблюдения правил обновления данных и сроков их хранения;

создание системы баз данных общего пользования осуществляется поэтапно с учетом процесса создания баз данных в различных организациях и развития средств передачи данных. В первую очередь должны создаваться базы данных, которые будут иметь массовых потребителей, обладающих современными средствами коммуникации.

Координация процесса создания и функционирования системы баз данных общего пользования в округе должна осуществляться соответствующими территориальными службами, взаимодействующими с головными (в масштабах России) организациями по отдельным тематическим базам данных.

6.3. Информационную совместимость различных баз данных в территориальных системах можно реализовать через создание специальной "словарно-справочной службы системы баз данных общего пользования" региона. Организационно, такая служба может быть создана как в рамках Центрального информационного узла, так и в рамках специальной структуры (например, территориального фонда информатизации).

Основные функции такой службы могут быть сформулированы следующим образом:

обеспечение адресно-справочной информацией абонентов сети (о наличии информации в той или иной базе);

обеспечение совместимости семантических моделей, используемых в различных системах баз данных общего пользования региона;

реализация ответов на запросы, требующие обращения к различным базам данных территориальной системы баз данных общего пользования, при условии решения экономических, организационных и технических вопросов доступа к этим базам.

6.4. Для выполнения этих функций в рамках словарно-справочной службы должна создаваться база метаданных, содержащая адресно-справочную информацию о базах данных территории, словарно-справочную лингвистическую информацию и данные о содержательном составе баз данных. Кроме того, при этой службе должны быть созданы тематические словарно-справочные базы, содержащие описания семантических моделей конкретных тематических сетей, в которые входят описания объектов и признаков, а также связей между различными семантическими единицами.

6.5. Создание системы баз данных региона должно происходить, с одной стороны, путем создания баз данных на средства и по инициативе отдельных предприятий и организаций ("снизу") и их добровольного, на взаимовыгодной основе, вхождения в систему баз данных общего пользования, а с другой стороны - по решению соответствующих органов управления региона за счет средств местного бюджета.

Функционирование и взаимодействие отдельных элементов системы баз данных общего пользования, в т.ч. организаций генераторов, владельцев, посредников и пользователей информации, должны регулироваться на основе соглашений, договоров, контрактов и других документов, определяющих условия их взаимодействия, и строиться, в основном, на взаимовыгодной основе.

6.6. С учетом вышеизложенного множество проектов по поднаправлению "Система баз и банков данных" могут быть сформулированы следующим образом:

разработка концепции создания распределенной системы управления базами данных общего пользования региона;

разработка концепции и проекта создания распределенной базы метаданных региона;

выбор и обоснование технологии и программного обеспечения поддержки системы баз данных общего пользования;

разработка территориальных стандартов на взаимодействие системы баз данных общего пользования;

разработка организационно-экономических механизмов создания, распределения и использования системы баз данных общего пользования, регламентирующих права и обязанности владельца, распорядителя, распространителя, пользователя;

разработка концепции механизма защиты информации в базах данных общего пользования;

выбор и обоснование первоочередных систем баз данных общего пользования в интересах территориальныхорганов власти и управления.

В качестве рекомендаций можно отметить, что такими базами данных могут быть:

организационно-распорядительная документация органов власти и управления;

нормативно-правовая информация;

региональная статистика;

регистры и кадастры субъектов хозяйствования региона;

паспорта административно-территориальных образований;

базы данных мониторинга социально-экономической и финансовой сфер деятельности региона;

кадастры региональных ресурсов, недвижимости, земельные кадастры.

6.7. Базовым элементом территориальных информационных центров выступает информационный узел. Выбранная топология региональной компьютерной сети предполагает создание типовых проектов информационных узлов городских мэрий и районных администраций с включением в эти проекты локальных вычислительных сетей органов представительной власти. Отдельный проект должен быть разработан для правительства и думы региона.

Проекты этого направления должны содержать решение следующих задач:

разработка архитектуры локальной сети (топология, базовые протоколы, функциональные компоненты, т.е. отдельные сетевые сегменты с четко обозначенной функциональной ориентацией, базовые средства вычислительной техники);

разработка среды передачи данных (кабельные каналы, внутренняя телефонная сеть, оптоволоконные линии, радиоканалы и т.д.);

разработка системной программной среды, используя сетевые операционные системы: WINDOWS NT, UNIX, NOVELL NETWARE, Windows 2000 и др.

Кроме этого, требование объединения информационных узлов в единую региональную компьютерную сеть исполнительных и законодательных органов власти региона с возможностями взаимодействия с другими сетями и регионами определяет необходимость выполнения следующих проектов:

формирование среды передачи данных и глобальной сети связи, в том числе:

создание наземных каналов связи, радиорелейных, цифровых и спутниковых каналов, оптоволоконных линий и т.д.;

создание каналообразующей аппаратуры, оборудования для маршрутизаторов и серверов;

разработка архитектуры городских сетевых сегментов и топологии региональных и межрегиональных магистральных каналов;

разработка технологии сопряжения с федеральными, государственными и коммерческими сетями связи России, с зарубежными сетями и системами.

6.8. Технология информационного взаимодействия представляет собой набор территориальных стандартов на взаимодействие юридических лиц при решении задач территориального управления. Ввод стандартов на территориальную технологию информационного взаимодействия обусловлен необходимостью устойчивого, регламентированного обеспечения органов управления первичной и аналитической информацией для подготовки и принятия решений.

Технология информационного взаимодействия включает:

способы и средства создания (формирования) информации, ее первичной обработки и ее получения;

способы и средства транспортировки (передачи) информации;

способы и средства приема, хранения и предоставления пользователю этой информации;

способы и средства организации доступа к источнику информации;

способы и средства организации защиты информации от несанкционированного доступа;

способы и средства организации интерфейсов пользователей.

Технология информационного взаимодействия узлов и пользователей должна обеспечивать пользователей сети следующими услугами:

электронная почта;

удаленный доступ к ресурсам сети;

распределенная обработка данных.

7. Использование современных геоинформационных систем, корпоративных систем электронного документооборота, развитие Internet/Intranet-технологий в государственном и муниципальном управлении

Выполнение этих требований позволяет создать автоматизированную систему, способную существенно улучшить качество управления за счет следующих компонентов: качественной информационной подготовки принятия решений; современной структуры и системы управления регионами; совершенствования аналитических и контрольных функций управления и др. Среди указанных компонентов не последняя роль должна быть отведена рассмотрению задач автоматизации анализа и прогнозирования социально-экономического развития регионов, а также использованию современных геоинформационных систем, корпоративных систем электронного документооборота, развитию Интернет-технологий в региональном управлении.

Одним из ключевых направлений развития систем информационной поддержки органов государственного управления следует рассматривать геоинформационные технологии и создаваемый на их основе региональный многоцелевой кадастр (земельный, экологический, социальный, водный, лесной, транспортный, геологический, природно-ресурсный и т.д.).Сетевые геоинформационные технологии являются ярким примером возможного информационного обеспечения мультидисциплинарного подхода к решению сложных научно-технических задач. Действительно, для широкого круга задач экологии, землепользования, поиска природных ископаемых, прогноза и мониторинга природных катастроф, общей интегрирующей основой является географическая информация. Фактографические данные (слои), относящиеся к этой основе, формируются самостоятельными научными дисциплинами (например, геологическими, геофизическими, природопользовательскими, экологическими и др.), научные исследования по которым ведут, как правило, самостоятельные организации, территориально расположенные в различных местах города, области, страны. Единственная возможность объединить усилия этих организаций на информационно-практическом уровне-это интеграция их в единую информационно-вычислительную и программно-техническую среду.

Для информационных технологий наибольшую трудность составляют задачи, решаемые при большой размытости границ сферы управления, распределённости процессов принятия решений, уникальности, неповторимости и хаотичности развития событий, нечеткости целей управления и причинно-следственных связей, большом влиянии интуитивного фактора в принятии решений. Проблемные области с такими характеристиками являются предметом освоения геоинформационных и интеллектуальных информационных технологий.

8. Понимание руководителями всех уровней государственной важности информатизации для общества

Успешное решение всех вышеизложенных предложений невозможно без понимания руководителями всех уровней государственной важности информатизации для общества, знания ими (хотя бы на концептуальном уровне) основ информационных технологий: принципов создания автоматизированных информационных систем, принципов передачи информации по сетям передачи данных, современных компьютерных технологий, информационного законодательства и т.д.


Глава 6. Территориальная информационная система

муниципального образования (ТИС-МО)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.