Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как мировоззрение




 

Термин «философия». Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: мифология, религия, философия.

Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» для обозначения особой сферы знания впервые употребил Пифагор, сам же термин происходит от греческих слов phileoлюбовь и sophia - мудрость и переводится буквально как любовь к мудрости. До нас дошло предание, будто Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (знанию). Ему, по свидетельству Диогена Лаэртского, принадлежит следующая сентенция: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться; иные – торговать, а самые счастливые – смотреть. Так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.:Мысль, 1986. – С.309).

Чтобы лучше понять, что такое философия, необходимо рассмотреть ее как мировоззрение, т.е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем.

1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Мировоззрениеэто система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и другим людям.

Можно выделить следующие уровни отражения действительности, каждый из которых присутствует в мировоззрении.

Во-первых, мироощущение и миросозерцание. На этом уровне фиксируются только отдельные, внешние проявления бытия – мир явлений, но не сущностей.

Во-вторых, мировосприятие и миропредставление - уровень, на котором создается целостная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. На этом уровне царит чувственный опыт, рассудок и ощущения преобладают над разумом.

В-третьих, миропонимание, или понятийный уровень отражения действительности. Понятийное отражение связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Именно его и выражает философия. Можно сказать, что философия становится высшим уровнем и видом мировоззрения - системным, рациональным, теоретически оформленным.

В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты:

1. Познавательный компонент, как совокупность обыденных, профессиональных, научных знаний, составляющих основу универсальной картины мира, в которой воплотились и систематизировались результаты индивидуального и общественного познания, принятые определенной эпохой стили мышления, научные парадигмы, доминирующие на данном историческом этапе.

2. Нормативно-ценностный компонент, который включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Мировоззрение, выработанное человеком, призвано быть определенным регулятором его существования в обществе. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, смерти и бессмертии, цели и смысле жизни. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми, являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Самой древней из принятых в сегодняшней классификации форм общественного сознания (философия, наука, искусство, право и т.д.) является миф, мифологическая форма общественного сознания. Особенности этой формы общественного сознания заключаются в том, что миф на ранних этапах развития человеческого общества является особым видом мировоззрения, в котором переплетены: зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д.

Мифология является, по выражению М.Мамардашвили, упакованной в образах, метафорах и мифических существах многотысячелетней коллективной и безымянной традицией.

Мифология возникает как попытка дать ответ на глобальные вопросы происхождения и устройства мироздания, понять наиболее важные явления природы, жизнь животных и мир людей. Большое внимание в мифах уделяется различным стадиям жизни людей: тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Мифы толкуют о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Мифология, по мнению многих исследователей (Дж. Фрезера, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля и др.), - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа состоит не в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение, миф скорее служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.

Генетический принцип решения мировоззренческих вопросов в мифологии состоял в том, чтобы объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе диахронический аспект (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывается с будущим, обеспечивая духовную связь поколений. Содержание мифа представляется первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Мифы были важными регуляторами общественной жизни, они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, обеспечивая внутреннюю стабильность человеческой жизни. Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами, служат предметом веры.

Первоначально мифология составляет с религией единое целое. Религия имеет свою специфику, состоящую в том, что основным элементом религии является система обрядовых действий, которые направлены на установление определенных отношений со сверхъестественным. Всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие же конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия вносит смысл и знание в бытие человека, обеспечивает его внутреннюю устойчивость.

Мифологически-религиозное мировоззрение носит духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появляется возможность новой формы знания. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену Образу и Символу приходит Логос - Разум. Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, соединенные друг с другом логическими законами. Философия возникает как рационализация мифа. Если религиозное мировоззрение уделяет преимущественное внимание вопросам взаимоотношений человека с превосходящими его силами, то философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, выразив, таким образом, нарастающую в обществе потребность понимания человека и мира, окружающего его, с позиций Знания.

Философия первая в истории культуры занимается поиском мудрости. Возникновение философии означает появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Философия в отличие от мифа датируется (фиксируется во времени), и она индивидуальна (мысли имеют своих конкретных авторов).

Философия берет от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, она используют всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она наследует также весь объем позитивного знания, накопленного человечеством на протяжении веков. Анализ мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходит под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия - это мировоззрение, сформулированное теоретически.

То, что мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер, существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. Как отмечает М.Мамардашвили, миф, ритуал и т.д. отличаются от философии и науки тем, что мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное - появляются философия и наука. Значит, философия и наука, как это ни странно, есть способ внесения в мир непонятного. В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в котором умещаются человеком любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы. Мифические и религиозные фантазии порождались не потому, что человек, якобы стремился «заговорить» стихийный и грозные силы природы, непонятные ему. Напротив, миф есть организация такого мира, в котором все, чтобы ни случилось, как раз понятно и имеет смысл. И хотя этот смысл – метафорический, он делает мир понятным и близким, вписывается в систему жизни и в систему культуры.

Теоретическая же форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии, точнее именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливается эмпирический материал, совершенствуются методы научного исследования, происходит дифференциация форм теоретического освоения действительности.

После того как формируются самостоятельные отрасли научного знания - математика, физика, биология, химия и т. д., философия утрачивает функцию единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко выявляются специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия становится формой познания всеобщих оснований бытия. Философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы, поэтому универсализм - характерный признак философского способа освоения действительности.

Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны определённые человеческие установления отбросить те из них, которые отжили свой век, а также поставить те, которые выдержали проверку, на более прочный фундамент знания.

Специфическим вопросами, определяющими характер философского мышления, является вопрос: «Что первично: дух, или материя, идеальное или материальное?» От решения этого вопроса зависит общее понимания бытия, так как материальное и идеальное можно считать предельными характеристиками бытия.

К другим специфическим философским вопросам относятся:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия, или онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания, или гносеология (от греч. gnosis- знание).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества, или социальная философии.

4. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, или философская антропология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.