КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ведийский период (XV-VII вв. до н. э.)
Индия. Китай Философия Древнего Востока Вопросы для самопроверки по теме. 1. Перечислите основные функции философии. 2. Охарактеризуйте мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции философии Раздел II. Философия Древнего мира Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство. Философия Древней Индии: буддизм.
Как особая форма духовной деятельности философия появилась практически одновременно в Древних Индии, Китае и Греции. Культура и философия Древнего Востока (Индии и Китая) ориентирована, в большей степени, на познание внутреннего мира человека, чем на познание законов природы. Для нее характерна опора на религиозную и философскую традицию. В культуре Древнего Китая большую роль играли идеи сплочения государства, осмысление нравственных норм, уважения к родителям и вышестоящим лицам, сохранения традиций. Эти же идеи характерны и для Древнекитайской философии. Мыслители излагали свои взгляды в форме комментариев к классическим текстам. Еще одной чертой является нерасчлененность всего корпуса знаний – только в XII в. н. э. были сделаны попытки вычленения из философии отдельных наук. Философские доктрины применялись для обоснования решений в области политики, сельского хозяйства, медицины, боевых искусств. Древнекитайская философия в большей степени связанна с общественно-политической мыслью, чем с религией. В VIII-V вв. до н. э. в Китае уже было распространенно учение о пяти первоэлементах природы: воды, огня, металла, дерева и земли. Их взаимодействие порождает все многообразие явлений природы. Одновременно развивается учение о двух противоположных, но взаимосвязанных силах – инь и ян, символах света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского. В V-III вв. до н. э. зарождаются главные философские школы – даосизм и конфуцианство. В первом упор делается на формирование человека. Во втором – на формирование государства. Основателем даосизма является философ Лао Цзы (V в. до н. э.). «Дао», одна из основных категорий китайской культуры, в даосизме означает первопричину бытия, к которой снова все возвращается. Материальные предметы – это воплощенное дао. Однако, различия, которые мы видим между предметами, не принадлежат вещам самим по себе – дао не имеет границ и разделений: дао-вселенная едина и нерасчленимая. Нет противоположности жизни и смерти, есть лишь трансформация. Человек должен жить в соответствии с дао, а мудрый правитель – руководить в соответствии с ним – опираться на естественное состояние вещей и не пытаться что-либо переделать (так реализуется принцип «недеяния», отступление от которого ведет к нарушению космической гармонии, смуте). Человеческий дух гибнет вместе со смертью тела, но можно достичь бессмертия путем слияния с вечным дао. Для этого необходимо заниматься религиозным созерцанием, дыхательными и гимнастическими упражнениями. Сегодня даосизм популярен на Тайване, в Гонконге, в КНР. Большая часть рассуждений Конфуция (VI-V вв. до н. э., основатель конфуцианства) подчинена установке: «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». В центре его интересов – проблема взаимоотношений человека и общества, а так же выработка идеала управления. Конфуций полагал, что поведение человека определяется его знаниями (под «знанием» Конфуций подразумевал знание людей). Наиболее достойными являются те люди, которые обладают знаниями от рождения. Затем идут те, кто приобрел знание при обучении. Те же, кто не учился – стоят на низшей ступени. Живя в эпоху политических неурядиц, Конфуций пытался теоретически обосновать государственную власть. Он уподоблял государство – большой семье, где государь – Сын Неба, отец и мать народа. Связи внутри государства подобны внутрисемейным, к власть имущем следует относиться с сыновней почтительностью. Заставить народ повиноваться можно только силой нравственного примера: проявлять чувство долга, справедливость – не делать того, чего не желаешь себе. «Благородный муж», в отличие от низкого человека руководствуется ни сиюминутной выгодой, а небесными ценностями (небо в конфуцианстве является единым повелителем, определяющим место каждого человека в общественной иерархии). Мудрость, доброта, верность, почитание старших, мужество – пять основных добродетелей, которые являются условиями разумного порядка и совместной жизни людей. Смысл человеческого существования – утверждение в Поднебесной (старинное название Китая) гуманности, справедливости, почтительности, братской любви. В IX в. конфуцианство окончательно одержало верх над даосизмом и стало официальной идеологической доктриной (до 1912 года). Сегодня оно популярно на Тайване и в Сингапуре. Главная проблема Индийской философии – познание трансцендентного (потустороннего) при помощи медитации, а также ответ на вопрос: каким образом человек может вырваться из круга постоянных перерождений. Эстетика, учение об обществе и государстве являются у них отдельными науками. В истории древней индийской философии выделяют два периода: 2. классический или буддийский период (VI в. до н. э. – X в. н. э.) Веды - первые памятники индийской мысли (XII-VII вв. до н. э.). Представляют собой гимны богам, но в них содержится понятие единого мирового порядка, ставятся вопросы о причинах и целях существования мира, а также человеческих поступков. Упанишады – религиозно-философские комментарии к Ведам (самые древние VII-III вв. до н.э). В них содержатся основные идеи, задавшие тон Индийской философии: 1. о единстве брахмана [2] и индивидуальной души; 2. о бессмертии души и цепи ее рождений в разных телах согласно закону кармы [3] (таким образом, вере в переселение душ дается моральный характер); 3. о желании души вырваться из постоянного круга перерождений – для этого необходимо отдаться размышлению о единстве души с брахманом, вести аскетический образ жизни. Буддизм проповедует избавление от страданий (при помощи отказа от желаний) и достижение нирваны – состояние полной невозмутимости, свободы от внешнего мира, полного отсутствия желаний. Основателем буддизма является индийский принц, получивший имя Будда (просветленный), живший в 6-5 вв. н.э. Он выступил против кастовых различий, которые поддерживала традиционная религия, против сложных религиозных обрядов и жертвоприношений. Будда переработал религию Вед, но принял ведическое учение о круге перерождений - сансаре и о законе воздаяния - карме. Буддийское учение о «четырех благородных истинах» гласит, что: 1. жизнь – это бесконечное страдание (рождение, любовь, болезнь, старость и т. п.) 2. корень страдания людей в жажде жизни 3. человек может познать причину своего страдания и избавиться от него 4. для преодоления жажды жизни надо соблюдать ряд предписаний (не лгать, не причинять зла всему живому, жить честным трудом, бороться с соблазнами, думать о бренности жизни и том, что привязывает к ней человека).
Для того, что бы избавиться от страданий, необходимо избегать крайностей – как чувственных удовольствий, так и самоистязаний. Путь, ведущий к нирване состоит из восьми шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация. Со временем, в буддизме сформировалось два направления: Хинаян а и Махаяна, которые отличаются друг от друга: 1. представлением об идеальной личности и цели буддийского пути 2. взгляде на природу Будды. В первом направлении – Хинаяне идеальной личностью является монах, достигший собственными усилиями нирваны и навсегда покинувший мир. Будда был обычным человеком, лишь наделенным великими добродетелями и святостью, обретенной благодаря совершенствованию в течение многих сотен жизней. Достигнув просветления он перестал быть человеком – высвободился из круга постоянных перерождений (сансары), однако его не считают Богом (сверхестественным существом). Если мы станем во всем следовать примеру Будды и его учению, то мы достигнем того же самого, чего достиг и он. Сам Будда ушел в нирвану, его в мире нет, и для него мира нет, а поэтому бессмысленно ему молиться или просить его о помощи. Всякое поклонение Будде и поднесение даров его изображениям нужны не Будде, а людям делающим это. В рамках Хинаяны только монахи могут считаться буддистами в собственном смысле этого слова и достичь нирваны. Остальные люди могут лишь улучшить свою карму, совершая добрые дела. У последователей Махаяны идеальной личностью является человек, стремящийся к достижению состояния Будды на благо всех живых существ. Для махаянистов Будда — не просто человек, а метафизическая реальность, истинная природа, лишь явленная людям в виде человека. Будда не ушел из мира совсем – он является людям в виде учителей-монахов. Махаянисты считают, что человек должен не только сам освободиться от круга рождений, но и освободить от него другие существа, поскольку связан с ними «родственными узами». Святой долг - отказаться от собственного спасения до тех пор, не удастся спасти свою «мать». Мудрость и сострадание - качества, необходимые для достижения «пробуждения». Некоторые тексты даже утверждают, что сострадание к живым существам и есть нирвана – в этом труде человек освобождается от своего «я». В 3 веке н.э. буддизм вышел за пределы Индии и получил широкое распространение на Востоке (Китай, Япония, Тайланд, Вьетнам и др.). В 20 веке буддийские идеи стали необычайно популярны и в странах Запада.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |