КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элейская школа (VI-V вв. до н. э.)
Пифагор (VI-V вв. до н.э.). Гераклит из Эфеса (VI-V вв. до н.э.) Гераклит считал, что первовеществом является огонь, т. к. он наиболее подвижен. Из огня произошел космос, в том числе и человеческие души, в силу закона необходимости. «Этот космос…не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Существование природы циклично – по пришествию «мирового года» все вещи снова превращаются в огонь. Жизнь природы – постоянное движение. В мире «из всего – одно, из одного - все». Единство мира образуется сочетанием противоположностей, и любое качество переходит в свою противоположность (теплое в холодное, сухое в мокрое и т. п.), поэтому нельзя дважды войти в одну и ту же реку – на входящего текут уже новые воды. Душа – это смесь огня и воды (огонь – благородное начало, вода - низменное). Постоянная изменчивость делает относительными познание происходящего. Основой познания являются ощущения, но к мудрости ведет только мышление. Настаивая на абсолютной изменчивости мира, Гераклит в то же время полагал, что в мире (космосе) действует неизменный закон предопределения, или судьбы. Люди должны ориентироваться на него в своих действиях.
В отличии от философов Милетской школы и Гераклита, считавших первоосновой мира некую природную стихию, Пифагор утверждал, что все в мире есть число – везде мы видим числовые пропорции и геометрические формы. Между числами и геометрическими фигурами существует соответствие: единицы соответствует точка, двойке – прямая и т. д. Пифагор основал Пифагорейский союз, члены которого вели аскетический образ жизни, следовали определенным правилам поведения и имели общую собственность. Союз продолжал существовать и после смерти Пифагора, о котором вспоминали не только как о философе, но и чудотворце. Пифагорейцы разрабатывали учение о бессмертии души, представив его не в форме религиозной догмы или мифы, а как научную теорию, требующую рационального доказательства (тема «доказательства» бессмертия души стала «вечной» темой европейской культуры). О доказательстве гармонии небесных сфер добавить
В центре внимания философов Элейской школы – понятие бытие (на смену космологии приходит онтология – наука о бытии). В противоположность Гераклиту, утверждавшему, что в мире все постоянно изменяется, Парменид считал, что мир неподвижен и неизменен. Чувства могут обманывать нас, мы можем иметь много разных мнений о каком-либо предмете, но истина есть одна. Найти ее мы можем лишь руководствуясь разумом, а не чувствами. Парменид вводит в философский оборот новое понятие – бытие, которое, по его мнению, не может быть единством противоположностей, т. к. у бытия нет противоположности. Оно неизменно, неделимо (оно везде – его нечем разделить), подобно шару (поскольку все в себе содержит). Бытие - это и универсальный разумный порядок или логос: предметы в мире могут появляться, меняться, исчезать, а порядок мироустройства остается. Парменид ставит вопрос о тождестве бытия и мышления: «Одно и то же – мышление и то, о чем мысль…Ибо нет и не будет ничего, кроме сущего…». Кода мы думает о чем-либо, это «что-то» для нас существует, хотя бы в качестве объекта нашего мышления. Если мы размышляем о прошлом, это прошлое продолжает существовать и в настоящее время. Ученик Парменида – Зенон Элейский попытался доказать немыслимость движения (именно немыслимость, а не его отсутствие). Если мы допустим, что бытие делимо, то мы должны допустить и существование движения. Но это приводит к ряду трудностей, которые Зенон называл апориями. Апории противоречат очевидности, но они выявляют противоречия чувственного восприятия и рационального познания. Например: бегун Ахиллес не сможет догнать черепаху, т. к. сначала ему надо пройти половину разделяющего их расстояния, а в это время черепаха немного отползет, затем Ахиллес преодолеет опять половину оставшегося расстояния, а черепаха еще отползет – и так до бесконечности. Учение Элеатов о неподвижности бытия противостоит представлениям Гераклита о постоянной изменчивости мира. Последующие философы, синтезировав обе картины мира создали учения о неизменности элементов мира и изменчивости их сочетаний.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |