Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исключительное право на произведение 1 страница




Субъекты авторского права и их права

Объекты авторского права

Развитие авторского законодательства в России

 

Авторское право прошло в России долгий путь становления и развития. Как и во многих странах мира, у нас авторское право берет истоки с тех времен, когда книгоиздательство стало носить характер предпринимательства, когда автор произведений мог постоянно получать доходы от авторства как особой профессиональной деятельности. Именно развитие издательского дела и особое положение авторов в России оказало ключевую роль в формировании авторского законодательства.

Первая датированная книга вышла в Москве в 1564 году, в связи с чем и считается, что книгопечатание появилось в это время, хотя учеными делается предложения о более раннем выпуске нескольких анонимных изданий.[3] В Европе в это время развитие авторского права шло путем передачи привилегий на печатание произведений авторов отдельным издателям, за что авторы получали вознаграждение. Вплоть до конца XVIII века в России почти не было частных типографий (даже при Петре I и его ближайших преемниках), книгоиздательской деятельностью занимается практически только государство, которое могло выдать привилегию лишь на открытие типографий, на напечатание материалов, произведений правительственным учреждениям, академиям. Печатались лишь те книги, которые представляли интерес для государственных органов власти и управления, остальные были редкостью. Автор при этом обладал минимальным набором прав. До нас дошла жалоба одного писателя начала XVIII века Антиоха Кантемира, который просит за свою книгу «Симфония на псалтырь» вернуть ему 10 экземпляров книг, которые должны были предоставить ему в связи с напечатанием его книги в количестве 1250 экземпляров. Вряд ли можно говорить, что это было авторское вознаграждение, так как для получения этих экземпляров автор предоставил типографии соответствующее количество бумаги[4]. Только иногда автор мог получить вознаграждение в виде части тиража, который был издан в казенной типографии.

Первым разрешением на создание и открытие частной типографии является привилегия, выданная в 1771 году иностранцу Гартунгу. Ему разрешалось печатать лишь книги на иностранных языках. «Относительно же книг на русском языке указ говорит: «На российском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было»[5]. Указом от 15 января 1783 года было разрешено создание «вольных» типографий, однако ни о каких правах издателей или авторов в нем не говорилось, отсутствовала монополия типографии на издаваемые книги и их могли перепечатывать другие частные типографии. Указ этот был отменен 16 сентября 1796 года, и все частные типографии были закрыты. Право открывать их было предоставлено уже Александром I указом 1801 года.

В XIX веке начинается практика предоставления Министерством народного просвещения средств на печатание книг. Пожалуй, первым из самых известных профессиональных писателей, которые получали значительные авторские гонорары за свои произведения от издателей, был А.С. Пушкин. Популярность его произведений привела к тому, что его книги стали объектом значительной издательской деятельности. Именно он вместе со своим издателем А.Ф. Смирдиным стал основоположником новых отношений между автором и издателем, при которых последний считался с правом автора на вознаграждение. Именно в это время в России возникает авторское право.

Первые нормы российского законодательства, касающиеся прав авторов произведений, были включены в Цензурные уставы 1826 и 1828 года, в специальной главе последнего, носящей название «О сочинителях и издателях книг». Также в 1828 году было утверждено Положение о правах сочинителей. Законодательно закреплялось исключительное право сочинителя и переводчика книги пользоваться всю жизнь своим изданием и продавать его по своему усмотрению как имущество благоприобретенное. По сути, авторское право было определено, как право собственности автора. Срок защиты авторского права составлял 25 лет со дня смерти автора, после чего произведении становилось «собственностью публики», позднее срок был увеличен до 35 лет. Защита авторского права напрямую зависела от соблюдения цензурных правил, при несоблюдении которых автор лишался всех прав на книгу. При контрафакции нарушитель должен был заплатить законному издателю двойную стоимость издания 1200 экземпляров, все напечатанные контрафактором книги отбирались в пользу законного издателя. 1/3 штрафа поступала в доход государства (в приказ общественного призрения). Позднее правила положения были изменены и перенесены в составе Цензурного Устава в т. X, ч. 1 Свода законов Российской Империи в виде приложения к ст. 420. К началу XX века эти правила устарели и не отвечали развитым издательским отношениям, поскольку сохранялись требования о заключении издательского договора между автором и издателем с обязательным засвидетельствованием у маклера, после смерти автора издатель должен сделать объявление о приобретении прав на сочинение. Новый закон был принят лишь в 1911 году и отличался детальным урегулированием всех видов использования и всех объектов авторского права.

В советский период первым законом в области авторских прав был декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве».[6] Этот и последующие акты были направлены на организацию и развитие государственной издательской деятельности, признание недействительными договоров издателей с авторами, установление правил, по которым издательства могли приобретать у автора право на издание произведений на определенный срок, любые произведения могли быть признаны достоянием государства, за что авторам выплачивалось вознаграждение. Законы 1925[7] и 1928[8] гг., посвященные авторскому праву, восстановили и расширили охрану авторских прав: за всеми авторами признавались исключительные права на их произведения пожизненно, предусматривался переход авторских прав к наследникам на 15 лет после смерти автора, условия авторского договора детально регулировались законно. В начале 60-х годов нормы авторского права были включены в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 года[9] и в Гражданский кодекс РСФСР 1964 года[10]. В связи с присоединением СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года, в законодательстве был увеличен до 25 лет срок действия авторского права после смерти автора, закреплено право автора на перевод произведения. 31 мая 1991 года были приняты новые Основы гражданского законодательства СССР и республик[11], в которых срок действия авторских прав был увеличен до 50 лет, была введена охрана «смежных» прав, расширен круг охраняемых произведений. Принятие основ ускорило процесс создания законодательного акта в России, и итогом стало принятие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве) от 9 июля 1993 г., вступившего в силу 3 августа 1993 года, который представлял «новый этап в развитии авторского права в России»[12] в условиях демократического общества и правового государства.

Высшую юридическую силу во внутригосударственном законодательстве имеют положения Конституции Российской Федерации, некоторые из которых непосредственно затрагивают вопросы авторского права и смежных прав. Так ст. 44 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

13 марта 1995 г. Российская Федерация присоединяется к Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г. (Парижская редакция) и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 г.). Парижская редакция Всемирной конвенции явилась промежуточным этапом для подготовки законодательства России, а также других гражданских институтов общества, к полному выполнению требований Бернской конвенции, несмотря на то, что и Бернская конвенция, и Всемирная конвенция в редакции 1971 г. вступили на территории Российской Федерации одновременно. Это было связано с вводимой Бернской конвенцией режима ретроохраны, т.е. восстановление сроков охраны произведений. Бернская конвенция ввела гораздо более высокий уровень минимальной охраны произведений, обнародованных за рубежом, предоставление авторско-правовой охраны без соблюдения каких-либо формальностей, а также принцип национального режима.

Ряд существенных изменений в Закон об авторском праве были внесены Федеральным законом РФ от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ[13]. Основной целью внесения изменений и дополнений в Закон об авторском праве было приведение его в соответствие с международными нормами в этой области, в том числе для обеспечения возможности присоединения Российской Федерации к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашению ТРИПС) в случае вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Среди нововведений необходимо отметить следующие: во-первых, закреплено правило о недопустимости предоставления охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ свыше срока, установленного в стране происхождения произведения, закрепленное в ч. 2 п. 4 ст. 5 Закона и которое основывается на п. 4 ст. 4 Всемирной конвенции об авторском праве, во-вторых, увеличен срок охраны авторских прав до 70 лет, что связывалось с необходимостью обеспечить дополнительную охрану произведениям российских авторов за рубежом, поскольку во многих странах мира срок охраны уже был увеличен до 70 лет согласно Директиве Европейского Союза «О гармонизации срока охраны авторских и некоторых смежных прав» № 93/98/ЕЕС от 29.10.93 г., Закону США «Об увеличении срока охраны авторских прав» от 27.10.1998 г. и другим актам.

Согласно внесенным изменениям в ст. 19 Закона об авторском праве «допускается без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создания копий этих произведений в цифровой форме». В связи с этим публичным библиотекам запрещено выдавать экземпляры произведений во временное возмездное пользование без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения. В сфере библиотечной и архивной деятельности не раз возникал спор о допустимости оцифрования имеющихся произведений и предоставления их в пользование читателям на возмездной и безвозмездной основе. Также ставился вопрос о необходимости в этом случае получения согласия автора и выплаты ему авторского вознаграждения. Воспроизведение копий в электронной (включая цифровой) форме согласно ст. 4 Закона об авторском праве не являлось репродуцированием, а соответственно не могла применяться ст. 20 Закона об авторском праве об использовании произведений путем репродуцирования. Другие статьи об ограничении авторских прав не содержали норм, предоставляющих право библиотекам оцифровывать произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения. Согласно новым дополнениям, Закон об авторском праве допускал возможность временного безвозмездного пользования оцифрованным экземпляром произведения читателями в помещении библиотеки. Следовательно, теперь библиотекам и архивам разрешается изготавливать экземпляр произведений в цифровой форме без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

В Закон была также введена новая норма (ст. 48.1), посвященная техническим средствам защиты авторского права и смежных прав, под которыми «признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав». Правонарушения в сфере незаконных действий с техническими средствами защиты авторского права и смежных прав были приравнены к нарушениям авторских и смежных прав. Закрепление данного положения было произведено в соответствии со ст. 11 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 20 декабря 1996 г.

Значительно была изменена и ст. 49 Закона об авторском праве, касающаяся гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав. Среди способов защиты выделяется возмещение убытков (теперь без упущенной выгоды) либо выплата компенсации, размер которой увеличен в 10 раз и составляет от 10 тысяч рублей до 5 миллионов, или компенсация в размере двукратной стоимости экземпляров произведений, объектов смежных прав или прав на их использование. Компенсация возможна как за каждый случай неправомерного использования произведения или объекта смежных прав, так и за допущенные правонарушения в целом. Если ранее в сфере авторского права и смежных прав моральный вред подлежал компенсации в силу норм ГК РФ и только в случаях, «когда нарушены какие-либо неимущественные права»[14], то по новой редакции авторы и исполнители вправе требовать подобную компенсацию и при нарушении их имущественных прав. В данном случае законодатель воспользовался возможностью, закрепленной в ч. 2 ст. 1099 ГК РФ. Также ст. 49 Закона об авторском праве было предусмотрено право организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией. Ранее такое положение обычно специально предусматривалось в договоре об управлении имущественными правами автора на коллективной основе.

Среди изменений введено и специальное авторское правомочие, а также аналогичные правомочия исполнителя и производителя фонограммы) – сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Данное право предназначено и для установления контроля правообладателя за использованием произведения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете. Однако сформулировано оно очень некорректно. Так, доведение до всеобщего сведения – это результат, а не правомочие. «Термин «сообщать» предполагает наличие активных действий пользователя с произведением, в действительности же лицо может, например, не предпринимая никаких активных действий с произведением, легально записанном на его компьютере, лишь открыть доступ к нему»[15]. Не конкретизирован субъект, который может иметь доступ, место, с которого производится доступ. Данное правомочие было введено с 1 сентября 2006 г.

Помимо гражданского законодательства отдельные правовые нормы, связанные с авторским правом содержатся также в уголовном (ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации), административном (ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и процессуальном законодательстве.

В целом, в настоящее время IV часть Гражданского Кодекса РФ полностью соответствует международному законодательству об авторском праве, отвечает современным запросам в сфере законодательства, связанных с использованием произведений в цифровых сетях и продуктах мультимедиа.

Об авторском праве можно говорить в различных его значениях. Прежде всего авторское право есть часть (подотрасль) единого гражданского права и в этом смысле представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по использованию и защите авторских произведений (авторские правоотношения).

2.1. Понятие, признаки и виды объектов авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Произведения науки, литературы и искусства являются одними из самых распространенных результатов интеллектуальной деятельности и самых исследованных в отечественной и зарубежной юридической науке. Однако по вопросу определения категории «произведение» в науке нет единства мнений. Еще Г.Ф. Шершеневич применительно к литературному произведению указывал, что установление его точного, объективного понятия представляет значительную трудность для юристов, что вызвано неустойчивостью в оценке литературного значения того или другого рода произведения, а также отсутствием единого законодательного понятия произведения[16]. Как тогда, так и сейчас законодатель дает подробный перечень различных видов произведений, предоставляя науке задачу их обобщения. Сам Г.Ф. Шерешеневич под литературным произведением понимал «продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе»[17].

В дореволюционный период произведение также определяли как индивидуальное и неповторимое отражение объективной реальности[18], «нематериальная вещь»[19], «результат умственного труда, требующий большей или меньшей творческой или организаторской деятельности»[20].

В советский период под произведением преимущественно понимали комплекс формально выраженных результатов творческой деятельности (идей, образов и т.п.). Так, В.И. Серебровский рассматривал произведение как совокупность идей, мыслей и образов, по­лучивших в результате творческой деятельности автора свое выра­жение в доступной для восприятия человеческими чувствами кон­кретной форме, допускающей возможность воспроизведения[21]. Гордон М.В. произведением считал реально существующее явление окружающего нас мира, выступающее в качестве комплекса идей, образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде[22]. Некоторые авторы при анализе произведения определяли его как индивидуальное отражение объективной реальности[23].

В современной юридической науке под произведениями также традиционно понимают результаты творческой деятельности, выраженные в той или иной объективной форме, охраняемые независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения.

Определение литeратурноro и художественноro произведения дается в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., согласно ст. 2 которой литературные и художественные произведения охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения[24]. Открытый перечень литературных и художественных произведений включает в себя книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди; драматические и музыкально­-драматические произведения; хореографические произведения и другие объекты. Вместе с тем в тексте конвенции не содержится определения произведения. В других ратифицированных Россией международных документах, посвященных авторским отношениям, также этого не делается[25]. Определение произведения, а также конкретные случаи исключения из охраны авторским правом определенных объектов, обладающих признаками произведений, вырабатываются государствами самостоятельно на основании национального законодательства и судебной практики.

Российский законодатель при определении произведений науки, литературы, искусства устанавливает лишь примерный перечень их видов, а также их признаки.Так, к числу произведений согласно ст. 1259 ГК РФ относятся:

· литературные произведения;

· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста;

· аудиовизуальные произведения;

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· другие произведения.

Авторско-правовая охрана предоставляется произведениям, создаваемым в области науки, литературы и искусства. При этом возникает вопрос о том, только ли в этих сферах может охраняться произведение как объект авторского права? Представляется, что указание данных сфер стало определенной традицией в законодательстве. Анализ категорий «наука», «литература», «искусство» позволяет прийти к выводу, что они используются не в своем привычном значении, поскольку в противном случае взаимно накладывались бы друг на друга, а как определенные условные категории, примерно отражающие те творческие сферы человеческой деятельности, в которых создается наибольшее число произведений.

Признаки произведений. Одним из наиболее актуальных вопросов авторского права является определение признаков (критериев охраноспособности) произведений науки, литературы и искусства. В литературе традиционно в качестве таких признаков называется признание произведения в качестве результата творческой деятельности, его формальная определенность и охрана независимо от достоинств и назначения, а также от способа выражения. Рассмотрим их более подробно.

1. Произведение является результатом творческой деятельности автора. Категория «творчество» на первый взгляд может показаться достаточно простой для понимания, но в то же время в полной мере отразить ее в рамках единого понятия очень сложно. Как в дореволюционном и советском законодательстве, так и в современном понятия «творчество», «творческая деятельность» не нашли законодательного закрепления. В науке этот вопрос также вызывает дискуссии. Некоторые авторы под творчеством понимают сознательный и в большинстве случаев трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата[26]. Другие рассматривают «творчество» преимущественно как результат создания чего-то нового. Так, по мнению Э.П. Гаврилова, творчество – это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью[27]. Красавчиков О.А. творческой признавал самостоятельную деятельность, в результате которой создается произведение, отли­чающееся новизной[28].

Некоторые авторы предлагают рассматривать новизну как самостоятельный признак произведения, наряду с творческой самостоятельностью[29]. Так, В.Я. Ионас на основе предоставляемой п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г. возможности использования чужого произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения предлагал в качестве самостоятельного выделить признак новизны для любых произведений творчества[30]. Однако в авторском праве, охраняющем форму произведения признак новизны является излишним, поскольку он «полностью поглощается признаком творчества»[31].

Представляется, что новизна не является неотъемлемым признаком творческого произведения. В большинстве случа­ев творческое произведение действительно будет новым, т.е. будет содержать ори­гинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение рассматри­вается в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматичес­кое и наоборот, а также если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения[32].

Достаточно спорным является вопрос и о самостоятельности признака оригинальности произведения. Оригинальность произведения означает, что оно не должно быть скопировано с другого произведения, и должно содержать значительный объем собственного творческого материала[33]. В ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция и др.) оригинальность является обязательным признаком произведения. В России подобный признак объекта авторского права не находит отражения в законодательстве, но закрепляется в судебной правоприменительной практике[34]. Представляется, что вряд ли целесообразно рассматривать оригинальность как самостоятельный признак, поскольку он полностью охватывается понятием «творчество».

При характеристике произведения как объекта творческой деятельности надо также понимать, что этот результат не всегда является конечным по замыслу автора и зачастую те или иные наброски, первоначальные версии и иные незавершенные работы также могут иметь творческий характер и рассматриваться как самостоятельные произведения. Справедливым, наверное, поэтому будет рассматривать творчество как интеллектуальную деятельность человека, которая завершается производящим актом, в результате которого создаются новые (ранее неизвестные) и оригинальные результаты. При этом новизну произведения следует рассматривать в совокупности его оригинальных признаков, выражающихся в содержании, форме произведения, новых понятиях, определениях, идеях, образах, концепциях и т.п.[35]

2. Охране подлежат произведения, которые выражены в той или иной объективной форме (объективированы во вне). Объективность формы следует связывать преимущественно с тем, что произведение способно восприниматься человеческими чувствами. Именно в этом смысле и надо толковать высказывания о форме произведения как «объективно воспринимаемого»[36] результата труда и как «существующего самостоятельно от автора»[37].

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. При этом необходимо учитывать, что в законодательстве содержится лишь примерный перечень форм выражения произведений. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в том числе проверка формальных критериев охраны в каком-либо государственном органе. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в Роспатенте. Несмотря на неразрывную связь произведения как объекта авторских прав с тем или иным материальным носителем, необходимо помнить, что произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»[38].

Формальная определенность произведения как признак предназначена в первую очередь для возможности установления творческого характера произведения, а также для удобства его воспроизведения. Представляется, что объективная форма выражения произведения неотъемлемо предполагает и возможность воспроизведения произведения. Хотя в юридической литературе по этому вопросу существует несколько точек зрения. По мнению одних авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения являются единым признаком его охраноспособности, поскольку наличие объективной формы произведения уже свидетельствует о воспроизводимости[39]. Другие исследователи полагают, что воспроизводимость (воспроизводимость без участия самого автора, обращаемость) является самостоятельным признаком, что обусловливается возможностью утраты или искажения произнесенных или исполненных произведений, которые не были материально зафиксированы[40]. Однако действующий законодатель не называет данный признак, поскольку в противном случае ограничивалось бы право автора на защиту объективно выраженных устных произведений, незакрепленных на материальных носителях.

3. Произведения науки, литературы и искусства охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения.

При охране произведения не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности может быть оно применено, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще затрачивать на эту об­ласть усилия. Не важно также мо­жет ли произведение соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения.

В юридической литературе некоторые исследователи в качестве одного из критериев охраноспособности произведения предлагали считать общественную полезность произведения[41]. Подобная позиция была подвергнута критике в науке, а действующее законодательство четко исходит из того, что произведения охраняются независимо от их назначения и достоинства.

В случае соответствия произведения всем исследованным критериям оно будет охраняться российским авторским правом, если определенным образом связано с гражданством Российской Федерации или территорией Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 1256 ГКРФ исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

· на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

· на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

· на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.