Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исключительное право на произведение 3 страница




Доходы от совместного использования произведения распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется правообладателями совместно, если иное не предусмотрено договором или ГК РФ.

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Субъектам авторского права принадлежат исключительное право, личные неимущественные права и иные интеллектуальные права. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждать­ся другим лицам и носят сугубо срочный характер[62]. Рассмотрим важ­нейшие личные и имущественные права автора.

Личные неимущественные авторские права

 

1. Право авторства и право автора на имя. Право авторства – это право признаваться автором произведения. Данное право выражается в возможности «признаваться автором произведения всеми другими лицами, организациями, государством»[63]. Это правомочие автора, связанное с возможностью именовать себя автором произведения. Оно закрепляет обязанность всех других лиц при использовании произведения (например, цитировании) ссылаться на автора.[64]Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

Автором произведения, если отсутствуют доказательства иного, является лицо, которое указано в качестве такового на оригинале произведения или его экземпляре. Авторство распространяется на все произведение в целом, включая название, комментарии, сноски и т.п.

Право автора на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Эти права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

Из права авторства и права автора на имя вытекает обязанность третьих лиц указывать при использовании произведения имя автора, причем даже в случаях, когда произведение используется без разрешения автора и без выплаты авторского вознаграждения.

При реализации автором своего права опубликовывать произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности), представителем автора, защищающим его права и обеспечивающим их исполнение является издатель, имя или наименование которого указано на произведении. В качестве издателя может выступать и редакция средств массовой информации, рекламное агентство или иной субъект, который осуществляет обнародование произведения, если иное не предусмотрено между ним и автором. Данное положение существует до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Необходимо отметить, что подпись не является псевдонимом, так как принадлежность ее определенному лицу можно определить при помощи почерковедческой экспертизы.

В законодательстве не предусмотрен вопрос о применении «неблагозвучного или вводящего в заблуждение псевдонима (совпадающего с именем известного лица или с другим псевдонимом)».[65] Представляется, что подобные факты являются грубым нарушением конституционного права на имя каждого гражданина и в законодательстве необходимо закрепить запрет на использование подобных псевдонимов.

Нарушения описываемых прав происходят чаще всего в форме: раскрытия псевдонима или анонима без согласия автора, неуказания автора произведения, когда закон говорит о необходимости подобного указания, искажения имени (псевдонима).

2. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Этим правом запрещается вносить изменения в любую часть произведения независимо от характера и достоинства изменений, даже если изменения превышают художественную ценность произведения, улучшая его. Данными правами на изменение произведения обладает только автор или лицо, осуществляющее изменения с согласия последнего (при наличии письменного согласия автора).

В случаях, когда после опубликования автор находит в тексте произведения ошибки он вправе потребовать опубликования издательством перечня исправлений, неточностей, опечаток[66].

3. Право на обнародование произведения. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

4. Право на отзыв. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Для журналистов, работающих в штате редакции, важно знать, что для произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, положение об отзыве произведения не применяется. Автор служебного произведения не может «отозвать» опубликованное, вышедшее в эфир, подготовленное к публикации или к выходу в эфир произведение. Начиная с момента передачи служебного произведения работодателю в целях публикации (выхода в эфир), журналист уже не вправе отказаться от публикации. Подобные ситуации часто возникают, когда автор колеблется в отношении своей журналисткой позиции по предмету публикации, когда автор сомневается в качестве материала или доказательств, предоставленных читателю. Поэтому при написании спорных, аналитических материалов, журналист должен быть предельно внимательным и определиться с качеством материала еще до момента передачи его работодателю.

 

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного);

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.