КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзистенционализм
Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также до-человеческое животное состояние, оно выходит у современных людей на поверхность через сновидения. Психоанализ является эмпирической базой психоаналитической философии.Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления. Психоанализ Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основатель психоанализа как метода, используемого в медицине для лечения невротических заболеваний. Происходило следующее. До Фрейда классическая психология изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд искал причины душевных заболеваний. Активно использовал гипноз. Выяснилось, что не вся сфера психики сознательна и поддается рационализации. Есть пороговая чувствительность. Гипотеза: чтобы лечить дисфункции, надо получить к ним доступ. Ранее думали, что гипноз может помочь (вспоминание событий, наложивших неприятный отпечаток на жизнь). Пережив заново это событие, можно очиститься - катарсис. Фрейд следовал этому методу. Но так задача не решалась. Переживание под гипнозом не препятствует возвращению дурного влияния. Вводить ситуацию необходимо в бодрствующее сознание. Для этого необходимо знать структуру сознательного. До Фрейда бессознательное считалось периферией сознания, сознание в центре. Фрейд меняет эту гипотезу. Структура психики, фактически, разнородна, существует барьер между сознательной и бессознательной сферами. Сознание - лишь частный случай структуры бессознательного, лишь оправа в мире бессознательного. Фрейд продолжил дело деантропологизации после первого шага, который сделал Коперник, лишив Землю статуса центра Вселенной. Второй шаг сделал Дарвин: человек не отличается от других животных, а происходит от них. Третий шаг – Фрейд: разум человека – островок в мире бессознательного. «Сознание не является хозяином в собственном доме». Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда. Бессознательны по Фрейду многие наши желания и побуждения. Бессознательное, довольно часто прорывается наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Бессознательное – котел кипящих страстей, эмоций, резервуар психической энергии. Существует закон сохранения психической энергии. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. «Оно» – глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа деятельности индивидов. «Я» – сфера сознательного, посредник между «Оно» и «внешним миром». «Сверх – Я» внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта. «Сверх – Я» является как бы высшим существом в человеке. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве первичных Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием «либидо», которое охватывает всю сферу человеческой любви (к родине, родителям и т.д.). Причина функциональных расстройств психики носит либидный характер. Либидо – сексуальная энергия, ответственная за развитие человека. Существуют различные стадии либидного (сексуального) развития. Различные отклонения в прохождении стадий оказывают решающее воздействие на психику человека. Эдипов комплекс (Эдип был убит своим сыном, а сын женился на своей матери, не зная, что это его мать). Стадия 4-5 летнего возраста – ревновать своего отца к матери. Появляются негативные эмоции к отцу, которые затем могут менять адресата. Состояние фрустрации – Я любит своего отца и одновременно ненавидит. У девочек свой комплекс – комплекс Электры, которая убила свою мать (влечение к отцу). В конечном счете, он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи «сверх – Я». Метод психоанализа в определенном смысле ненаучный, а индивидуальный: психоаналитик должен состоять в близких отношениях с пациентом и, как следствие, неконтролируемость результатов. Предпосылка: бессознательное может косвенно проявлять себя в тех феноменах, которые человек не контролирует. Важны, например, оговорки. Важны также описки. Главное – сновидения. Сны и сновидения отличаются. Сон – способ релаксации организма. Сновидение мешает релаксации; отражение того, что человек не пускает в свое сознание. Сами картинки неадекватны, это искажения и деформации. Сновидения – некий текст, который нужно уметь интерпретировать. Фрейд составил словарь. Задача психоанализа заключается в разложении картинок на элементы, а уже элементы о многом говорят. Само обсуждение и является лечением (напоминает процедуру исповеди, за исключением того, что здесь не знаешь о чем рассказывать, это уже дело психоанализа). Фрейд считал, что психоанализ м.б. использован и для объяснения и для регулирования общественных процессов. В психической жизни человека всегда присутствует «Другой», с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. «Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношения между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессии. Противоречие между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к нервозам». В основе развития культуры – бессознательность. Это трансформация либидозной деятельности. В основе лежат темные, страшные инстинкты. В центре – Я (разум). Бессознательное – сфера либидо, агрессивности, самосохранения. Либидо толкает культуры. Оппозиция Эроса и Танакоса – бога любви и бога смерти. Есть эротическая линия, также есть стремление назад к неорганическому миру. Битва между этими вечными линиями. Сфера Ид – это Оно. Сфера супер Эго, Сверх Я это сфера совести человека. Человек всегда знает, что хорошо, а что плохо. Это знание приходит от общественных норм социальной жизни. Отсюда сфера Я находится между молотом и наковальней, испытывая страх перед сферой Ид (чтобы не захлестнули оргии) и перед Сверх Я, что идеалы недостижимы. Это ведет к психическим заболеваниям. Положительный эффект наступает тогда, когда энергию от Ид удается направить на создание культурных ценностей – сублимация. Второй механизм – вытеснение: вытесняя эту энергию в бессознательное, появляются стрессы и неврозы. Третий механизм - регрессия: тормоза не держат и человек погиб, распоясался. Фрейд – атеист. Религия по Фрейду появляется как некий комплекс, возникший в результате ревности сыновей к своему отцу (боязнь кастрации). Убил отца, а потом наступило раскаяние. Общественный невроз. Фрейд отрицает наличие прогресса. Наша задача, чтобы остров сознания становился больше. Последователи Фрейда – Г. Юнг (1875 – 1961) и Э. Фромм (1990-1980). Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам. В связи с этим он ввел понятие «архетипы» – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном, проводя четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Более позднее развитие идей психоанализа нашло отражение в творчестве Э.Фромма - психокультурный фрейдизм (неофрейдизм). У Фромма акцент смещается от биологической части к социопсихологизму. Он пытается понять механизм взаимодействия психологических и социальных факторов общественного развития, игнорирует классовую структуру, а сущность человека и исторического процесса понимает только абстрактно-психологически. Фромм говорит об отчуждении, о превращении человека в вещь, о том, что капитализм больное иррациональное общество. Фромм разрабатывает учение о социальной сфере бессознательного, о коллективных бессознательных идеях. По Фромму человек чему-то всегда поклоняется (индивидуальная религия). Мифы и религия принципиально неустранимы из общества. Вера существует как бессознательная, подсознательная и сознательная. Экзистенциализм – философия (иррационалистическая) существования. Философия существования. “Я существую, а потом уже все остальное”. Наиболее крупные представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс - немецкое направление. Жан Поль Сартр, Альберт Камю - французское направление. В Германии экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны (обстановка озлобления и уныния). Во Франции – во время оккупации и после второй мировой войны. Экзистенциализм поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исходный пункт философии экзистенциализма – изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные проблемы – это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциализма имеет значение только собственное существование человека и его движение к небытию. Экзистенция – одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Экзистенция – это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно экзистенциалистам, нечто определенное заранее данное, а, напротив, «открытая возможность». Одно из важнейших определений э кзистенции – ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически – в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т.о., не подвластно ему, – его экзистенция. Учение об э кзистенции направлено как против рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против марксистского понимания этой сущности как совокупности общественных отношений. В обыденной жизни человек не осознает экзистенцию, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек обретает свободу. Человек внезапно «становится самим собой», но то, что он узнает о себе, не пригодится другому. В результате перехода через «пограничную ситуацию» человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах символы трансцендентного, которое недоступно познанию, но чувствуется как «экзистенциальный» страх. Человек шифрует (символизирует) свои представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров: свободы, смерти, крушений в жизни и др. Человек, в жизни которого нет пограничных ситуаций – это человек, погрязший в «обычном», «привычном», не желающий ничего менять в себе. Обретая себя как экзистенцию человек впервые обретает свободу. Согласно экзистенциализм свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного человека. У экзистенциализм а – опора на интуитивное познание мира. Основные проблемы: проблема метафизики бытия, онтологии; философия истории; философия жизни или философия смерти. Пример: проблема рождения ребенка. Биологическая причина крика в том, что появилось самостоятельное дыхание. Оптимистическая интерпретация: человек кричит от радости. Экзистенциальная интерпретация: крик произошел от страха, ребенка оторвали от места, где ему было хорошо. Какой смысл имеет жизнь? не стоит ли с ней покончить и ку-ку! Рассмотрение проблемы бытия. Тождество бытия и мышления. Единственный способ познания в проживании, переживании. Существует определенная граница в познавательной деятельности. Мы не можем познать самих себя, свое Я. В этом случае Я становится объектом. Время выступает как некая судьба, метафизическая величина. В процессе этой судьбы мы развива5емся как Я. Кто Я можно сказать только после смерти, а так в жизни всегда сохраняются варианты; ты всегда можешь менять отношение к своим поступкам. В экзистенциализме и спользуется много разных понятий бытия: Хайдеггер – наличное бытие, здесь бытие, бытие в мире, бытие для других. Сартр: бытие в себе, бытие для себя, бытие для другого. Ясперс: бытие для других, ситуация. Бытие для себя – осознание человеком своего присутствия в этом мире. Это осознание носит временной, конечный характер. Человек осознает свою заброшенность в этот мир и начинает спрашивать о смысле этого мира. Возникает пограничная ситуация. Существует исходная нерасчлененность бытия и его многослойность. Hет разделения на субъект и объект. Атомная бомба уже заложена в концепции Парменида. Мир стал объектом, наука инициализирует объект. Бытие характеризуется единством существования и возможности. Экзистенция – единственная посылка, которую человек обнаруживает. Человек также обнаруживает, что он единственное, что не может быть объектом. Кто тот человек, который хочет познать самого себя? Я находится за скобками субъектно-объектного процесса. Обнаруживая экзистенцию, человек обнаруживает, что он единственное существо, которое конструирует себя. Экзистенция – проект. Это от того, что человек свободен. Свобода в развитии и сходных талантов и способностей. Онтологическая, фундаментальная сущность у человека. Какие же модусы (экзистенциалы) есть? Прежде всего состояние страха, изначально присущее. Модусы этого: тревога, беспокойство, тоска, тошнота. Никто не спрашивал ребенка, его засунули в этот мир и сказали: живи. Это будет недолго и тяжело. “Бытие и время” Хайдеггера, “Бытие и Ничто” Сартра: рассматривается Ничто. О том, что существует нечто, человек, узнает как следствие естественного развития, в результате занятий наукой. Придя к пониманию, что нечто существует, он может задать вопрос, а существует ли ничто, как противоположное нечто? Что же это такое? Это вторая метафизическая истина. Наука анализирует нечто. Ничто – источник нечто. Два пути к ничто: 1. Умозрительный (раз существует нечто, то должно существовать противоположное). 2. Экзистенциальный (через состояние страха, переживания, ужаса; эти состояния не мотивированы). Отсюда возникают вопросы: 1. Почему вообще существует нечто, а … не ничто? 2. Насколько человек может познать самого себя? 3. А стоит ли это нечто того, чтобы жить в нем? Лейбниц думал: почему существует нечто, если есть абсолютное нечто? Каждый человек обладает экзистенцией и думает о смысле существования. Нечто только напоминает о своем существовании через свои экзистенциалы. Антисциентизм – война науке. Ситуативность Ясперса: что-то складывается независимо от человека, человек же в это забрасывается. Есть повторяющиеся, есть одноразовые ситуации. Третий вид ситуаций – пограничные, здесь выбор человека важен. Человек распадается на роли. В выборе обнаруживается, что человек свободен. Никаких законов истории быть не может. Если есть законы, значит человек марионетка (человек – функция общественных отношений, функция бессознательного). Все наоборот. В каждый момент человек выбирает. Насколько выбор экзистенциален, человек не всегда осознает. У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне доистории. 6-7 тысяч лет – история. Человек как вид существует два миллиона лет. Что было – нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры – начало нашей истории. В это вpемя появляются философы и великие религии. Остальное было культурной пустыней. Ясперс: “Смысл и назначение истории”, “Духовная ситуация времен”. Жан Поль Сартр. Исторический процесс – единство тотальности и индивидуальности. Главное не экономика, а давящая структура – тотальность (единство всех структур). Тотальность чужда человеку и отвращает человека от мира. Человек является проектом самого себя. Метод челночной диалектики – переходить от осознанно целостных структур к пониманию человека и обратно. Революции могло бы и не быть, если бы деятели вели себя по другому. Прогрессивный (к тотальности) и регрессивный (движение к индивидууму) метод. Перспективы развития человека и человеческой свободы. Камю: «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе». Единственный способ поведения человека – бунт. Мир абсурден от корней до кончиков волос. Человек это понимает и бунтует. Или будь что будет или восстание. Бунт – выход человека из абсурдной ситуации. Бунт, но какой? Это уже не важно. Главное в противопоставлении себя обстоятельствам. Хорошо тем, кто верующий. Давайте усложним ситуацию – Бога нет. Надо все равно надеяться и жить так, как если бы было на что надеяться, хотя надеяться и не на что. Роман «Чума»: в город откуда-то приходит эпидемия, что делать? Город окружили кордоном. Одни устояли, другие отчаялись, а третьи противопоставили себя чуме. Третья группа наиболее опасная, они живут не по неизвестно какому принципу. Потом чума ушла, они ощущают себя людьми, победителями. Это показатель этической пригодности человека. «Миф о Сизифе». Сизиф либо мирный, либо разбойник, но в принципе это нормально. Сизиф забыл вернуться в Аид. Ему присудили наказание. Сизиф все время катил камень на Гору. Каторжная и бесполезная работа. Но у Сизифа хорошо все; у него есть пауза, когда камень катится вниз. Он может роптать, а может радоваться, что не боялся богов, обманывал их и был молодцом. Идя вниз он может насмехаться над богами, что прожил жизнь так, как хотел, он свободен. Сизиф бунтует. Если такое отношение, то хорошо. Свобода – это не внешнее, это зависит от взглядов человека. Абсурдность жизни побивается бунтарским духом человека. Он может и должен доказывать свою абсолютную свободу.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |