Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия XIX-XX веков




Бунтую,следовательно существую”.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика Русской философии во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси.

Первым русским мыслителем мирового уровня был, конечно же, Михайло Ломоносов (17111765) – гениальный ученый-энциклопедист.

Выдающимся русским философом был П.Я. Чаадаев (17941856).

Основным трудом жизни Чаадаева являются «Философские письма». Именно это сочинение определило его влияние, и значение в русской общественно-философской мысли.

В сочинении Чаадаева доминируют две темы:

1) Россия – ее прошлое, настоящее и будущее;

2) Философия как философия истории.

Россия – первостепенная тема для Чаадаева, в связи с которой он рассматривал и многие другие вопросы. Как складывалось прошлое России, по каким путям идет осознание ее настоящего, как уяснить и увязать с основным мировым процессом ее будущее – эти проблемы не уходят из поля зрения философа.

В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России – единение России с другими народами). Его видение России сводится к тому, что Россия – страна аномальная, ее прошлое и действительность образовываются вопреки и в противоречии с законами развития и существования народов. Затем взгляды Чаадаева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мирового исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

В последующем он высказывает предположение, что Россия не только преодолеет собственные трудности общественного развития, но и поможет Западу решить его проблемы. Но для этого Россия должна быть коренным образом преобразована во всех отношениях. Не сочувствуя социализму, Чаадаев предрекал его победу в силу того, что остальное еще хуже.

Наибольшее завершение воззрения Чаадаева получили в его философии истории. Однако и другие философские области, включая онтологию и гносеологию, не были оставлены его вниманием. В основе онтологических представлений Чаадаева лежат принципы объективности и единства. Их взаимодействие порождает «логику причин и следствий». Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления. Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания.

Постижение бытия осуществляется с помощью естественных средств – опытности и рассуждения. К этому добавляется интуиция.

Его общефилософская концепция – дуалистическая.

Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно.

Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, которое, однако, ограничивался миром физических явлений.

Сознание человека не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения.

Познание по Чаадаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпирические методы; в духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философии истории Чаадаева, связанная, прежде всего, с заботой о судьбе России.

Своеобразным направлением в Русской философии явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856).

В центре их внимания, как и у Чаадаева, судьба России, и ее роль в мировом историческом процессе.

Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности.

Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме». Какие же качества православия дают ему преимущество перед другими религиями. Для ответа на этот вопрос Хомяков проводит исследование, в котором оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: иранскую и кушитскую. Различие между этими двумя группами религий определяются соотношением в них свободы и необходимости.

Кушинство строится на началах необходимости, обрекая его последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей чужой воли.

Иранство - это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению Хомякова, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному.

Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы. Протестантизм обвиняется в абсолютизации человеческой свободы, индивидуального начала, разрушающего церковность.

Т.о. только православие, считает Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость,индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Подчеркивая самобытность России, своеобразие ее пути, славянофилы пытались обос­новать особую историческую миссию славян, которые должны дать Европе но­вые экономические, этические и религиозные ориентиры.

В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что, по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало.

Россия сохранила главное – православие и общину. Славянофилы говорят о возрождении форм патриархата, возврате к православным идеалам Святой Руси. В понимании славянофилов Церковь есть первореальность. Первоначало всего сущего - Бог. Исторический прогресс связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходное начало которого - религия. При этом трагизм человеческой жизни в том, что люди, будучи призванными к свободе в церкви, уходят от свободы в природную или социальную необходимость, становясь ее рабами.

Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе.

Хомяков – учение об иерархической структуре души и ее «центральных силах». Киреевский«внутреннее средоточие духа». Они проповедовали соборность и общину, отрицая как индивидуализм в различных проявлениях (социология, мораль), так и казарменный коллективизм, лишающий свободы. Община или соборностьсоюз индивидов во имя бога и любви.

Учение славянофилов – это тео­рия об объединенном любовью соборном сознании. Со­борность – это метафизический принцип бытия, который с помощью воли и любви позволяет людям, объединенным православной церковью, познавать мир таким, каков он есть, отдавая приоритет внутренними, духовными, а не мате­риальными интересами, слушать в первую очередь свою совесть и проти­востоять стремлению разума к наживе.

Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между государствами и т.д.

Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии.

Славянофилы подвергали резкой критике распространенный в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением.

Однако, по их мнению, философские размышления полезны лишь постольку, поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же случаях, когда происходит выдвижение философии на первый план, соборное сознание подменяется рассудочным.

Основными оппонентами славянофилов в русской философии и культуре 30-х – 40-х годах XIX века были западники, которые резко критиковали патриархальные порядки царской России и доказывали необходимость ее развития, ориентируясь на ценности, вы­работанные Европейской культурой.

Характерными представителями западников были такие мыслители как Чаадаев, основоположник народничества Герцен, Белинский, Огарев.

В.Г. Белинский (1811-1848). Идеи необходимости прогресса, буржуазные порядки более прогрессивны. Приветствуя социалистический уклад в общественном развитии, скептически относился к реформистским проектам западных социалистов, говорил, что в новое время не обойдется без крови, однако народная революция в России произойдет не скоро. При этом обращался к идеалам первоначального христианства. В искусстве исповедовал реализм и приближение его к народу.

Н.П. Огарев (1813 – 1877). Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха, разработка общинного социализма, признание важной роли экономического фактора в историческом процессе.

А.И. Герцен (1812-1870). Основные представления: единство бытия и мышления, природа существует независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия.

Герцен старался найти метод познания, являющийся единством опыта и умозрения. В философии истории центральная проблема – проблема общественного закона, который есть сочетание стихийного хода истории (бессознательная жизнь народа) и сознательная деятельность индивидов.

Герцен считал, что природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прилив, движение, причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Человек, по Герцену есть венец творения, сознание человека не вне природы, а разумение о себе. Ценность личности в разумном и нравственном деянии. Личность создается средой и событиями, которые несут на себе ее отпечаток.

Герцен р азочарован в западном социальном перевороте, выдвигает идею русского крестьянского социализма. Сельская община есть зачаток социализма, а русский вопрос заключается в вопросе о крепостном праве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.