Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Технология ноотеки




 

1.1. Исходные положения

 

Суть ноотеки[1] как формы организации учебного процесса заключается в том, что каждый студент выполняет определенный (желательно в высокой степени индивидуализированный и меняющийся из года в год) набор разнообразных заданий, соответствующий набору требуемых качеств (умений и знаний) выпускника как «лингвистической личности»[2]. Выполненные задания он записывает на электронный носитель (дискету, компакт-диск), вносит их в единый компьютер, увязывая[3] сделанное им через систему гиперссылок с уже хранящимися в компьютере разнообразными материалами по учебному курсу. В первую очередь увязка осуществляется с базовыми блоками системы: программой, основными учебниками и курсом лекций, блоком экзаменационных вопросов, и, возможно, со словарем терминов, – тем самым она (увязка) выполняет в лингвистическом сознании студента системообразующую функцию и по этой причине рассматривается нами как обязательная для исполнения в одном из вариантов. Во вторую очередь - с материалами, созданными студентами-предшественниками: текстами-источниками, иллюстративным и практическим материалом, разработками тем в разных вариантах. Всем перечисленным создается целостный перманентно пополняющийся (и качественно развивающийся) ноофрагмент, выступающий в разных функциях: 1) учебника, 2) «классного журнала», фиксирующего выполнение заданий и их оценку, 3) кооперативной библиотеки, 4) сборника студенческих работ и 5) своеобразного архива учебных материалов. В идеале через отсылки в Интернет этот фрагмент может выходить в общевузовскую ноосферу, образуя в нем своеобразное коммуникативное пространство.

В технологическую часть входит возможность выбора, в том числе – выбора на глубинном уровне, а именно – самой системы: традиционной или инновационной (ноотеки). На поверхностном уровне – это выбор самих выполняемых заданий, их количество и качество подбирается самим студентом в соответствии с его интересами, возможностями, своеобразием способностей и т.п. Количество регулируется «рейтинговой оценкой» каждого задания.

Все задания индивидуализированы по вариантам или индивидуализируются свободным выбором тем, материала и т.п. Индивидуализируются также и наборы заданий, составляющие содержание зачетной работы студента.

Автоматическая положительная оценка предполагает, что студент набирает суммарные 300 баллов, из них 100 (или более, если это оговорено) – за один из системных блоков: 1А-1Е. Остальные 200 баллов набираются студентом самостоятельно и в соответствии с его личным выбором, исходя из оценки заданий в баллах, данных для каждого вида задания.

Уровень оценки («удовлетворительно», «хорошо», «отлично») определяется, во-первых, качеством сданного материала и, во-вторых, уровнем «защиты» сданного материала, в ходе которой оценивается осознанность и самостоятельность выполнения заданий. Параметры и критерии оценки качества представлены в разделе «Параметры качества освоения курса».

 

 

1.2. Структура ноотеки

1.2.1. Система заданий

1) Системные теоретические задания.

Предлагаемые варианты (каждый 100 балов):

а) конспект лекций преподавателя, логически и стилистически обработанный;

б) разработки «логического дерева» содержания курса;

в) конспекты и конспект-схемы базовых учебников;

г) словарь терминов изучаемой дисциплины, представленный в системе знаний студента и др.;

д) система конспектов-схем, отражающих целостное знание курса и его фрагментов в изобразительно-графической или слайдовой форме.

е) выполнение системного комплекса (индивидуального варианта) практических заданий (см. ч. 3).

ж) позиция координатора ноотеки в разных вариантах (200 баллов)

2) Практические задания, предполагающие действия с языковым материалом. В этом блоке студент «выставляет» в ноотеку выполненные задания и упражнения, как общие, так и индивидуализированные, увязывает их с соответствующим теоретическим материалом и (не исключена и увязка с вариантами выполнения другими «субъектами» учебного процесса). Каждый задание оценивается разным количеством баллов в зависимости от его сложности, трудоемкости, а также учебно-познавательной значимости. Существенный момент данного фрагмента ноотеки – выделение блока обязательных заданий, направленных на выработку базовых знаний, умений и навыков, предполагаемых стандартами качества языковой подготовки студентов-филологов. Данные задания обязательны для всех видов программ, избираемых студентами.

Задания в разделе 2 представлены в части 3.

3) Задания №№ 603 - 876 из сборника: Подгаецкая И.М. Проблемный анализ литературы по современному русскому языку. М.: «Просвещение», 1981. – С. 115-158 (в соответствии с индивидуальным вариантом).

4) Работа с основной и дополнительной литературой:

а) конспекты, рефераты, рецензии, аннотации основной и дополнительной литературы, увязанные с базовыми и другими компонентами ноотеки;

б) электронная хрестоматия и библиотека (коллективное пополнение фонда кафедры и факультета): «ручной» набор (5 баллов за 20 страниц), ксерокопирование (2), сканирование (3), «скачивание» из Интернета (2) и т.п. текстов по курсу и их гиперссылочная привязка к ноотеке.

в) библиографический список новейшей литературы по проблематике учебного курса (1 балл за список из 25 работ).

5) Исследовательские задания (по методическим пособиям по курсу).

а) мини-исследования по словарю, тексту (по 8 баллов);

б) исследование проблемных ситуаций (по 6 баллов);

в) результаты НИРС, например, курсовых, дипломных работ (10 баллов).

6) Практико-дидактические задания, связанные с подготовкой студента к работе в средней и высшей школе:

а) разработка урока или внеклассного мероприятия по теме (по 6 баллов);

б) разработки системных блоков тестовых заданий (по 10 баллов);

в) анализ методической литературы (по 5 баллов).

7 ) Метадидактические задания:

а) лингводидактическая оценка (рецензия) системы «Ноотека» в сравнении с другими (до 100 баллов), оценка отдельных фрагментов учебного процесса;

б) рецензия (проверка, анализ, оценка) зачетной работы студента (25 баллов).

8) Публичное представление заданий

а) представление одной из тем (вопросов) в электронном варианте (изобразительные слайды, гиперссылки) (до 35 баллов), в бумажном варианте (до 15 баллов);

б) развертка одного из терминов в электронной форме (изобразительные слайды, гиперссылки) (до 10 баллов);

в) развертка темы или работы с использованием гиперессылок и наглядных форм (до 15 баллов);

г) риторическое представление задания: выступление перед аудиторией, в том числе с использованием электронных форм демонстрации материала (до 15 баллов)

9) Коммуникативные аспекты ноотеки. Блок ноосферы, направленный на организацию диалога студента с другими участниками образовательного процесса в режимах «преподаватель – студент», «студент – преподаватель», «студент-студент», «студент – широкое образовательное пространство»:

а) проблемные вопросы студента к преподавателю и «сообществу» учащихся – высшая форма знаний и умений (до 10 баллов); техническая разработка системы общения (до 15 баллов);

б) дополнительные задания преподавателя, например, проблемные, игровые задания (ответ – с указанием баллов);

в) комплекс тестовых заданий (8 баллов при успешном выполнении);

г) выход за локально ограниченные рамки, например, особые задания с использованием Интернета, например, организация сайта и участие в нем (разработка системы и ее апробация – 50 баллов);

д) позиция «студент-координатор» (100 баллов).

1.2.3. Задачи кафедры и преподавателя

 

Задача преподавателя: организовать блоки заданий, оценив каждое в баллах, создать систему контроля за их выполнением и обеспечить ее функционирование, привлекая методистов-координаторов и студентов-координаторов. Основная форма контроля: зачетная оценка координатора (количество и качество технической стороны ноотеки, например, качества ввода в систему), защита качества перед преподавателем («защита» нескольких позиций ноотеки, в ходе которой студент показывает самостоятельность и осознанность выполнения).

Задачи кафедры, факультета, вуза - организовать текущий процесс: приемку заданий, технические консультации, систематизация и архивизация материала, предоставление студенту систематической возможности для студента работать с электронной ноотекой в разных формах.

Таким образом, в технологическом аспекте роль обучающего сводится к организации и запуску обучающей системы и реалистическому контролю за ее «выходом», а обучаемый в самом процессе участия в предлагаемых формах учебной деятельности неизбежно становится в позицию ее субъекта и, выполняя самостоятельно различные задания самосовершенствуется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.