КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. «ИДЕОЛОГИЯ» НООТЕКИ
У предлагаемой системы организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов есть несколько фундаментальных дидактических оснований: 1) Деятельностный подход к обучению, суть которого заключена в том, что «обучает» сам факт включенности обучаемого в процессы, моделирующие требуемый вид деятельности, вырабатывающие соответствующие умения и навыки, развивающие наиболее значимые стороны личности студента (в первую очередь такие, как креативность и самостоятельность). Самостоятельная работа здесь – не периферийная рубрика в учебном плане преподавателя, а основополагающий, установочный компонент. По отношению к нему работа под контролем и опекой преподавателя – частный, хотя и весьма важный, способ обучения студентов. 2) « Либерализация» учебного процесса а) Широкая вариативность и возможность выбора форм заданий в сочетании с их индивидуализацией в ноотеке диалектически сочетаются с принципами стандарта и обязательности. Последние олицетворяют базовый компонент ноотеки – программа и блок обязательных заданий для практического компонента курса. Выбор – важный фактор личностно-ориентированного обучения. Ноотека в этом смысле форма проявления особого (индивидуально-ти́пового) проявления способности студента, ее стихийная диагностика и индивидуализация[4]. Предполагаем и такую высокую степень самостоятельности выбора, как предоставление возможности выбора самой ноотеки, которая в этом случае является одним из вариантов формата обучения, наряду с традиционным форматом, предполагающим «прохождение программы», билеты, составленные в соответствие с ней, и «сдачу» экзаменов. б) Персонализацияучебной деятельности в сочетании с принципом коллективности, проявляющемся, прежде всего в создании общей ноотеки, стремящейся к некоторому единству и целостности. в) Гибкое и реалистическое сочетание контроля и самоконтроля. Организация этой части ноотеки призвана играть значимую роль в ней как главный источник ее самодвижения. 3) Дополнительное стимулирование учебной деятельности. а) Открытостьвыполненного задания. Оно (задание) остается «на века», хранится в компьютере небезымянно и не исключается возможность «просвечивания» его другими разными участниками ноотеки. Более того, не последнюю роль в мотивации учебной деятельности играет то обстоятельство, что учебные материалы студента могут быть использованы сокурсниками и студентами других поколений (интеллектуальная преемственность в учебном процессе). б) Соревновательность. В частности, ноотека допускает реализацию возможности применения различных рейтинговых форм фиксации уровня знаний и умений, например, через обозначение коэффициента уровня трудности и важности задания, умножаемого на оценку качества выполнения задания. В предлагаемом варианте этот принцип реализован в системе баллов. Текущее и итоговое соотнесение результатов, осуществляемое публично и открыто, создает и соревновательную мотивацию. 4) Ноотека как саморазвивающаяся система. Процессы создания и функционирования ноотеки накапливает в ней потенциал саморазвития. Система ноотеки в этом аспекте представляет собой не только продукт направляющей и контролирующей деятельности преподавателя, но и такой фрагмент ноосферы, в котором заложен синергетический принцип самодвижения и саморазвития (последнее в силу неизбежной вариативности и закрепления не предполагаемых изначально моментов). См. прим. 3. 5) Компьютер существеннейшим образом увеличивает возможности реализации названных принципов. У него безграничные кумулятивные и систематизирующие возможности, способность фиксировать и организовывать различные алгоритмы деятельности студента и преподавателя. При этом само овладение компьютерными формами носит для студента (и преподавателей!) обучающий характер. Для кафедр и факультетов – это дополнительный стимул развития в плане повышения эффективности учебной работы. Возможности совершенствования ноотеки в этом аспекте безграничны. Современность (актуальность) работы с компьютером и компьютерного обучения. Последнее ярко видно на фоне кризиса «классных» (неличностнонаправленных) программ и технологий, кризиса технологий, ориентированных на жесткие стандарты содержания и на воспроизводящие методики обучения, а не на умение самостоятельно добывать и продуцировать знания. Такие методики востребованы в современном информационно-компьютерном мире, в нем «выживет» и будет тянуть общество только креативная личность, формируемая «поштучно». Воспитать ее воспроизводящими технологиями вряд ли возможно в массовом объеме. 6) В заключение подчеркнем открытый характер предлагаемого проекта. Он заключается не только в том, что его разработка находится на начальном (во многом стихийном) этапе (особенно это касается компьютерной составляющей). И цель пособия в этом аспекте – найти сторонников и единомышленников, без которых потенциал саморазвития ноотеки останется не более чем декларируемым тезисом. Открытость ноотеки принципиальна еще и в том смысле, что она претендует на реализацию таких принципов обучения, как либерализация учебного процесса, развитие креативной личности, наконец, саморазвивающийся характер системы и под. Закрытость (жесткость) обучающих систем плохо совместима с этими принципами. Таким образом, наличие разнообразных вариантов реализации ноотеки есть необходимое проявление ее жизнеспособности.
III. ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КУРСА «МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА» Настоящее учебное пособие ориентировано на организацию самостоятельной работы студентов по русскому языку. В нем предлагаются такие формы заданий и организации учебного процесса в целом, которые способствуют формированию и развитию самостоятельной креативной личности студента, умеющего «обучать себя», и в частности умеющего ориентироваться в современной многоликой научной парадигме. 1) Общие а) Владение основными принципами и понятиями и терминами морфологии: · умение давать дефиниции · умение оперировать понятиями (построение умозаключений, логических «деревьев», решение практических задач, рецензирование работ); · представление понятий морфологии в виде системы: · умение графического изображения фрагментов системы в виде планов-конспектов или макетов наглядных пособий; · иллюстрирование понятий конкретными примерами. · умение решать поставленные проблемные ситуации; · умение представлять различия и противоречия в теории и фактах как проблемные ситуации, формулировать их в научных терминах. б) «Проекция» основных понятий на сплошные массивы «естественных» текстов: · лабораторное исследование текстового материала в заданном аспекте. в) Комплексный морфологический анализ отдельных единиц (словоформ, лексем) · представление отдельной единицы как системы морфологических элементов; · анализ отдельных единиц по заданным схемам. г) Использование словарей, справочников, учебных пособий для решения различных теоретических и практических задач: · умение пользоваться «Грамматическим словарем» А.А. Зализняка; · умение пользоваться справочным разделом «Русской грамматики»; · умение использовать справочники, содержащие материалы по морфологическому варьированию (см.: Часть 1, задание 16). д) Аннотирование, реферирование, рецензирование научной литературы. е) Сопоставление различных источников, квалификация различий; · аспектологический анализ источника. ж) Соотнесение школьного и вузовского представлений основных морфологии. з) Видение орфографического аспекта морфологии. и)Соотнесение морфологических понятий с общелингвистическими и философскими: · умение иллюстрировать философские и общелингвистические положения фактами грамматического строя русского языка и грамматики как научной или учебной дисциплины. · умение связывать морфологические понятия с понятиями предшествующих учебных курсов, результатами НИРС к) Представление морфологической системы как развивающейся. л) Представление истории морфологии как науки и ее основных тенденций. м) Элементы научного исследования · библиография · микроисследования на текстовом и словарном материале · исследование проблемных ситуаций 2) Специальные а) Дифференциация грамматической части словоформ и лексем и лексической и словообразовательной частей: · различение и формулирование лексического, словообразовательного и грамматического значения словоформы. б) Склонение и спряжение отдельных лексем (грамматический и нормативный планы). в) Анализ вариативности формальной и семантической стороны лексем, грамматических форм, словоформ, частей речи. г) Описание грамматической структуры словоформ. д) Подбор (создание) лексем и словоформ по заданному набору свойств. е) Определение частеречной принадлежности всех лексических единиц сплошного текста. ж) Анализ словоформ и лексем по универсальной схеме: · в школьном варианте; · в вузовском варианте; з) Проекция морфологических знаний и умений в орфографический план: умение объяснить грамматико-дифференцирующие написания. и) Понимание взаимосвязи различных грамматических категорий. к) Решение других специальных морфологических задач.
IV. ТЕМЫ ДЛЯ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ И ЭКЗАМЕНОВ ПО КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. МОРФОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2- ГО КУРСА
4.1. Теоретические вопросы [5]
1. Предмет морфологии как науки. Краткая история и современное состояние. Ф.Ф. Фортунатов, «Русская грамматика», грамматические словари. Морфология в школе. 2. Морфологическая система и ее основные единицы. Слово как словоформа и слово как лексема. Грамматическая парадигма. 3. Грамматическое значение, его компоненты и разновидности. 4. Взаимоотношения грамматических значений с другими типами языковых значений: словообразовательным, лексическим, синтаксическим. Словообразование и формообразование. 5. Окончание и другие средства выражения грамматических значений. Структура словоформ. Тенденция к аналитизму в русском языке. Проблема составных словоформ и лексем в русском языке. 6. Грамматические категории и их типы в русском языке. 7. Словоизменительные и несловоизменительные категории и их свойства в разных частях речи. 8. Морфологическая система и ее роль в текстообразовании. 9. Морфология и лексика. 10. грамматические и функционально-семантические категории. 11. Морфология и синтаксис. 12. Морфология и орфография. 13. Морфология и фонология. Морфология и морфонология. 14. Формальные типы лексем и словоформ. «Грамматический словарь русского языка» А.А. Зализняка. 15. Учение о частях речи в русском языке. 16. Семантико-грамматические разряды существительных. 17. Классификация русских лексем и словоформ по частям речи как лингвистическая проблема 18. Учение В.В. Виноградова о частях речи. Части речи в школьном курсе русского языка. 19. Знаменательные и служебные части речи. Местоименные слова в системе частей речи. Слова вне частей речи. 20. Имя существительное как часть речи. Имена существительные и смежные с ними лексемы. 21. Категория рода существительных и других частей речи. 22. Род и пол. Пол как функционально-семантическая категория. Вопрос о существительных общего рода. 23. Род и формальные типы субстантивных лексем. Род существительных нулевого склонения. Род составных лексем. 24. Род и число. Проблема существительных парного рода. 25. Одушевленность как грамматическая категория. Понятие согласовательного класса. 26. Грамматическая и функционально-семантическая категория числа и их особенности в современном русском языке. 27. Проблемные вопросы в учении о категории числа. 28. Отклонения от типовых значений и форм в числовой системе и ее функционировании. Словоформы числа в контексте. 29. Грамматическая категория падежа. Проблемные вопросы в «падежной теории». 30. Склонение имен в русском языке. Формальные классы имен. 31. Имя прилагательное как часть речи. Адъективные лексемы в ряду смежных типов лексем. Слова типа «беж» и элементы типа «парт». 32. Образование различных форм лексем и их формальные классы. Вопрос о степенях сравнения. 33. Имя числительное как часть речи. Нумеративные лексемы в ряду смежных лексем. Проблемные вопросы частеречной классификации единиц с количественным значением. 34. Словоизменение и формальные классы имен числительных. Синтаксические особенности имен числительных. 35. Проблема местоимений как части речи. Особенности грамматических категорий в системе местоимений. Проблема местоименных наречий. 36. Семантические, синтаксические и формальные разряды местоимений. 37. Глагол как часть речи. Состав глагольных лексем. Структура глагольной словоформы. 38. Способы образования глагольных словоформ. Глагольные словоизменительные классы. Типы спряжения. 39. Категория залога в русском языке. Семантика залога и способы ее выражения. 40. Квалификация залога как словоизменительной или несловоизменительной категории. Возвратные глаголы в русском языке. 41. Глагольный вид как несловоизменительная категория. 42. Проблема семантического инварианта видовой оппозиции. 43. Способы выражения видовых значений. Способы глагольного действия. Видовая цепь русских глаголов. Двувидовые и одновидовые глаголы. 44. Категория времени в русском языке. 45. Категория наклонения в русском языке. 46. категория лица в русском языке. 47. Причастие. 48. Деепричастие. Инфинитив. Проблема глагольных междометий. 49. Наречие 50. Вопрос о категории состояния. 51. Союзы как часть речи. 52. Предлоги как часть речи. 53. Частицы и модальные слова. Междометия. 54. Морфологическая система русского и других языков. Сопоставительная характеристика. 55. Современные процессы в морфологической системе русского языка. Словарь-справочник «Грамматическая правильность русской речи». 56. Современные тенденции в развитии морфологии как науки. 57. Концепции А.А. Зализняка, А.В. Бондарко, М.В. Панова, Е.С. Кубряковой и др. 4.2. Базовые практические задания для экзамена 1. Описание грамматической структуры всех словоформ текста по краткой формуле (Задания 2.1.1 — стр. 106.; задание 2.1.3. - с.107; 2. Описание грамматической структуры и грамматического значения отдельных словоформ по развернутой формуле (Задание 4) 3. Образование словоформ по заданным признакам 4. Словоизменение лексемы (склонение, спряжение) 5. Квалификация части речи всех лексем (словоформ) текста (Задания 6, 18) 6. Анализ по схеме грамматической категории (задание 22) 7. Анализ по схеме части речи (задание 23) 8. Полный анализ по схеме именной и глагольной словоформы (лексемы) (Задание 13) 9. Тестовые задания (Задание 12) 10. Анализ проблемной ситуации (Задание 21).
V. ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»
5.1. Основная
Русская грамматика. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1980. – с.453-754. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. ун-тов/ В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская, и др.; под ред. В.А. Белошапковой. 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1989. – с. 380-532. (и др. изд.) Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М.: Русский язык, 1977. – 880 с. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М.: Наука, 1967. – 370 с. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. М.: Наука, 1976. – 312 с. Подгаецкая И.М. Проблемный анализ литературы по современному русскому языку (Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология) – М., Просвещение, 1991.
5.2. Дополнительная (монографические издания)
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.: Высш. шк., 1972. – 600 с. Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. – Л.: Наука, 1988. – 239 с. Белошапкова В.А. О последовательности и формулировках при морфологическом разборе// Рус. яз. 1964, № 5. – с. 3-8. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол: Пособие для студентов и учителей. – Л.: Просвещение, 1967. – 191 с. Буланин Л.А. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976, - 154 с. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. В 2-х частях. Ч. 2. Морфология. Синтаксис: Учебник для ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964, с. 15-247. Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. – М.: Высш. школа, 1967. – 257с. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989. – 326 с. Грамматика русского языка. Т.1. Фонетика и морфология. – М.: Изд. АН СССР, 1953. – с. 103-720. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М.: Наука, 1976. – 455 с. Клобуков Е.В. Теоретические проблемы русской морфологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, - 95 с. Краткая русская грамматика /В.Н.Белоусова, Н.Н. Ковтунова, И.Н. Кручинина и др.; под ред. Н.Ю. Шведовой и Б.В. Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – с. 146-341. Краткий справочник по современному русскому языку/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант. Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. школа, 1991. – 383 с. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. – М.: Наука, 1978. – 85 с. Лингвистический энциклопедический словарь./ гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов. энц., 1990. – 685 с. Мещанинов Н.И. Члены предложения и части речи. М.: Наука, 1966. – с. 241-385. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? Кн. для внеклассного чтения учащихся 8-10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1988. – 182 с. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка: Учебное пособие по спецкурсу. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980, с. 100-199. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском языке. – М.: Наука, 1971. – 353 с. Никитевич В.М. Грамматические категории в современном русском языке. – М.: Учпедгиз, 1962. – 246 с. Обратный словарь русского языка. – М.: Сов. энц., 1974. – 850 с. Поспелов И.С. Мысли о русской грамматике. М., 1990. Русский язык и советское общество: Социально-лингвистическое исследование/Под ред. М.В. Панова. М.: 1978. – 285 с. Т.3. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка/В.Л. Воронцова, Л.К. Граудина, С.М. Кузьмина и др./ Русский язык по данным массового обследования. – М., 1974. Русский язык: Энциклопедия. – М.: Сов. энц., 1975. – 431 с. Современный русский литературный язык: Учебник/ П.А. Лекант, Н. Гольцова, Б.П. Жуков, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Б.П. Малашенко, М. Ф. Тузова, Ю.В. Фоменко./ Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. школа, 1982, с. 168-245. Современный русский язык в таблицах и схемах. М., 1985. – 118 с. Современный русский язык. В 2-х частях. Ч. 2. Лексика. Фонетика. Словообразование. Морфология: Учебник/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Высш. шк., 1976, с. 186-345. Современный русский язык. В 2-х частях. Ч.2. Словообразование. Морфология: Учебник. – М.: Просвещение, 1981. – с. 79-265. Современный русский язык. Сборник упражнений: Уч. пособие для филол. фак-тов ун-тов. – М.: Высшая шк., 1990. – 320 с. Современный русский язык: Теоретический курс. Словообразование. Морфология./ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1989. – 265 с. Супрун А.Ю. Части речи в русском языке. – М.: Наука, 1971. – 59 с. Фортунатов Ф.Ф. О преподавании грамматики русского языка в школе// Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. Т.2. – М.: Учпедгиз, 1957. – с. 429-462. Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка: М.: Изд-во МГУ, 1990. – 296 с. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора: Уч. пособие для студентов-филологов. – М.: Высш. шк., 1991. – 192 с. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. – М., 1990. Ч.2. – 118 с. Ширшов И.А. О логике морфологического разбора. – Русский язык в школе, 1972, № 2. – с.14-19. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с. Янко-Триницкая М.А. Русская морфология: Учебное пособие. – М.: Русский язык, 1982. – 239 с. Панов М.В. Языки народов ССР. Т.1 М., 1966 (разд. Морфология) Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Ч. 1-2. Минск, 1965. – 252 с.
5.3. Дополнительная (статьи) Наиболее значимые статьи по морфологии русского языка указаны в библиографическом разделе «Русской грамматики» М., 1980 – С. 740-742), в приложениях к словарной статье «Морфология» в энциклопедических словарях: «Лингвистический энциклопедический словарь», энциклопедический словарь «Русский язык» и в учебном пособии Г.М. Подгаецкой. В дополнение к ним для самостоятельной работы: Иванова В.Ф. Человек с тысячью лиц или человек с тысячью лицами.// Русский язык в школе, 1969 № 2. – с.34-37. Бабайцева В.В. О зоне синкретизма в системе частей речи.// Филологические науки, 1983 № 5. – с. 10-18. Святковский С.И. К вопросу о грамматической категории// Филологические науки. 1966, № 1. – с. 71-84. Чернов В.И. О функциональном аспекте лексико-грамматической классификации имен прилагательных.// Русский язык в школе, 1973 № 5. – с. 23-31. Каламова Н.А. К вопросу о переходности одних частей речи в другие.// Русский язык в школе, 1961 № 5. – с.36-44. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке.// Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1957. – с. 97-109. Арбатский Л.И. Формы множественного числа со значением длительности, протяженности. // Русский язык в школе, 1963 № 5. – с. 14-19. Шанская Т.В. О роде несклоняемых существительных. // Русский язык в школе, 1965 № 6. – с.20-25. Лукин М.Ф. Субстантивация числительных в современном русском языке.// Русский язык в школе, 1968 №1. – с. 18-25. Числительные или существительные слова «тысяча», «миллион», «миллиард»?// Русский язык в школе, 1972, № 2. – с.126-128. Янко-Триницкая Н.А. О местоименной природе «друг друга»// Русский язык в школе, 1975 №1. – с. 68-71. Бедняков А.С. Переход причастий в прилагательные.// Русский язык в школе, 1947 № 2. – с. 11-17. Бондарко А.В. Некоторые особенности переносного употребления времени глагола.// Русский язык в школе, 1965 № 5. – с. 18-24. Гуревич Б.З. О значениях глагольного вида в русском языке.// Русский язык в школе, 1970 № 5. – с. 22-29. Долин Ю.Т. К вопросу о грамматической природе форм типа «хлоп» в русском языке.// Русский язык в школе, 1970 № 5. – с. 93-95. Плоткин В.Я. О форме сослагательного наклонения в русском языке.// Филологические науки, 1962 № 2. – с. 8-12. Герд А.С. Русская морфология и машинный фонд русского языка //Вопросы языкознания., 1986, №6. – С. 90-96. Виноградов В.С., Милославский И.Г. Сопоставительная морфология русского и испанского языков. – М.: Русский язык. – 1986.
Работы, опубликованные после 1990 года Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. М. 1999. – 275 с. Кубрякова Е.С. Язык и знание. (разд. «Части речи с когнитивной точки зрения»). М.2004. Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в проблематику. М.,2000. Соколов О.М. Основы имплицитной морфологии русского языка. М., 1997. Красильникова Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи (функциональный аспект). - М., 1990. – 124 с. Перцов Н.В. Инварианты в русском словоизменении. – М., 2001. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М., 1999. Слово и грамматические законы языка. Имя. – М.: Наука, 1989. Коваль С.А. Ресурсы по русской морфологии в Интернете // Русский язык в Интернете. -Казань, 2003. -С. 60-83Хайрутдинова Г.А. Морфологические средства создания комизма // Русская и сопоставительная филология: Сист.-функцион. аспект. -Казань, 2003. - С. 135-139Хайрутдинова Г.А. Форма художественной речи в аспекте эстетизации морфологических едениц языка // II Международные Бодуэновские чтения: Тр. и материалы. -Казань, 2003. -Т. 2. - С. 42-44 Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка: Ввод. курс: Учеб. пособие. -М.: Наука, 2003. -2-е изд. -119 с., схем. Хижняк С.П. Особенности морфологического образования юридических терминов в русском языке // Вестн. Волгоград. гос. ун-та: Научно-теоретический журнал. Сер. 2, Языкознание. -Волгоград, 2002. -Вып. 2. - С. 72-76Милованова М.С. Напротив - какая часть речи?: Подробности морфологического разбора // Рус. словесность. -М., 2003. -N 8. - С. 44-48 Мыркин В.Я. Некоторые акцентные, произносительные и морфологические новшества в современной русской речи // Славянское слово в литературе и языке. -Архангельск, 2003. -C. 224-225Панков Ф.И. Еще раз о грамматике и семантике модальных слов (фрагмент лингводидактической модели русской морфологии) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. -М., 2003. -N 2. - С. 59-74 Библиогр.: 73-74.Перцов Н.В.Возвратные страдательные формы русского глагола в связи с проблемой существования в морфологии // Вопр. языкознания. -М., 2003. -N 4. - С. 43-71 Библиогр.: с. 70-71.Морфолгическая и синтаксическая характеристика причастий и деепричастий в русском языке // Актуал. пробл. соврем. науки. -М., 2003. -N 3. - С. 120-122 Дегтярева М.В. Об одной "глагольной" морфологической категории части речи. "Предикатив // Русский литературный язык: номинация, предикация, экспрессия. -М., 2002. -С. 161-164 Онипенко Н.К., Чо Ми, Рюнг.К вопросу о взаимодействии лексики, морфологии и синтаксиса // Русский литературный язык: номинация, предикация, экспрессия. -М., 2002. -С. 82-95Ковачева Н.Сопоставительное описание грамматического строя русского и болгарского языка (морфология имени существительного и глагола) // Слово: Юбилеен сб., посветен на 70-годишнината на проф. Ирина Червенкова. -С., 2001. -С. 75-95Зализняк А.А.Русское именное словоизменение: С прил. избр. работ по совр. рус. яз. и общ. языкознанию. -М.: Яз. слав. культуры, 2002. -749 с., табл. - ( Studia philologica ) Библиогр.: с. 744-749Петрова Н.А. Активные процессы в области морфологии современного русского языка // Живое слово и жизнь. -Архангельск, 2002. -С. 179-187Панова Г.И. Морфологическая категория наклонения в современном русском языке // Вестн. Хакас. гос. ун-та. Сер.: Языкознание. -Абакан, 2002. -Вып. 3. - С. 86-93 Панова Г.И. О формальном выражении морфологических категорий в русском языке // Исследования по языкознанию: К 70-летию члена-корреспондента РАН А.В. Бондарко. -СПб., 2001. -С. 290-295. Панова Г.И. Морфологическое значение, средства его выражения и морфологическая форма слова в русском языке: (Опыт составления словаря-справочника по русской морфологии) // Вестн. Хакас. гос. ун-та. Сер.: Языкознание - Абакан, 2001. -Вып. 2. - С. 54-59Радзиховская В.К.Механизмы устойчивости морфологической системы русского языка // Языковая деятельность: переходность и синкретизм. -М.; Ставрополь, 2001. -Вып. 7. - C. 115-117 Карючина В.А.Тенденция к аналогии - одна из основных в развитии морфологической системы русского языка (к вопросу о проявлении праславянских тенденций в современном русском языке) // Теория языкознания и русистика: наследие Б.Н. Головина. -Н.Новгород, 2001. -C. 146-147 Красильникова, Е.В.Позиционный взгляд на язык // Рус. яз. в науч. освещении. -М., 2001 - N 1. - С. 270-277 Рец. на кн.: Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. - М., 1999.Карпова Т.Ж. Пути морфологической адаптации галлицизмов в русском языке // Славянские духовные ценности на рубеже веков. -Тюмень, 2001. – С.188-195 Ермакова О.П.О некоторых явлениях нейтрализации в морфологии // Жизнь языка: Сб. ст. к 80-летию М.В. Панова. -М., 2001. -С. 60-67Библиогр.: с. 67.Брусенская Л.А.Нормы русской морфологии // Филол. вестн. Ростов. гос. ун-та. -Ростов н/Д, 2001. -N 2. - С. 31-34 Библиогр.: с. 34.Леурда И.Н.Морфологическая грамотность разговорной речи жителей г. Тюмени // Лингвистические аспекты речевой культуры. -Тюмень, 2000. -С. 175-179 Гришанина, Е.Б. Морфологический аспект процесса формирования контекстуально-синонимических отношений: (На материале имени прилагательного) // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания. -Ростов н/Д, 2001. -Ч. 1. - С. 140-145Панова Г.И. Пособие нового типа по русской морфологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. -М., 2001. -N 4. - С. 158-161 Рец. на кн.:Камынина А.А. Современный русский язык: Морфология. - М., 1999. - 240 с.Амиантова Э.И.Принципы построения спецкурса "Основы функциональной морфологии" // Слово. Грамматика. Речь. -М., 2001. -Вып. 3. - С. 5-9Клобуков Е.В.[Рецензия] // Изв. Акад. наук. Сер. лит. и яз. -М., 2000. -Т. 59, N 4. - C. 61-67Рец. на кн.:Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. - М., 1999. - 275 c.Богданов С.И. Форма слова и морфологическая форма: Автореф. дис.... д-ра филол. наук / РАН. Ин-т лингв. исслед. - СПб., 1998. -38 с., табл Колодезнев В.М. Морфология русского языка: Практ. курс: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: ВЛАДОС, 1999. -264 с., табл.- ( Учеб. пособие для вузов ).40. Касевич В.Б. Еще о нуле и сопряженных с ним понятиях // Вопросы русского языкознания. -М., 2004. -Вып. 11. – С. 48-56 Библиогр.: с. 56. 41. Дяловская Н.Г. О морфолого-семантическом и морфологическом уровне аналитизма в современном русском языке // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: средства и способы выражения. -М., 2004. -С. 83-91. Голев Н.Д. Морфологическая сущность существительных так называемого общего рода // Виноградовские чтения: материалы межвузовской научной конференции. Тобольск, ТобГПИ, 2001. – С.107-108.
VI. УНИВЕРСАЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |