Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические проблемные задачи 1 страница




При извлечении информации из памяти всегда легче....

Мышление - это....

Наше восприятие-это....

Теоретическое мышление - это....

Наше восприятие мира связано с....

А. Культурой, к которой мы принадлежим.

В. Индивидуальным опытом.

С. Оба ответа верны.

А. Понятийное мышление, пользуясь которым человек в про­цессе решения задачи выпол­няет действия в уме с помощью понятий, суждений и умозаключений.

В. Мышление, материалом которого являются образы. Манипу­лируя образами, человек, мысленно преобразует ситуацию, решает за­дачу.

С. Оба ответа верны.

А. Простая сумма ощущений, которая выступает в виде образов предметов или явлений.

В. Интеллектуальный процесс, в основе которого лежит синтез разнообразных отноше­ний.

С. Оба ответа верны.

А. Процесс познания с помощью органов чувств.

В. Процесс создания новых образов.

С. Ступень познания, раскрывающая суть вещей, явлений.

D. Все суждения верны.

А. Вспомнить какой-то отдельно взятый элемент.

В. Ответить на прямые вопросы.

С. Распознать элемент информации в предложенном содержа­нии.

6. Органы чувств человека начинают функционировать:

А. До рождения.

В. С момента рождения.

С. На втором месяце после рождения.

 

7. Один и тот же предмет воспринимается и воспроизводится раз­ными людьми:

А. По-разному.

В. Одинаково.

С. Оба ответа верны.

8. Мысль:

А. Мысль - это внутренний диалог, а речь - это мысль, выска­занная вслух.

В. Мысль так же относится к речи, как и речь к мысли.

С. Мышление и речь - самостоятельные, относительно незави­симые реальности.

D. Все утверждения верны.

9. Память:

А. Всегда играет положительную роль в процессах мышления.

В. Всегда облегчает решение проблемы.

С. Может вызвать некоторую функциональную ригидность мышления.

D. Все суждения верны.

10. Воображение - это деятельность нашего сознания, в про­цессе которого соз­даются образы предметов с опорой на ранее приобре­тенные....

А.... и программирующие активную деятельность человека.

В...., но не программирующие активную деятельность, а заме­няющие ее.

С. Оба ответа верны.

2) Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражаю­щими их детали, признаки, особенности.


1. Внимание

2. Память

3. Мышление

4. Речь

5. Восприятие

 

А. Константность

В. Переключение

С. Обобщение

D. Моторная

Е. Внешняя

F. Агглютинация


 


1. Воля

2. Эмоции

3. Память

4. Способности

5. Ощущение

 

А. Объективация

В. Выдержка

С. Талант

D. Адаптация

Е. Реминисценция

F. Страсть


 


1. Эмоции

2. Характер

3. Восприятие

4. Память

5. Воля

А. Оперативная

В. Избирательность

С. Абстракция

D. Исполнительный этап

Е. Акцентуация


 

 


1. Память.

2. Внимание.

3. Речь.

4. Мышление.

5. Восприятие.

 

А. Устойчивость.

В. Предметность.

С. Конкретизация.

D. Образная.

Е. Эгоцентрическая

F. Фрустрация


 


1. Воля.

2. Эмоции

3. Память

4. Способности

5. Ощущение

 

А. Перцептивная

В. Настойчивость

С. Амбивалетность

D. Эффектор

Е. Адаптация

F. Специальные


Проверочный тест по разделу "Педагогика"

1) Какая точка зрения правильна на современном этапе развития науки:

А. Педагогика - междисциплинарная область знаний;

Б. Педагогика служит для пополнения знаний других дисцип­лин;

В. Педагогика - наука, которая имеет свой предмет изучения - педагогический процесс.

2) Народная педагогика - это:

А. Область знаний народа по вопросам воспитания;

Б. Область эмпирических знаний на предмет воспитания и обу­чения;

В. Совокупность средств воспитания - устное народное творче­ство, народная му­зыка, игры, народные обряды и традиции.

3) Педагогика - это наука:

А.... которая изучает закономерности воспитания и обучения;

Б.....которая изучает закономерности развития, тенденции и перспективы образо­вания;

В.....которая изучает сущность, закономерности и перспективы развития педаго­гического процесса.

4) Предметом воспитания являются:

А. социальные условия формирования и образования учащихся;

Б. принципы, цели, содержание, процесс обучения, образования;

В. психологическое развитие личности в процессе обучения;

Г. теория обучения отдельному предмету;

Д. взаимосвязь преподавания и учения.

5) Выберите полный ответ. Развитие - это:

А. накопление количественных изменений в организме чело­века;

Б. уничтожение старого и возникновение нового;

В. становление человека как социального существа, которое происходит в про­цессе жизни и деятельности;

Г. количественные и качественные изменения в организме чело­века, происходя­щие во времени под воздействием различных факто­ров;

Д. целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

6) Какие качества передаются от родителей к детям:

А. способ мышления, особенности интеллектуальной деятель­ности;

Б. черты характера;

В. тип нервной системы, темперамент;

Г. способности к различным видам деятельности;

Д. задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей чело­века;

Е. цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор;

Ж. социальный опыт;

3. нравственные качества;

И. особенности речи, памяти, внимания;

К. воля, настойчивость, целеустремленность;

Л. жестокость, алчность, агрессивность;

М. склонность к правонарушениям.

7) Можно ли утверждать, что ребенок, чьи родители были пьяни­цами, обяза­тельно разделит их судьбу:

А. безусловно. Если у человека неблагоприятные задатки, они со временем разо­вьются;

Б. разовьются ли наследственные задатки в устойчивые качества личности - это зависит от обучения, воспитания и самовоспитания;

В. в условиях неблагоприятной социальной среды ребенок с та­кими задатками обязательно разделит судьбу своих несчастных роди­телей;

Г. попав в неблагоприятную среду, человек с такой наследст­венностью скорее ста­нет алкоголиком, чем человек без отягощающей наследственности;

Д. это еще ни о чем не говорит.

8) Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ:

А. процесс активной деятельности личности.

Б. ускоренное формирование интеллектуальных сил личности.

В. ускорение индивидуального развития человека.

Г. проявление настойчивости личности в достижении постав­ленных задач.

Д. ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подрост­ковом возрасте.

9) Какие общие факторы влияют на постановку цели воспи­тания:

А. требования родителей;

Б. потребности общества;

В. представления и стремления прогрессивно мыслящих людей;

Г. потребности производства;

Д. идеал человеческого воспитания;

Е. экономический уровень развития общества;

Ж. требования христианских добродетелей;

3. требования господствующего класса;

И. способ производства;

К. возможности учителей и воспитателей;

Л. физиологические и психологические возможности детей;

М. уровень цивилизованности общества;

Н. идеология и политика государства;

О. уровень развития педагогической науки и практики;

П. возможности учебно-воспитательных заведений.

10) Гуманистическая педагогика:

А. стремится изменить воспитанника;

Б. исходит из приоритетности знаний педагога;

В. не стремится к изменению ныне существующей целевой ус­тановки школы;

Г. принимает воспитанника таким, каким он есть;

Д. не требует от учителя переориентации внутренних установок.

11) Как должен выглядеть педагог:

А. модным, экстравагантным, одетым по-молодежному;

Б. внешность и одежда не имеют значения;

В. как английский джентльмен: после его ухода остается хоро­шее впечатление, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет;

Г. на два-три шага отставать от моды.

12) Что вы понимаете под содержанием образования:

А. это не что иное, как перечень предметов, которые должны изучаться в школе, количество часов на их изучение и указание тем, разделов;

Б. такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей, потребно­стей;

В. это система знаний, умений, отобранных для изучения в школе, овладение кото­рыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных ин­тересов и подготовки к деятельности;

Г. правильного ответа нет.

13) Из перечисленных альтернатив выберите те, которые озна­чают основные категории теории воспитания:

А. воспитание;

Б. образование;

В. развитие;

Г. умение;

Д. навыки;

Е. преподавание;

Ж. классно-урочная система;

3. учение;

И. обучение;

К. структура;

Л. знания;

М. класс;

Н. цель;

О. содержание;

П. эффективность;

Р. организация;

С. форма;

Т. метод;

У. средства;

Ф. альтернатива;

X. процесс;

Ц. таксономия;

Ч. формирование;

Ш. компьютеризация;

Щ. результаты.

14) Метод воспитания - это:

А. путь движения мысли от учителя к учащимся с целью пере­дачи знания послед­ним;

Б. исходные закономерности, которые определяют организацию учебного про­цесса;

В. способ сотрудничества учителя с учащимися.

15) Укажите группу, в которой названы основные составные части воспита­ния:

А. умственное воспитание, интеллектуальное развитие, поли­техническое образо­вание, духовная зрелость, общая эрудиция;

Б. нравственное воспитание, духовное совершенствование, эн­циклопедичность знаний, трудовая зрелость, политехнический круго­зор;

В. умственное воспитание, физическое воспитание, нравствен­ное воспитание, эс­тетическое воспитание, трудовое воспитание;

Г. физическое воспитание, трудовое воспитание, интеллекту­альное богатство, нравственная чистота, политехническая подготовка.

16) Укажите группу, в которой перечислены социальные роли че­ловека, к вы­полнению которых его должно готовить воспитание:

А. воспитанный человек, гуманист, природолюб;

Б. знаток этикета, эколог, семьянин;

В. гражданин, работник, семьянин;

Г. гражданин, патриот, интернационалист.

17) В какой группе перечислены методы стимулирования:

А. рассказ, объяснение, беседа, личный пример;

Б. поощрение, наказание, соревнование;

В. упражнение, поощрение, приучение, требование, поручение;

Г. беседа, принуждение, воспитывающие ситуации, контроль.

18) Поощрение - это:

А. способ педагогического воздействия на воспитанника, выра­жающий положи­тельную оценку его поведения с позиций однокласс­ников и с целью закрепления положительных качеств;

Б. метод воспитания, который предполагает вынесение воспи­таннику благодарно­сти;

В. метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью форми­рования положительного отношения к своим обязанно­стям;

Г. метод вознаграждения за хорошие поступки;

Д. прием стимулирования деятельности воспитанников.

19) Соревнование - это:

А. это игра, в которой определяется победитель;

Б. путь к закреплению достигнутых результатов;

В. метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достиже­ниями других участников;

Г. метод установления превосходства одних воспитанников над другими;

Д. стремление к приоритету любыми путями.

20) Наказание - это:

А. метод воспитания, проявляющийся в форме требования;

Б. решающий фактор торможения отрицательных действий вос­питанников с це­лью формирования у них боязни за совершенные дей­ствия;

В. способ воздействия на воспитанников с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

21) Причины снижения воспитательного влияния семьи следую­щие:

А. общественный регресс;

Б. снижение уровня жизни;

В. упадок морали;

Г. обострение конфликта поколений;

22) Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформули­рованы неверно. Найдите их:

А. педагогическая культура родителей;

Б. систематические наказания детей;

В. задабривание детей;

Г. участие в совместных делах;

Д. потакание детям во всем;

Е. слежка за каждым шагом ребенка;

Ж. педагогический такт родителей;

3. знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;

И. опора на положительное;

К. природосообразность воспитания;

Л. гуманизация отношений;

М. связь с общественным воспитанием.


Коллоквиум по теме: «Психика. Сознание. Деятель­ность»

1. Человеческий индивид, включенный в систему межличност­ных и социальных отноше­ний, субъект сознательной деятельности обозначается понятием....

2. Свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действи­тельность и на основе формируемых при этом психических образов целесообразно регулиро­вать деятельность чело­века и его поведение называется....

3. Система отношений к предметам, явлениям, которая выража­ется в мировоззрении личности, называется... личности.

4. Мысли, стремления, чувства, связанные с осознанием потреб­ности, порождающие цели, называют... деятельности, поведения.

5. Сознательно усвоенный способ выполнения действий, кото­рый обеспечивается совокупностью знаний и навыков, -....

6. Факт принадлежности человека к человеческому роду фикси­руется понятием..

7. Одна из форм направленности личности, окрашенная положи­тельными эмоциями, связанная с проявлением познавательной по­требности, называется....

8. Утверждение, что психика - это особое свойство мозга, кото­рое реально существует, но не является материальным, выражает суть... понимания психики.

9. Психологи-материалисты признают биологический фактор как природные предпо­сылки развития способностей, обозначая его понятием....

10. Особый класс субъективных психических состояний, сущ­ность которых составляют переживания человека своего отношения к тому, что он делает, познает, чувствует, - это... и....

11. Человек как субъект познания и активного преобразования действительности, но­ситель социальных характеристик в ходе жизни становится........

12. Психофизиологический механизм, который служит предпо­сылкой приоб­ретения информации, ее переработки и применения и выражается в относительно устойчивой структуре умственных спо­собностей, называют....

13. Основной источник активности человека и животных -....

14. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведе­ние личности независимо от конкретных условий, есть... личности.

15. Активность человека, направленная на достижение созна­тельно поставлен­ных целей, связанных с удовлетворением его по­требностей, - это....

16. Частично автоматизированные действия, полученные в ре­зультате упраж­нений, - это....

17. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности, называется....

18. Утверждение, что психика не зависит от внешних причин и познаваема только самим человеком в ходе самонаблюдения, явля­ется....

19. Совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных яв­лениями действительности, во влиянии которых че­ловек не отдает себе отчета, на­зывают... компонентом нашей пси­хики.

20. Индивидуально-типологические свойства личности, обладая которыми че­ловек может успешно овладевать той или иной деятель­ностью, называют....

Коллоквиум по теме: "Методы и формы воспитания"

1. Метод воспитания - это...

2. Понятие "метод воспитания" характеризует..... сторону вос­пита­тельного про­цесса.

3. С латинского "форма" означает....

4. Форма воспитания как педагогическая категория означает.....

5. Первоначальной наиболее распространенной формой органи­зации воспита­тельного процесса с детьми было......

6. Формы массовой воспитательной работы возникли.....

7. В настоящее время в школе применяются следующие формы орга­низации воспитательной работы:........

8. Воспитательное мероприятие - это.....

9. Основными формами воспитательной работы являются:......

10. Какие цели ставятся при организации индивидуальной форме вос­питательной работы?

11. В чем состоит цель организационного момента...

12. Приемы организации настройки на воспитательное воздей­ствие....

13. Чего нельзя делать перед началом мероприятия?

14. Нестандартные формы массовой воспитательной работы?

15. С латинского "экскурсия" означает...

16. Функции, которая выполняет экскурсия.

17. Виды экскурсий.

18. Производственные экскурсии - это...


1. Задача по теме «Психология как наука».

Среди психологов фигурируют такие имена, как Вундт, Уотсон, Пиаже, Фрейд, Бине. Студент, изучающий психологию, перепутал сведения об этих уче­ных, в частности, даты их рождения, смерти, на­звания их главных трудов и даты их опубликования. Приводим эти сведения, расположенные в хронологическом (даты) и алфавитном (названия трудов) порядке.

Годы жизни: 1832-1920, 1856-1939, 1857-1911, 1878-1958, 1896-1980.

Труды: «Бихевиоризм», «Введение в психоанализ», «Психология интеллекта», «Экспериментальное исследование интеллекта», «Эле­менты физиологической психологии».

Даты опубликования: 1873, 1903, 1916, 1924, 1947.

Попробуйте соотнести ученых по сведениям о них, учитывая следующее:

1) Пиаже опубликовал свой труд в 1947 году, прожил на 30 лет больше, чем автор «Экспериментального исследования интеллекта», причем этот последний труд не принадлежит Вундту.

2) «Введение в психоанализ» Фрейда не было опубликовано в 1903 году.

3) «Элементы физиологической психологии» были опублико­ваны в 1873 году. Автор этого труда прожил на 4 года больше, чем тот ученый, ко­торый позже всех умер.

4) Автор «Психологии интеллекта» родился на 18 лет позже Уотсона и опубликовал свой труд на 23 года позже Уотсона.

2. Задача по теме «Восприятие и представление».

Прочитайте два отрывка, в которых по-разному расставлены знаки препина­ния. Сравните их смысл. Убедитесь, что в них ни одно слово не меняет своего места, но в соответствии со знаками препина­ния изменяются паузы и интонацион­ный строй фразы.

Не думайте. Коль мы не угодим,

Что может быть. У нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало

Мы не жалеем своего труда

Вас оскорблять. Не входит в наши цели

Вас развлекать. Явились мы сюда не с тем.

Чтоб вы об этом пожалели,

Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали все, что надо знать.

(Шекспир У. Сон в летнюю ночь)

Не думайте, коль мы не угодим,

Что может быть у нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало.

Мы не жалеем своего труда.

Вас оскорблять не входит в наши цели,

Вас развлекать явились мы сюда.

Не с тем, чтоб вы об этом пожалели,

Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали все, что надо знать.

В чем причина восприятия разных смыслов одинакового текста? Какое свой­ство восприятия иллюстрирует представленные тексты?

3. Задача по теме «Мышление»

В автомобильную катастрофу попали отец и сын. Отец скон­чался, не приходя в сознание, на пороге больницы. Сына привезли в реанимацию и стали готовить к операции. Пришел врач-хирург, по­смотрел на больного и сказал, что операцию де­лать не будет, так как это его сын. Возможно ли это?

4. Задача по теме «Темперамент»

Найти слова, которые обозначают темперамент: находчивость, экстравертированностъ, глубина чувств, богатство мимики, жизне­радостность, ригид­ность, принципиальность, сензитивностъ, не­ряшливость, быстрая вспыльчи­вость, отходчивость, впечатлитель­ность, сила эмоциональной реакции, медлительность.

 

5. Задача по теме «Язык и речь»

Построить из данных понятий ряд так, чтобы каждое предыду­щее понятие было родовым (более общим) по отношению к после­дующему.

А) Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социаль­ное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, шрифт, рус­ский язык, речь, часть слова.

Б) Язык, отражение, речь, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, дея­тельность, рефлексия, представление, мозг.


Педагогические проблемные задания

Тема: "Развитие, социализация и воспитание личности"

Раскройте смысл данного высказывания: "Воспитание - это не то, что делают с детьми, а то, что с ними самими происходит". (Коро­тов В.М.)

Тема: "Проблема цели воспитания в педагогике"

Одна из дискуссионных проблем в педагогике сегодня - вопрос о целях современ­ной школы. Обсудите эти две позиции и выскажите свое отношение к ним.

«Цель школы - всестороннее и гармоническое развитие лично­сти. И это, отнюдь, не отдаленный идеал, если эту цель толковать с позиций сегодняшней реальности, с учетом культурно-исторической практики, наследниками которой мы являемся. Этот идеал требует, чтобы в каждом педагогическом действии, методе, программе учиты­вались гармония человека с природой и культурой, с людьми, с самим собой.

Предполагается, что при всестороннем развитии личности в ка­ждой отдельной способности, в каждом, отдельно взятом виде воспи­тания, по крайней мере, не утрачивается связь с другими способно­стями, с другими видами воспитания, мето­дами формирования чело­века.

Нет и не может быть альтернативы всестороннему и гармониче­скому разви­тию личности как цели воспитания. Но путь к идеалу дли­телен, сложен и требует поэтапных действий с учетом реальных воз­можностей, реальной подготовки учительских кадров» (Азаров Ю.).

Есть и противоположная точка зрения:

"Традиционный подход к определению цели в педагогике можно было бы на­звать догматическим определением цели (или эти­ческим, или директивным, или без­личностным). Суть традиционного подхода - в особой трактовке отношений обще­ства и педагогической практики, а значит, "общественных требований"' к педагогиче­ской цели, цели и субъектов педагогической практики. Эти отношения представля­ются как отношения однозначного соответствия.

Считается, что сама педагогика цели не вырабатывает, она по­лучает их в виде со­циального заказа на полезную, нужную обществу личность. При этом задачи педаго­гической науки ограничиваются ин­терпретацией, разъяснением соцзаказа, а задачи пе­дагогической прак­тики - исполнением социального заказа. Отчуждение и отлучение субъектов педагогической практики от целеобразования означает, что механизм целеобразования "объективирует" и рационализируется. По существу, он сводится к усвое­нию и осознанию педагогами "объек­тивно" необходимых целей, т.е. целей, транслируе­мых в форме "об­щественных требований". Такая трансляция социального заказа в пе­дагогику задает безличностную, внесубьектную форму существования цели даже в са­мой педагогике; цель-госзаказ, цель-задание, цель-тре­бование. Директивное предъявление цели практике придает цели, лю­бому ее определению и содержанию нормативный и дог-магический характер. Свидетельство этому - превращения, происходившие в педа­гогике с идеей всестороннего и гармонического развития личности.

Будучи сформулирована для педагогики в качестве цели-требо­вания (заказа, идеоло­гического задания), идея всестороннего развития в теории педагогики претерпевала многообразные конкретизации. Но при любой степени уточнения и конкретизации всестороннее разви­тие, определяемое как цель воспитания в педагогике, сохраняло осо­бенности директивного и догматического определения.

Во-первых, определение цели было количественным определе­нием. Всесторонность характеризовалась через количество направле­ний воспитания, качеств личности. При этом многообразие направле­ний или качеств сводило содержание цели к сумме целей: разные на­правления воспитания или качества личности существовали одновре­менно и парал­лельно как отдельные и самостоятельные цели. Более того, параллельно формулирова­лись не только разные направления цели воспитания (нравственное, умственное, трудовое и т.д.), не только разные качества личности (самостоятельность, ответствен­ность, актив­ность и т.д.), но и цели обучения, воспитания, образова­ния, формирования, развития детей. Поэтому увеличение количества целей становилось их качественной характеристи­кой.

Во-вторых, в определении всестороннего развития как педаго­гической цели замет­ным и явным был редукционизм цели. С одной стороны, постоянно возрастало количе­ство направлений воспитания (постоянно добавлялись экономическое, экологическое, правовое и другие направления). Увеличивалось и число полезных, нужных ка­честв личности, которые требовалось формировать у детей. С другой стороны, в процессе конкретизации цели происходила редукция все­стороннего развития - к направлениям воспитания, к всестороннему осознанию личностью общественных требований, к все­сторонности знаний ребенка. Постепенно и последовательно заказ на всесторон­ность личности редуцировался к заказу на сумму, объем, количество передаваемых детям зна­ний о прошлом опыте.

В-третьих, определение цели как всестороннего развития, как это на первый взгляд ни покажется странным, оказалось еще более формальным по содержанию, чем цель обучения - передача знаний. Постепенное увеличение количества направле­ний воспитания и ка­честв формируемой личности, принимаемое за развитие цели, на са­мом деле формализовало содержание цели. Необходимость осуществ­ления все боль­шего количества направлений воспитания сводила все­сторонность к многообразному "принятию мер" - проведению боль­шого количества мероприятий. В конечном счете, сам факт проведе­ния многих и разных мероприятий стал приниматься за осу­ществле­ние цели всестороннего развития.

Обозначенные проблемы определения цели воспитания обнару­живают главную проблему директивного определения цели - отлуче­ние субъектов педагогической практики от целеобразования. Что и обусловливает разрыв идеальной (директивной) цели и реальной, функционирующей цели в педагогической практике. Игнорирование субъектов практики как субъектов целеобразования обусловливает как догматиза-цию определения цели (внесубъектно определяемая цель рассматривается как един­ственно правильная, возможная и директив­ная), так и скрытое функционирование ре­альной цели практики.

Известно, что в реальной практике эффективность педагогиче­ской практики никогда не измерялась всесторонним развитием лично­сти, но измерялась успеваемо­стью детей, их дисциплинированностью, посещаемостью, поступаемостью в вузы. Что как раз указывает на существование и реализацию в педагогической практике со­всем дру­гих, чем всестороннее развитие, целей. При этом неудовлетворитель­ное всестороннее развитие детей в школе объяснялось недостаточной конкретизацией цели в педагогической теории или недостаточным осознанием педагогами этой це­ли в практике. В действительности же проблема реализации и осуществления цели -в самом способе целеоб­разования: в разрыве субъектов определения и субъектов реа­лизации педагогической цели. Что и приводит не просто к разрыву идеальных и ре­альных целей, но их противопоставлению, параллельному суще­ствованию. При этом идеальная цель приобретает декоративную функцию, декларируется и становится целью-мифом. Тогда как реаль­ная цель оказывается не просто другой, но скрытой, слабо осознавае­мой даже теми, кто ее осуществляет. Отсюда возникает мифологи­за­ция педагогической практики (ее восприятие как практики всесторон­него раз­вития), теневая педагогика (скрытое существование педагоги­ческой практики как директивной, нормативной и принудительной). Существенно, что "развитие" идеи всесторонности как цели в педаго­гике дискредитировало и самое эту идею и, тем более, цель всесто­роннего развития. А в общем, безличностное, директивное и дог­мати­ческое целеобразование обусловило появление в педагогике феномена нигилизма цели: педагоги игнорируют цель как необходимый и зна­чимый ком­понент их собственной деятельности и не видят ни практи­ческого, ни личностного смысла в целеобразовании". (Прозументова Г. Н.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.