Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сократовский диалог




Дебаты

Диспут

Цель диспута как формы воспитательной работы– учить воспитанников культуре общения, умению логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; помочь ученикам в откровенном споре увидеть истинность той или иной позиции; формировать терпимость, уважение к собеседнику, готовность понять и принять иные взгляды.

В отличие от дискуссии диспут всегда заранее готовиться. Выбрав тему диспута, педагог знакомит учащихся с темой, вопросами, которые будут обсуждаться на диспуте, и предлагает познакомиться с необходимой литературой. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения.

Очень значима роль ведущего на диспуте. Ведущий обязан

предоставлять слово всем желающим, следить за соблюдением регламента, культурой общения, регулировать очередность выступлений, заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.

В ходе диспута он следит за соблюдением правил его проведения. Эти правила могут быть составлены самими учащимися. Например:

J Каждый из присутствующих имеет право участвовать в обсуждении.

J Будь готов терпеливо выслушать любое мнение, даже если ты с ним не согласен.

J Критикуй идеи, а не людей.

J Прежде, чем сделать выводы, надо учесть все идеи и факты, которыми руководствуется оппонент.

J Будь готов изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

J Главное не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Вариант правил:

Пришел – не молчи.

Коротко – о многом.

Критикуешь – предлагай.

Предлагаешь – делай.

 

Слово «дебаты » в переводе с французского обозначает прения, обмен мнениями. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить оппонентов любыми способами и средствами).

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, приводят примеры, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д.

Проведению дебатов должна предшествовать большая предварительная работа:

– распечатка материалов;

– знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

– определение определенного тезиса дебатов;

– работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;

– индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из

основных мыслей доклада, выступления, лекции. Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Лучше когда тезис

предлагают сами участники. Для работы над тезисом можно создать несколько групп. После предложения нескольких тезисов все вместе выбирают один понравившийся тезис для предстоящих дебатов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступления, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

- справа от председателя – защитники тезиса (4 человека;)

- слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

- в конце помещения, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к

ведущему: «Господин председатель,…» Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя формулу «господин (госпожа)».

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:

1) вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся, или до соответствующей команды председателя.

Выступающий, в зависимости от своей позиции, подходит к определенной стороне кафедры, становится рядом с ней и кратко излагает свою мысль.

Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы выступающему и давать дополнительную информацию. Для этого

необходимо поднять руку, встать с места и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить

желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». В случае согласия выступающего время вопроса или информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенному на выступление. Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Выступающий должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 минут; вторых, третьих, четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Время, которое остается до конца выступления любого участника дебатов, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.

Участники дебатов могут меняться местами или покидать помещение только в перерывах между выступлениями.

Председатель успокаивает присутствующих, говоря слово «Тишина». В исключительных случаях он имеет право выставить за дверь участников, которые нарушают правила участия в дебатах.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции, а также присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

 

Сократовский диалог – это совместная попытка найти ответ на фундаментальный вопрос. Вопрос занимает центральную позицию в диалоге. Он относится к конкретному опыту одного или нескольких участников диалога, и детальное описание этого опыта доступно всем остальным. Систематическая рефлексия по поводу этого опыта сопровождается поиском суждений и идей, которые разделялись бы всеми членами группы.

Цель диалога – согласие. Для этого требуется много усилий, самодисциплина и упорство. Мысли каждого участника должны стать полностью ясными и понятными для всех остальных. Объяснения и аргументы анализируются и взвешиваются самым тщательным образом. Беседа развертывается без спешки и системно, так, чтобы каждый участник смог узреть суть диалога.

Истинный сократовский диалог – это разговор по существу, в котором главный вопрос всегда на первом месте.

Понятие «сократовский диалог» восходит к имени Сократа, но это не имитация платоновского диалога. Исконно сократовским в современном методе является пристальная и строгая проверка мыслей, концепций и ценностей, которые мы считаем истинными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.