КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы изучения эффективности воспитательной работы и диагностики уровня воспитанности учащихся
Для изучения результатов эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, по мнению М.И.Рожкова и Л.В.Байбородовой, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Для этого используются наблюдения за поведением детей или создаются специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий. Может быть использована следующая схема наблюдения за поведением младших школьников, проявлением качеств личности, отношением к различным видам деятельности и одноклассникам:
Методика «Акт добровольцев». Например, в школе или классе появляется объявление: Для выявления мотивов поведения в ситуации выбора можно также предложить выбрать предмет деятельности из предложенного перечня конкретных дел или выбрать занятие с указанием его главного назначения: - проявить свои таланты; - сделать приятный сюрприз для друзей (одноклассников); - оказать помощь малышам; - порадовать родителей; - поиграть, весело провести время; - научиться вступать в контакт с незнакомыми людьми и т.д. Представления о нравственных нормах, качествах, а также направленность личности, ее ценностные ориентации изучаются с помощью опросных методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, письменный опрос). Используется и метод «недописанный тезис» (предпочтительно проводить в устной форме при условии быстрого ответа). Например, ученику предлагается продолжить предложения: Добрый человек всегда… В хорошей школе… Если бы я был директором… Самое главное в жизни… (далее от этого…) Нельзя говорить плохие слова, потому что… Если я увижу, что сильный обижает слабого, … Если бы у меня была волшебная палочка,… Настоящий мужчина никогда… Тот, кто плохо относится к своим родителям… Больше всего я люблю… В опыте работы педагогов используются также следующие методы диагностики: социометрия, ранжирование, анализ школьной документации и продуктов творческой деятельности учащихся, экспертная оценка. Изучение эффективности конкретной формы воспитательной работы предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы. Результаты мероприятия характеризуются; - степенью решения воспитательных задач; - мерой влияния на развитие отношений между детьми; - влиянием на развитие активности и творчества учащихся; - созданием реальных условий для проявления индивидуальности и самореализации. Для изучения эффективности воспитательных мероприятий используются различные способы. 1)Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, фиксация позиции каждого ребенка по определенным показателям. 2)Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. К примеру, если после проведения этического занятия дети продолжают обсуждать затронутую проблему, можно судить о том, что занятие в определенной мере достигло своей цели. 3)Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно использовать часто. Опрос целесообразен в том случае, если мероприятие проходило впервые или есть сомнение в эффективности или целесообразности тех или иных используемых средств. Можно использовать открытые вопросы: Что получилось, было самым удачным? Что не получилось и почему? Методом изучения эффективности воспитательной работы может служить коллективный анализ проведенных дел, в целом жизнедеятельности класса (школы) за определенный период. К примеру,можно задать такие вопросы: - Назовите самые запомнившиеся дела (до этого места…). - После каких мероприятий улучшились взаимоотношения в классе? - При проведении каких дел ты был организатором, чему при этом научился? - Если бы снова проводилось это мероприятие, стал бы ты участвовать в нем?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |