КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Языковые процессы, предопределившие развитие языка русской народности
Практическое занятие 3 Вопросы для обсуждения:
1. Перечислить фонетические процессы, предопределившие возникновение языка русской народности. 2. Охарактеризовать каждый из них с точки зрения времени, причины, условий прохождения и ограничения процесса. ПЕРЕХОД [е] в [о] 1. Как, когда и почему проходил процесс перехода [е] в [о]? 2. В каких случаях происходило ограничение данного процесса, т.е. не было перехода [е] в [о]? ИСТОРИЯ Ѣ 1. Какого происхождения ѣ? 2. Как ѣ произносился восточными и южными славянами? 3. По какой причине ѣ стал совпадать с другими гласными? 4. Когда ѣ начал совпадать с [е] в русском языке? Аргументированно объяснить происхождение гласного [е] в русском языке. К каким гласным древнерусского языка восходит современное [е]? Практические задания:
Задание 1. Произвести анализ трёх текстов: А) Послесловия к Остромирову евангелию; Б) Грамоты Мстислава 1130 г.; В) Договорной грамоты смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и Готским берегом 1229 г. Обратить внимание при этом на правильность употребления (написания) ѣ, е, о, ъ, ь; исконносмягчённых шипящих согласных и условий употребления заднеяэычных согласных. Задание 2. Исправить “ошибки” писца Договорной грамоты смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и Готским берегом 1229 г., аргументируя свой выбор. Иными словами, объяснить неточности в написании слов и внести исправления в соответствии с требованиями написания слов до падения редуцированных гласных. Слова для обязательного анализа: Дђетђ, вђремьнемь, боудђте, людђмъ, оутвђрдАть, кнАзђ,горда, берьго, смольнеска и др.
Образец:
Задание 3. Объясните (по В.Н. Сидорову) условия перехода [е] в [о] в следующих словах. Конёк, пушок, несём, полёт, вперёд, грабёж, вёз, лён. Задание 4. Объясните отсутствие перехода [е] в [о] в следующих словах. Лето, кузнец, чернь, надежда, келья, церковь, современный, падеж, конверт, лес, отец, головешка.
Задание 4. Объяснить происхождение [е] в следующих словах. Лесник, цветы, село, день, беречь, комочек, первый, несут, падеж, течь, зачеркнуть, слеза, беседа, крест, снежный. Задание 5. Докажите отсутствие ѣ в прошлом в следующих словах. Озеро, берег, небо, тревога, перст, женский, сельский.
Литература
1. Лекции по исторической грамматике. Фонетика. 2. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. - Воронеж, 1984. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1990. 4. Сидоров В.Н. Из истории звуков русского языка. – М., 1966. 5. Припадчев А.А., Звездова Г.В. Историческая грамматика русского языка. Анализ текстов. – Воронеж, 1999.
6. Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. I. М., 1952: “Договорная грамота Смоленского князя Мстислава Давидовича 1229 г.” – с. 45; Послесловие к Остромирову евангелию (с. 14-15); Грамота Мстислава 1130 г. (с.29).
7. Хрестоматия по истории русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 “Рус. яз. и лит.” / Авт.-сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратова. – М.: Просвещение, 1990. 496 с.; Послесловие к Остромирову евангелию (с. 15-16); Грамота Мстислава 1130 г. (с.39).
Практические занятия 4-7 Комплексный анализ текста
На 4 занятии производится анализ «Послесловия к Остромирову евангелию»: Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. I. М., 1952 - с. 14-15; Хрестоматия по истории русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 “Рус. яз. и лит.” / Авт.-сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратова. – М.: Просвещение, 1990. 496 с. - с. 15-16.
На 5 занятии анализируется «Грамота Мстислава (около 1130 г.)»: Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. I. М., 1952 – с. 29. Хрестоматия по истории русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 “Рус. яз. и лит.” / Авт.-сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратова. – М.: Просвещение, 1990. 496 с. - с. 39.
На 6 занятии производится анализ “Договорной грамоты Смоленского князя Мстислава Давидовича 1229 г.”: Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. I. М., 1952 - с. 45(до слов от всякого платити); Хрестоматия по истории русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 “Рус. яз. и лит.” / Авт.-сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратова. – М.: Просвещение, 1990. 496 с. - с. 61 (до слов от всякого платити). На 7 занятии производится анализ текста «Смерть Игоря» (Лаврентьевская летопись, XIV в.): Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. I. М., 1952 - с.78 (до слов и сего дне); Хрестоматия по истории русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 “Рус. яз. и лит.” / Авт.-сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратова. – М.: Просвещение, 1990. 496 с. - с. 99 (до слов и сего дне).
Анализ текста производится по ниже приведённой схеме. К каждому тексту студенты готовят краткое сообщение об истории его написания, приводятся палеографические сведения, сведения об эпохе и др. интересные подробности.
1. Чтение текста в соответствии с этапом развития русского языка. 2. Перевод текста. 3. Анализ текста с точки зрения отражения в них фонетических процессов Образец: Слава тебѣ ги црю небесьныи яко съподоби мА написати евагелие се.
Текст написан в середине XI в.: шипящие и аффрикаты мягкие, поэтому в слове црю ц произносится мягко; редуцированные сохранены, поэтому перед ь согласные произносятся смягчённо (небесьныи), отсутствует ассимиляция по звонкости/глухости и оглушение звонких согласных в конце слова; аканья не было, поэтому гласный о читается этимологически; в древнерусском языке носовые гласные перешли в чистые звуки, поэтому юс малый читается как а после мягкого согласного: мя.
Перевод: Слава тебе, господи, царь небесный, что удостоил меня написать это евангелие. Анализ: ц в слове црю восходит к к, который в средний период праславянского языка после действия закона открытого слога в связи с действием закона слоговой гармонии в положении перед ѣ дифтонгического происхождения перешёл в свистящую аффрикату ц (ср. кесарь); ‘а в слове мА восходит к ę, которое возникло, в свою очередь, из дифтонгического сочетания *en (ср. меня). Изменения дифтонгического сочетания связаны с действием закона открытого слога в средний период праславянского языка. В положении перед согласным или в конце слова, как в данном случае, оно изменилось в ę, которое в IX-X в. перешло в чистый звук ‘а. Литература
6. Припадчев А.А., Звездова Г.В. Историческая грамматика русского языка. Анализ текстов. – Воронеж, 1999.
Практическое занятие 8 Контрольная работа 1 Практическое занятие 9 Часть 1. Работа над ошибками по результатам контрольной работы
Работа над ошибками производится по схеме: 1. Общий анализ работы с объявлением оценок. 2. Работа над исправлением наиболее типичных ошибок под руководством преподавателя в определении времени, причины и условий фонетического процесса. 3. Самостоятельная работа над ошибками. Студенты делятся на группы по 3-4 человека и вместе работают над ошибками. Сильные студенты прикрепляются к группам в качестве консультантов.
Часть 2. Имя существительное. Изменения в склонении.
Вопросы для обсуждения: 1. Типы склонения имен существительных в древнерусском и старославянском языках. Причины перегруппировки имен существительных по типам склонения. 2. Взаимодействие и взаимовлияние типов склонения существительных в единственном числе: а) история твердого и мягкого вариантов склонения существительных с основой на *-ā, *-jā; б) история 2 скл. с основой на *-ǒ, *-jŏ и 3 скл. с основой на *-ŭ; в) история 4 скл. с основой на *-ĭ; г) история 5 и 6 типов скл. на согласный и на *-ū. Разносклоняемые существительные.
3. Изменения в склонении имен существительных во множественном числе. Причины утраты родовых различий существительных во множественном числе.
Практические задания:
Задание 1. Определить тип склонения следующих имен существительных: случай, прядь, плотва, прореха, рыбарь, врач, ряд, пословица, мёд, утварь, роща, святыня, ил, день, дом, всадник, червь, чтец, журавль, козлёнок, гридь, племя, кровь, юноша, тело, погоня.
ОБРАЗЕЦ: край – 2 скл. на *-jŏ;отец –2 скл. на *-ǒ, но склонялось по мягкому варианту, т. к. ц был мягким. Задание 2. Исторический комментарий к существительным единственного и множественного числа в «Послесловии к Остромирову евангелию» и в «Грамоте Мстислава 1130 г.».
Образец комментария: …рекоша дружина игореви…(Лавр. лет.).
Примечание. Если перед существительным есть предлог, то оно выписывается из текста вместе с предлогом. Задание 3. Дать исторический комментарий к формам имен существительных в современном русском языке.
В лугах ледок прозрачный, как слюда, Подёрнул за ночь дождевые лужи, Я не пойму и сам – зачем сюда Я прихожу в предверье Зимней cт ужи (Н. Рыленков).
Вечная даль перед нами, Путь там задумчив и прост. Даст нам приют за холмами. Грязью покрытый погост (С. Есенин).
Крутит осень по лесу Золотую пряжу. Сядь поближе, заинька, Я тебя поглажу (Н. Рыленков).
Литература 1. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 118 – 150. 2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990. – С. 224 – 270. 3. Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. – М., 1952. – С. 138 – 143, 153 – 176. 4. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990. – С. 15 – 16; 39 (тексты). 5. Бархударов Обнорский С.П. Хрестоматия по истории русского языка (тоже тексты). 6. Иорданиди С.И., Крысько В.Б. Множественное число именного склонения / Историческая грамматика древнерусского языка /Под редакцией В.Б.Крысько. Том I. – М.: Азбуковник, 2000. – 310 с.
Практическое занятие 10 Развитие грамматических категорий имени существительных.
Вопросы для обсуждения: 1. Время и причины развития категории одушевлённости имён существительных. Почему для выражения категории одушевлённости стала использоваться форма родительного падежа? 2. История звательной формы и её остатки в современном русском языке. Новая звательная форма, функционирующая в разговорной речи. 3. Время и причины изменения трёхчленной категории числа в двучленную. Остатки двойственного числа в современном русском языке. 4. Время и причины утраты 2-й палатализации в падежных формах имён существительных. Практические задания: 1. Исторический комментарий к именам существительным в древнерусских текстах и текстах современного русского языка. 1.1. Древнерусские тексты: Послесловие к Остромирову евангелию, Грамота Мстислава (около 1130 г.) и отрывок из Лаврентьевской летописи XIV в. (Смерть Игоря). 1.2. Современные тексты:
Кажется, из уст немого героя излетело словцо, подмеченное на улице (Н.В.Гоголь). …Природе и судьбе угодно было выбрать мне в деды двух совершенно разных людей… (В.Астафьев). Вдоль железной решётки сада… бежал австриец без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке (М. Шолохов). «Дорогой мой сват», - начинал он гудящим шёпотом…(М.Шолохов).
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет, постигнувший людей?…
И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой… (М.Ю.Лермонтов) Образец: Не позволяй душе лениться (Н.Заболоцкий). Душе - существительное, нач. форма душа, женский род, 1-е склонение, в древнерусском языке относилось тоже к 1-му склонению с основой на *jā, единственное число, дательный падеж, окончание новое, было окончание –И. Новое окончание возникло под влиянием твёрдого варианта. Задание 2. Выписать из всех предложенных текстов примеры имён существительных по темам практического занятия: звательные формы, формы двойственного числа, примеры 2-й палатализации или с её утратой, примеры с выраженной или не выраженной категорией одушевлённости.
Литература Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 118 – 150. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990. – С. 224 – 270. Жолобов О.Ф., Крысько В.Б. Двойственное число / Историческая грамматика древнерусского языка /Под ред. В.Б.Крысько. Том II. – М.: Азбуковник, 2001.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |