Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие 12




Имя прилагательное в историческом развитии

Практическое занятие 11

Вопросы для обсуждения:

1. История именных (кратких) форм прилагательных:

1.1. Образование кратких форм и их склонение.

1.2. Функции кратких прилагательных.

1.3. Причины вытеснения кратких прилагательных из функции определения.

2. История местоименных (полных) имён прилагательных:

2.1. Комментарий по падежам доисторических изменений.

2.2. Комментарий по падежам более поздних (исторических) изменений.

3. Сравнительная степень имён прилагательных (образование, изменение, причины перехода в наречие)

4. Время возникновения и происхождение превосходной степени.

 

Практические задания:

Задание 1. Выписать все прилагательные из прочитанных древнерусских текстов, распределить их по разрядам и прокомментировать (по ниже приведённому образцу).

Задание 2. Выписать и распределить по разрядам все прилагательные из «Вступления» к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Дать полный комментарий по образцу по одному прилагательному на каждый падеж в единственном и множественном числе.

 

 

Образец:

 

Пустой (на брег) – прилагательное, нач. форма пустой, качественное, полная форма, согласуется с существительным брег в мужском роде, именительном падеже, единственном числе. Сохранило отнесённость к разряду. Образовано от краткой (именной) формы пустъ путём присоединения к ней указательного местоимения с нейтральным значением и в связи с развитием категории определённости. Ъ в положении перед j (и=jь) переходил в свой позиционный вариант – напряжённый редуцированный ы, который в XII в. прояснился в гласный полного образования о, так как находился в сильной позиции. Древнерусское окончание в данном случае сохранилось до наших дней без изменения, потому что о находится под ударением.

 

Литература

Лекции по истории русского языка.

Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. - Воронеж, 1984.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1990.

Кузнецов А.М., Иорданиди С.И., Крысько В.Б. Историческая грамматика древнерусского языка. Т. 3. Прилагательные /Под ред. Крысько В.Б. – М.: «Азбуковник», 2006. – 496 с.

Местоимение в историческом развитии

Вопросы для обсуждения

1. Личные местоимения 1-го и 2-го лица и возвратное местоимение: падежные формы в историческом развитии, судьба энклитических местоимений, личные и возвратное местоимения в русских народных говорах.

2. Время, причины и условия возникновения личного местоимения 3-го лица, объяснить причину супплетивизма в парадигме форм.

3. Лексико-грамматические разряды неличных местоимений: прежде всего, указательных, неопределённых; рассказать о возникновении местоимения этот, судьба местоимений си, сь, се.

4. Дать исторический комментарий к падежным формам неличных местоимений твёрдого и мягкого вариантов в единственном и множественном числе. Взаимовлияние твёрдого и мягкого вариантов.

5. Значение и склонение местоимений кто, что в истории русского языка.

Практические задания

Задание 1. Определить разряд и значение следующих местоимений. Если есть омонимичные формы, перечислить все.

Къто, и, ово, тъ, самъ, вьсь, я, онъ, е, си, которыи, та, чьто, мои, вьсякъ, этотъ.

Задание 2. Дать исторический комментарий 3-х памятников письменности: Послесловия к Остромирову евагелию, Грамоте Мстислава (около 1130 г.), Смоленской грамоты 1229 г. по образцу.

Образец:

(Слава) тебѣ – местоимение, нач. форма ты, личное, 2 лица, стоит в дат.п. ед. ч. Форма неисконная. В древнерусском языке была форма тобѣ. Гласный о мог замениться на е в основе по двум причинам: 1) в связи с межслоговой ассимиляцией: ѣ = е (по Иванову В.В.); 2) под влиянием старославянского языка. В данном случае скорее вторая причина, так как языковой облик Послесловия к Остромирову евангелию близок к старославянскому (см. фонетический анализ).

Примечание. Целесообразнее местоимения сначала сгруппировать по разрядам, а затем комментировать.

 

Литература

 

Лекции по истории русского языка.

Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. - Воронеж, 1984.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. –М., 1990.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.