Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный кейс №2




Задание

1. Познакомьтесь с представленным ниже текстом. Уточните понятийно-терминологический аппарат темы семинарского занятия.

2. Смоделируйте в своей подгруппе ситуации выступления спикера и вице-спикеров дебатов на тему: «В деятельности самоопределения человек нуждается в педагогической поддержке».

 

B Российской педагогической энциклопедии «профессиональное самоопределение молодежи» определяется как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ саморегуляции через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Самоопределение – это стремление определить своё место в жизни, в обществе, осознать свои общественные, национальные и личностные интересы.

Как отмечал С.Л.Рубинштейн, «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия».

В современной психологической науке имеет место тенденция освещения проблемы профессионального самоопределения в контексте процессов жизненного и личностного самоопределения (К. А. Абульханова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, М.Р. Гинзбург и др.).

В работах К. А. Абульхановой профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. Эта идея поддерживается исследованиями Л. М. Митиной, которая считает, что развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, но и сам этот выбор, и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности в целом.

Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как жизненная перспектива, жизненный план, психологическое время.

Эти конструкты характерны и разворачиваются в полной мере в период ранней юности, когда возникновение новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности – потребности в жизненном и профессиональном самоопределении. По мнению М. Р. Гинзбург, успешное самоопределение характеризуется:

1. Наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих:

Ø - сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация);

Ø - самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;

2. Наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих:

Ø - личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в юношеском возрасте,

Ø - собственно планирование, характеризующееся прежде всего позитивным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени.

Автор пишет о включенности профессионального самоопределения в личностное, связывая ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты, выводит нас на проблему будущего, представление о котором невозможно без построения жизненного плана.

В настоящее время в условиях пересмотра традиционных форм обучения в высшей школе и поиска инновационных технологий подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро адаптироваться к новым условиям социальной действительности, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда, возникает необходимость более глубокого изучения основных закономерностей профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения в высшей школе.

Традиционная организация педагогического процесса зачастую исключает необходимость и возможность выбора (вида деятельности, партнёра в её исполнении, способа деятельности, формы предъявления конечного продукта деятельности и др.), сужает рамки творческой самореализации, замедляет достижение идентичности и профессиональное самоопределение. Эта проблема является особенно актуальной для студенческого возраста, поскольку данный возраст, кроме активного самоопределения в профессии, характеризуется и жизненным самоопределением относительно собственной личности, поиском смысла жизни, выработкой мировоззрения, т.е. поиском идентичности.

Среди личностных характеристик, обусловливающих процесс профессионального самоопределения в вузе, большинство исследователей называют сформированность эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности, пониженную склонность к депрессии и тревоге, структурированые системы личностных смыслов, сформированность смысложизненных ориентации, высокую осмысленность жизни. Эти качества характерны для студентов, успешных в профессиональном самоопределении и взаимосвязаны с высокой осмысленностью жизнедеятельности.

В качестве критериев успешности профессионального самоопределения в вузе рассматривают:

- выбор сферы профессиональной деятельности, основанный на склонностях, способностях и интересе к профессии;

- развитие стойкого интереса к дисциплинам, чётко ориентированным на профессию, на протяжении образовательного процесса в вузе;

- наличие профессиональных планов и стремление к более ранней их реализации;

- увлечённость процессом освоения профессии в периоды учебной и производственной практики.

Незавершенность профессионального самоопределения студентов, растянутость его во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворенности человека своей профессией и снижением эффективности деятельности, что, в свою очередь, отражается и на психическом здоровье человека.

Основная литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.- 2003.

6. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход //Высшее образование сегодня.- 2004.- №8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.