Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы построения функций принадлежности нечетких множеств




Примеры записи нечеткого множества

Пусть Х = { x 1, x 2, x 3, x 4, x 5 }, M = [0,1]; A - нечеткое множество, для которого

m A (x 1)=0,3;
m A (x 2)=0;
m A (x 3)=1;
m A (x 4)=0,5;
m A (x 5)=0,9
.

Тогда A можно представить в виде:
A = {0,3/ x 1; 0/ x 2; 1/ x 3; 0,5/ x 4; 0,9/ x 5 }, или
A = 0,3/ x 1 + 0/ x 2 + 1/ x 3 + 0,5/ x 4 + 0,9/ x 5, или таблицей (табл.1)

Таблица 1

Представление нечеткого множества А

х 1 х 2 х 3 х 4 х 5
0,3     0,5 0,9

 

Замечание. Здесь знак " + " не является обозначением операции сложения, а имеет смысл объединения.

При построении функций принадлежности используются прямые и косвенные методы. При использовании прямых методов эксперт либо просто задает для каждого x Î Х значение m A (x), либо определяет функцию совместимости. Как правило, прямые методы задания функции принадлежности используются для измеримых понятий, таких как скорость, время, расстояние, давление, температура и т.д., или когда выделяются полярные значения.

Во многих задачах при характеристике объекта можно выделить набор признаков и для каждого из них определить полярные значе-ния, соответствующие значениям функции принадлежности 0 или 1.

Например в задаче распознавания лиц можно выделить следующие шкалы (табл. 2)

Таблица 2

Шкалы в задаче распознавания образов

       
x 1 высота лба низкий широкий
x 2 профиль носа курносый горбатый
x 3 длина носа короткий длинный
x 4 разрез глаз узкие широкие
x 5 цвет глаз светлые темные
x 6 форма подбородка остроконечный квадратный
x 7 толщина губ тонкие толстые
x 8 цвет лица темный светлый
x 9 очертание лица овальное квадратное

Для конкретного лица А эксперт, исходя из приведенной шкалы, задает m A (x) на [0,1], формируя векторную функцию принадлеж-ности { m A (x 1), m A (x 2), ..., m A (x 9)}.

При построении функций принадлежности используются также групповые прямые методы, когда, например, группе экспертов предъявляют конкретное лицо, и каждый должен дать один из двух ответов: «этот человек лысый» или «этот человек не лысый», тогда количество утвердительных ответов, деленное на общее число экспертов, дает значение m«лысый» (данного лица).

Введем следующие обозначения: K - количество экспертов; - мнение k -го эксперта о наличии у элемента uj свойств нечеткого множества suppIj, k =1,…, K, i =1,…, n, j =1,…, m,. Будем считать, что экспертные оценки бинарные, т.е. Î{ 0,1 }, где 1 (0) указывает на наличие (отсутствие) у элемента uj свойств нечеткого множества suppIj. По результатам опроса экспертов, степени принадлежности нечеткому множеству suppIj, j =1,…, m рассчитываются следующим образом:

, i= 1 ,…,n. (1)

Пример. Построить функции принадлежности значений «низкий», «средний», «высокий», используемых для лингвистической оценки переменной «рост мужчины». Результаты опроса пяти экспертов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты опроса экспертов

k Значения [160, 165) [165, 170) [170, 175) [175, 180) [180, 185) [185, 190) [190, 195) [195, 200)
Эксперт 1 низкий                
средний                
высокий                
Эксперт 2 низкий                
средний                
высокий                
Эксперт 3 низкий                
средний                
высокий                
Эксперт 4 низкий                
средний                
высокий                
Эксперт 5 низкий                
средний                
высокий                

 

Результаты обработки экспертных мнений представлены в табл. 4. Числа курсивом – это количество голосов, отданных экспертами за принадлежность нечеткому множеству соответствующего элемента универсального множества. Числа обычным шрифтом – степени принадлежности, рассчитанные по формуле (1). Графики функций принадлежности показаны на рис. 6.

Таблица 4

Результаты обработки мнений экспертов

Значения [160, 165) [165, 170) [170, 175) [175, 180) [180, 185) [185, 190) [190, 195) [195, 200)
низкий 5 4 3 0 0 0 0 0
  0.8 0.6          
средний 0 2 4 5 3 2 0 0
  0.4 0.8   0.6 0.4    
высокий 0 0 0 1 2 4 5 5
      0.2 0.4 0.8    

 

Рис. 6. Функции принадлежности нечетких множеств из примера

Косвенные методы определения значений функции принадлежности используются в случаях, когда нет элементарных измеримых свойств, через которые определяется нечеткое множество. Как правило, это методы попарных сравнений. Если бы значения функций принадлежности были нам известны, например, m A (xi) = wi, i =1,2,..., n, то попарные сравнения можно представить матрицей отношений A ={ aij }, где aij = wi/wj (операция деления).

На практике эксперт сам формирует матрицу A, при этом предполагается, что диагональные элементы равны 1, а для элементов, симметричных относительно диагонали, aij =1 /aij, т.е. если один элемент оценивается в a раз сильнее чем другой, то этот последний должен быть в 1/a раз сильнее, чем первый. В общем случае задача сводится к поиску вектора w, удовлетворяющего уравнению вида Аw =l max w, где l max - наибольшее собственное значение матрицы A. Поскольку матрица А положительна по построению, решение данной задачи существует и является положительным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.