Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систематическое психологическое наблюдение




 

В основе метода – преднамеренное, целенаправленное и осмысленное восприятие [2, с. 101]. Задача – увидеть и зафиксировать как можно более богатую палитру поведения учителя или учеников. Для обеспечения научности психолого-педагогического наблюдения нужно исходить из следующих требований. 41

1. Наблюдение должно иметь определенную цель (с какой целью нужно осуществлять наблюдение?). Чем уже и точнее цели наблюдения, тем легче реги-стрировать результаты наблюдения и выводить достоверные заключения. В пе-дагогических исследовательских работах, к сожалению, часто проводится «на-блюдение вообще» (например, общее наблюдение уроков или работы учащихся в мастерских и т.д.) или наблюдение «на всякий случай», чтобы позднее решить, как и где употребить полученные сведения. 2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. В плане детализируются отдельные вопросы, по которым хотят получить нужные сведе-ния. Если, например, наблюдатель изучает деятельность преподавателя или уче-ника, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что его интересует в этой деятельности и в ходе наблюдения подробно регистрирует все относящееся к поставленным им вопросам. 3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они дол-жны быть точно определены. Чем точнее и детальнее зафиксированы вопросы об исследуемых признаках и чем яснее сформулированы критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения. Если вопросы нечеткие и исследуемые явления невозможно измерять точно, то анали-зировать и интерпретировать результаты наблюдения гораздо труднее. 4. Явления следует наблюдать в реальных естественных условиях. Если, на-пример, объектом исследования является самостоятельная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий или четвертый уроки, так как на последних уроках дает себя чувствовать усталость, а во время первого урока -еще некоторая сонливость и в связи с этим вялое участие в учебной работе. Не-желательно наблюдать уроки в конце учебной четверти – в наиболее напряженной поре учебного процесса, когда начинают проявляться признаки переутомления учащихся. Наблюдение уроков в различных классах следует проводить по возможности в одинаковых условиях (расположение урока в расписании и т.д.). 5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть срав-ниваемыми. Большую важность в наблюдениях имеет применение одинаковых критериев при оценке исследуемых явлений. Немыслимо, например, что в одном классе ответы учащихся фиксируются по трехбалльной системе, а в другом классе – по пятибалльной системе и т.д. 6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки вре-мени. Если, например, исследуется развитие умений у учащихся, то наблюдения приходится проводить каждую четверть или полугодие. Неправильно поступает исследователь, проверяя усвоение умений учащихся в первой четверти через каж-дую учебную неделю, а во второй – через месяц. 7. Наблюдатель должен знать, какие ошибки могут иметь место при наблюде-нии и предупреждать их. Неточные и неправильные наблюдения возникают по весьма разным причинам.

Еще одно требование – исходный контекст (или «целое», в котором рассматривается наблюдаемое поведение) должен выступать для эксперта не как жестко фиксированная и единственная точка зрения, а как гипотеза, которая 42

может изменяться в ходе наблюдения и прямого взаимодействия с учителем и учениками. Предпочтительнее иметь несколько гипотез, а также сначала фиксировать все конкретное, а затем давать различные интерпретации и анализировать. Можно применять различные сложные системы наблюдения (фландерсовская система анализа категорий взаимодействия, по которой анализируются речевые взаимодействия, разговор, происходящий в классе; 12-ти категориальная система наблюдения Бейлса за вербальными и невербальными коммуникациями) (см. Приложения). Пример простой системы наблюдения – предлагается фиксировать:

– передвижения учителя в организованном им пространстве класса для установления и поддержания контакта с учениками;

– мимику и пантомимику учителя;

– его речь и тексты;

– способы установления контакта с учениками;

– выражение учителем различных чувств…

 

Отклонения между данными, соответствующими действительности, и дан-ными, полученными путем наблюдений, называются ошибками наблюдения. Эти ошибки можно подразделить на методологические и регистрационные. Первые обусловлены применением неправильных методов наблюдения, другие же - не-точной записью данных. Методологическими являются, в первую очередь, репрезентативные ошибки, которые возникают, когда на основе наблюдения отдельных явлений или призна-ков, извлеченных из общего комплекса, делаются выводы об общем комплексе в целом. Здесь ошибка свидетельствует о том, что количество извлекаемых из об-щего комплекса объектов наблюдения вычислено неправильно или неудачно выб-раны отдельные элементы. Регистрационные ошибки зависят, прежде всего, от личности наблюдателя. Психолог или педагог, исследующий педагогический процесс, должен быть чрез-вычайно наблюдательным, обладать хорошей памятью и иметь известный опыт. Помимо того, необходима достаточная теоретическая подготовка для осмысления наблюдаемых явлений, а также твердо установленная программа проведения наблюдения. Следует иметь в виду, что для педагогического наблюдения недо-статочно лишь описывать педагогические явления, их надо в какой-то степени и интерпретировать. Существенно не только то, правильно ли отвечает учащийся, но и то, как он ведет себя при ответе (отвечает ли уверенно, волнуется, говорит нерешительно и т.д.). Регистрационные ошибки проистекают преимущественно от субъективного отношения наблюдателя к тому или иному явлению.

Например, на него оказывает влияние смелое, самоуверенное поведение уча-щегося при ответе, которое в некоторой мере делает незаметными встречающиеся в ответе фактические ошибки. Другой же учащийся, хотя и отвечает точно, правильно, но делает это медленно и нескладно, долго думает, вследствие чего его ответ может наблюдателю показаться слабее и хуже. Внимательность наблю-дателя может рассеяться, и тогда он пропускает некоторые ошибки. Влияние 43

может оказать также малый опыт самого наблюдателя и некоторые случайные факторы. Например, во время первых наблюдений в каком-либо классе учащиеся отлично отвечали на уроке, и у исследователя сформировалось уже некое положительное предположение о знаниях учащихся данного класса; это может несколько «смягчить» в глазах наблюдателя их промахи в ходе последующего наблюдения. А предшествующие отрицательные впечатления могут повлиять на отношение наблюдателя в обратном направлении. Случается также, что наблюдатель попадает на случайно неудавшийся урок (какое-нибудь чрезвычайное происшествие в школе, плохое состояние здоровья преподавателя и пр.). При изучении новых методов несомненное влияние оказывает личное отношение к ним наблюдателя. Например, экспериментатор посещает уроки. На одном уроке используются методы, рекомендуемые им самим, на другом же - методы, рекомендуемые кем-либо иным. Как показывает опыт, на первом уроке исследователь не замечает даже серьезных ошибок и тщательно фиксирует все удачные моменты, на другом же уроке отмечает мельчайшие промахи и не придает особого значения положительным сторонам метода. Чтобы избежать подобного положения, наблюдатель должен быть нейтральным лицом, не имеющим предубеждений по отношению к тому или иному используемому методу. Задача деятельностного наблюдения – выявление содержания образовательного процесса, непосредственными участниками которого являются учитель и ученики (что является основным содержанием урока, какие задачи ставил перед собой учитель, какие цели и задачи реально достигаются на уроке, каковы его результаты, на что направлены действия учителя (на «прохождение» материала, усвоение знаний, выработку умений и навыков, обучение методам и приемам, на развитие частных или универсальных способностей, личностную реализацию и т.п.). Возможность соотнести декларируемые и реально достигаемые цели, проанализировать адекватность выбранных средств поставленным задачам. Параметры: планируемые и осуществляющиеся элементы организованной деятельности (цели, задача и мотивы), процессы (целеполагание, планирование, распределение функций, исполнение), средства и процедуры самоорганизации (рефлексия, анализ ситуации, постановка новых задач) и т.п. Напомним этапы подготовки и проведения психолого-педагогического наблюдения [18, с. 73]: 1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения; 2) получение разрешения на проведение наблюдения; 3) составление плана наблюдения; 4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, прото-колы, аппаратура); 5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.); 6) оформление результатов наблюдения; 7) анализ результатов наблюдения; 8) теоретические и практические выводы наблюдения. 44

Прежде чем приступить к наблюдению, надо наметить точный план наблюде-ния. В этом плане детализируются точные возможности качественной характе-ристики какого-либо вопроса или комплекса вопросов. Критерии оценки действия должны быть единственно возможными, т.е. таки-ми, чтобы явления легко и неоспоримо подвергались оценке или измерению по возможности точным, одним показателем. Очень важный этап – выбор объекта наблюдения. Например, наблюдать ли над всеми учащимися класса или лишь над частью, сколько наблюдений провести над каждым учащимся и т.д. Объект наблюдения должен быть четко ограничен, чтобы предотвратить разногласия насчет того, относится ли то или иное частное явление к составу объекта наблюдения. Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и легче было бы делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует строго фиксиро-вать либо в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитной записи, дополнениях к конспектам уроков, либо каким-нибудь другим образом. Форма протокола наблюдения свободная, но в нем обязательно должны быть указаны: дата наблюдения, характер наблюдаемого комплекса (учебное заведение, учебная группа, учащийся), преподаватель, характер наблюдаемого действия и задания (тема урока и задания), точная цель наблюдения и записи протокола. Из последних наиболее существенны, конечно, те, которые ведутся на уроке. В протоколе следует отметить ход урока вместе с дозировкой времени, действия преподавателя, действия учащихся и замечания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.