Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция личностного знания




 

Концепция неявного или личностного знания создана известным британским специалистом в области физической химии и квантовой химии и философом науки Майклом Полани (1891-1976). Его основная работа «Личностное знание». Концепцию Полани считают последней фазой критического рационализма или посткритическим рационализмом. Однако сам К. Поппер отказывался считать ее развитием своих взглядов и даже не признавал за ним статус рационализма. Полани рассматривал науку не как набор знаний, а как деятельность людских коллективов, то есть подчеркивал ее социальный и антропологический аспект. Очень важным Полани считал момент научной традиции, механизма передачи от одного поколения ученых к другому не просто знаний, а мастерства, духовного опыта, тонкостей научного исследования, которые нельзя выучить по учебникам и даже рационально объяснить, это личностное знание. Оно касается ценностных мотивов научного поиска – веры в истину, в ценность объективного знания, в высокое предназначение науки. Личностное знание невозможно формализовать, скажем выразить при помощи текстов, формул, диаграмм. Более того, оно даже не полностью осознается его носителем. Известен афоризм Полани: мы знаем больше, чем можем рассказать. Поэтому Полани называет его еще неявным знанием.

Личностное знание может быть передано только через общение, через связь между учителем и учеником. Полани сравнивает обучение личностному знанию с овладение иностранным языком: какими бы хорошими учебниками человек ни пользовался, он все равно не будет свободно говорить, пока не погрузится в языковую среду, также и ученик погружается в жизненный, духовный мир учителя.

Полани критикует логических позитивистов за то, что они представляют ученых как некие «методологические автоматы», которые принимают или отвергают гипотезы и теории на основании их соответствия или несоответствия логико-методологическим критериям (эмпирическая проверяемость, логическая непротиворечивость, соответствие экспериментальным данным и т.д.). Ученый, прежде всего – личность – настаивает Полани, и ему как личности присущи эмоциональная вовлеченность, вера в истину, самоотдача и самопожертвование ради торжества научной истины. Большую роль в деятельности ученого играют такие иррациональные факторы как стремление к интеллектуальной красоте, любовь к истине. Вообще наука по Полани – творческий процесс, ее движителем являются открытия, производимые учеными из любви к истине, тогда как схема логического позитивизма описывает рутинные исследования, без которых, конечно, тоже нельзя обойтись, но которые не затрагивают суть научного поиска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.