КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научное знание как система. Структура теоретического и эмпирического знания
Научное знание в философии науки принято рассматривать как систему, которая имеет несколько уровней. Первый и самый высший – метатеоретический уровень. Он включает в себя два подуровня: 1) философские основания науки – максимально абстрактное знание, имеющее промежуточный статус между философией и наукой и обеспечивающее их связь; 2) общенаучный – частнонаучные и общенаучные картины мира, методологические, гносеологические, логические, аксиологические основания и принципы научных теорий. Второй уровень научного знания – теоретический. Теоретический уровень научного познания или теоретическое научное знание – это сумма высказываний на формализованном языке конкретной науки, посвященных идеальным объектам, изучаемым данной наукой. Примерами идеальных объектов являются идеальный газ, материальная точка, абсолютно черное тело и т.д. Среди специалистов-естественников и философов до сих пор не утихает спор о природе идеальных объектов. Одни считают, что они – порождения человеческого сознания и в объективной реальности не существуют, хотя и отражают некоторые черты реальных, материальных предметов, другие убеждены, что идеальные объекты – сами являются объективной реальностью стоящей на лестнице бытия много выше, чем материальные предметы, так как идеальные объекты неизменны, совершенны, а материальные предметы изменчивы, текучи, их бытие не лишено элемента случайности. Но даже те, кто отрицает онтологическую самостоятельность идеальных объектов науки вынужден признать их определенную объективность в рамках нашей рефлексии над ними: независимо от наших желаний идеальный газ имеет определенные свойства. Собственно, именно поэтому они и могут быть предметом изучения науки, так как наука изучает лишь закономерное, повторяющееся, стационарное, то есть объективное. Но теоретический уровень разделяется на подуровни. Первый, наиболее общий подуровень – аксиомы и общие теоретические законы, описывающие исходные идеальные объекты (например, в механике Ньютона это три главные ее закона – об инерции, взаимосвязи массы, силы и ускорения и равенства действия и противодействия, а также вообще законы движения материальной точки как исходного идеального объекта, ведь классическая механика – это наука о движении материальной точки без трения в евклидовом пространстве). Второй подуровень – частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеальных объектов, сконструированных из исходных идеальных объектов (в классической механике это – законы движения идеального маятника). Они не выводятся непосредственно из более общих законов, а получаются путем рефлексии над результатами мысленных экспериментов, произведенных с общими идеальными объектами. Третий подуровень – частные единичные теоретические высказывания, которые логически дедуктивно выводятся из частных и общих теоретических законов путем подстановки на местно переменных в этих законах конкретных величин (например, такое высказывание: «если к материальной точке К приложить силу F то через время Т она будет на расстоянии L от точки приложения этой силы»). Третий, низший подуровень теоретического знания – место «соприкосновения» теории и практики, теоретического знания и знания эмпирического, касающегося конкретных материальных объектов и выраженного в «протокольных предложениях», которые описывают лишь события, зафиксированные в эксперименте, и в идеале не имеют теоретических терминов (хотя, как выяснилось этот идеал недостижим). Причем, неправильно думать, как полагали философы науки–позитивисты, что эмпирический и теоретический уровень связаны принципом индукции (восхождения от частного к общему), то есть что теория возникает в результате осмысления данных экспериментов. Как мы уже говорили, эмпирическое и теоретическое знание имеют разные предметы, первое – материальные объекты, второе – объекты идеальные, значит, непосредственно выводиться одно из другого не может. Теоретическое знание надстраивается над эмпирическим для объяснения, истолкования и предсказания. Иначе говоря, теория интерпретирует опыт и каждая такая интерпретация гипотетична, таким образом, ни одна даже самая строгая эмпирическая наука не дает точного знания, подобного знанию логическому или математическому. Реальный процесс познания состоит из процедур дедуцирования единичных теоретических утверждений из частных и общих теоретических законов и отождествления их с протокольными предложениями эмпирического знания относительно определенных материальных объектов. Это отождествление предполагает отождествление идеальных и материальных объектов и производится с помощью «интерпретационных предложений», «протоколов редукции» (Р. Карнап), основанных на определенном соглашении (консенсусе). Пример такого отождествления: «планеты Солнечной системы можно представить как материальные точки». Эти предложения суть определения, поэтому они не истинны, и не ложны, они могут быть лишь эффективными ил неэффективными. Наконец, завершает эту иерархию собственно, эмпирический уровень, который включает в себя описания данных экспериментов наблюдений. Философы науки-позитивисты считали, что ядром эмпирического уровня являются «протокольные предложения», которые не содержат никаких метафизических допущений, но попытки их обнаружить не привели к успеху. Эмпирический уровень до самого своего ядра диалектически связан с теоретическим.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |