Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука модернистского типа и ее особенности




Часть 2. Феномен науки

 

 

В древности наукой называли любое рациональное знание о природе, человеке, обществе, а также сверхъестественных явлениях (об этом говорит и само русское слово «наука», означающее «то, чему можно научить, что можно объяснить»). Система наук тех далеких времен не вполне совпадала с нынешней. Наряду с существующими до сих пор науками – астрономией, арифметикой, геометрией, философией, в ней были и те, которые многие современные люди относят не к науке, а к религии, например, богословие и его частные дисциплины, а также те, которые многие сейчас вообще считают лженауками – астрология, алхимия, хиромантия, сакральная география и т.д. (хотя даже противники этих дисциплин не могут отрицать за ними определенное положительное историческое значение).

Главные особенности древней или как еще говорят традиционной науки (ведь она существовала в домодернистском, традиционном обществе) были связь с религией, умозрительный характер, отрыв от практики и восприятие познания истины как самоцели.

Соответственно, долгое время учение о науке и совпадало с учением о разуме и было прерогативой философского учения о познании. Однако в Новое время произошла гносеологическая революция и возникла наука нового типа – экспериментальное, математическое естествознание. Оно было не просто одной из научных дисциплин среди множества других, оно несло в себе определенные идеалы рациональности и научности. Благодаря очевидным успехам этого естествознания в объяснении явлений природы, а также значительным практическим последствиям научного прогресса, выразившимся в возникновении технической цивилизации, это естествознание стало пользоваться огромным авторитетом в обществе и превратилось в образец для всех остальных наук. Так, уже в 19 веке появляется особая наука об обществе – социология, которая, в отличие от традиционной социальной философии, стремится подражать естественным и точным наукам и использует экспериментальный метод, математический аппарат и т.д. Подобные попытки предпринимались в языкознании, литературоведении и в других гуманитарных дисциплинах. Таким образом, изменяется сам облик науки, появляется наука нового, нетрадиционного или современного типа. Для нее стали характерны:

- освобождение от религии и философии, стремление опираться только на опыт и на разум (хотя, естественно, гипотезы философского порядка проникали и проникают даже в модернистские научные теории);

- стремление к получению нового знания, а не к интерпретации уже имеющегося;

- высокий уровень формализованности знания (то есть знание выражается здесь не при помощи естественного языка, а с помощью формул, переменных схем и мало доступно для людей, не имеющих специальной подготовки);

- стремление к объективности знания, то есть независимости от исследователя, его симпатий, антипатий, черт характера;

- использование, где это возможно, приборов и экспериментального метода;

- и, наконец, практическая нацеленность научного познания.

Изменились и социальные институты науки. Если традиционная средневековая европейская наука развивалась в рамках университетов – корпораций преподавателей и студентов, где обучали комментированию Священного Писания, богословских или философских трудов древности, то социальным институтом новой науки стали академии наук (Королевская Академия наук в Англии, Французская академия наук и другие). Они объединяли пионеров науки Нового времени, которые рассматривали свои занятия наукой как личное частное предприятие. В рамках академий они обменивались полученными знаниями, спорили. Впоследствии из их переписки и семинаров выросла культура научных журналов и регулярных научных конференций. Вскоре сформировался особый список этических принципов науки нового типа. Они таковы:

- ученый должен быть беспристрастен, он не имеет права подгонять результаты исследования под политические, философские взгляды, которым он симпатизирует, свои взгляды он оставляет вне лаборатории

- ученый не имеет права по своей воле скрывать полученное знание от коллег и тем самым тормозить развитие данной научной отрасли (исключение составляют случаи, когда результаты засекречены государством), знание принадлежит всем, наука – коллективное предприятие, не знающее политических границ

- любой член научного сообщества может высказывать свое мнение, спорить с другими, невзирая на их статус в научном сообществе, научное сообщество признает лишь научный авторитет

- ученый должен заботиться о следующем поколении специалистов, искать учеников и передавать им полученные знания и опыт.

Естественно, это идеальные требования, в реальном научном сообществе зачастую от них отходят.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.