Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый этап коррекционных занятий




Краткое изложение программы коррекционного курса

Объяснительной запиской к предлагаемой программе служат все предыдущие разделы этого пособия. В дополнение к ним следует указать, что программа составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприятия А. И. Каплан, которую она проводила с 1978 по 1982 год. Кроме того, с 1984 по 1988 год в кабинете охраны и развития зрения спецшколы № 1 Москвы группой сотрудников (Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. В. Сташевский) проводились экспериментальные исследования, которые явились научным обоснованием этой программы. За период с 1978 по 1988 год в научно-практической работе приняли участие учителя спецшколы № 1 Москвы: Н. А. Белякова, Р. А. Вершинина, В. П. Данилова, Ю. М. Дыдин, И. А. Желяцкая, О. И. Егорова, Г. Ф. Лобайчук, S Н. А. Молоток, Н. В. Николаева, Л. В. Остапенко, О. Г. Солнцева.

Предлагаемая программа предусматривает введение в коррекционный курс новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии. Это продиктовано необходимостью интенсифицировать стимулирующее и развивающее воздействие курса, сделать его разносторонним и комплексным, влияющим на всю многоуровневую систему зрительного восприятия и связанные с ним другие психические функции. Программа коррекционного курса направлена на компенсацию нарушений зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. В этом аспекте основные задачи программы состоят в следующем:

— стимулировать познавательные действия с целью формирования у учащихся способов и приемов восприятия объектов, адекватных познавательной задаче;

— интеллектуализировать познавательные задания с целью обогащения их содержания, повышения уровня осознанности перцептивных действий, фиксации сенсорного опыта учащихся;

— актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у учащихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении новых учебных задач.

С помощью психофизиологических методик на этом этапе производится активация зрительной системы, формирование зрительного внимания, определяются резервы, с учетом которых организуется дальнейшая коррекционная работа.

Формирование зрительного внимания в условиях обнаружения на экране фотостимулятора вспышки света и оформленных стимулов с различными характеристиками. Развитие саккадических движений глаз при переводе взора на вспышку света или объект, возникающие на определенных расстояниях от точки фиксации по вертикали, горизонтали и диагоналям.

Коррекция нарушений световой чувствительности и реактивности зрительной системы с помощью ритмической стимуляции глаз вспышками различной яркости — от едва различимой до высокой (в пределах комфортного диапазона). Коррекция нарушений различительной чувствительности при стимуляции решетками, изменяющимися по контрасту (10—100%). Коррекция нарушений хроматической чувствительности в условиях ритмического предъявления полей с изменением цветового тона от 440 до 660 нм (шаг в 30 нм). Улучшение различимости хроматического контраста: ритмическая стимуляция глаз объектом, цвет которого является оппонентным по отношению к цвету фона. Коррекция нарушений пространственной и временной разрешающей способности при повторной ритмической стимуляции глаз геометрическими фигурами с изменением их углового размера от 1 до 10° в условиях черно-белого и хроматического контраста.

Наглядно-действенные методики. Ё ходе работы с натуральными объектами ознакомление с основными геометрическими формами с помощью набора геометрических тел. Предметы опознаются детьми зрительно-осязательным и зрительным способом, определяется максимальное расстояние, на котором объекты опознаются правильно (порог опознания). Затем это расстояние постепенно увеличивается. Различение цвета, размера, формы на материале натуральных объектов. Опознание натуральных объектов, состоящих из комбинаций геометрических фигур, построение простых моделей из кубиков.

Ознакомление с элементами мозаики. Обучение работать на мозаичном полотне; визуальный поиск элементов; различение, опознание, идентификация элементов по основным информативным признакам. Формирование моторных навыков закрепления элементов на полотне в заданном пространственном положении. Определение количественных понятий на материале мозаики и предметных наглядных пособий.

Образцы обучающих и контрольных заданий. В наборе геометрических тел опознать заданную геометрическую фигуру, найти фигуру, подобную заданной. Группировка предметов по одному, двум, нескольким информативным признакам. Построение из материала строительного конструктора простых моделей (домик, башня, ворота и т. д.). Изготовление аппликаций по заготовленным шаблонам (радуга, цветик - семицветик, звездочка).

Поиск заданных элементов мозаики по вербальной инструкции педагога. Закрепление элементов на мозаичном полотне в заданном ракурсе, расположение элементов в соответствии с инструкцией на мозаичном полотне; выставление на мозаичное полотно заданного количества элементов в определенном пространственном положении: составление цветовых рядов, столбиков разной (одинаковой) величины, простых геометрических фигур. В протоколах фиксируются результаты обучающих и контрольных заданий. Состояние восприятия оценивается не только на основе характеристик распознавания объектов, но также и на основе воспроизведения структуры композиции (близости воспроизведения к образцу, наличия ошибок и т. д.).

Наглядно-образные методики. Отработка навыков ориентации на плоскости рисунка, опознание простых предметных изображений, различение их основных информативных признаков. Обучение “чтению” рисунка начинается с нахождения рисунка, т. е. выделения его из фоновой плоскости и определения его границ. Определив рисунок, как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определят верх—низ, правую—левую, центральную части. Только после этого можно приступать к целенаправленному поиску предметных изображений на рисунке; вначале достаточно, чтобы ребенок выделил предмет без смысловой определенности (как объект вообще). Для расшифровки содержания и формирования понятий о предметных изображениях вначале определяют иx основные сенсорные признаки (форма, цвет, размер). Определяется порог узнавания формы, цвета, величины — угол зрения, в пределах которого впервые опознаются признаки объекта рисунка. В ходе занятий угол зрения постепенно уменьшается, закрепляются навыки опознавания на более удаленном расстоянии от глаз учащихся.

Основной формообразующей структурой объекта является контур; для отработки приемов выделения и опознания контура используются задания:

— совмещение силуэтного трафарета с изображением;

—• прослеживание контура, т. е. обведение контура карандашом; для проверки качества воспроизведения обведение производится под копировальную бумагу;

— опознание контурных изображений;

— опознание контурных изображений по частям (деталям);

— выделение заданного контура из зашумленного перцептивного поля (маскировочной сетки, наложения контурных изображений одного на другое).

Тематическое наполнение предметного иллюстративного материала ограничивается на первом этапе геометрическими телами и предметами, близкими по форме к геометрическим телам или состоящими из их сочетаний, например: домик, пирамида, звезда и т. п. С помощью таких рисунков изучаются количественные понятия — больше — меньше, одинаковое — разное, по размеру, равно, длинее — короче, толще — тоньше, уже — шире. Учащиеся сравнивают равно- и разновеликие изображения, выделяют из ряда равновеликих разновеликие, располагают предметы “по росту”.

Развитие цветовосприятия начинается с различимости основных ахроматических и хроматических цветов и их сочетаний, а затем промежуточных цветов. Закрепляются связи между названиями и зрительными представлениями о цветах. Даются задания на опознание изображений при вариации их хроматических характеристик: цветового тона, коэффициента отражения, чистоты цвета. Предлагаются следующие задания:

— выделение заданного цвета из цветовой гаммы;

— построение цветовых рядов при снижении насыщенности и яркости цвета;

— сопоставление цветовых рядов с цветовой матрицей;

— прослеживание цветовых рядов с постепенным понижением цветового контраста;

— опознание и построение различных цветовых сочетаний.

Вначале дети пользуются дискретным способом опознания изображений, т. е. воссоздают образ объекта из составляющих его признаков, деталей и фрагментов. Для развития целостного и дискретного опознания применяются задания на составление целого изображения из частей, нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображения, сопоставление законченного и незаконченного рисунков.

Учащиеся тренируются в сравнении предметных изображений и нахождении различительных признаков: наиболее специфические для данного объекта признаки используются как сигнальные для целостного, быстрого и точного опознания. Хорошим упражнением для закрепления сигнальных признаков служит кратковременное предъявление одного, двух, нескольких объектов с целью их опознания, запоминания и воспроизведения.

Решение мыслительных задач на материале предметных изображений. Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки; однородных, но разновидных изображений, имеющих классовые различия; определение особенностей, характеризующих объект, как отличный от всех других объектов. Обобщение объектов рисунка. Выделение обобщающих понятий. Выполнение визуально-логических заданий, таких как картинки-“хамелеоны”, имеющие вариативность опознания, картинки-“нелепицы”, аналогичные по содержанию, картинки-загадки, матрицы Равена и т. д.

На основе умений правильно и быстро вычленять информативные признаки изображений формируется интегральное и дискретное опознание, зрительные эталоны предметных изображений. Эффективность этапа оценивается с помощью контрольных заданий, в которые включаются для опознания не только те изображения, с которыми дети работали в течение года, но и совершенно для них новые.

Второй этап коррекционных занятий

Психофизиологические методики. Зрительный поиск целевого изображения на экране дисплея в условиях ограниченного времени предъявления. Развитие функции прослеживания и динамической фиксации при изменении маршрутов, направлений и скорости движения стимула по прямым и ломаным линиям, по окружности.

Ранжирование яркостей света в пределах диапазона реактивности. Определение ориентации черно-белых решеток при снижении контраста и уменьшении их угловых размеров. Называние основных и промежуточных цветов, предъявляемых в случайном порядке. Стимуляция решетками и шахматными изображениями, содержащими хроматический контраст основных и промежуточных цветов. Определение угловых размеров решеток и клеток шахматного поля, при которых правильно идентифицируется хроматический контраст.

Повторное ритмическое предъявление черно-белых и хроматических изображений с изменением размера от 1 до 10° и широкой вариативностью формы. Опознание изображений по одному и двум признакам (форма, цвет) в условиях ограничения времени экспозиции. Опознание геометрических фигур при вынужденном смещении взора.

Наглядно-действенные методики. Обогащение зрительного опыта в процессе работы с натуральными объектами. Формирование зрительных образов по теме “Флора и фауна”. Опознание объектов растительного и животного мира зрительным и зрительно-осязательным способом. Определение предметов и их составных частей. Выделение различительных и обобщающих признаков объектов, формирование обобщающих понятий. Основные разделы по теме “Флора”: деревья и кустарники, травянистые (цветковые) растения, грибы и ягоды, овощи и фрукты. Основные разделы по теме “Фауна”: четвероногие животные, птицы, рыбы, насекомые.

Проведение экскурсий в парк, поле, лес, в Ботанический сад, Зоологический музей, музей Ботаники.

Воспроизведение моделей объектов животного и растительного мира из элементов мозаики по образцу, находящемуся в перцептивном поле учащихся.

Образцы обучающих и контрольных заданий. Опознание и описание натуральных объектов по темам. Сравнение двух (нескольких) предметов, нахождение сходства, отличий. Отработка навыков практической деятельности с объектами в ходе сюжетно-ролевых игр: “Садовник”, “Мы сажаем огород”, “Грибники” и т. п. Разыгрывание театрализованных представлений с участием зверей (сказки “Теремок”, “Колобок”, “Глупый мышонок”). Сбор и составление гербариев. Создание мозаичных композиций по образцам.

Наглядно-образные методики. Опознание простых предметных изображений по теме “Флора и фауна”. Формирование представлений об объектах растительного и животного мира и закрепление их в памяти. Основной прием — подробное описание и анализ каждого рисунка под руководством педагога: обобщение и категоризация изображений по классам (птицы, рыбы, четвероногие животные и т. п.), по функциональным признакам (птицы перелетные -— зимующие, рыбы пресноводные — морские, животные дикие— домашние и т. п.), а также сравнение изображений как внутри определенного класса, так и между классами. Используется также ряд логических заданий: выделение однородных изображений из серии картинок, выделение “четвертого лишнего”; нахождение объектов по семантическому образу (словесному описанию).

На простых предметных рисунках определяются также пространственные соотношения величины предметов. Необходимо формировать у детей правильное представление о реальной величине предметов. В связи с тем, что величина изображения относительна и переносится на рисунок в определенном масштабном уменьшении или увеличении, важно сформировать эталоны истинных пропорциональных зависимостей. Так, если на одном рисунке изображение стрекозы больше изображения слона на другом, необходимо установить вместе с учащимися как они соотносятся в реальной величине. Детям предъявляются для сравнения предметы, изображенные в разных масштабах, предлагается определить, какие рисунки соответствуют реальным соотношениям по величине.

После того, как сформированы умения правильно определять пространственные отношения на простом рисунке, можно приступать к работе со сложными предметными изображениями. Сложные предметные рисунки отличаются от простых наличием цветного фона, второго плана, множеством деталей. Например, простой предметный рисунок — изображение оленя на белом фоне, а сложный — семья оленей на поляне, на фоне леса.

В круг занятий этого этапа входит пространственная ориентация на материале сложных рисунков. Описание рисунка и нахождение ориентационных зависимостей между объектами. Взаиморасположение объектов на рисунке и пространственные соотношения между изображенными объектами.

На сложном предметном рисунке вступают в силу построения изображений по законам перспективы. Анализируя сложный рисунок, дети должны усвоить пропорции изменения величины предметов в зависимости от их удаления от объектов первого плана. Так, например, если один из реально равновеликих объектов изображен уменьшенным в 2 раза, значит он находится на расстоянии в два раза более дальнем, чем первый. Практически демонстрируется построение проекционной глубины, для чего соединяются верхние и нижние части разноудаленных предметов, получается ряд уходящих в глубину линий, соединяющихся в “точке схода”, являющейся минимальной различимой единицей на плоскости изображения. С помощью пересечения двух плоскостей на одной линии демонстрируется построение другой визуально-изобразительной абстракции — “линии горизонта”.

Для понимания сложных предметных рисунков важно правильно оценивать пространственную ориентацию предметов относительно друг друга. С этой целью на материале простых предметных изображений отрабатываются навыки узнавания объектов и их положения в различной угловой перспективе по отношению к наблюдателю. Предъявляются предметы, изображенные в фас, профиль, полупрофиль и т. п. Затем предъявляются для опознания сложные рисунки, где одни и те же предметы расположены в различной ориентации относительно друг друга. Сравниваются рисунки, изображающие одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения; учащиеся устанавливают, с какого места ведется наблюдение.

Почти на всех предметных рисунках присутствует такое явление, как частичное наложение, когда предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия сложного рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Естественно, чем больше перекрыт предмет, тем труднее его опознать.

Развитие восприятия объемности изображенных объектов достигается в процессе анализа изображений с контрастными изменениями цветового тона. Учащиеся прослеживают, каким образом распределяется светотень на поверхности предметов в зависимости от их расположения относительно источника света и удаления; от глаз наблюдателя. Анализируя гетерохромный рисунок педагог объясняет детям, как в зависимости от состояния атмосферы, силы и яркости источника света изменяется окраска объектов (яркий дневной свет осветляет все цвета, привносит голубые оттенки; солнечный свет, отражаясь на предметах, осветляет их желтыми тонами; глубокие тени — темно-синие, на светлом фоне — голубые; в вечернем освещении преобладают красные лучи, поэтому все цвета приобретают красный оттенок, цвет светотени варьируется от коричневой до темной гаммы; глубина теней зависит от положения солнца над линией горизонта и т. п.).

Только подробный и многократный разбор изображений в различных условиях воспроизведения и демонстрации позволит сформировать у учащихся умения ориентироваться в сложном взаимодействии красок и форм предметного гетерохромного рисунка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.