Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий этап коррекционных занятий




Психофизиологические методики. Выделение объекта из маскирующего фона на экране диапроектора, дисплея, в условиях кинопроекции. Опознание изображения по движущемуся контуру. Ранжирование градаций черно-белого контраста. Определение минимального и максимального углового размеров черно-белых и цветных изображений, при котором они правильно опознаются. Воздействие зрительных стимулов на разные участки поля зрения при вынужденном смещении взора. Опознание изображений по сочетанию нескольких признаков.

Наглядно-действенные методики. Пространственная ориентация в помещении и на местности. Определение взаиморасположения объектов. Установление пространственных отношений объектов в кабинете, классе, школе, на улице. Основные формы проведения занятий — сюжетно-ролевые игры по темам: “Мой класс”, “Моя школа”, “Мой дом”, “Мой город”, “Новая квартира”, “День рождения”, “Универсальный магазин”, “Врач”, “Кулинар”, “Занятия людей” и т. д. В тематических играх создаются модели соответствующих ситуаций с помощью наборов натуральных предметов и игрушек. Сравниваются предметы, модели с соответствующими им изображениями.

Для развития глазомера, координации зрения и тонкой моторики рук рекомендуются задания, выполняемые с помощью строительных конструкторов. Они имеют сочленяющиеся элементы, которые позволяют решать сложные конструктивные задачи. Ознакомление учащихся с механическим конструктором и приемами работы с ним. Отрабатываются навыки соединения конструктивных элементов с помощью подручных инструментов (отвертки, гаечного ключа), — прикручивание гаек, крепление винтов и т. д. Изучение схемы-конструктора, изготовление моделей по образцу.

Работа с мозаикой включает создание сложных композиций по образцу, представлению, вербальному описанию педагога, по образу воображения. Темы композиций должны соответствовать тематической направленности работы с натуральными объектами и моделями.

Наглядно-образные методики. Развитие восприятия сложных ^сюжетных рисунков и картин. В заданиях требуется подробное описание сюжетной композиции. Выделение главного в сюжете, Г определение объекта и субъекта действия, характера и направленности действия. Установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений. Определение основной сюжетной канвы сложного рисунка, установление ассоциативных связей и актуализация их в процессе описания. Обучение пониманию внутреннего действия сюжетной композиции, определение по внешним признакам эмоционального состояния персонажей.

Составление рассказа по картинкам с максимальной детализацией. Составление словесного рисунка к сюжету или стихотворению. Придумывание названий к картинкам, серии картинок. Распределение серии картинок по смысловой динамике действия. Понимание смысла поговорок, пословиц, загадок, игра в ассоциации на заданную тему. Понимание образных выражений на основе буквальности.

Развитие художественного восприятия. Понятие об основных.видах искусства: изобразительное искусство (живопись, графика), ваяние (скульптура), зодчество (архитектура). Краткое ознакомление с развитием искусства от истоков культуры до наших дней (демонстрация репродукций, диапозитивов).

Работа с произведениями изобразительного искусства. Понимание условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины. Научить учащихся отличать художественные произведения от фотографий и иллюстративных изображений, глубоко понимать изображенное на картинах, осмысливать внутреннюю связь сюжета и композиции, различать художественную манеру.

Познакомить с творчеством художников и скульпторов, а также с основными художественными течениями в искусстве. Воспитывать у детей любовь к искусству, эмоциональное восприятие художественных произведений.

Кино. Целесообразно использовать специальные тренировочные фильмы для развития опознания: объектов по движущемуся контуру, при различном пространственном положении их на экране, при попеременной кратковременной экспозиции в разных частях экрана, при постепенном уменьшении размеров, при определении целого изображения по фрагменту (статичному и движущемуся). Просмотр коротких фильмов с замедленным темпом кинопроекции. Обязательный пересказ основной фабулы, отдельных эпизодов, сюжетной канвы фильма.

Экскурсии на природу (пространственная ориентация на местности), по городу (знакомство с транспортом, городской архитектурой), на производство (завод, фабрику), в музеи и усадьбы (знакомство с утварью, мебелью, интерьером, произведениями искусства).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основа психологического обеспечения социальной реабилитации выпускников специальных школ для слабовидящих и слепых— система развития познавательных способностей и личности учащихся, которая нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Исследования показали, что глубокие нарушения зрения приводят к отставанию развития образных форм познания и нарушениям вербализации чувственного опыта. Онтогенетическое становление зрительного восприятия учащихся школ слабовидящих задержано, в разной степени нарушены его основные свойства. В ходе обучения с опорой на зрение развиваются свойства восприятия и его мыслительные компоненты, не достигая, однако, уровня возрастной нормы. У слабовидящих школы слепых, обучающихся с использованием метода Брайля, что исключает зрительную активность, становление восприятия задержано в большей степени. У частичновидящих в период школьного обучения наблюдается постепенный регресс всех свойств восприятия и связанных с ним образных форм познания. Эти данные продемонстрировали необходимость введения в учебно-воспитательный процесс школ для детей с нарушениями зрения системы специальных коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия.

Коррекционная работа должна начинаться сразу же при поступлении ребенка в школу, проводиться в начальных классах, обеспечивая преемственность и устраняя пробелы в развитии зрительного восприятия, связанные с неудовлетворительным дошкольным воспитанием. Разработанный для начальных классов специальный коррекционный курс развития зрительного восприятия имеет серьезное экспериментально-теоретическое обоснование. Его сущность — системное формирование зрительных образов, обеспечивающее в единстве развитие чувственного и речемыслительного отражения внешнего мира. Системное формирование зрительных образов осуществляется с помощью психофизиологического и психологического методов.

Психофизиологически адекватные методики могут улучшить функциональное состояние нейронных сетей за счет активизации их адаптивных свойств. Адекватное афферентное воздействие формируете анализаторном корковом центре специализированную микросеть нейронов, являющуюся нейрофизиологической основой опознания объектов. Повторная, ритмичная, адекватная стимуляция реально варьирующими изображениями улучшает состояние нейронных сетей зрительной системы.

Применение психофизиологических методик связано с использованием новых информационных технологий (специальные фотостимуляторы, персональные компьютеры). Это позволяет разнообразить способы и формы предъявления визуального материала, в большой степени расширяет возможности получения информации поврежденной сенсорной системой, мобилизуя ее сохранные сенсорно-специфические механизмы. В пособии описано десять психофизиологических методик, работа с которыми направлена на комплексную коррекцию нарушений основных зрительных функций. Экспериментальная апробация этих методик выявила существенное улучшение показателей опознания изображений слабовидящими и частичновидящими учащимися школы слепых. Психофизиологические методики преимущественно способствуют коррекции и компенсации нарушений сенсорных процессов, т. е. определенному улучшению функциональной стороны зрительного восприятия.

С целью закрепления достигнутого уровня нормализации зрительных функций и развития операциональной стороны восприятия, необходимо обязательное использование психологического метода, описанного в данном пособии. Контрольная проверка эффективности психологических методик выявила улучшение как функциональной, так и операциональной сторон зрительного восприятия, что обеспечивает стойкое продвижение в его развитии.

Психофизиологическое и психологическое направления развития зрительного восприятия должны быть реализованы в комплексной системе, так как они взаимосвязаны и изменения в одном направлении требуют изменений в других. Комплексная система развития зрительного восприятия — это система взаимодействующих факторов, имеющих различную значимость, но в совокупности использующих все возможные резервы компенсации, находящиеся как в самой зрительной системе, так и в большой мере связанные с деятельностью других отделов мозга. Реализация системы развития зрительного восприятия должна осуществляться тифлопедагогикой, но с обязательной конкретной помощью психофизиологии, психологии и офтальмологии.

Введение в школах для слепых и слабовидящих специального коррекционного курса развития зрительного восприятия требует определенной перестройки в подготовке кадров тифлопедагогов, призванных вести на высоком профессиональном уровне коррекционные занятия в кабинетах охраны и развития нарушенного зрения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арнхейм Р. Визуальное мышление//Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Ч. I. — Душанбе, 1971.

2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.—

М.: Знание, 1983.

3. Выготскии Л. С. Конкретная психология человека // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 52—65.

4. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. — М.: Педагогика, 1983.

5. Григорьева Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения //Психологический журнал, 1988, т. 9, № 2. С. 97—107.

6. Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным зрением // Дефектология. 1988, № 5. С. 20—28.

7. Григорьева Л. П., Кондратьева С. Системный подход к решению проблемы развития

Дефектология. 1988, № 6. С. 10—17.

8. Жохов В. П., Кормакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989 (Методическое пособие).

9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. —М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

10. Земцова М. И., Каплан А. И., Певзнер М. С. Дети с глубокими нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1967.

11. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопр. психологии.— 1988. — № 6. — С. 15—30.

1.2. Ермаков В. П. Графические средства наглядности для слабовидящих. — М., ВОС, 1988.

13. Каплан А. И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей.—

М., Просвещение, 1965.

14. Каплан А. И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. — М., Педагогика, 1979.

15. Каплан А. И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением // Дефектология.— 1981. № 4. С. 68—76.

16. Каплан А. И., Егорова О. И., Молоток Н. А., Солнцева О. Г. Предварительные итоги занятий по развитию зрительного восприятия детей с остаточным зрением // Дефектология— 1982, № 3. С. 41—48.

17. Кондратьева С. И., Григорьева Л. П., Солнцева Л. И. Обоснование и содержание методики развития зрительного восприятия в условиях специально организованной деятельности слепых с остаточным зрением

(подготовительный класс — начальная школа) // Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей — М., АПН СССР, 1986.

18. Кондратьева С. И., Сташевский С. В., Григорьева Л. П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих учащихся // Дефектология.—1987, № 2. С..16—22.

19. Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. — М.: Педагогика, 1969.

20. Литва к А. Г. Тифлопсихология. —М.: Просвещение, 1985.

21. Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии. — М.: Просвещение, 1989.

22. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей,— М.: Педагогика, 1978.

23. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989.

24. Методика углубленного профилактического исследования основных функций органа зрения детей и оптическая коррекция аномалий рефракции. — Одесса, 1988.

25. Осуществление преемственности в коррекционно-воспитательной работе со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Методические рекомендации. — Киев, 1987.

26. Офтальмоэргономика и оптометрия. — М., 1988.

27. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. — М.: ВОС, 1985 (Дидактический материал).

28. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. — Л.: Гос. педагогический институт, 1988.

29. Розанова Т. В. Зрительное восприятие. Образная память // Психология глухих детей. — М.: Педагогика, 197,1.

30. Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. — М.: ВОС, 1989.

31. Феоктистова В. А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // Дефектология. — 1987, № 4, с. 60—65.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Визуальный — воспринимаемый или производимый посредством зрения.

Депривация — условия деятельности организма, при которых отсутствует какой-либо (обычный для данной деятельности) раздражитель.

Зрительный корковый центр — нервные образования корковых областей мозга, осуществляющие регуляцию зрительных функций и восприятия.

Зрительный образ (эталон) — система отличительных признаков, являющаяся критерием для отделения одного класса объектов от других.

Идентификация — узнавание, установление тождественности формирующегося зрительного образа хранящемуся в памяти эталону.

Мнемический — относящийся к процессам памяти.

Нейронный ансамбль — группа взаимодействующих нервных клеток.

Объект — материальное или идеальное явление, ставшее предметом познавательной деятельности субъекта.

Онтогенез — развитие организма от рождения до конца жизни.

Опознание — процесс обнаружения и выделения отличительных признаков объектов в соответствии с эталоном, в котором уже выделены опознавательные критерии; направлено на идентификацию объекта в соответствии с целостным эталоном и отнесение его к соответствующему классу (категоризация).

Память: долговременная — длительная устойчивая фиксация, хранение и воспроизведение временных связей;

кратковременная — сохранение временных связей в течение относительно короткого времени;

оперативная — мнемические процессы, сопровождающие непосредственно производимые человеком действия, операции.

Пласти чность — способность нервных элементов к перестройке функциональных свойств под влиянием различных воздействий.

Сенсомоторика — взаимодействие сенсорных (чувственных) и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности.

Сенсорно-перцептивный процесс — целостное отражение предметов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем.

Симультанное опознание — опознание по ранее сложившейся программе с использованием целостных эталонов.

Стиму л — раздражитель, действующий на определенные функциональные системы или организм в целом, вызывающий активную ответную реакцию.

Сукцессивное опознание — опознание на основе поэлементного обследования объекта с постепенным выделением опознавательных признаков.

Установка — устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, ориентирующее его по отношению к ситуативной деятельности,

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................................................... 1

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ЕГО СВОЙСТВА ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ЗРЕНИИ.............. 3

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ГЛУБОКИХ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ.................................................................................................................. 5

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И ЧАСТИЧНОВИДЯЩИХ.............................................................................................................................................................. 11

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 14

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОМПЕНСАТОРНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ............................................ 19

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ....................................................................................................................................................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................................................. 32

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................ 33

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ..................................................................................................................................... 34

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.