Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполнение учебно-исследовательских заданий и упражнений. Вопросы для обсуждения




Вопросы для обсуждения

Организация занятия

Тема 2. Общение в конфликтных ситуациях

Цель: сформировать преставление о сущности конфликта, различных аспектах конструктивного поведения в конфликте, методике урегулирования конфликтов; развивать умение осуществлять анализ конфликта, определять конструктивную линию поведения в конфликте; способствовать овладению техниками управления своими эмоциями в конфликте.

1. Охарактеризовать признаки конфликта.

2. Назвать этапы и модели развития конфликта. Показать на примере поэтапную динамику развития конфликта (по одной из моделей).

2. Охарактеризовать стратегии (способы) разрешения конфликтов. Чем обусловливается приоритетное использование того или иного способа?

3. Раскрыть сущность этапов урегулирования конфликтов, особенности методики на каждом этапе.

4. Определить и охарактеризовать эффективные методы и способы управления эмоциями в условиях конфликта

5. Охарактеризовать стратегии, техники изменения эмоционального последствия конфликтных ситуаций.

6. Охарактеризовать сущность метода рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) для изменения эмоциональной и поведенческой реакции.

Задание 1. «Эмоции в конфликте».

Цель: изучить (выявить) эмоциональные состояния, сопровождающих конфликтное взаимодействие.

Задание: обсудить результаты работы по выделению неконструктивных, негативных, разрушающих переживаний и инициирующих их событий; обсудить приобретенный опыт.

Инструкция. Объединитесь в группы численностью 3-4 человека, выберите временного руководителя, задача которого – дать возможность высказаться всем. Каждый, опираясь на составленные при подготовке к занятию таблицы, должен охарактеризовать результаты работы по изучению своих эмоциональных состояний в конфликте, выделить неконструктивные, негативные, разрушающие переживания, сопровождающих конфликтное взаимодействие, и инициирующие их события.

Вопросы для рефлексии: 1. Какие вопросы являются для вас «излюбленными»? 2. Какие ситуации требуют от вас повышенного внимания для защиты от разрушительных переживаний? 3. Какие разрушающие переживания оказались наиболее и наименее характерными для вашей рабочей группы? 4. Опишите инициирующих событий, к которым члены вашей группы оказались наименее толерантными? 5. Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение?

Задание 2. «Шаблоны «губительного мышления».

Цель: изучить (вывить) иррациональные убеждения, запускающих разрушительные переживания в конфликте.

Задание: обсудить результаты работы по выделению свои иррациональных верований, запускающих вредоносное мышление; обсудить приобретенный опыт.

Инструкция. Объединитесь в группы численностью 3-4 человека, выберите временного руководителя, задача которого – дать возможность высказаться всем. Каждый, опираясь на составленную при подготовке к занятию таблицу, должен охарактеризовать: 1) ситуации, которые вызывают у него разрушающие переживания, 2) чувства и поведение, являющиеся причиной неприятных последствий, 3) неоправданные чувства и соответствующее поведение, от которого вы решили отказаться, 4) свои иррациональные верования, которые «запускают» вредоносное мышление. Каждый должен рассказать об опыте, приобретенном при выполнении этого задания.

Вопросы для рефлексии: 1. Какие шаблоны вредоносного мышления являются для вас «излюбленными»? 2. Какие шаблоны вредоносного мышления оказались наиболее и наименее характерными для вашей рабочей группы? 3. Какие иррациональные верования были выявлены и насколько они характерны для вашей рабочей группы? 4. Как вы можете охарактеризовать позитивное мышление и лежащие в его основе установки? 5. Какой опыт приобрели, выполняя это задание?

Задание 3. «Анализ конфликтной ситуации.

Цель: используя методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр), выявить интересы конфликтующих сторон.

Задание: проанализировать конфликтную ситуацию, опираясь на предварительно составленную карту конфликта: выделить предмет конфликта, свои требования к оппоненту, требования оппонента к себе, свои интересы и опасения и интересы и опасения оппонента, обсудить приобретенный опыт.

Инструкция. Объединиться в пары с другим участником семинара, сесть напротив друг друга. По очереди играть роли психолога и клиента.

Задача клиента - проконсультироваться по поводу возникшего конфликта: описать конфликтную ситуацию; предмет, из-за которого разгорелся конфликт; какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия; потребности и опасения каждой стороны.

Задача психолога: внимательно выслушивать, оказывать помощь вопросами и замечаниями с анализа конфликта, воздерживаться от оценок, занимать нейтральную традицию. Обсудить предложения по урегулированию, выбрать оптимальные варианты.

Вопросы для рефлексии: 1. Каковы ваши впечатления о проделанной работе? 2. Какую роль в понимании конфликта сыграл анализ интересов сторон? 3. Какой опыт вы приобрели, осуществляя роль психолога-консультанта? 4. Что вы можете сказать о достоинствах данного метода по области его применения и его ограничениях? 5. Какой опыт вы приобрели, выполняя это задания?

Учебно-исследовательские задания по изучению темы при подготовке к занятию

Задание 1. Составить словарь основных понятий темы.

Задание 2. Составить сравнительную таблицу «Этапы конфликта» на основе анализа подходов, представленных в учебных пособиях: 1) Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков – М.: «Гном и Д»,2001 - 153 с.; 2) Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Задание 3. Составить сравнительную таблицу «Виды конфликтов», представив подходы Е.Ф.Вишняковой, В.И.Курбатова, В.И.Андреева.

Задание 4. Составить правила конструктивного поведения в конфликте

Задание 5 - «Эмоции в конфликте».

Цель: изучить эмоциональные состояний, сопровождающих конфликтное взаимодействие.

Задание: выделить неконструктивные, негативные, разрушающие переживания и инициирующие их события, заполнить соответствующие таблицы.

Методические рекомендации: выполните следующие действия.

1. Вспомните, когда и где в последнее время вы испытывали перечисленные разрушающие переживания;

2. В таблице 1 напротив каждой группы переживаний опишите ряд ситуаций, в ответ на которые у вас возникали эти эмоции, постарайтесь вспомнить по несколько ситуаций на каждую группу эмоций. Возможно, что некоторые из эмоциональных переживаний вам не свойственны, вы их не испытываете. В таком случае пропустите соответствующую рубрику.

Негативная эмоциональная реакция Инициирующее событие
Эмоции тревожной группы (волнение, беспокойство, страх, тревога) 1) 2)
Эмоции агрессивной группы (гнев, обида, раздражение, враждебность) 3) 4)
Эмоции аутоагрессивной группы (чрезмерное чувство вины) 5) 6)
Эмоции депрессивной группы (глубокое уныние, апатия, тоска) 7) 8)
Сильное огорчение, отчаяние 9) 10)

3. В таблице 2 опишите, что вы сделали в каждой ситуации: ваши переживания и ваше ответное поведение. Обратите внимание на то, что важно описать не только ваши поступки во внешнем плане поведения, но и ваши эмоциональные переживания при этом.

Инициирующее событие (из таблицы 1) Мой негативный ответ на событие: поведение (поступки) и переживание (чрезмерные, разрушающие переживания и неконструктивное поведение)
1. ….10. 1) …

4. Определите, являются ли эти чувства аутентичными, оправданными: оцените, помогают ли они конструктивно завершить ситуацию. Определите также, было ли ваше поведение конструктивным, оценив каждый эпизод с помощью вопросов: Помогают ли мне это добиваться своих целей? Помогает или мешает мое поведение тем, кто дорог для меня? Помогает ли мне это в отношениях с окружающими? Испытывая эти чувства, я достигаю того, чего хочу, или избавляюсь от дискомфорта, вызванного неудачей? Влияет ли это разрушительно на мое здоровье?

5. Выберите только те инициирующие события, на которые вы ответили неоправданными, негативными, разрушающими переживаниями.

6. Сделайте вывод: какие ситуации требуют от вас повышенного внимания для защиты от разрушительных переживаний, какие разрушающие переживания оказались для вас наиболее и наименее характерными.

Задание 6 - «Шаблоны «губительного мышления»

Цель: изучить иррациональные убеждения, запускающих разрушительные переживания.

Задание: выделить свои иррациональные верования, запускающие вредоносное мышление, представить их в таблице; обсудить приобретенный опыт.

Методические рекомендации.

Выполните последовательно следующие действия:

1) определите ситуации, которые вызывают у вас разрушающие переживания;

2) определите, какие ваши чувства и поведение являются причиной неприятных для вас последствий - заполните таблицу (если последствия негативны, отнесите их к категории требующих решения);

3) запишите в первой строке неоправданные чувства и соответствующее поведение, от которого вы решили отказаться;

4) запишите во второй строке шаблоны засоряющего мышления, которые лежат в основе каждой группы разрушающих переживаний и неразумного поведения;

5) установите, какие иррациональные верования «запускают» вредоносное мышление;

6) сделайте вывод: какие шаблоны вредоносного мышления являются для вас типичными; какие иррациональные верования были выявлены и насколько они характерны для вас; какой опыт вы приобрели, выполняя это задание.

Идентификация иррациональных верований

Неконструктивная поведенческая реакция и соответствующие переживания  
Обнаруженный шаблон вредоносного мышления  
Иррациональное верование, запускающее реакцию  

Теоретическая информация к работе представлена в Приложении 3.

Задание 7

- «Анализ конфликтной ситуации».

Цель: изучить методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр) для выявления интересов конфликтующих сторон.

Задание: проанализировать конфликтную ситуацию, составив карту конфликта.

Методические рекомендации.

Выполните последовательно следующие действия: 1) вспомните конфликтную ситуацию; 2) опишите предмет, из-за которого разгорелся конфликт; 3) опишите, какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия; 4) опишите потребности и опасения каждой стороны (перечислить не менее 5-6 пунктов), 5) сформулируйте предложения по урегулированию, учитывая потребности и опасения обеих сторон конфликта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.