Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для зачета




1.Социально-психологический тренинг: понятие, основные признаки. Место психологического тренинга в системе методов. Виды психологического тренинга.

2. Принципы, нормы тренинга. Обратная связь в тренинге.

2. Структура (этапы) тренингового занятия. Стадии работы ведущего с группой. Оганизация тренингового занятия.

3. Методика проведения тренингового занятия.

5. «Групповая динамика» тренинга: сущность, стадии, уровни, фазы групповой динамики; логика построения группового процесса.

6. Подготовка руководителя тренинга к занятию. Составление программы тренинга.

7. Руководитель тренингового занятия: стратегии, стили поведения ведущего.

8. Умение тренера организовывать опрос группы. Проблемы в проведении тренинга, особенности взаимодействия тренера с проблемными людьми.

9. Умение управлять собой в конфликте. Разрушающие переживания, шаблоны губительного мышления и иррациональные убеждения в конфликте.

10. Факторы успешного общения. Правила эффективного общения. Коммуникативные установки, трудности в общении.

11. Педагогическое и профессионально-педагогическое общение, его отличия от других видов общения; функции, операции.

12. Уровни педагогического общения (А.Б.Добрович). Уровни и условия успешности общения.

13. Профессиональные дистанции, позиции и стили педагогического воздействия: их содержательные характеристики и особенности проявления.

14. Понятие о технологии педагогического общения. Решение коммуникативных задач. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

15. Педагогический конфликт: признаки, элементы, разновидности, стадии развития.

12. Технология разрешения конфликтов: этапы, алгоритм эффективных действий.

13. Способы, стили, стратегии, правила конструктивного поведения в конфликте.

18. Трансактный анализ в профессионально-педагогическом общении. Использование трансактного анализа для построения педагогического взаимодействия.

19. Коммуникация: сущность понятия, виды коммуникативного воздействия, типы ограничений на контакт, феномены контакта.

20. Коммуникативная компетентность личности: сущность понятия, компоненты коммуникативной компетентности.

21. Коммуникативная толерантность: сущность понятия, основные подструктуры личности, ее определяющие.

22. Психологическая и этическая защита личности в общении.

23. Речевая коммуникация. Структура, организация и развитие речевой коммуникации. Речь и взаимопонимание. Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации.

24. Умение слушать и слышать как составляющие коммуникации. Уровни и цели слушания. Факторы «неслышания», барьеры и ошибки в слушании. Правила эффективного слушания.

25. Виды слушания. Уровни активного слушания.

26. Использование педагогом невербальных средств для оптимизации педагогического общения, в ходе учебного занятия.

27. Групповая дискуссию как метод социально-психологического тренинга. Предложите вариант его использования на тренинге общения.

28. Психогимнастика как метод социально-психологического тренинга. Предложите вариант его использования в тренинге общения.

29. Анализ конкретных ситуаций как метод социально-психологического тренинга. Предложите вариант его использования в тренинге общения.

30. Ролевая игра как метод социально-психологического тренинга. Предложите вариант его использования в тренинге общения.

31. Аутогенная тренировка как метод социально-психологического тренинга. Предложите вариант его использования в тренинге общения.

32. Проективное рисование как метод социально-психологического тренинга. Предложите вариант его использования в тренинге общения.

33. Стратегии, техники изменения эмоционального последствия конфликтных ситуаций.

34. Метод рациональной терапии (РАТ) для изменения эмоциональной и поведенческой реакции.

35. Эффективные способы и методы анализа конфликтных ситуаций.

36. Техники активного слушания: сущность, классификация.

37. Техника регуляции эмоционального напряжения.

36. Техника постановки вопросов.

37. Техника малого разговора.

38. Техники слушания: техники, мешающие слушанию; промежуточные техники; техники, способствующие активному слушанию.

 

 

Приложение 1

 

Ключ к заданию на определение операций педагогического воздействия

  Функция, операция
А соучастие партнеру по общению – предложение о помощи
Б возвышение партнера по общению – оправдание поведения
В открытие на общение – «Я-сообщение»
Г возвышение партнера по общению – положительное подкрепление (через третье лицо)
Д возвышение партнера по общению – «Ты-сообщение»
Е открытие на общение – «Мы-сообщение»

 

Ключ к упражнению на определение уровня общения

А – примитиваный

Б – конвенциональный

В – минипулятивный

 

Ключ к заданию «Этическая защита».

1 – Б; 2 – К; 3 – З; 4 – А; 5 – В; 6 – Д; 7 – Ж; 8 – Г; 9 - И; 10 – Е.

 

Ключ к упражнению в активном слушании

Ситуация 1 Ситуация 2
А – критика А – сопереживание
Б – сопереживание Б – поток рекомендаций
В – вопрос В - критика
Г - совет Г - просьба о дополнительной информации

 

 

Приложение 2

Теоретическая информация к выполнению практического задания «Анализ конфликтной ситуации»

Анализ конфликта включает выявление следующих элементов.

1. Участники: кто конфликтует, что они за люди?

2. Каковы их требования друг к другу?

3. Какова их мотивация: зачем им все это необходимо и насколько это важно?

4. Какими ресурсами, необходимыми для достижения цели, они обладают. На основе проведенного анализа принимается решение о способе разрешения конфликта и производится последовательная реализация избранной стратегии вплоть до его завершения.

Конфликт характеризуется наличием у частников претензий к действиям друг друга, требований изменить поведение соперника. За этими требованиями всегда можно обнаружить фрустрированные потребности, возможность удовлетворения которых субъект связывает с поведением оппонента. Претензии выражаются в виде готовых решений, предлагаемых оппоненту. Для анализа конфликта нужно вернуться к нуждам, проявляющимся в потребностях и опасениях. Р.Фишер и У.Юри предложили метод ведения переговоров. в основе которого идея о том. что всегда можно найти ряд решений, максимально соответствующим интересам сторон. Для этого надо сосредоточить усилия не на отстаивании своей позиции, а на четырех основных элементах переговоров: люди – их интересы – варианты, удовлетворяющие их интересы – справедливые критерии для принятия таких вариантов.

Таким образом, первая задача анализа конфликтов – выявление интересов. Х.Корнелиус и Ш.Фишер предложили эффективный методический прием анализа конфликтной ситуации – составление «Карты конфликта».

Области применения карты:

- самостоятельное составление при анализе конфликта (помогает обоснованно выбрать стратегию дальнейших действий);

- составление при посредничестве, для подготовки стратегии разрешения конфликта;

- составление в процессе переговоров, в которых принимают участие все оппоненты (помогает налаживать конструктивное взаимодействие между ними, располагает к сотрудничеству).

Методические рекомендации по составлению карты.

1 этап - определение предмета конфликта. Опишите проблему в общих чертах: из-за чего возник спор, по поводу чего высказывались разные мнения? Не надо глубоко вдаваться в проблему или пытаться найти выход. Опишите предмет конфликта, используя существительные: не то, что надо делать, а что является «яблоком раздора». Предмет может быть не один. На каждый предмет лучше составлять отдельную карту, если только не удается найти общую формулу. Например: «распределение работы», «мытье пола»… Обратите внимание, чтобы предмет не определялся в терминах дихотомического выбора: или «А» – или «Б».

2 этап – определение оппонентов, вовлеченных в конфликт. Решите, кто является главными сторонами в конфликте. Составьте список действующих лиц. Если группа имеет однородные требования, потребности, ее на схеме можно определить как одно лицо (родители, администрация, педагоги…).

3 этап – определение мотивации, стоящей за позициями. Необходимо перечислить потребности оппонентов (подлинные интересы, желания, ценности) в данной ситуации. Можно задать вопрос: «Чего бы я добился, если бы предложение было принять?» Ответ должен быть в терминах позитивного результата. Например: постоянная работа; прибранный дом; позволение держать вещи в беспорядке; признание моих заслуг и т.д. Одна и та же потребность может относиться к нескольким или ко всем участникам. Тогда она записывается всем, свидетельствуя об общности интересов. Нельзя путать потребности с решениями! Помните, что одна и та же потребности может удовлетворяться разными способами.

В графу «опасения» вписывать иррациональные страхи, не обсуждая их реалистичность: тревоги, озабоченность, опасения. Прямой вопрос: «Чего я боюсь?» может уязвить гордость и спровоцировать ответ: «Ничего не боюсь!» Лучше задать вопрос: «Вы предвидите, что, если не будет принять ваше предложение, в будущем может произойти что-то, чего бы вы не хотели. Что может случиться?» Предметом опасений часто бывают: физическая безопасность; финансовые потери (низкая зарплата; переплата за покупку и др.); отвержение, потеря любви, членства в группе, одиночество; потеря контроля (власти); нежелание попадать под влияние, в зависимость от кого-то; потеря уважения; провал, критика, осуждение; унижение; боязнь оплошать; утрата возможности реализовать себя; неинтересная работа и др.

После заполнения рубрик на своем поле следует перейти на поле оппонента. Задайте вопросы: «Что его заставляет настаивать на своем? Что бы испытывали вы, будь на его месте?» Необходимо соблюдать объективность в оценке оппонента. Следует отделять достоверные факты от догадок.

При заполнении карты обратите внимание на следующее: ищите новую информацию и новое понимание; ищите общую «точку опоры» (общие потребности или интересы), общую точку зрения и поддерживайте общие ценности; совмещайте различные ценности и перспективы; ищите скрытые устремления, отметьте их как дополнительные нужды и опасения на карте; выделите наиболее трудные участки; отметьте, чего вы не знали раньше, что нужно подробнее рассмотреть теперь; ищите и стимулируйте предпосылки выигрыша для всех (опознайте, что важно для одной стороны и не связано с большими жертвами с другой); ищите основу для взаимного выигрыша всех сторон; предлагайте решения, включающие элементы выигрыша для всех.

 

Приложение 3

Теоретическая информация практическому заданию

«Шаблоны «губительного мышления»

По мнению Альберта Эллис, эмоция не является простой непосредственной реакцией на ситуацию. Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем. Это – фундаментальное положение когнитивной терапии. Оно иллюстрируется формулой АВС: А – активизирующее событие (ситуации, стимул, обусловливающий процесс реагирования); В – убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы; С – последствия: эмоции чувства, поведение.

Наши эмоции будут зависеть не столько от реальных событий, сколько от «В» - наших мыслей по поводу происходящего. Мышление, запускающее разрушающие переживания – это губительное, засоряющее мышление

А.Эллис выделил 4 типа шаблонов (паттернов) губительного мышления: обвинение людей или себя («Все из-за нее…»; «Это я во всем виноват..»); завышение требований («Он должен быть добрее..»; «Я обязан был это предотвратить..»); нагнетание страха («А вдруг..», «Это невыносимо, что…»); обесценивание важности происходящего («Ну, и что? Меня это не касается»; «Каму какое дело…»). Три первых шаблона вызывают негативные разрушающие переживания. Четвертое - самооправдание - блокирует разрядку стресса, побуждая игнорировать его наличие.

Вредоносные (ложные) иррациональные верования (убеждения, установки):

1) все должны меня любить (следствие сильного беспокойства по поводу мнению окружающих);

2) никогда нельзя терпеть неудачу, нужно все делать на «5» (чрезмерно высокие требования к себе);

3) все должно быть таким, как мне хочется (инфантильное ожидания, основанные на «принципе удовольствия»);

4) все мои неприятности из-за плохих людей (тенденция обвинять других, предъявляя к ним завышенные требования);

5) если я буду волноваться, то дела пойдут лучше (проявление чрезмерной тревоги в ситуациях ожидания событий, на которые невозможно повлиять);

6) у каждой проблемы есть единственное наилучшее решение, и мне нужно его найти – и немедленно (могут отвергаться решения «неидеальные», но приводящие к позитивным последствиям);

7) легче избежать трудной ситуации и ответственности за нее, чем потом разбираться с ней (проявление чрезмерной пассивности, избегание риска);

8) если ни к чему не относится серьезно, не придется огорчаться (обесценивание происходящего);

9) причина всего происходящего со мной – в моем прошлом (объяснение неудач событиями прошлого, не влияющими на данный момент);

10) на свете не должно быть плохих людей и обстоятельств; встреча с ними меня не сильно расстроит.

Разумные рассуждения», противопоставляемые губительному мышлению: 1) все люди свободны; 2) все люди отвечают за свою жизнь; 3) все люди автономны.

Позитивное мышление ведет к конструктивным выводам.

Свобода. Поскольку все люди свободны, никто не обязан поступать, как мене хочется. Поэтому слова «должен», «обязан» приемлемы только в ограниченных случаях. По-видимому, человек должен выполнять обязательства, которые дал (например, вернуть деньги, взятые в долг), но не должен нарушать основные права других людей: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. В остальных случаях «должен» не является абсолютно правомерным. Вернее было бы сказать по отношению к поведению другого человека: «Я ожидал, что она…», «Мне хочется, чтобы он…», «Я бы предпочел, чтобы...»

Перераспределение ответственности. Люди свободны, поскольку могут выбирать. Ответственность – это признание факта, что поступок совершен в соответствии с собственным выбором. Лингвистические конструкции, которые отражают, что инициативы была за рассказчиком: «Я предпочел обидеться» вместо «Меня обиделся; «Я не сумел отказаться» вместо «Меня заставили»; «Я не нашел способа, чтобы настоять на своем» вместо «Он – упрямый осел».

Один из наиболее часто встречающихся шаблонов обвиняющего мышления основан на вере в то, что один человек может непосредственно вызвать какие-либо чувства в другом человеке: «Он меня злит (бесит, обижает)». Этому ложному убеждению противопоставляется идея ответственности за свои чувства: «Он хотел меня разозлить (взбесить, обидеть…), и я поддался (не поддался)».

Человек обвиняющий подчеркивает ответственность других, себя представляет жертвой, а свое поведение вынужденным. Принятие ответственности предполагает акцент на имевшемся выборе: «У меня были варианты, но я предпочел (предпочитаю)…»

Автономия. Принцип автономии предполагает, что между людьми существуют границы. Человек, признающий автономию, четко представляет, где кончается он и его права и где начинается ругой человек, обладающий такими же правами. Разные люди имеют разные мнения, оценки, чувства по отношению одним же и тем же вещам. Требуя от другого, чтобы он имел сходные взгляды, вел себя в соответствие с нашими желаниями, мы вторгаемся в автономию другого. Для вторжение в жизнь другого человека есть 2 основания: 1) если мы обязаны управлять поведением другого, и несем юридическую ответственность за его поведение, в то время как другой такой ответственности не несет; 2) если другой своим поведением нарушает нашу автономию, наши основные права (на жизнь и здоровье, на свободу, на собственность), у нас есть все основания защищаться.

Разумные рассуждения подсказывают, то любой человек вправе распоряжаться собственной жизнью и здоровьем, тем более когда это не задевает других. Более разумным было бы констатировать факт: «Мне хотелось бы, чтобы он…», «Я бы хотел, чтобы ты… потому что…».

Разумные формулировки («метод разумного предпочтения») обычно содержат в себе указания на то, что наши предпочтения являются лишь нашим выбором и не вторгаются в границы личности другого. Это важный шаг в снижении враждебности и умиротворения конфликтующих сторон.

Метод разумного предпочтения состоит из 5 шагов.

1. Идентификация проведения-мишени: Что я делаю и какие разрушающие переживания испытываю и эффективно ли я себя веду?

2. Идентификация шаблонов разрушительных рассуждений и иррациональных убеждений: Какие рассуждения предшествуют моим разрушающим переживаниям: Какие убеждения о себе, о других участниках конфликта, о самом конфликте вызывают эти рассуждения?

3. Опровержение: Как можно оспорить мои губительные мысли?

4. Перцептивный сдвиг (замена губительных рассуждений разумными, иррациональных убеждений рациональными): Какой разумный способ рассуждений я могу предпочесть нагнетанию страхов, обвинениям, недооценке происходящего? (Мне хотелось… Я бы предпочел… Было бы лучше, если бы…)

5. Обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение.: Что вы начинаете при этом чувствовать? (Жаль, что… Не повезло с… Я огорчаюсь… Я серьезно обеспокоена…)

 

 

Приложение 4

Тест «Стили разрешения конфликтов (К.Томас)

Источник: Смирнова, Е.Е. Психология общения / Е.Е.Смирнова. – СПб.: КАРО. 2005. – 336 с.

Перед проведением теста заполните графу «Предположение», оценив у себя проявление каждого стиля реагирования в конфликтной ситуации: по шкале от 0 до 12 баллов.

Стили поведения в конфликте Предположение Результат по тесту
конкуренция    
избегание    
сотрудничество    
компромисс    
приспособление    

В каждом вопросе выберите вариант А или Б, который более подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Вместо того, чтобы обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

6. А. Я стараюсь избежать возникновение неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможными в чем-то уступить, чтобы долиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоять все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоить волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому мою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому остаться в чет-то при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы спорных сторон.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно решить наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между молей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило озабочен тем. чтобы удовлетворить желание каждого.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желанием.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать ссоры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь добиться своего.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могла добиться успеха.

Обработка результатов.

По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом. при совпадении начисляется один балл. Необходимо проранжировать полученные по каждому стилю баллы (от самого высокого до самого низкого).

Анализ результатов.

Количество баллов, набранных по каждой шкале дает представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующий стиль – тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором – стиль, используемый часто и т.д. до последнего – наименее характерного.

№ вопроса Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          
11.          
12.          
13.          
14.          
15.          
16.          
17.          
18.          
19.          
20.          
21.          
22.          
23.          
24.          
25.          
26.          
27.          
28.          
29.          
30.          

 

 

Приложение 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.