КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения. 1. Чем обусловлено значение умения слушать в коммуникации?
Организация занятия 1. Чем обусловлено значение умения слушать в коммуникации? Выделите уровни и цели слушания и установите их зависимость. 2. Охарактеризовать различие видов слушания. Привести примеры целесообразного применения различие видов слушания. Охарактеризовать подходы к классификации техник активного слушания Е.В. Сидоренко. 3. Выделить типологию «плохих» слушателей. Описать ситуации, иллюстрирующие каждый тип «плохих» слушателей, и предложить рекомендации по эффективному взаимодействию с ними. 4. Охарактеризовать значение техник малого разговора в развитии умения разговаривать; раскрыть сущность различных техник малого разговора; критерии «правильного» малого разговора и типичные ошибки. 5. Охарактеризовать значение техники постановки вопросов в развитии умения разговаривать, ее сущность: типы вопросов, способы их формирования; типичные ошибки при их постановке и способы их преодоления. 6. Охарактеризовать значение техник регуляции эмоционального напряжения в развитии умения разговаривать, их сущность; привести примеры из педагогической практики. Охарактеризовать типичные ошибки в регуляции эмоционального напряжения и способы их преодоления. Выполнение учебно-исследовательских заданий и упражнений Задание 1. Работая в подгруппе (4-5 человек), проанализировать факторы «неслышания», барьеры слушания; выделить ошибки слушания и определить правила эффективного слушания, используя правила «хорошего слушателя» (эффективного слушания) составленные при подготовке к занятию. Задание 2 – «Определи, какой слушатель?» (продолжение работы «Хороший ли я слушатель?») Цель: овладеть способом оценки человека как слушателя. Задание: выделить признаки хорошего слушателя у другого человека, оценить его как слушателя. Инструкция: разделитесь на пары, заполните таблицу своего напарника (в графе «Мое мнение»), записав частоту проявления (часто, редко, никогда) в его общении с другими людьми указанных признаков хорошего слушателя. Обсудить результаты, сравнив 2 графы: «Мое мнение» и «Мнение другого человека». Обсудите рекомендации по развитию у себя данного умения. Вопросы для анализа задания: Насколько совпали ваши оценки и оценки другого человека? Изменилось ли ваше мнение о себе как слушателе после выполнения задания? Удалось ли Вам определить реальные рекомендации по развитию у себя умения слушать? Упражнение 2 -«Упражняемся в активном слушании » Цель: определить характерные признаки типов реакций и приёмов в момент активного слушания собеседника. Задание 1. Обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу. Инструкция: организовать работу в тройках - обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу (преподавателю колледжа). Нужно выбрать три самых важных качества и выработать общее мнение в тройке. Предлагается строго выдерживать алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование частных приемов слушания. Затем участники меняются функциями. Обсуждение ведут представители триад. Вопросы для анализа задания. 1. Какие качества были выделены как основные? 2. Какими приемами активного слушания пользовались сами участники обсуждения? 3. Какие непродуктивные техники слушания имели место в момент обсуждения качеств профессионала? Задание 2. Решение ситуации Инструкция: решите ситуацию, соотнеся реакцию собеседника с имеющимися типами реакций. Впишите тип реакции (сопереживание, вопрос, совет, поток рекомендаций, критика, просьба о дополнительной информации) в соответствующую графу таблицы.
Ситуация 1 — Неужели моей напарнице дали премию из-за того, что она умеет подлизываться к начальству?! Ведь должны были дать ее мне! У меня лучше показатели, и ей не нужны деньги так, как мне. Что происходит?
Ситуация 2 — Не знаю, что и делать! Заведующая постоянно просит меня задержаться на работе подольше, чтобы выполнить какую-нибудь работу, а я не могу ничего возразить — ведь это мой начальник. Я с удовольствием кое-что бы сказала, но просто не могу рисковать.
Задание 3 - «Bыcлyшuвaние». Цель: определить роль техник активного слушания в процессе общения; упражнение в использовании различных техник активного слушания. Инструкция: работа организуется в парах: один — рассказчик, другой — слушатель. Партнерами выбирается тема для беседы, затем один из них начинает рассказ, а другой просто слушает, ничего не делая и никак не реагируя на партнера. (Важное замечание! Собеседники не должны перейти на беседу, иначе задание теряет смысл.) Затем партнеры меняются ролями, и содержание задания изменяется: теперь, наоборот, следует помогать партнеру в его рассказе, используя разные техники активного слушания. Примерные темы беседы: «Мои увлечения», «Профессиональные перспективы», «Планы на будущее», «Вещи или люди, которые мне нравятся». Вопросы для анализа задания: Слушание мешало или, наоборот, помогало рассказчику? Что вам хотелось сделать, чтобы увидеть или услышать реакцию партнера? Какими техниками пользовался слушатель? Какие из них помогали (мешали) рассказчику? Вы реагировали на услышанное интуитивно или намеренно продумывали систему приемов? Что ждал от партнера по общению говорящий? Получил ли он ожидаемую реакцию? Каким образом в реальной жизни вы реагируете на слова собеседника? От чего это зависит? Учебно-исследовательские задания по изучению темы при подготовке к семинару-практикуму Задание 1. Провести самодиагностику умения слушать, используя тест «Умеете ли Вы слушать? (см. приложение 5). Задание 2. «Хороший ли я слушатель?» Цель: овладеть способом оценки себя как слушателя. Задание: выделить признаки хорошего слушателя, оценить себя как слушателя. Инструкция: заполните таблицу, записав частоту проявления (часто, редко, никогда) в своем общении указанных признаков хорошего слушателя в графе «Мое мнение».
Задание 3. Составить правила «хорошего слушателя» (8-10). Темы рефератов, курсовых работ 1. Технология слушания в педагогическом общении. 2. Техники постановки вопросов в развитии умения разговаривать. 3. Техники регуляции эмоционального напряжения в развитии умения разговаривать. 4. Техники малого разговора в развитии умения разговаривать. 5. Эффективное слушание в коммуникации. Контрольные вопросы и задания для самопроверки 1. Выделить актуальность навыков активного слушания для позитивного общения. 2. Чем отличаются умение слушать и умение слышать? 3. Дать краткую характеристику уровней слушания. 4. Сопоставить способы активного слушания. Показать на примере действенность каждого их них. 5. Дать характеристику типов слушателей. С какими из них вам легче общаться? Почему? 6. Какие цели в разных ситуациях может преследовать слушатель? 7. Что такое обратная связь в межличностной коммуникации? 8. Какую функцию выполняет оценочная негативная обратная связь? 9. Как осуществляется безоценочная обратная связь? 10. В чем отличие активного рефлексивного стиля слушания о эмпатического? 11. Какие речевые обороты не используются людьми, слушающими эмпатически? Литература 1. Куницина, В.Н. Межличностное общение / В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша В.М. Учебник для вузов. – СПб.: «Питер», 2001. – 544 с. 2. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А,Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с. 3. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г.Пузиков. – СПб: Издательство «Речь», 2005. – 224 с. 4. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А.Реан, Я.Л.Коломинская. - СПб.: «Питер», 2002. – 416 с. 5. Смирнова, Е.Е. Психология общения / Е.Е.Смирнова. – СПб.: КАРО, 2005. – 336 с. 6. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 208 с. 7. Суховершина, Ю.В. Тренинг делового (профессионального) общения / Ю.В.Суховершина, Е.П.Тихомирова, Ю.Е.Скоромная. - М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 128 с. Тема 4. «Подготовка и проведение социально-психологического тренинга» . Цель: сформировать представление об особенностях подготовки и проведения социально-психологического тренинга, методах работы в тренинге; методики построения тренингового занятия; развить умение применять эти знания при выполнении практического задания.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |