Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование физических понятий




Понятием называют систему знаний, словесно обозначен­ную и представляющую результат выделения и обобщения пред­метов или явлении того или иного класса по достаточно существенным признакам.

В теории и методике обучения физике принято выделять следующие группы физических понятий:

- понятия об объектах (твердое тело, маятник, проводник);

- понятия о явлениях (равномерное движение, теплопроводность, фотоэффект);

- физические величины (перемещение, скорость, энергия);

- понятия, отражающие отдельные свойства, стороны, аспекты, особенности физических объектов и явлений (траектория, инертность, относительность)

Добавим к этому, что в понятия об объектах входят модели физических объектов, а в понятия о явлениях - модели физических явлений и процессов.

Каждое понятие характеризуется содержанием и объемом. Основное содержание понятия заключается в совокупности его существенных признаков, включая знания связей, которые существуют у данного понятия с другими. Объем понятия характеризуется классом обобщаемых предметов, вследствие чего существуют понятия разной степени общности. Одни понятия, менее общие входят как составляющие в другое, более общее, понятие. В этом случае можно говорить, что менее общие понятия являются элементами класса или элементами объема более общего понятия.

Формирование у учащихся понятий — сложный и продолжительный процесс, в котором ученики постепенно приближаются ко все более полному овладению содержанием понятий. В этом процессе, как и в научном познании, происходит развитие понятий — их обогащение, установление все новых связей данного понятия с другими. Это развитие носит сложный диалектический характер.

Источниками понятий являются: 1) жизненный опыт учащихся, их повседневные наблюдения и возникающие на их основе представления; 2) целенаправленное формирование понятий в процессе изучения основ наук под руководством учителя; 3) попутное формирование понятий в результате изучения других предметов; 4) стихийное формирование понятий в результате чтения научно-популярной литературы, просмотра фильмов, передач по радио и телевидению, воздействия других источников информации.

Для теории и практики обучения имеет важное значение изучение основных путей формирования понятий, определение принципов отбора оптимального для каждого конкретного случая способа формирования, особенностей усвоения понятий учащимися различных возрастных групп.

Образование понятий у учащихся может осуществляться различными способами. Способ формирования того или иного понятия, последовательность чередования этапов формирования определяются в зависимости от содержания формируемого понятия, уровня общего развития учащихся, их предшествующего опыта и объема знаний. В одних случаях формирование понятия может (и должно) начинаться с анализа фактов и явлений, известных учащимся, из их повседневного опыта. Это предусматривают формирование понятий с чувственно-конкретного восприятия, например, с наблюдения опытов. Данные опытов анализируются; при этом выделяются общие существенные признаки, отбрасываются несущественные. Так происходит абстрагирование. Этот процесс обычно завершается словесным определением понятия, синтезирующим в себе его существенные признаки. Этот процесс составляет содержание первого этапа в формировании понятия. Сущность его заключается в движении от чувственно-конкретного восприятия к абстрактному мышлению.

Содержанием второго этапа в формировании понятия является движение от абстрактного к конкретному, к общему в мышлении. При этом обогащается содержание понятия, уточняется его объем, все полнее раскрываются связи и отношения с другими понятиями.

Анализ содержания формируемых в средней школе у учащихся физических понятий приводит к выводу, что в учебном процессе должны применяться различные способы формирования понятий в зависимости от содержания понятий, уровня развития мышления учащихся, запаса их знании, полученных на предыдущих этапах обучения. Основными из них являются два:

1) традиционный, при котором формирование происходит по этапам — от чувственно-конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, общему (начинается с обобщения первого порядка и завершается обобщением второго порядка);

2) способ, предлагаемый В. В. Давыдовым, при котором формирование понятия сразу начинается с его определения, а затем уже осуществляется его конкретизация и обобщение.

Первый способ является основным на первой ступени обучения физике, когда осуществляется формирование начальных понятий, опираясь на которые позднее можно будет формировать более сложные понятия.

В старших классах, когда у учащихся уже имеется запас первоначальных знаний по предмету и достаточно развито абстрактное мышление, второй путь формирования понятий может стать преобладающим.

Однако, каким бы путем ни осуществлялось формирование понятия, завершающим этапом в его развитии должно быть движение от абстрактного к конкретному, общему.

Успешное усвоение понятий учащимися на первой ступени изучения физики достигается при условии, когда в процесс формирования включаются следующие этапы:

1) выделение существенных признаков понятия на основе наблюдений за изучаемыми объектами, работы с учебником, анализа графиков, формул, фотографий, выполненных в научных лабораториях,

2) синтезирование существенных признаков в определении понятия;

3) уточнение признаков понятия посредством выполнения специально подобранных упражнений по варьированию несущественных признаков класса, отделению существенных признаков от несущественных;

4) отграничение данного понятия от ранее изучавшихся посредством выполнения упражнений по сравнению признаков сходных понятий, выявлению общего и особенного;

5) установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями;

6) применение понятия в решении учебно-познавательных и практических задач, в том числе задач творческого характера, в результате чего происходит дальнейшее уточнение признаков понятий, дифференцировка их (отграничение) и конкретизация;

7) классификация понятий и их систематизация. Возможно изменение последовательности некоторых этапов, например 6 и 7. Нередко некоторые из этапов, например 5 и 7, могут протекать одновременно; иногда их трудно разграничить во времени, но ни один из них не может быть исключен из процесса формирования понятий. Исключение одного из этапов ведет к возникновению ошибок (недостатков) в усвоении понятий.

В качестве основных критериев усвоения понятий следует выделить: а) полноту усвоения содержания понятия, определяе­мую по количеству усвоенных учащимися признаков понятия; б) усвоение объема понятия; в) полноту усвоения связей и отношений данного понятия с другими; г) умение оперировать понятием в решении заданного класса задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.