КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные подходы к заданию целей обучения физике в школе
Володин А.М., Фролов И.В. Избранные вопросы теории и методики Методики обучения физике Избранные вопросы теории и И.В.Фролов А.М.Володин
Арзамас, 2010 УДК 530 (075.5) ББК 74.262.23я73 В68
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара»
Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Воробьев А.П. (АГПИ им.А.П.Гайдара)
B68 обучения физике – Арзамас: АГПИ, 2011. – 95 с.
Учебное пособие предназначено для студентов физико-математического факультета по специальностям «физика с дополнительной специальностью информатика» и «математика с дополнительной специальностью физика».
УДК 530 (075.5) ББК 74.262.23я73
ãВолодин А.М., Фролов И.В. 2011. ãАрзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара, 2011. СОДЕРЖАНИЕ
Содержание и технологии обучения зависят от целей, поставленных перед школой. Содержание образования определяется как дидактическая модель социального заказа, обращенного к школе. Выделяют три уровня его формирования: уровень общего теоретического представления, который реализуется в виде учебного плана школы; уровень учебного предмета, который реализуется в виде учебной программы по предмету; и уровень учебного материала, зафиксированный в учебных пособиях, задачниках и других дидактических материалах. На каждом уровне содержание образования регламентируется целями, при этом цели обучения на каждом уровне взаимосвязаны: цели обучения физике вытекают из целей общего образования и конкретизируют последние на своем уровне; цели изучения конкретного материала следуют из целей обучения физике и конкретизируют их. Цели общего образования обусловлены потребностями общества на современном этапе его развития и следуют из социального заказа общества школе. В соответствии с государственным образовательным стандартом, изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: · освоение знанийо фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; · овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации; · развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; · воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; · использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эти общие цели должны быть конкретизированы и раскрыты. Существует несколько способов задания целей обучения физике: описательно без использования какой-либо классификации; описательно с применением классификации и через конечные результаты обучения в виде перечня типовых задач или действий, которые должны научиться выполнять учащиеся в результате обучения. Заданные таким образом цели называют операциональными. При проектировании содержания образования на уровне учебного предмета (физики) цели следует задавать описательно в соответствии с той или иной классификацией. На уровне учебного материала цели должны формулироваться операционально так же, как и при определении конечных результатов обучения. Одной из таких классификаций является принятая в практической дидактике классификация, в соответствии с которой цели делятся на образовательные, воспитательные и развития. К образовательным целям в этом случае относят формирование знаний основ физики, знаний о методах познания; формирование экспериментальных умений, умений применять знания к решению задач и т.п. К воспитательным - формирование научного мировоззрения, политехническое образование, эстетическое, нравственное воспитание и т.п. К целям развития относят развитие мышления, самостоятельности и пр. Другую классификацию целей обучения физике дает достаточно распространенный в дидактике социально-личностный подход к их заданию. Социально-личностный подход к заданию целей обучения исходит из того, что одной из основных задач образования в настоящее время является задача развития личности ребенка, который является центральным объектом учебно-воспитательного процесса. Реализация социально-личностного подхода к заданию целей обучения требует анализа структуры личности. Разработанная модель структуры личности включает в себя статическую модель: опыт личности, механизмы психики, типологические свойства личности и динамику личности. Исходя из этого и учитывая, что основная цель общего образования - всестороннее развитие личности, выделяют четыре группы социально-личностных целей общего образования: 1. усвоение личностью опыта предшествующих поколений; 2. развитие функциональных механизмов психики; 3. формирование обобщенных типологических свойств личности; 4. развитие положительных индивидуальных свойств личности - способностей, интересов, склонностей. Первая группа целей применительно к физике содержит следующие компоненты: формирование знаний основ физики: фактов, понятий, законов, теорий, физической картины мира; формирование знаний о методах познания в физике; формирование знаний о научных основах техники и об основных направлениях научно-технического прогресса; формирование экспериментальных умений, умений объяснять явления, применять знания к решению задач; формирование научного мировоззрения; формирование представлений о роли физики в жизни общества, о связи развития физики с развитием общества, техники, других наук; подготовка к практической деятельности, к выбору профессии. Вторая связана с развитием восприятия, памяти, речи, воображения, мышления. Третья группа целей: формирование самостоятельности, развитие общих способностей, формирование нравственных качеств личности, воспитание эстетического восприятия мира, формирование оценочных умений. Четвертая связана с развитием способностей и интересов к физике, формированием мотивов учения. Цели обучения физике связаны между собой. Так, цель развития мышления учащихся достигается при формировании у них умений применять знания к решению задач, при формировании у них мировоззрения и т.п. Стремление задать цели обучения в виде конечных результатов привели к разработке их различных таксономии, представляющих перечень целей и их определенную иерархию. В дидактике наибольшую известность и распространение получила таксономия целей обучения американского ученого Б.С. Блума и его коллег. В познавательной области Блум выделяет шесть категорий целей: знание (информация), понимание (трансформация, интерпретация, экстраполяция), применение общих принципов в новых ситуациях, анализ (умение осуществлять деление целого на элементы и части, вскрывая их связи и отношения), синтез (умение объединять отдельные элементы в целое, обладающее новым качеством, получение новой структуры) и оценка (умение рассмотреть истинность идей, работ, условий и т.п. на основе имеющихся или созданных критериев). Большая работа в области таксономии целей обучения физике ведется польскими учеными. Одной из них является таксономия П. Карпинчика, учитывающая рассмотренные выше таксономии и специфику учебного предмета «физика». Его таксономия приведена в таблице ниже.
Приведенная таксономия позволяет уточнять конкретные цели обучения физике. Помимо таксономии познавательных целей обучения Блумом и другими методистами предложена таксономия целей в эмоциональной области, в основе которой лежит понимание учащимися эстетических моментов в среде, в искусстве, в науке. Выделяют пять категорий: - фиксация внимания на элементах, вызывающих эстетические переживания (рецепция), готовность к восприятию, осознание воспринимаемого; - реакция на них (активность), легкость включения учащегося в деятельность, податливость к ответам на вопросы, успешность ответов; - убежденность (оценка) - готовность отстаивать свои идеи и точку зрения, умение выбирать ценности и идеи; - избирательность - умение выделить главное из набора одинаковых фактов, создание набора ценностных ориентации; - индивидуальность - интегративная избирательность и убежденность, выбор системы ценностей и взгляда на мир – высший уровень сформированности личности. Разработаны также таксономии в психомоторной сфере. В соответствии с одной из них выделены следующие уровни развития психомоторных способностей учащихся: - имитация - непроизвольное повторение действия в результате наблюдения и подражания; - манипуляция - действие по инструкции, по плану (модели), зафиксированное в осознанном умении; - четкость - полноценное, уверенное выполнение действия, контролируемое сознанием, без инструкции и моделей; - расчлененность - умение выполнить согласованно серию действий с осознанным контролем; - завершенность - серия действий, выполняемых автоматизированно с полным усвоением. Эти таксономии могут быть использованы при конкретизации целей обучения, связанных с формированием видов деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |