Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к заданию целей обучения физике в школе




Володин А.М., Фролов И.В. Избранные вопросы теории и методики

Методики обучения физике

Избранные вопросы теории и

И.В.Фролов

А.М.Володин

 

 

 

Арзамас, 2010


УДК 530 (075.5)

ББК 74.262.23я73

В68

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара»

 

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Воробьев А.П. (АГПИ им.А.П.Гайдара)

 

B68 обучения физике – Арзамас: АГПИ, 2011. – 95 с.

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов физико-математического факультета по специальностям «физика с дополнительной специальностью информатика» и «математика с дополнительной специальностью физика».

 

УДК 530 (075.5)

ББК 74.262.23я73

 

 

ãВолодин А.М., Фролов И.В. 2011.

ãАрзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара, 2011.


СОДЕРЖАНИЕ

Физические теории в школьном курсе физике  
Формирование физических понятий  
Планирование работы учителя физики  
Проверка достижения учащимися целей обучения физике  
Система школьного физического эксперимента  
Методика изучения кинематических понятий (способы задания положении точки, перемещение и путь)  
Методика изучения кинематических понятий (скорость, ускорение, уравнения движения)  
Методика изучения основных понятий динамики (сила и масса)  
Методика изучения основных законов динамики  
Методика изучения законов сохранения в механике  
Содержание и структура темы «Молекулярная физика». Формирование понятия «идеальный газ» и методика изучения основного уравнения молекулярно-кинетической теории идеального газа.  
Методика формирования термодинамических понятий и первого начала термодинамики  
Содержание раздела «Электродинамика». Формирование понятия «электростатическое поле»  
Методика изучения понятий «напряженность электростатического поля» и «разность потенциалов».  
Методика изучения проводимости различных сред.  
Методика изучения понятий «электромагнитная индукция» и «самоиндукция».  
Методика изучения электромагнитных колебаний в школьном курсе физике.  
Методика изучения волновых свойств света (интерференция и дифракция).  
Значение раздела «Квантовая физика» и особенности его изучения. Изучение внешнего фотоэффекта.  
Методика изучения строения атома. Методика изучения энергии связи ядра и ядерных сил.  

 


Содержание и технологии обучения зависят от целей, поставленных перед школой. Содержание об­разования определяется как дидактическая модель социального заказа, обращенного к школе. Выделяют три уровня его форми­рования: уровень общего теоретического представления, кото­рый реализуется в виде учебного плана школы; уровень учебно­го предмета, который реализуется в виде учебной программы по предмету; и уровень учебного материала, зафиксированный в учебных пособиях, задачниках и других дидактических материа­лах. На каждом уровне содержание образования регламентиру­ется целями, при этом цели обучения на каждом уровне взаимо­связаны: цели обучения физике вытекают из целей общего обра­зования и конкретизируют последние на своем уровне; цели изу­чения конкретного материала следуют из целей обучения физике и конкретизируют их.

Цели общего образования обусловлены потребностями общества на современном этапе его развития и следуют из со­циального заказа общества школе. В соответствии с государственным образовательным стандартом, изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

· освоение знанийо фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

· овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

· воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

· использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Эти общие цели должны быть конкретизированы и раскрыты. Существует несколько способов задания целей обучения физи­ке: описательно без использования какой-либо классификации; описательно с применением классификации и через конечные ре­зультаты обучения в виде перечня типовых задач или действий, которые должны научиться выполнять учащиеся в результате обучения. Заданные таким образом цели называют операциональ­ными.

При проектировании содержа­ния образования на уровне учебного предмета (физики) цели сле­дует задавать описательно в соответствии с той или иной класси­фикацией. На уровне учебного материала цели должны формули­роваться операционально так же, как и при определении конеч­ных результатов обучения.

Одной из таких классификаций является принятая в практической дидакти­ке классификация, в соответствии с которой цели делятся на обра­зовательные, воспитательные и развития.

К образовательным целям в этом случае относят формирова­ние знаний основ физики, знаний о методах познания; формиро­вание экспериментальных умений, умений применять знания к решению задач и т.п. К воспитательным - формирование научного мировоззрения, политехническое образование, эстети­ческое, нравственное воспитание и т.п. К целям развития отно­сят развитие мышления, самостоятельности и пр.

Другую классификацию целей обучения физике дает достаточ­но распространенный в дидактике социально-личностный подход к их заданию. Социально-личностный подход к заданию целей обучения ис­ходит из того, что одной из основных задач образования в на­стоящее время является задача развития личности ребенка, кото­рый является центральным объектом учебно-воспитательного процесса. Реализация социально-личностного подхода к заданию целей обучения требует анализа структуры личности. Разработанная модель структуры личности включает в себя статическую модель: опыт личности, механизмы психики, типологические свойства личности и динамику личности. Исходя из этого и учитывая, что основная цель общего образования - всестороннее развитие лич­ности, выделяют четыре группы социально-личностных целей общего образования:

1. усвоение личностью опыта предшествующих поколений;

2. развитие функциональных механизмов психики;

3. формирование обобщенных типологических свойств лич­ности;

4. развитие положительных индивидуальных свойств личности - способностей, интересов, склонностей.

Первая группа целей применительно к физике содержит следующие компоненты: формирование знаний основ физики: фактов, понятий, законов, теорий, физической картины мира; формирование знаний о методах познания в физике; формирование знаний о научных основах техники и об основных на­правлениях научно-технического прогресса; формирование экспериментальных умений, умений объяснять явления, применять знания к решению задач; формирование научного мировоз­зрения; формирование представлений о роли физики в жизни общества, о связи развития физики с развитием обще­ства, техники, других наук; подготовка к практической деятель­ности, к выбору профессии.

Вторая связана с развитием восприятия, памяти, речи, воображения, мышления.

Третья группа целей: формирование самостоятельности, развитие общих способностей, формирование нравственных ка­честв личности, воспитание эстетического воспри­ятия мира, формирование оценочных умений.

Четвертая связана с развитием способностей и интересов к физике, формированием мотивов учения.

Цели обучения физике связаны между собой. Так, цель разви­тия мышления учащихся достигается при формировании у них умений применять знания к решению задач, при формировании у них мировоззрения и т.п.

Стремление задать цели обучения в виде конечных результатов привели к разработке их различных таксономии, представляющих перечень целей и их определенную иерархию.

В дидактике наибольшую известность и распространение по­лучила таксономия целей обучения американского ученого Б.С. Блума и его коллег. В познавательной области Блум выделяет шесть категорий целей: знание (информация), понимание (транс­формация, интерпретация, экстраполяция), применение общих принципов в новых ситуациях, анализ (умение осуществлять деле­ние целого на элементы и части, вскрывая их связи и отношения), синтез (умение объединять отдельные элементы в целое, обла­дающее новым качеством, получение новой структуры) и оценка (умение рассмотреть истинность идей, работ, условий и т.п. на основе имеющихся или созданных критериев).

Большая работа в области таксономии целей обучения физике ведется польскими учеными. Одной из них является таксономия П. Карпинчика, учитывающая рассмотренные выше таксономии и специфику учебного предмета «физика». Его таксономия приве­дена в таблице ниже.

Уровень Категория Подкатегория
Знания Запоминание Распознавать и называть физические фак­ты, явления, опыты. Пользоваться физическим языком, симво­ликой. Воспроизводить физические формулы, оп­ределения понятий, формулировки зако­нов, сущность теорий
  Понимание Различать понятия, законы, принципы, положения теорий. Выполнять сравнение, классификацию, упорядочивание. Объяснять, описывать, интерпретировать. Обнаруживать роль физики в обществен­ных изменениях, в технике, в других науках
Умения Применение зна­ний в типичных ситуациях Наблюдать явления, измерять величины. Пользоваться изученными примерами для решения похожих задач Применять понятия, законы и теории для решения типовых проблем Пользоваться таблицами, каталогами, графиками, математической символикой
  Применение зна­ний в проблем­ных ситуациях Замечать проблемы и находить способы их решения. Интерпретировать данные и формулиро­вать обобщения Применять научные методы физики (индукцию, дедукцию) для решения новых проблем. Строить и проверять теоретические модели

Приведенная таксономия позволяет уточнять конкретные цели обучения физике.

Помимо таксономии познавательных целей обучения Блумом и другими методистами предложена таксономия целей в эмоцио­нальной области, в основе которой лежит понимание учащимися эстетических моментов в среде, в искусстве, в науке. Выделяют пять категорий:

- фиксация внимания на элементах, вызывающих эстетические переживания (рецепция), готовность к восприятию, осознание воспринимаемого;

- реакция на них (активность), легкость включения учащегося в деятельность, податливость к ответам на вопросы, успешность ответов;

- убежденность (оценка) - готовность отстаивать свои идеи и точку зрения, умение выбирать ценности и идеи;

- избирательность - умение выделить главное из набора оди­наковых фактов, создание набора ценностных ориентации;

- индивидуальность - интегративная избирательность и убеж­денность, выбор системы ценностей и взгляда на мир – высший уровень сформированности личности.

Разработаны также таксономии в психомоторной сфере. В со­ответствии с одной из них выделены следующие уровни развития психомоторных способностей учащихся:

- имитация - непроизвольное повторение действия в результа­те наблюдения и подражания;

- манипуляция - действие по инструкции, по плану (модели), зафиксированное в осознанном умении;

- четкость - полноценное, уверенное выполнение действия, контролируемое сознанием, без инструкции и моделей;

- расчлененность - умение выполнить согласованно серию действий с осознанным контролем;

- завершенность - серия действий, выполняемых автоматизированно с полным усвоением.

Эти таксономии могут быть использованы при конкретиза­ции целей обучения, связанных с формированием видов дея­тельности и эмоционально-ценностного отношения к действи­тельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.