КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самостоятельная работа учащихся при изучении физики
Формирование познавательной активности невозможно рассматривать вне связи с проблемою самостоятельности. «Познавательная самостоятельность есть свойство личности, характеризующееся стремлением и умением учащегося без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности» Организация самостоятельной работы учащихся должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач: 1. учить самостоятельно овладевать знаниями; 2. учить самостоятельно применять знания и учения в практической деятельности. При обосновании теории классификации самостоятельных работ берут за основу либо степень самостоятельности ученика, либо дидактическое назначение работы, либо содержание. При изучении физики возможны такие виды самостоятельной работы учащихся: · работа с учебной и справочной литературой, составление конспектов; · решение задач и выполнение упражнений; · лабораторные работы и фронтальный эксперимент, работа с раздаточным материалом; · подготовка сообщений и рефератов; · наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок; · рецензирование ответов и выступлений товарищей, дополнение их; · изготовление некоторых приборов и учебных пособий (схем, плакатов); · выполнение практических заданий во время экскурсий; · постановка некоторых опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях. По основной дидактической цели самостоятельная работа классифицируется следующим образом: - приобретение новых знаний, формирование умения самостоятельно приобретать знания - формирование экспериментальных и измерительных умений и навыков; - закрепление и уточнение знаний; - формирование умения приобретать знания на практике; - формирование творческих умений. Под системой самостоятельных работ понимается совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Чтобы совокупность самостоятельных представляла систему, она должна удовлетворять, во-первых, основным дидактическим принципам. 1. Способствовать решению основных дидактических задач, приобретению прочных знаний, развитию познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать знания, расширять и углублять их, применять знания на практике. 2. Удовлетворять основным принципам дидактики (доступности, систематичности, связи теории с практикой, принципу обучения на высоком научном уровне, сознательности и творческой активности, дифференцированному подходу к учащимся). 3. Работы, входящие в систему должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию. 4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ такова, чтобы последующие логически вытекали из предыдущих и готовили почву для будущего, т.е. обеспечивались не только ближние, но и дальние связи. Наряду с рассмотренными выше способами классификации самостоятельных работ в физике используют классификацию по роли самостоятельных работ в формировании физических понятий. По данному признаку все самостоятельные работы подразделяются на шесть групп:
Научить учащихся самостоятельно работать с учебной и дополнительною литературой. Это значит сформировать у них обобщенные приемы, умения, познавательной и практической деятельности. Умения, формируемые в процессе изучения основ наук и необходимые для успешного их изучения, называются учебными умениями. По виду учебной деятельности все умения разделяются на пять групп: познавательные; практические; организационные; самоконтроля; оценочные. В обучении основную роль играют познавательные умения, т.е. умения самостоятельно приобретать знания. К основным познавательным умениям относятся: · работа с учебной и научно-популярной литературой; · проведение наблюдения и формулировка выводов, моделирование и построение гипотезы; · умение самостоятельно ставить эксперимент, и на его основе получать новые знания, объяснять явления и наблюдаемые факты; на основе теоретических знаний, предсказывать следствия из теории; Важную роль играет формирование практических умений: 1. пользоваться измерительным прибором; 2. вычислять; 3. строить и анализировать графики, раскрывающие функциональную зависимость между физическими величинами; 4. пользоваться лабораторными принадлежностями; 5. собирать электрические цепи и читать их схемы; 6. решать все виды задач и применять при вычислениях ЭВТ. При формировании умения и навыков самостоятельною работы, с литературой выделяют следующие виды работ: a) выделять в тексте основные структурные элементы системы научных знаний (научные факты, понятия, законы, теории, методы научного исследования); b) пользоваться планами обобщенного характера в процессе самостоятельного изучения основных структурных элементов системы научных знаний; c) работать со сложным текстом, делить его на части, а также систематизировать его по основным структурным элементам физической теории; d) конспектировать дополнительную литературу, составлять тезисные планы при подготовке к семинару, составлять библиографию, работать с каталогом; В обучении учащихся самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, основанном на структурно-логическом анализе содержания учебной дисциплины выделяются следующие этапы: 1. Выделять главное в тексте с помощью обобщенных планов; 2. Выделять в тексте основные структурные элементы физического знания;
3. Сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, физические величины, свойства веществ и полей, соответствующим основным признакам и характеристикам - в виде таблиц и схем; 4. Систематизировать учебный материал раздела по основным структурным элементам физической теории.
Сформированность познавательных умений определяется по трем уровням: низкий (учащийся выполняет лишь отдельные операции по обобщенному плану в хаотичной последовательности); средний (учащийся выполняет все операции, из которых слагается деятельность по обобщенному плану, но последовательность недостаточно продумана); высший (учащийся выполняет все операции продуманно, сознательно и последовательно).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |