Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа учащихся при изучении физики




Формирование познавательной активности невозможно рас­сматривать вне связи с проблемою самостоятельности. «Познавательная самостоятельность есть свойство личности, харак­теризующееся стремлением и умением учащегося без посторонней помощи овла­девать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности»

Организация самостоятельной работы учащихся должна быть направ­лена на решение двух взаимосвязанных задач:

1. учить самостоятельно овладевать знаниями;

2. учить самостоятельно применять знания и учения в практической деятельности.

При обосновании теории классификации самостоятельных работ берут за основу либо степень самостоятельности ученика, либо дидактическое назначение работы, либо содержание.

При изучении физики возможны такие виды самостоятельной работы учащихся:

· работа с учебной и справочной литературой, составление конспектов;

· решение задач и выполнение упражнений;

· лабораторные работы и фронтальный эксперимент, работа с раздаточ­ным материалом;

· подготовка сообщений и рефератов;

· наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок;

· рецензирование ответов и выступлений товарищей, дополнение их;

· изготовление некоторых приборов и учебных пособий (схем, плакатов);

· выполнение практических заданий во время экскурсий;

· постановка некоторых опытов и выполнение наблюдений в домашних ус­ловиях.

По основной дидактической цели самостоятельная работа классифицируется следующим образом:

- приобретение новых знаний, формирование умения самостоятельно приобретать знания

- формирование экспериментальных и измерительных умений и навыков;

- закрепление и уточнение знаний;

- формирование умения приобретать знания на практике;

- формирование творческих умений.

Под системой самостоятельных работ понимается совокупность взаимо­связанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Чтобы совокупность самостоятельных представляла систему, она должна удовлетворять, во-первых, основным дидактическим принципам.

1. Способствовать решению основных дидактических задач, приобре­тению прочных знаний, развитию познавательных способностей, формиро­ванию умения самостоятельно приобретать знания, расширять и углублять их, применять знания на практике.

2. Удовлетворять основным принципам дидактики (доступности, сис­тематичности, связи теории с практикой, принципу обучения на высоком научном уровне, сознательности и творческой активности, дифференцированному подходу к учащимся).

3. Работы, входящие в систему должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию.

4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятель­ных работ такова, чтобы последующие логически вытекали из предыду­щих и готовили почву для будущего, т.е. обеспечивались не только ближние, но и дальние связи.

Наряду с рассмотренными выше способами классификации самостоятельных работ в физике используют классификацию по роли самостоятельных работ в формировании физических понятий. По данному признаку все са­мостоятельные работы подразделяются на шесть групп:

 

Этапы формирования понятия Виды самостоятельных работ
I. Первичное знакомство с понятием. Выявление существенных признаков понятия. Работа с учебником, наблюдение явления, эксперимент, раздаточный материал. Работа по сравнению и сопоставлению данного понятия с другими, эксперимент, раздаточный материал и самостоятельная работа с ним учащегося.
II. Уточнение признаков понятия:  
a) выявление существенных признаков понятия Решение задач практического характера.  
b) отделение существенных признаков от несущественных Решение задач-вопросов.  
c) варьирование несущественных признаков понятия Решение графических задач (задач-рисунков).
d) дифференцировка понятий (сравнение, противо­поставление) Задания на сравнение и противопоставление с помощью таблиц: Применение заданий с выборочным ответом. Решение вычислительных задач.
III. Выработка умения оперировать понятием в решении задач поз­навательного и практического характера. Решение задач всех видов.  
IV. Конкретизация понятия, рас­ширение его объема. 1. Работа по наблюдению явления, понятие о котором формируется. 2. Работа с дополнительной литера­турой. 3. Работа со справочными таблицами. 4. Работа с раздаточным материалом и коллекциями.
V. Классификация и систематиза­ция понятия (умений соотно­сить данное понятие и др.). Задания по классификации и система­тизации с помощью схем и таблиц по различным признакам.
VI. Применение понятия при решении задач творческого характера. 1. Решение задач с неполными данными. 2. Решение задач-вопросов типа: «Что произойдет, если...?» «Что необходимо сделать для того, чтобы...?» 3. Эксперимент с элементом иссле­дования. 4. Сочинения по теме.

 

Научить учащихся самостоятельно работать с учебной и дополнительною литературой. Это значит сформировать у них обобщенные приемы, умения, познавательной и практической деятельности.

Умения, формируемые в процессе изучения основ наук и необходимые для успешного их изучения, называются учебными умениями. По виду учебной деятельности все умения разделяются на пять групп: познавательные; практические; организационные; самоконтроля; оценочные.

В обучении основную роль играют познавательные умения, т.е. умения самостоятельно приобретать знания. К основным познавательным умениям относятся:

· работа с учебной и научно-популярной литературой;

· проведение наблюдения и формулировка выводов, моделирование и построение гипотезы;

· умение самостоятельно ставить эксперимент, и на его основе по­лучать новые знания, объяснять явления и наблюдаемые факты; на основе теоретических знаний, предсказывать следствия из теории;

Важную роль играет формирование практических умений:

1. пользоваться измерительным прибором;

2. вычислять;

3. строить и анализировать графики, раскрывающие функциональную зависимость между физическими величинами;

4. пользоваться лабораторными принадлежностями;

5. собирать электрические цепи и читать их схемы;

6. решать все виды задач и применять при вычислениях ЭВТ.

При формировании умения и навыков самостоятельною ра­боты, с литературой выделяют следующие виды работ:

a) выделять в тексте основные структурные элементы системы науч­ных знаний (научные факты, понятия, законы, теории, методы научного исследования);

b) пользоваться планами обобщенного характера в процессе самостоя­тельного изучения основных структурных элементов системы научных знаний;

c) работать со сложным текстом, делить его на части, а также систематизировать его по основным структурным элементам физической теории;

d) конспектировать дополнительную литературу, составлять тезисные планы при подготовке к семинару, составлять библиографию, работать с каталогом;

В обучении учащихся самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, основанном на структурно-логическом анализе содержания учебной дисциплины выделяются следующие этапы:

1. Выделять главное в тексте с помощью обобщенных планов;

2. Выделять в тексте основные структурные элементы физического знания;

 

Научные   Понятия     Законы и Гипотезы, Методы
факты Свойства веществ Явления Физ. величины Приборы и установки установки теории исследования
               

 

3. Сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, физические величины, свойства веществ и полей, соответствующим основным признакам и характеристикам - в виде таблиц и схем;

4. Систематизировать учебный материал раздела по основным струк­турным элементам физической теории.

Научные Основание теории Основные Следствия Границы
факты Идеализированный объект Основные понятия положения теории теории применимости
           

 

Сформированность познавательных умений определяется по трем уровням: низкий (учащийся выполняет лишь отдельные операции по обоб­щенному плану в хаотичной последовательности); средний (учащийся выполняет все операции, из которых слагается деятельность по обобщенному плану, но последовательность недостаточно продумана); высший (учащийся выполняет все операции продуманно, соз­нательно и последовательно).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.