Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка достижения учащимися целей обучения физике




Под системой проверки понимают совокупность методов и форм проверки, ее периодичность, принципы формирования системы заданий, оценку и учет результатов проверки. Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Она позволяет установить достоинства и недостатки в знаниях и умениях уча­щихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную на­грузку школьников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, приучает избирательно отно­ситься к изучаемому материалу, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений.

Проверка, знаний и умений учащихся решает задачи обучения, если дидактические функции проверки реализуются в решении конкретных целей обучения определенному предмету. Можно выделить следующие учебные цели проверки:

· диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

· учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

· определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Цель обучения можно определить, указав конкретную систему научных знаний, познавательных умений и ту систему требований, которые будут предъявлены к учащимся в конце данного этапа обучения. В содержании цели обучения каждой конкретной темы должно быть определено, что ученики должны знать, понимать и на каком уровне:

а) физические понятия (явления, величины, установки);

б) основы физических теорий и основополагающие принципы, законы;

в) важнейшие практические применения физических явлений и закономерностей.

Следует определить, что учащиеся должны уметь, какими навыками обладать после изучения темы и на каком уровне:

а) самостоятельно применять физические закономерности к объяснению физических явлений;

б) применять математические методы для решения физических задач;

в) правильно обращаться с физическими приборами и выполнять основные физические измерения.

Проверка знаний является связующим звеном между уче­ником и учителем на протяжении всего урока. В зависимости от цели проверки и места ее в учебном процессе, от методов и средств, с помощью которых проводится проверка, она может выполнять различные функции: ориентирующую, диагностирую­щую, обучающую, воспитательную, развивающую и контроли­рующую.

Ориентирующая функция проверки заключается в том, что ее результаты дают возможность учителю направлять деятель­ность учащихся на преодоление пробелов и недочетов в их зна­ниях и на дальнейшее продвижение в освоении программного материала. Результаты проверки помогают и учителю, и уче­нику увидеть свои успехи и недостатки в учебной работе, и кроме того, проверка информирует дирекцию школы, родителей и общественность о постановке учебно-воспитательной работы по проверяемому предмету.

Обучающая функция проверки заключается в том, что с помощью проверки идет обучение, т, е. приобретение новых знаний и умений. Сам процесс выполнения проверочных заданий тоже является обучением, так как он либо дает ученику новую информацию из текста заданий, либо формирует ранее полученные знания до нового, более высокого уровня, либо формирует умения рационального учебного труда, т. е. умение самостоятельно учиться, работать с учебником, и справочникам. В учебном процессе при изучении нового материала мы проверяем чаще всего не столько для контроля, сколько для обучения. Главное, что должно выявляться в этом случае — это понимание нового материала и степень его освоения на уроке.

Если проверка позволяет не только выявить знания или не знания, но и установить причины хороших или слабых знаний и умений, то в этом случае проявляется диагностическая функция проверки. Для усиления диагностической направленности проверки необходимо при составлении заданий исходить из определенных предположений о причинах достоинств и недостатков в знаниях и умениях учащихся. Наиболее вероятные предположения должны служить основой для диагностических заданий (вопросов при устном опросе и задач для итоговой проверки). Устный опрос может быть сам диагностическим заданием для письменной проверки, но могут быть созданы специальные письменные диагностические задания, с помощью которых уточняются или устанавливаются причины хороших и слабых знаний. Так как причин может быть много (индивидуальные особенности ученика, сформированность знаний и умений по предыдущим темам, методы обучения, содержание обучения, т. е. качество программы и учебника, и т. д.), то диагностические задания должны быть строго направлены на выявление определённой причины слабых знаний и умений. Диагностические задания позволяют учителю точнее установить незнание учеников и целенаправленнее вести инди­видуальную работу с ними по совершенствованию уровня зна­ний и умений.

В процессе выполнения заданий учащиеся самостоятельно применяют знания в измененной и новой ситуации, делают вы­воды, обобщения, готовят доклады, выступают с сообщениями, доказательствами. Поскольку развитие учащихся зависит не только от объема знаний, но и от сформированности интеллектуальных умений (т. е. умений обобщать, делать выводы, ана­лизировать, синтезировать, абстрагировать и конкретизировать, другими словами, умений распоряжаться фондом своих зна­ний), а любая проверка не только выявляет умения распоря­жаться своими знаниями, но в какой-то степени формирует эти умения, то она способствует развитию умственных способностей учащихся. Если же проверка специально направлена на выяв­ление интеллектуальных умений, то она не только их выявляет, но и обязательно формирует. В этом случае развивающая функ­ция проверки проявляется в большей степени. Например, про­верка умения объяснять физические явления на основе изучен­ных понятий, законов, теорий, применять знания в новой си­туации не только выявляет сформированность этих умений, но и позволяет самостоятельно распоряжаться имеющимися зна­ниями и умениями, создавать свое объяснение, свой алгоритм применения знаний. В этом и заключается развитие умствен­ных способностей учащихся в процессе проверки.

Воспитательная функция проверки заключается в том,что она является первым и самым важным видом отчетности школь­ников о своих учебных успехах. При проверке ученик отчитывается о результатах своего учебного труда веред учителем и коллективом класса. Результаты его ус­пехов и недостатков становятся предметом общественной оцен­ки. Ответ ученика, его знания, отношение к учебе определяют его место в коллективе учащихся класса, отношение к нему учеников, учителей, родителей, а это имеет большое воспитательное значение.

Кроме общих функций, присущих любому звену учебного процесса, проверка имеет и свою специфическую, присущую только ей, -контролирующую функцию. Это одна из основных функций проверки, так как проверка, прежде всего, выявляет наличие или отсутствие знаний и умений, что является основой для управления учебным процессом.

Так как любая проверка может выполнять одновре­менно несколько функций (только одни в большей степени, а другие — в меньшей), то сделать четкую классификацию про­верок по их функциям довольно трудно. В каждом конкретном случае условно можно выделять одну-две главные функции, ко­торые определяются целью, содержанием и методами проверки.

По дидактическим целям проверка знаний бывает предварительной, текущей, тематической (периодической) и итоговой.

Предварительная проверка проводится перед изучением тех разделов и тем физики, которые изучаются вторично, и ставит своей целью выявление имеющихся знаний для правильной организации учебного процесса и индивидуальной работы с учащимися.

Текущая проверка служит для выявления степени усвоения учащимися знаний и умений по изучаемой теме и отдельных элементов учебного материала ранее изученных тем.

Тематическая (периодическая) проверка - знания выявляются не по отдельным элементам, в логической системе, соответствующей структуре учебной темы, усвоению обобщенных знаний.

Итоговая проверка проводится после изучения разделов в форме письменных контрольных работ или по полугодиям. При проверке усвоения знаний при переходе в следующий класс проводится либо письменная итоговая работа, либо устный экзамен. Письменная итоговая работа может представлять собой систему тестовых заданий.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устная проверка (фронтальная, индивидуальная), письменная (контрольные и самостоятельные работы, тесты, физические диктанты, сочинения и рефераты) и практическая (индивидуальные лабораторные работы, фронтальные лабораторные работы и опыты, физический практикум).

Виды проверки определяются не только по объему проверяемого учебного материала, но и по количеству охвачен­ных учащихся (индивидуальная, групповая, классная, массо­вая). Последней пользуются в основном органы народного об­разования, когда проверяют знания большого числа учащихся школ района, города, области, республики или страны. Для учителя результаты массовых проверок могут служить ориен­тиром в определении своих достижений. Если знания и умения учащихся по своему уровню такие же, как и результаты массовой проверки, то успехи класса можно считать средними, ес­ли лучше массовых — высокими, а если хуже, то низкими.

Ряд авторов под видом проверки понимают вид заданий (контрольная письменная работа, тесты-задания с выбором ответа, лабораторная и практическая работа, зачет, диспут, физический диктант и т. д.) или вид деятельности учеников (доклад-сообщение, решение задач, рассказ ученика, ответы учеников в процессе беседы и т. д.). Перечисленные и другие виды заданий и деятельности учеников в педагогической лите­ратуре часто называют формами проверки.

Проверка знаний и умений учащихся должна быть регулярной, объективной, всесторонней. -





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.